Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым

Выполнен анализ и обобщение законодательной базы Украины, с целью определения понятия "земельные ресурсы курортно-рекреационного назначения", а также определение и обоснование важности ведения государственного земельного кадастра на территории Украины. Особое внимание в ходе исследования...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2007
Автор: Кравченко, Н.А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2007
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/107583
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым / Н.А. Кравченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 115, Т. 2. — С. 55-57. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-107583
record_format dspace
spelling irk-123456789-1075832016-10-23T03:02:49Z Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым Кравченко, Н.А. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Выполнен анализ и обобщение законодательной базы Украины, с целью определения понятия "земельные ресурсы курортно-рекреационного назначения", а также определение и обоснование важности ведения государственного земельного кадастра на территории Украины. Особое внимание в ходе исследования уделяется проблемам использования территорий курортнорекреационного назначения в АРК. Виконаний аналіз і узагальнення законодавчої бази України, з метою визначення поняття "земельні ресурси курортно-рекреаційного призначення", а також визначення і обґрунтування важливості ведення державного земельного кадастру на території України. Особлива увага в ході дослідження приділяється проблемам використання територій курортно-рекреаційного призначення в АРК. It is made an analysis and generalization of Ukraine legislative base, with the purpose of determination of concept "resort recreation resources", and also determination and ground of importance of conducting the state land cadastre on territory of Ukraine. Special attention during research is taken to the problems of the use of resort recreation resources in AR Crimea. 2007 Article Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым / Н.А. Кравченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 115, Т. 2. — С. 55-57. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/107583 ru Культура народов Причерноморья Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Кравченко, Н.А.
Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
Культура народов Причерноморья
description Выполнен анализ и обобщение законодательной базы Украины, с целью определения понятия "земельные ресурсы курортно-рекреационного назначения", а также определение и обоснование важности ведения государственного земельного кадастра на территории Украины. Особое внимание в ходе исследования уделяется проблемам использования территорий курортнорекреационного назначения в АРК.
format Article
author Кравченко, Н.А.
author_facet Кравченко, Н.А.
author_sort Кравченко, Н.А.
title Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
title_short Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
title_full Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
title_fullStr Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
title_full_unstemmed Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым
title_sort учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории ар крым
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2007
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/107583
citation_txt Учет и контроль территорий курортно-рекреационного назначения путем введения системы земельного кадастра на территории АР Крым / Н.А. Кравченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 115, Т. 2. — С. 55-57. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kravčenkona učetikontrolʹterritorijkurortnorekreacionnogonaznačeniâputemvvedeniâsistemyzemelʹnogokadastranaterritoriiarkrym
first_indexed 2025-07-07T20:09:36Z
last_indexed 2025-07-07T20:09:36Z
_version_ 1837020193322172416
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 55 24. Кабінет Міністрів України. Постанова від 28 грудня 2001 р. № 1801. Про затвердження Програми роз- витку інвестиційної діяльності на 2002 – 2010 роки 25. Указ Президента України від 17.04. 2002 р. № 347 / 2002. Про Національну доктрину розвитку освіти 26. Кабінет Міністрів України. Постанова від 28 липня 2003 р. № 1174. Про схвалення Державної програми розвитку промисловості на 2003 – 2011 роки 27. Закон України. Про житлово-комунальні послуги (ВВР), 2004, № 47, ст. 514 28. Кабінет Міністрів України. Постанова від 08 вересня 2004 р. № 1183. Про затвердження Державної програми розвитку вищої освіти на 2005 – 2007 роки 29. Кабінет Міністрів України. Розпорядження від 20 березня 2006 р. № 158 – р. Про схвалення Концепції розвитку системи підвищення кваліфікації працівників на період до 2010 року. Кравченко Н.А. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА НА ТЕРРИТОРИИ АР КРЫМ Введение. Рекреационное природопользование является многогранной интегрированной сферой дея- тельности, которая на современном этапе развития общества, характеризуется доминантой ценностных со- циальных приоритетов экономики Крыма, выступает как одна из систем жизнеобеспечения, обеспечиваю- щая воспроизводство психического и физического здоровья человека. Таким образом, данная сфера дея- тельности выступает как социальный заказ, выполнение которого требует глубоких научных исследований, обеспечивающих в свою очередь сбалансированное управление данной сферой деятельности. Вопросам исследования земельного фонда Украины, подходам к его градации и учету эффективности его эксплуатации посвящены работы следующих ученых: Ефремова А.В., Ветровой Н.М., Бережной И.В, Трощеновского А.П., Кононова В.В, Шурды К.Э., Жигалова Е.А. Рассматривая различные аспекты все уче- ные отмечают ряд проблем, которые являются на данный момент наиболее актуальными для Крыма: про- блемы экологической безопасности, целевого использования территорий, снятия социальной напряженно- сти, эффективности работы курортно-рекреационной отрасли. Постановка проблемы. Сегодня в структуре экономики Крыма значительная роль принадлежит про- мышленному комплексу, это одна из ведущих отраслей экономики. Предприятия промышленности, напри- мер, ЗАО «Крымский титан» и ОАО «Крымский содовый завод» являются бюджетообразующими. На про- мышленный комплекс приходится шестая часть валовой добавленной стоимости республики, доля про- мышленности в формировании доходной части общереспубликанского бюджета в 2006 году превысила 40% [1]. Однако стратегия развития Крыма предусматривает смещение приоритетов в сторону санаторно- курортного хозяйства и сферы сопутствующих услуг. Именно за счет этих отраслей можно увеличить до- ходную часть бюджета. Целью данной статьи выступает обобщение законодательной базы Украины, для определения понятия «земельные ресурсы курортно - рекреационного назначения», а также определение и обоснование важности ведения государственного земельного кадастра на территории Украины. Результаты исследования. Крым обладает огромным потенциалом: климатолечение, бальнеология, здравницы с мощной и разносторонней лечебной базой, источники целебных грязей и минеральных вод, свыше тысячи памятников истории и культуры, многие из них мирового значения и поэтому привлекают туристов. Однако весь этот ресурс пока используется не полностью, есть возможность для интенсификации. К примеру, из более чем 30 озер с минеральной грязью на полуострове в лечебных целях используются все- го 3; ярко выраженная сезонность в работе курортно-рекреационного комплекса - сегодня большинство са- наторно-курортных учреждений работают всего несколько месяцев [2]. Помимо этого в последние годы наметилась тенденция отчуждения участков ценных в рекреационном отношении ландшафтов под частное строительство, что в дальнейшем в соответствии сможет привести к безвозвратной потере многих уникаль- ных в природном отношении природных комплексов. Эта проблема может быть решена только на основе учета и оценки рекреационных земель на регио- нальном уровне. К рекреационным землям необходимо относить территории, которые являются местами массового организованного и неорганизованного отдыха населения, обладают ценными для воспроизводст- ва здоровья параметрами ландшафтов. Эти территории следует рассматривать как сложные производствен- но-территориальные комплексы с присущей им структурой угодий, включающей различные категории зе- мель, на которых размещаются или могут размещаться рекреационные структуры [6]. Сейчас такие земли находятся в ведомственной принадлежностей различных землепользователей, и их использование и регу- лирование состояния имеют тенденцию к административной и ведомственной разобщенности. Выделение их в категорию земель рекреационного назначения позволит устранить ведомственную разобщенность, раз- вивать во многих регионах рекреацию как сферу экономики общегосударственного уровня, а также позво- лит осуществлять административное регулирование и реальное слежение за использованием памятников природы, уникальными ландшафтами и объектами историко-культурного наследия, которые при сложив- шейся в данный момент ситуации большей частью имеют статус особо - охраняемых территорий лишь на Кравченко Н.А. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА НА ТЕРРИТОРИИ АР КРЫМ 56 бумаге, но на самом деле являются объектами, которые используются для экстенсивной стихийной рекреа- ции. Согласно ст. 50 ЗК Украины к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий. При этом согласно ст.51 кодекса в состав земель рекреационного назначения входят [3]: • земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно- туристских и экологических троп, маркированных трасс, • земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристских баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско- оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристских станций, детских и спор- тивных лагерей, других аналогичных объектов, а также • земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов ста- ционарной рекреации. В то же время согласно ст. 52 ЗК Украины земли рекреационного назначения [3]: 1. Могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. 2. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также отрицательно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель. 3. Порядок использования земель рекреационного назначения определяется законом. Отсутствие четко определенных условий курортно - рекреационного землепользования, а также реаль- но функционирующего механизма контроля над субъектами, владеющими земельными ресурсами курортно - рекреационного назначения, обуславливают беспорядочный и во многом неправой характер экономиче- ской деятельности в этих районах. Очень важную роль в решении этих проблем играет ведение государственного кадастра земель, кото- рый позволит вести строгий контроль за соблюдением правильности оформления и формирования земель- ных участков, систематизировать сведения, поступающие при ведении государственного учета земельных ресурсов, регулировать платежи при оформлении сделок с земельными участками, а также контролировать характер и интенсивность деятельности на курортно-рекреационных территориях [4]. Полная и достоверная информация о земельных ресурсах и прочно связанных с земельными участками объектов иной недвижимости позволят органам исполнительной власти принимать обоснованные решения по экономическому и социальному развитию города, административного района и страны в целом. Сбор, обработку, хранение и предоставление информации о земельных ресурсах в интересах рацио- нального землепользования, управление земельно-имущественным экономическим комплексом регионов призвана обеспечить создаваемая в Украине система государственного земельного кадастра. Система ведения государственного земельного кадастра должна быть обеспечена профессионально грамотными технологиями формирования земельных участков и юридически точно выстроенной схемой кадастрового учета земель, представленных в данной дипломной работе, чтобы не зависеть от изменений законодательной базы. Под эффектом системы государственного кадастрового учета необходимо понимать результат земель- но-кадастровых действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях. Под эффективностью системы государственного кадастрового учета – проведение определенного объ- ема и вида земельно-кадастровых действий для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов [5]. Эффективность системы государственного земельно-кадастрового учета бывает: − экономическая, в которую входит результативность государственной и муниципальной деятельности по созданию и ведению систем земельного кадастра и управлению земельными ресурсами, характери- зуемая отношением полученного эффекта (результата) к затратам ресурсов; − информационно-социальная – это формирование земельных отношений, создание многообразных субъ- ектов земельных отношений и охрана их прав, которые обеспечивают высокий уровень удовлетворения потребностей в земельно-кадастровой информации и услуг на потребительском рынке; минимизацию времени, затрачиваемого на получение информации и услуг и т.д.; − организационно-техническая – эффективность процесса планирования, организации, управления и тех- нико-технологического обеспечения процесса кадастрового учета [4]. Под эффектом совершенствования системы государственного кадастрового учета необходимо пони- мать результат действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а под эффективностью определенного объема и вида земельно-кадастровых работ для повышения качества и степени использова- ния земельных и информационных ресурсов [6]. Экономическая эффективность деятельности органов власти определяется отношением полученных ре- зультатов к производственным затратам. Критерием экономической эффективности системы государствен- ного кадастра может быть создание самодостаточной, самофинансируемой системы для обеспечения нор- мального ее функционирования. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 57 Выводы и перспективы дальнейшего исследования. Таким образом, при помощи создания системы учета и контроля использования земельного фонда Украины, путем введения кадастровой системы, можно решить ряд проблем связанных с нецелевым использованием земель, экстенсивным подходом к землеполь- зованию, а также обеспечить плановые отчисления в бюджеты различных уровней. Для крымского региона, ориентированного на туризм и рекреацию, разграничение и распределение земель имеет ключевое значе- ние. Ограниченность земельных ресурсов, а также их особенность, обусловленная, прежде всего, природно- климатическими гео–экономическими условиями, формирует острую потребность во введении кадастровой системы учета земельного фонда курортно-рекреационного назначения. Актуальность и проблемность во- просов, связанных с курортно - рекреационным землепользованием, во многом обуславливаю необходи- мость продолжения научных исследований в данном направлении, а современная экономическая ситуация, в свою очередь, формирует потребность в поиске наиболее эффективных путей использования контроля над земельным фондом Украины. Источники и литература 1. http://www.k-telegraph.kiev.ua/N18/privatiz.htm,http://www.minek.crimea- portal.gov.ua/rus/index.php?v=5&tek=343&par=331&art=592 2. http://www.obzor.crimea.ua/stare.php?mark=65&day=19&month=04&year=2006 3. Земельний кодекс України: закон N 2229-IV ( 2229-15 ) від 14.12.2004, ВВР, 2005, N 4, С.103 4. Постанова ВР України «Про направлення проекту Закону України про державний земельний кадастр на повторне друге читання» вiд 22.12.2005 № 3275-IV, ВВР, 2005, N 5, С. 74 5. Ефремов А. В, Ветрова Н.М, Бережная И.В. Сфера рекреации: роль и значение в жизни общества. // Формирование окружающей среды на урбанизированных территориях Крыма / Ред. А.П. Трощенов- ский. – Симферополь: КИПКС, 1996.- С. 24 6. Кудрявцев В.Б., Шумский В.М. Рекреационное хозяйство Крыма, Крым настоящее и будущее: сб. ста- тей. – Симферополь, 1995. – С.114 Татаринцева А.С. АНАЛІЗ ОСНОВНИХ ФОРМ ПАРТНЕРСТВА ТУРИСТИЧНИХ СУБ’ЄКТІВ У ПРОЦЕСІ ФОРМУВАННЯ ТУРИСТИЧНИХ ПРОДУКТІВ Актуальність. Сучасний стан і інтенсивність розвитку світового ринкового середовища, глобалізація і інтернаціоналізація ринків, розмивання географічних і економічних меж між різними країнами є основними напрямками, відповідно до яких відбувається переорієнтація основних концепцій здійснення діяльності майже всіх підприємств різних галузей економіки. Найбільш активно дані зміни впроваджуються в діяльно- сті організацій сфери послуг і туризму, що динамічно розвиваються. Розширення меж туристичного ринку, зміна потреб і смаків споживачів, структури їх цінностей і вимог до якості надаваних послуг, підвищення інтенсивності подорожей призводять до зміни акцентів в організа- ції роботи суб’єктів туристичної галузі, вимагає від них використовувати інноваційні методи ведення бізне- су, які є обов’язковими в умовах інтернаціоналізації. Одним із пріоритетних напрямків є використання стратегії партнерства, що виступає передумовою формування тісної співпраці між різними діячами ринку за умов повного врахування всіх їх інтересів, незважаючи на географічну розгалуженість. Аналіз останніх досліджень. Багато науковців і практиків, що здійснюють свою роботу в рамках тури- зму, усвідомлюють необхідність вдосконалення існуючих методів ведення діяльності на основі викорис- тання принципів синергізму, системності і комплексності. В напрямку розробки механізмів організації і ре- гулювання діяльності туристичної галузі здійснюють свої дослідження такі вітчизняні науковці як Кузьмін О. [1], Гайдук А. [1, 2], Димеденко І. [3], Романюк С. [4], Ткаченко Т. [5], Шульгина Л. [6]. Існує багато роз- робок в даному напрямку і в закордонній літературі, але їх впровадження в межах вітчизняної економічної практики ведення підприємницької діяльності є досить ускладненим. Невирішена раніше частина загальної проблеми. Серед опублікованих робіт в більшій мірі приді- лено увагу дослідженню стану туристичних підприємств, однак актуальними і частково дослідженими за- лишаються питання щодо розробки нових і систематизації існуючих підходів до формування системи принципів і заходів управління, планування, контролю і регулювання діяльності суб’єктів туризму. При цьому мають бути максимально враховані особливості вітчизняного туристичного сектору. Постановка завдання. Метою даного дослідження є узагальнення існуючих підходів до організації ді- яльності туристичних підприємств на національному і міжнародному рівнях в умовах глобалізації ринків, систематизація сучасних стратегій підприємництва в рамках партнерської взаємодії як передумови для фо- рмування комплексного механізму функціонування суб’єктів туристичної галузі в процесі створення і реа- лізації туристичних продуктів. Основні результати. Сучасне українське економічне середовище, в якому функціонують підприємства є досить непостійним і складним, адже складається з багатьох факторів, які прямо чи опосередковано впли- вають на кінцеві результати діяльності підприємств. Головним чином все це зумовлено неможливістю пе- редбачити і здійснити прогнози майбутніх змін через нестачу інформації і невпевненості в її достовірності, а також поліструктурності елементів навколишнього середовища http://www.k-telegraph.kiev.ua/N18/privatiz.htm,http://www.minek.crimea http://www.obzor.crimea.ua/stare.php?mark=65&day=19&month=04&year=2006