Развитие морехозяйственного комплекса Крыма
Gespeichert in:
Datum: | 2002 |
---|---|
Hauptverfasser: | , , |
Format: | Artikel |
Sprache: | Russian |
Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2002
|
Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
Schlagworte: | |
Online Zugang: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/109008 |
Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Zitieren: | Развитие морехозяйственного комплекса Крыма / А.Г. Бабенко, Р.Ф. Аметов, О.М. Хмелёва // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 58-60. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-109008 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-1090082016-11-19T03:02:10Z Развитие морехозяйственного комплекса Крыма Бабенко, А.Г. Аметов, Р.Ф. Хмелёва, О.М. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 2002 Article Развитие морехозяйственного комплекса Крыма / А.Г. Бабенко, Р.Ф. Аметов, О.М. Хмелёва // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 58-60. — рос. 1562-0808 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/109008 ru Культура народов Причерноморья Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Russian |
topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Бабенко, А.Г. Аметов, Р.Ф. Хмелёва, О.М. Развитие морехозяйственного комплекса Крыма Культура народов Причерноморья |
format |
Article |
author |
Бабенко, А.Г. Аметов, Р.Ф. Хмелёва, О.М. |
author_facet |
Бабенко, А.Г. Аметов, Р.Ф. Хмелёва, О.М. |
author_sort |
Бабенко, А.Г. |
title |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма |
title_short |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма |
title_full |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма |
title_fullStr |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма |
title_full_unstemmed |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма |
title_sort |
развитие морехозяйственного комплекса крыма |
publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
publishDate |
2002 |
topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/109008 |
citation_txt |
Развитие морехозяйственного комплекса Крыма / А.Г. Бабенко, Р.Ф. Аметов, О.М. Хмелёва // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 58-60. — рос. |
series |
Культура народов Причерноморья |
work_keys_str_mv |
AT babenkoag razvitiemorehozâjstvennogokompleksakryma AT ametovrf razvitiemorehozâjstvennogokompleksakryma AT hmelëvaom razvitiemorehozâjstvennogokompleksakryma |
first_indexed |
2025-07-07T22:25:37Z |
last_indexed |
2025-07-07T22:25:37Z |
_version_ |
1837028750578941952 |
fulltext |
Бабенко А.Г., Аметов Р.Ф., Хмелёва О.М.
РАЗВИТИЕ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА
Экономико-географическое, геополитическое положение Крыма, имеющийся производственный и
трудовой потенциал дают основания считать одним из приоритетных направлений социаль-
но-экономической политики Крыма - сохранение и развитие морехозяйственного комплекса, который, иг-
рая большую самостоятельную роль, еще и гармонично стыкуется по многим пунктам с рекреационно -
туристическим комплексом
Морехозяйственный комплекс в широком его понимании включает и порты, и судоремонт, и судо-
строение, и весь флот. Как и рекреационно-туристический комплекс, комплекс морехозяйственный играет
большую роль в обеспечении занятости населения Крыма /только в судостроении - на заводах и в других
организациях отрасли - занято до 60 тыс.чел./. В связи с этим при разработке программы развития Крыма в
новых экономических и геополитических условиях названному комплексу должно быть уделено особое
внимание именно как целому. В настоящем же работе затрагиваются лишь вопросы использования морских
портов и применения статуса свободных экономических зон /свободных гаваней/.
В целях основательной проработки возможности и целесообразности, высказанной представителями
заказчика при заключении договора идеи формирования в портах Крыма свободных зон, в ходе подготовки
концепции при посредничестве Гамбургского института права им. Макса Планка был приобретен непо-
средственно в Гамбурге, часть порта которого имеет статус вольной гавани уже более ста лет, полный пакет
нормативных актов к других материалов, определяющих статус гавани, и ее технико-экономическую ха-
рактеристику.
Сравнительный анализ данных вольной гавани Гамбурга и портов Крыма показывает, что наиболее
перспективен в плане создания свободной зону Севастополь.
Проработка вопроса о создании свободных зон ведется также в Керчи и Феодосии. При завершении
проработок следует учесть общие тенденции и перспективы загрузки этих портов и портов Приазовья, тем
более что Керчь, как и порты Северного Приазовья, входит в систему Азовского морского пароходства. Это
сравнение представляет интерес в том плане, что и в Крыму, и в Северном Приазовье можно рассчитывать
на примерно одинаковое источники и направления грузопотоков, а перспективы портов Крыма нельзя
оценить без учета перспектив портов Приазовья.
В настоящее время, в этом направлении предприняты действенные меры – принят Закон Украины «О
специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития и специальной
экономической зоне «Порт Крым» в автономной республике Крым».
Изученные данные не дают оснований для особого оптимизма в плане эффективности создания сво-
бодных зон в настоящее время, ибо надежды на рост транзита грузов через порты Крыма пока не находят
подтверждения. Наметилась также тенденция развития Россией перевозок через собственные порты на
Азовском и Черном морях. А именно из России и в Россию, как показывают данные по крупнейшему порту
в регионе Таврии - Приазовья - Мариуполю идет основной поток транзитных грузов через названные порты
(табл. 1.).
Но все же проработку проектов прекращать не следует, ибо возможно увеличение в перспективе гру-
зопотоков из республик Центральной Азии и Азербайджана и в эти республики из других стран через порты
Крыма и Северного Приазовья.
С распадом СССР перевозка российских грузов в экспорте-импорте транспортным флотом Украины и
через ее порты стала невыгодна для России, так как весь фрахт за перевозки Россия должна оплачивать в
валюте и, кроме того, платить за перевозки грузов через территорию Украины и ее железнодорожный
транспорт. В связи с этим можно ожидать, что Россия будет стремиться обеспечивать перевозки экспорт-
но-импортных грузов своим флотом.
На Азовском море Украина располагает тремя портами: Мариупольским, Бердянским и Керченским.
До перестройки объемы погрузочно-разгрузочных работ по этим портам составляли: в Мариупольском
порту - 11,7 млн.тонн, в Бердянском порту - 3,5 млн.тонн и Керченском порту -2,1 млн.тонн.
После распада Советского Союза в самом крупном среди портов Приазовья и восточного Крыма -
Мариупольском порту объем грузооборота сократился на 4,4 млн.тонн /на 38%/, в Бердянском порту -на 2,1
млн.тонн /на 62%/. в Керченском порту - на 0.7 млн.тонн /на 35%/.
Следовательно, в настоящее время только по украинским портам Азовского бассейна имеется резерв
мощностей в размере более 7 млн.тонн. Грузы Украины в общем грузообороте портов в 1992 году соста-
вили 33%, грузы России - 54 и 13% - остальных стран СНГ.
Порты Феодосия. Ялта, Севастополь /Камышовая бухта/, Евпатория до начала 1990–х годов не ис-
пользовались на переработке экспортно-импортных грузов. В настоящее время Феодосийский порт по-
лучил разрешение на заход иностранных судов а Камышовая бухта приступает к работе с экспорт-
но-импортными нрузами.
Однако по всем портам Северного Приазовья и Крыма наблюдается падение объемов грузооборота /см.
табл.3/. В Мариупольском порту объем переработок экспортно-импортных грузов по сравнению с 1986 г.
сократился на 28%, Бердянском - на 48%, Керченском - на 44%, Феодосийском - на 66%, а, следовательно,
резерв пропускной способности по экспортно-импортным грузам по сравнению с 1986 годом составляет 3,9
млн. тонн, и по каботажным грузам - 3 млн. тонн.
Производить оценку возможностей железнодорожного транспорта, автострад, связи для обеспечения
эффективного использования портов, планируя увеличение грузооборота при наличии резерва пропускной
способности по сравнению с 1986 годом 7 млн.тонн, нецелесообразно.
Необходимо отметить, что возможности причального оборудования портов Мариуполя, Бердянска и
Керчи позволяют обрабатывать суда с генеральными и навалочными грузами с валовой интенсивностью на
уровне аналогичных иностранных портов. По оснащенности крановым оборудованием названные порты
превосходят аналогичные порты Японии и Германии.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что целесообразно создать крымскую корпорацию по
транзитным перевозкам, которая могла бы на первых порах хотя бы скоординировать деятельность крым-
ских портов и заинтересованных транспортных и других структур в деле привлечения потенциальных
грузоотправителей и грузополучателей на основе долгосрочных соглашений о перевозках именно через
Крым. При этом необходимо провести определенную работу с участием правительственных структур с
входящими в СНГ странами Центральноазиатского региона, экспортно-импортные связи которых с Запа-
дом должны возрасти, предложив им более благоприятные условия, чем могут быть при транспортировке
через российские порты. Их можно было бы, в частности, заинтересовать предоставлением каких-либо
льгот в использовании рекреационно-туристического потенциала Крыма.
В деятельности предлагаемой корпорации могли бы принять активное участие представители крым-
ско-татарского народа и других подвергшихся депортации этнических групп населения Крыма, имеющих
деловые и личные связи в Центральноазиатских государствах СНГ и за его пределами.
Параллельно можно продолжать уже начавшиеся работы по проектированию и созданию в портах
свободных экономических зон или просто открытых складов. На последнюю форму - открытый склад - у
нас почему-то не обращается внимания, хотя она имеет распространение в ряде стран /Италия, Испания,
Португалия и др./. Б последнее время названные выше порты имеют резервы пропускной способности. В
процессе решения вопросов, связанных с разделом Черноморского флота, было бы целесообразно рас-
смотреть возможности высвобождения территорий /включая военные аэропорты/, акваторий, военных
складов для создания свободных зон и открытых складов. Наличие резервов пропускной способности и
вероятность расширения потенциала за счет конверсии позволяет рассчитывать на решение вопросов в ос-
новном собственными силами.
В целях создания условий для развития портов необходимо также решить проблему сбалансирован-
ности системы ценообразования и тарифе на перевозку. Именно эта несбалансированность и обусловливает
сокращение объема перерабатываемых в портах грузов, т.к. большинство из них становится не выгодным
ни перерабатывать, ни перевозить До чего доводит такое положение можно ощутить только непосредствен-
но столкнувшись с администрацией портов и пароходств при разработке грузовой линии.
Изучение вопроса показало также, что сейчас возникла проблема не столько развития портов, сколько
использования флота, его сохранения, эксплуатации, развития. В этом плане представляется целе-
сообразным в ходе дальнейшей работы целесообразно было бы рассмотреть вопрос о создании в Крыму
государственно-хозяйственной структуры, способной координировать деятельность всего морехозяй-
ственного комплекса Крыма.
Таблица 1. Прибытие импортных грузов по странам назначения в 2000 году
(по Мариупольскому порту)
Страна назна-
чения
Род груза, в тыс. тонн
оборудов. металлы зернов. продов. то-
вары
грузы в
контейн.
прочие Итого Уд. вес
1. Украина 3,1 7,0 85,0 10,2 5,8 2,9 114,0 7,8
2. Россия 11,5 13,8 449,2 123,7 339,5 58,5 996,2 67,9
3. Казахстан - - 31,0 - 5,0 - 36,0 2,5
4. Узбекистан 5,0 - 95,8 - 0,7 - 101,5 6,9
5. Кыргызстан - - 16,8 - - - 16,0 1,1
6. Грузия - - 12,0 - 6,0 - 18,0 1,2
7. Армения - - 17,0 - 5,0 - 22,0 1,5
8. Азербайджан - - 80,6 51,3 10,1 - 142,0 9,7
9. Таджикистан - - 15,0 - - 6,0 21,0 1,4
ВСЕГО: 19,6 20,8 801,6 185,2 372,1 67,4 1443,9 100,0
Таблица 2. Прибытие экспортных грузов по странам назначения в 2000 году
(по Мариупольскому порту)
Страна
отправления
Род груза, тыс. тонн
ме
та
л.
че
рн
.
ру
да
х
ро
м.
не
фт
е
ко
кс
ми
не
р
уд
об
р
цв
ет
м
ет
ал
.
уг
ол
ь
об
ор
уд
.
гр
уз
ы
в
ко
нт
йн
ко
кс
чу
гу
н
пр
оч
ие
ит
ог
о
уд
.в
ес
1.Украина 482,4 - - - - 1549,5 5,0 16,1 2,9 118,9 6,5 2181,3 41,6
2.Россия 113,5 - - 1413,9 - 946,5 7,2 74,2 - - 44,4 2599,7 49,6
3. Казахстан 16,0 204,7 - - 10,2 46,5 - 2,4 - - 2,0 281,8 5,4
4. Узбекистан - - 76,4 - - - - 0,3 - - - 76,7 1,5
5.Кыргыстан - - - - 11,1 - - - - - - 11,1 0,2
6. Беларусь - - - 47,6 - - - - - - - 47,6 0,9
7. Туркмени-
стан - - - - - - - 9,0 - - - 9,0 0,2
8. Грузия 32,9 - - - - - - - - - - 32,9 0,6
ВСЕГО: 644,8 204,7 76,4 1461,3 21,3 2542,5 12,2 102,0 2,9 118,9 52,9 5240,1 100,0
Таблица № 3. Основные характеристики портов Крыма и Северного Приазовья
№
п/п
Наименование
основных ха-
рактеристик
Ед.
изм
Министерство транспорта Украины
Мариупольский Бердянский Керченский
1990 2000 2000 к
1990 в % 1990 2000 2000 к
1990 в % 1990 2000 2000 к
1990 в %
1. Объем погруз.
работ
тыс.
тонн 11670 7280 62 3500 1400 40 2100 1400 67
в том числе:
экспорт, импорт - 9240 6690 72 2400 1240 52 830 800 96
каботаж - 2430 590 24 1100 160 15 1270 600 47
2. Количество
причалов
ед. 15 15 100 9 10 111 7 7 100
3.
Количество
портальных
кранов
- 60 58 97 30 32 107 31 31 100
4. Количество ав-
топогрузчиков - 166 125 75 69 73 106 66 61 92
Продолжение таблицы 3
№
п/п
Наименование
основных ха-
рактеристик
Ед.
изм
Мин. трансп. Украины Итого мин. транспорта
Государственный департамент
рыбного хозяйства
Феодосийский Камышовая бухта
1990 2000 2000 к
1990в % 1990 2000 20000к
1990 в % 1990 2000 2000к
1990в %
1. Объем погруз.
работ
тыс.
тонн 1355 616 46 18625 10696 57 470 272 58
в том числе:
экспорт, импорт - 179 70 34 12649 8790 70 - - -
каботаж - 1176 556 47 5976 1906 32 - - -
2. Количество
причалов
ед. 4 4 100 35 36 103 5 5 100
3.
Количество
портальных
кранов
- 10 11 111 131 132 101 9 12 133
4. Количество ав-
топогрузчиков - 29 28 97 330 287 87 30 33 110
|