Комплексный подход к решению проблемы химической безопасности на судах-газовозах

Проведен анализ экономических предпосылок и дан обзор основных тенденций опережающего развития одного из наиболее технически сложных видов морского транспортного флота – судов-газовозов. Показано, что за последние два десятилетия совершенствовалась технология перевозки, существенно возр...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2013
Автори: Шафран, Л.М., Голикова, В.В.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Фізико-хімічний інститут ім. О.В. Богатського НАН України 2013
Назва видання:Актуальні проблеми транспортної медицини
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/139978
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Комплексный подход к решению проблемы химической безопасности на судах-газовозах / Л.М. Шафран, В.В. Голикова // Актуальні проблеми транспортної медицини. — 2013. — № 3 (33). — С. 34-44. — Бібліогр.: 15 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Проведен анализ экономических предпосылок и дан обзор основных тенденций опережающего развития одного из наиболее технически сложных видов морского транспортного флота – судов-газовозов. Показано, что за последние два десятилетия совершенствовалась технология перевозки, существенно возросли размеры, грузовместимость судов, выросли уровень автоматизации и степень борьбы с грузопотерями, прежде всего, применительно к транспортировке природных газов (суда типа LNG). При перевозке химического сырья (суда типа LPG) снизилась степень контакта членов экипажа с перевозимым грузом и величина действующих концентраций (только в 17 % отмечено превышение ПДК). Тем не менее, такие этапы, как погрузка, выгрузка, переход морем с грузом на борту остаются наиболее опасными с токсиколого-гигиенических позиций. Поскольку токсикокинетика и токсикодинамика экспозиции членов экипажей газовозов перевозимыми опасными грузами детально изучена ранее (приведены соответствующие ссылки), в работе основное внимание уделено комплексной оценке системы химической безопасности, выяснению степени специфичности психофизиологических изменений и изучению динамики восстановления нарушенных функц ий. Показано, что регистрируемые психофизиологические сдвиги обусловлены оксидативным и психоэмоциональным стрессом, а их специфичность в новых условиях эксплуатации газовозов при существенном ограничении времени пребывания моряка в условиях химической опасности, в подавляющем большинстве случаев минимизируется. Время, необходимое для нормализации изучаемых показателей в основном ограничено двухнедельным сроком пребывания на берегу, а после 4-хнедельного отдыха они по большинству маркеров превосходят таковые у моряков контрольной группы. Предложен комплексный подход к решению задач химической безопасности, который включает повышение эффективности работы средств индикации химического загрязнения судовой среды и системы кондиционирования воздуха, контроль герметичности жилой надстройки, навигационного комплекса, машинного отделения и камбуза, перманентную подготовку членов экипажа по вопросам химической безопасности с организацией соответствующего тренинга, осуществление мер по повышению стрессоустойчивости моряков. Поскольку украинские моряки работают на газовозах иностранных судовладельцев, основы знаний, умений и навыков для обеспечения химической безопасности в рейсах должны закладываться уже на стадии обучения в морских учебных заведениях.