Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов
В статье рассмотрено влияние переходных процессов в вентильном электродвигателе на характер его механической характеристики. Получена кривая изменения тока на интервале коммутации. Предложена методика расчета механической характеристики с учетом переходных процессов....
Saved in:
Date: | 2005 |
---|---|
Main Authors: | , |
Format: | Article |
Language: | Russian |
Published: |
Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
2005
|
Series: | Електротехніка і електромеханіка |
Subjects: | |
Online Access: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/142543 |
Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Cite this: | Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов / А.Н. Гетя, В.Б. Финкельштей // Електротехніка і електромеханіка. — 2005. — № 2. — С. 15-18. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-142543 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-1425432018-10-12T01:23:02Z Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов Гетя, А.Н. Финкельштейн, В.Б. Електричні машини та апарати В статье рассмотрено влияние переходных процессов в вентильном электродвигателе на характер его механической характеристики. Получена кривая изменения тока на интервале коммутации. Предложена методика расчета механической характеристики с учетом переходных процессов. В статі розглянуто вплив перехідних процесів у вентильному електродвигуну на характер його механічної характеристики. Отримана крива зміни струму на інтервалі комутації. Запропонована методика розрахунку механічної характеристики з врахуванням перехідних процесів. In the paper, influence of transient processes in an inverter-fed electromotor on its mechanical characteristic behavior is studies. A current curve within the commutation range is obtained. A technique of mechanical characteristic calculation with allowance for transient processes is introduced. 2005 Article Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов / А.Н. Гетя, В.Б. Финкельштей // Електротехніка і електромеханіка. — 2005. — № 2. — С. 15-18. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 2074-272X http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/142543 621.313 ru Електротехніка і електромеханіка Інститут технічних проблем магнетизму НАН України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Russian |
topic |
Електричні машини та апарати Електричні машини та апарати |
spellingShingle |
Електричні машини та апарати Електричні машини та апарати Гетя, А.Н. Финкельштейн, В.Б. Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов Електротехніка і електромеханіка |
description |
В статье рассмотрено влияние переходных процессов в вентильном электродвигателе на характер его механической характеристики. Получена кривая изменения тока на интервале коммутации. Предложена методика расчета механической характеристики с учетом переходных процессов. |
format |
Article |
author |
Гетя, А.Н. Финкельштейн, В.Б. |
author_facet |
Гетя, А.Н. Финкельштейн, В.Б. |
author_sort |
Гетя, А.Н. |
title |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
title_short |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
title_full |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
title_fullStr |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
title_full_unstemmed |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
title_sort |
расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов |
publisher |
Інститут технічних проблем магнетизму НАН України |
publishDate |
2005 |
topic_facet |
Електричні машини та апарати |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/142543 |
citation_txt |
Расчет характеристик вентильных электродвигателей с учетом переходных процессов / А.Н. Гетя, В.Б. Финкельштей // Електротехніка і електромеханіка. — 2005. — № 2. — С. 15-18. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
series |
Електротехніка і електромеханіка |
work_keys_str_mv |
AT getâan rasčetharakteristikventilʹnyhélektrodvigatelejsučetomperehodnyhprocessov AT finkelʹštejnvb rasčetharakteristikventilʹnyhélektrodvigatelejsučetomperehodnyhprocessov |
first_indexed |
2025-07-10T15:14:52Z |
last_indexed |
2025-07-10T15:14:52Z |
_version_ |
1837273442427076608 |
fulltext |
Електротехніка і Електромеханіка. 2005. №2 15
УДК 621.313
РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕНТИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ
ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
Гетя А.Н.
ГП "Харьковское агрегатное конструкторское бюро"
Украина, 61023, Харьков, ул. Сумская, 132, ГП "ХАКБ"
тел. (057) 707-02-71, факс (057) 707-02-73, E-mail: khadb@ukr.net
Финкельштейн В.Б., д.т.н., проф.
Харьковская Национальная академия городского хозяйства
Украина, 61002, Харьков, ул. Революции, 12, ХНАГХ, кафедра "Электротехника"
тел. (057) 732-93-69, E-mail: final@kharkov.ukrpack.net
В статі розглянуто вплив перехідних процесів у вентильному електродвигуну на характер його механічної характери-
стики. Отримана крива зміни струму на інтервалі комутації. Запропонована методика розрахунку механічної харак-
теристики з врахуванням перехідних процесів.
В статье рассмотрено влияние переходных процессов в вентильном электродвигателе на характер его механической
характеристики. Получена кривая изменения тока на интервале коммутации. Предложена методика расчета меха-
нической характеристики с учетом переходных процессов.
Вентильные электродвигатели находят примене-
ние в современной авиационной технике в качестве
привода насосных станций, в гидравлических и элек-
тромеханических следящих приводах, в различных
электромеханизмах поступательного и вращательного
действия и других устройствах и уверенно вытесняют
коллекторные электродвигатели постоянного тока.
Однако дискретность электромагнитных процессов в
вентильном электродвигателе обусловленная малым
числом фаз, а также совместная работа электродвига-
теля с полупроводниковым коммутатором и обратной
связью по положению ротора, приводит к необходи-
мости учета влияния переходных процессов в много-
фазной обмотке при расчете механической и рабочих
характеристик.
Цель настоящей работы заключается в учете
влияния переходных процессов в обмотке вентильно-
го электродвигателя на характер его механической и
рабочих характеристик.
В вентильных электродвигателях разработки ГП
"ХАКБ" применяется трехфазная однослойная обмот-
ка, соединенная в звезду. У такой обмотки в любой
момент времени подключены две фазы, а третья либо
замкнута накоротко с одной из работающих фаз через
шунтирующий диод, либо разомкнута и ток в ней
равен нулю. В процессе коммутации фаз обмотки
имеют место участки нарастания и спадания тока,
длительность которых определяется частотой враще-
ния электродвигателя, которая в свою очередь зависит
от индуктивности и сопротивления обмотки, характе-
ристик силовых транзисторов и шунтирующих дио-
дов. В литературе [1], при описании переходных про-
цессов на различных участках коммутации, делаются
допущения в части того, что силовой переключающий
транзистор и шунтирующий диод являются идеаль-
ными, т.е. падение напряжения на них в открытом
состоянии пренебрежимо мало. Однако такое допу-
щение справедливо только для вентильных электро-
двигателей малой мощности, которые имеют сопро-
тивление обмотки, превышающее сопротивление от-
крытого канала транзистора в десятки и сотни раз. В
мощных вентильных электродвигателях, предназна-
ченных для работы от системы электроснабжения
самолета с номинальным напряжением 27 В, сопро-
тивление обмотки соизмеримо с сопротивлением от-
крытого канала транзистора и его необходимо учиты-
вать при расчете механической и рабочих характери-
стик. Для примера, сопротивление двух, последова-
тельно соединенных, фаз трехфазной обмотки вен-
тильного электродвигателя мощностью 3 кВт, напря-
жением питания 27 В, составляет 7 мОм, а сопротив-
ление открытого канала транзистора FB180SA10 In-
ternational rectifier, предназначенного для коммутации
обмоток такого электродвигателя - 6,5 мОм.
В вентильных электродвигателях, с энергетиче-
ской точки зрения, наиболее выгодной является двух-
полупериодная коммутация [2], [3], когда ток в фазе
обмотки на периоде коммутации меняет свое направ-
ление. Поскольку электромагнитные процессы в вен-
тильном электродвигателе характеризуются повто-
ряемостью с периодом 360 электрических градусов,
то время пребывания фазы под током при двухполу-
периодной шестишаговой коммутации определится
выражением:
ti=2⋅tk, (1)
где: tk – длительность одного шага коммутации.
np
tk ⋅
=
10 , (2)
где: р – число пар полюсов; n – частота вращения ро-
тора, об/мин.
При такой коммутации один шаг состоит из двух
интервалов [4], [5], [6]. На одном интервале рис. 1а,
ток протекает в двух фазах соединенных последова-
тельно. На другом интервале рис. 1б, происходит на-
растание тока в подключаемой фазе, изменение тока в
работающей фазе и спадание тока в фазе замкнутой с
работающей фазой через шунтирующий диод.
16 Електротехніка і Електромеханіка. 2005. №2
Рис. 1. Схемы подключения фаз обмотки электродвигателя
на различных интервалах коммутации
При рассмотрении первого шага коммутации из
рис. 1 видно первоначальное подключение к источни-
ку питания фаз А и В через транзисторы VT1 и VT4
соответственно. После поворота ротора на 60 элек-
трических градусов, по сигналам с датчика положе-
ния ротора, происходит отпирание транзистора VT6 и
подключение к источнику питания фазы С. При этом,
фаза В отключается и замыкается через шунтирую-
щий диод транзистора VT3. В фазе А наблюдается
провал тока. Минимальное и максимальное значения
изменения тока в фазе А, определяется длительно-
стью второго интервала коммутации, на котором ток
протекает в трех фазах одновременно рис. 1б. В мо-
мент запуска или изменения нагрузки на валу элек-
тродвигателя, первоначальное значение тока в фазе и
значение к которому он возвращается после провала,
отличается друг от друга. В установившемся режиме
работы эти значения тока совпадают.
Для определения мгновенных значений тока,
частоты вращения и электромагнитного момента не-
обходимо решить систему дифференциальных урав-
нений, описывающих процессы преобразования энер-
гии в электродвигателе на каждом интервале комму-
тации с учетом падения напряжения на открытом ка-
нале транзистора и шунтирующем диоде.
На первом интервале коммутации, рис.1а, систе-
ма уравнений может быть представлена в виде:
( )
⎪
⎪
⎪
⎪
⎩
⎪
⎪
⎪
⎪
⎨
⎧
ω=
α
⋅⋅=
−−=
ω
⋅
=+⋅+⋅++⋅⋅
dt
d
CIM
MMM
dt
dJ
UEIRRML
dt
dI
m
pr
ABVT
2
2)(2
дв
пндв (3)
для второго интервала согласно рис. 1б:
( )
( )
( ) ( )
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎩
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎨
⎧
ω=
α
⋅⋅=
−−=
ω
⋅
=++−
=++⋅++
+⎟
⎠
⎞
⎜
⎝
⎛ +⋅+
=+⋅++
+⋅++⎟
⎠
⎞
⎜
⎝
⎛ +⋅+
dt
d
CIM
MMM
dt
dJ
III
UEIIRR
dt
dI
dt
dIML
EIRR
IRR
dt
dI
dt
dIML
mA
pr
CBA
ACCAVT
CA
ABBD
AVT
BA
VT
2
0
0)(
)(
дв
пндв
(4)
где IA, IB, IC – токи в фазах A, B, C; ЕAB, ЕAC, – суммар-
ная противо-ЭДС вращения наводимая в фазах A-B и
A-C соответственно; L=LA=LB=LC, – индуктивность
фазы; М – взаимная индуктивность фаз обмотки;
R=RA=RB=RC, – сопротивление фазы; RVT, RDVT, – со-
противление открытого канала силового транзистора
и шунтирующего диода соответственно; U – напря-
жение питания; Jpr – приведенный момент инерции
вала и нагрузки; Сm – коэффициент момента; Мдв –
электромагнитный момент; Мн – нагрузочный момент
на валу электродвигателя; Мп – момент потерь в элек-
тродвигателе.
Момент от потерь в стали и подшипниках элек-
тродвигателя можно записать следующим образом:
3
2
подш
5,0
стп )( ω⋅+ω⋅=ω kkM (5)
где kст – постоянный коэффициент, зависящий от гео-
метрии магнитопровода, магнитных свойств стали и
ее технологической обработки; kподш – коэффициент,
зависящий от размеров подшипников, вязкости при-
мененной смазки и нагрузки действующей на под-
шипники.
Системы уравнений (3) и (4) интегрируются чис-
ленно, например методами Рунге-Кутта. Шаг интег-
рирования выбирается с учетом длительности одного
шага коммутации определенного из уравнения (2).
Например, для обеспечения требуемой точности ре-
шения уравнений, вентильного электродвигателя
мощностью 3 кВт, достаточно иметь 100 точек на од-
ном шаге коммутации.
Начальными условиями являются значения тока
в каждой фазе на конце предыдущего интервала ком-
мутации. При подключении электродвигателя токи в
фазах равны нулю.
Электрические схемы, соответствующие систе-
мам уравнений (3) и (4) приведены на рис. 2.
Для численного решения системы уравнений (3)
и (4) необходимо представить разрешенными относи-
тельно первых производных.
Для интервала коммутации, согласно рис. 1а
имеем:
Електротехніка і Електромеханіка. 2005. №2 17
⎪
⎪
⎪
⎩
⎪
⎪
⎪
⎨
⎧
ω=
α
−−⋅⋅
=
ω
+⋅
−⋅+⋅−
=
dt
d
J
MMCI
dt
d
LM
EIRRU
dt
dI
pr
m
ABVT
пн2
)(2
)(2
(6)
Рис. 2. Схемы обмотки и коммутатора для интервалов
коммутации приведенных на рис. 1а и 1б
а, для интервала коммутации, согласно рис. 1б имеем:
[
]
[
]
[
]
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎩
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎨
⎧
ω=
α
−−⋅⋅
=
ω
⋅++⋅+⋅+−
−+⋅−⋅⋅
+⋅
=
⋅+⋅+⋅+−+
+−⋅+⋅
+⋅
−=
−++⋅++
++⋅⋅+⋅
+⋅
−=
dt
d
J
MMCI
dt
d
IRRIIRR
EEU
LMdt
dI
IRREEU
IIRR
LMdt
dI
UEEIRR
IIRR
LMdt
dI
pr
mA
BDCAVT
ABAC
C
BDABAC
CAVT
B
ABACBD
CAVT
A
VT
VT
VT
пн2
)()2()(
22
)(3
1
)(22
)()(
)(3
1
)(
)2()(
)(3
1
(7)
Решения систем дифференциальных уравнений
(6), (7) при различных нагрузочных моментах позво-
ляют получить механическую и рабочие характери-
стики вентильного электродвигателя.
На рис. 3 приведена расчетная и эксперимен-
тальная механические характеристики вентильного
электродвигателя мощностью 3 кВт. Расчетная харак-
теристика показана сплошной линией, а эксперимен-
тальные точки, полученные в процессе испытаний,
изображены квадратами. Из рис. 3 видно, что расчет с
достаточной для практических целей точностью, от-
ражает процессы, проходящие в электродвигателе.
n,
об/мин
Mн, H⋅м
Рис. 3. Механическая характеристика вентильного
электродвигателя номинальной мощностью 3 кВт
___ – расчетная механическая характеристика,
□ □ □ – измеренные значения зависимости n=f(M)
Характер изменения скорости ротора, в процессе
запуска, показан на рис. 4, а кривые изменения тока в
фазах электродвигателя в процессе разгона приведены
на рис. 5.
Рис. 4. Зависимость частоты вращения от времени
На рис. 5 показано нарастание тока в
подключаемых фазах А и В, при этом ток в фазе С
равен нулю. Далее виден второй участок коммутации
на котором идет нарастание тока в подключаемой
фазе С и спадание тока в отключаемой фазе В. В фазе
А наблюдается колебание тока. Затем процесс
повторяется.
18 Електротехніка і Електромеханіка. 2005. №2
Рис. 5. Токи в фазах обмотки в процессе коммутации
Характер протекающих процессов, приведенных
на рис. 4 и 5, обусловлен индуктивностью, взаимной
индуктивностью и сопротивлением фаз, а также
сопротивлением ключей и шунтирующего диода.
На рис. 6 представлен авиационный вентильный
электродвигатель ДВ–3000 разработки и производства
ГП "ХАКБ", расчет которого, выполнен по
приведенной методике. КПД электродвигателя при
напряжении питания 27 В и номинальной мощности 3
кВт – 83 %, а удельная мощность 0,57 кВт/кг. При
напряжении питания 56 В и номинальной мощности
на валу 6,8 кВт КПД составил 88 %, а удельная
мощность 1,28 кВт/кг [7].
Рис. 6. Электродвигатель ДВ-3000
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Результаты расчета по предложенной методи-
ке с учетом сопротивления открытого канала силово-
го транзистора и сопротивления перехода шунти-
рующего диода соответствуют измеренным парамет-
рам вентильного электродвигателя с необходимой для
инженерных расчетов точностью.
2. Вентильный электродвигатель, с параметрами,
рассчитанными по данной методике, выдержал все
виды испытаний и успешно эксплуатируется на само-
лете АН-140.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Хрущев В.В. Электрические машины систем автоматики
Л.: Энергоатомиздат, 1985. 364с.
[2] Овчинников И.Е., Лебедев Н.И. Бесконтактные двигате-
ли постоянного тока Л.: Наука, 1979. 270с.
[3] Адволоткин Н.П., Гращенков В.Т. и др. Управляемые
бесконтактные двигатели постоянного тока Л.: Энерго-
атомиздат, 1984. 160с.
[4] Brushless DC motor controller. Motorola.
[5] J. Figueroa, J. Cros, P. Viarouge “Current control strategies
for seven phase brushless DC motors” 15th International
conference on electrical machines, August, 2002, Brugge,
Belgium
[6] Implementation of a sensorless speed controlled brushless
DC drive using TMS320F240. Texas Instrument Europe.
November 1997
[7] Гетя А.Н., Шарабан Ю.В. Перспективы применения
вентильных электродвигателей в агрегатах авиационной
техники // Электротехника и электромеханика. – 2003. -
№ 1. –С. 26-28.
Поступила 11.01.2005
|