Мифологема провинциального города в романе Ф. Сологуба “Мелкий Бес”
В докладе рассматривается вопросо мифологическом начале в изображении провинции в прозе Ф. Сологуба. Мифологическое начало распространяется на всю Российскую империю. Проявляется своеобразный метадискурс, указывающий на призрачность империи Романовых. Также происходит сопряжение Сологуба и А. Белого...
Збережено в:
Дата: | 2009 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Russian |
Опубліковано: |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
2009
|
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/17120 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Мифологема провинциального города в романе Ф. Сологуба “Мелкий Бес” / Х.Ш. Табатадзе // Актуальні проблеми слов’янської філології. Серія: Лінгвістика і літературознавство: Міжвуз. зб. наук. ст. — 2009. — Вип. XXII. — С. 230-242. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | В докладе рассматривается вопросо мифологическом начале в изображении провинции в прозе Ф. Сологуба. Мифологическое начало распространяется на всю Российскую империю. Проявляется своеобразный метадискурс, указывающий на призрачность империи Романовых. Также происходит сопряжение Сологуба и А. Белого, то есть можно протянуть невидимую ниточку от «Мелкого беса» к «Петербургу». Ведь оба произведения считаются выдающимися текстами XX века, в которых совпадают темы , мотивы и поэтика. В романе Сологуба семиотическое поле мира создается с помощью знаковых образов, постигаемых в сопоставлении со знаковыми образами Петербурга. Важно, однако, понимать, что русский провинциальный город существует не только в оппозиции столице, но и как знак особой реалии России, как знак провинциальной культуры. К концу XIX столетия в русской литературе, сложившиеся два типа пространства в две мифологемы (миф о Петербурге – миф о провинции), обладают каждый своей знаковой символикой. К данной символике относятся памятник Фальконе в Петербурге, желтый цвет – цвет Петербурга, туман, тоже характеризующий столицу. А мифологизированное пространство провинции ассоцируется с некачественными дорогами, с управленческой неустроенностью и многими другими знаками. Ф. Сологуб в предложенном провинциальном сюжете частично сохранил литературную традицию в изображении провинции, но в каких-то аспектах даже усложнил ее. Он создал такой художественный образ провинциального мира, который повлиял на восприятия всей провинции негативно. Особый художественный образ провинции появился в творческой практике символистов в следующем дискурсе: 1) провинция является эмпирически реальной; 2) исторически типичной; 3) символичной и мифологически осмысленной – одновременно. |
---|