Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири

Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличались от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные методы изучения процессов этногенеза и формирования культурных традиций оседлых народов не применимы для номадов. Для последних характ...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:2012
Автор: Ушницкий, В.В.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 2012
Назва видання:Степи Европы в эпоху средневековья
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/181661
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибир/ В.В. Ушницкий // Степи Европы в эпоху средневековья: Зб. наук. пр. — 2012. — Т. 10. — С. 53-64. — рос.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-181661
record_format dspace
spelling irk-123456789-1816612021-11-27T01:26:46Z Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири Ушницкий, В.В. Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличались от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные методы изучения процессов этногенеза и формирования культурных традиций оседлых народов не применимы для номадов. Для последних характерными являются дальние миграции, почти полное истребление или уход прежнего населения с территории обитания, формирование новых племен на основе распавшихся орд, появление близких племенных названий на огромных расстояниях. Их этническую историю нельзя исследовать в застывшем виде, считать неизменной на протяжении веков, ограничиваться методами лингвистического и генетического сравнений. Между тем в исторической науке при изучении этногенеза кочевых народов применяются те же стереотипы, принятые при исследовании оседлых народов, для которых характерны устойчивые границы бытования этнонимов, преемственность языка и культуры. The paper reviews the principal scholarly hypotheses on ethnogenesis and early ethnic history of the Kypchaks. Among these are B.Karlgren’s hypothesis on the connection of the etlmonym 'kypchak’ with the name of the tribe ‘tsuisha’ (< kyichak) against which Maodun campaigned, and Yu.A.Zuev and S.G.Kliashtomy’s hypothesis, which connected the Kypchaks with the Siry/Seianto. The relationship between the ethnonym ‘kypchak’ and early ethnic history of its bearers with the Kumans, Kimaks and Kanglys has been analyzed using the concepts of O.Pritsak, Yu.S.Khudiakov, and I.Marquart. The parity between the names of ‘Kypchak’, ‘Kuman’, ‘Polovtsy’ and ‘Sary’ has been considered. The paper is focused on the Great Transmigration of Tribes in Central Asia in the 10th century. Migrations of the Sary, Kun (Marka) and Kai tribes were of primary importance for the formation of the Kypchak union of tribes in the west of the Eurasian steppes in the 10th century. 2012 Article Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибир/ В.В. Ушницкий // Степи Европы в эпоху средневековья: Зб. наук. пр. — 2012. — Т. 10. — С. 53-64. — рос. 2079-1658 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/181661 ru Степи Европы в эпоху средневековья Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличались от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные методы изучения процессов этногенеза и формирования культурных традиций оседлых народов не применимы для номадов. Для последних характерными являются дальние миграции, почти полное истребление или уход прежнего населения с территории обитания, формирование новых племен на основе распавшихся орд, появление близких племенных названий на огромных расстояниях. Их этническую историю нельзя исследовать в застывшем виде, считать неизменной на протяжении веков, ограничиваться методами лингвистического и генетического сравнений. Между тем в исторической науке при изучении этногенеза кочевых народов применяются те же стереотипы, принятые при исследовании оседлых народов, для которых характерны устойчивые границы бытования этнонимов, преемственность языка и культуры.
format Article
author Ушницкий, В.В.
spellingShingle Ушницкий, В.В.
Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
Степи Европы в эпоху средневековья
author_facet Ушницкий, В.В.
author_sort Ушницкий, В.В.
title Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
title_short Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
title_full Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
title_fullStr Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
title_full_unstemmed Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибири
title_sort восточные корни кыпчаков: этнокультурные параллели с народами сибири
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 2012
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/181661
citation_txt Восточные корни кыпчаков: Этнокультурные параллели с народами Сибир/ В.В. Ушницкий // Степи Европы в эпоху средневековья: Зб. наук. пр. — 2012. — Т. 10. — С. 53-64. — рос.
series Степи Европы в эпоху средневековья
work_keys_str_mv AT ušnickijvv vostočnyekornikypčakovétnokulʹturnyeparallelisnarodamisibiri
first_indexed 2023-10-18T22:52:54Z
last_indexed 2023-10-18T22:52:54Z
_version_ 1796156677324537856