Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах

В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое —...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1970
Автор: Іванова, Г.П.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1970
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое — как изображение семейного пиршества, без всякого отношения к заупокойному культу; 2) понимание «загробной трапезы» как изображения героизированного умершего, предающегося вечному пиршеству в загробном мире; 3) изображения героизированного умершего, принимающего дары адорантов. Автор полагает, что иконографическая схема композиции «загробной трапезы» возникла из религиозных представлений, связанных с культом героизированного умершего. Впоследствии эта схема постепенно обрастала бытовыми деталями. Херсонесские рельефы выполнены из известняка и мрамора. Среди сюжетов на стелах преобладают изображения возлежащего мужчины, сидящей женщины, иногда двух возлежащих, одной или двух маленьких фигурок слуг. Лица умерших, в большинстве случаев портретны. Херсонесские надгробия неравноценны по выполнению — часть стел отличается живой пластической трактовкой. Они изготовлялись преимущественно в местных мастерских. Сравнительно редки надгробия импортного происхождения. Многие из херсонесских стел аналогичны боспорским (последние несколько богаче и разнообразнее херсонесских), западнопонтинеким, малоазиатским. Рельефы представляют значительный интерес для изучения идеологии — искусства, религии греков Северного Причерноморья, в частности Херсонеса.