Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое —...
Збережено в:
Дата: | 1970 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Інститут археології НАН України
1970
|
Назва видання: | Археологія |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр. |
Репозиторії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-193742 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-1937422023-09-28T19:22:10Z Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах Іванова, Г.П. Статті В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое — как изображение семейного пиршества, без всякого отношения к заупокойному культу; 2) понимание «загробной трапезы» как изображения героизированного умершего, предающегося вечному пиршеству в загробном мире; 3) изображения героизированного умершего, принимающего дары адорантов. Автор полагает, что иконографическая схема композиции «загробной трапезы» возникла из религиозных представлений, связанных с культом героизированного умершего. Впоследствии эта схема постепенно обрастала бытовыми деталями. Херсонесские рельефы выполнены из известняка и мрамора. Среди сюжетов на стелах преобладают изображения возлежащего мужчины, сидящей женщины, иногда двух возлежащих, одной или двух маленьких фигурок слуг. Лица умерших, в большинстве случаев портретны. Херсонесские надгробия неравноценны по выполнению — часть стел отличается живой пластической трактовкой. Они изготовлялись преимущественно в местных мастерских. Сравнительно редки надгробия импортного происхождения. Многие из херсонесских стел аналогичны боспорским (последние несколько богаче и разнообразнее херсонесских), западнопонтинеким, малоазиатским. Рельефы представляют значительный интерес для изучения идеологии — искусства, религии греков Северного Причерноморья, в частности Херсонеса. 1970 Article Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742 uk Археологія Інститут археології НАН України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Ukrainian |
topic |
Статті Статті |
spellingShingle |
Статті Статті Іванова, Г.П. Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах Археологія |
description |
В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе.
В трактовке этого сюжета существуют три основных направления:
1) толкование бытовое — как изображение семейного пиршества, без всякого отношения к заупокойному культу; 2) понимание «загробной трапезы» как изображения героизированного умершего, предающегося вечному пиршеству в загробном мире; 3) изображения героизированного умершего, принимающего дары адорантов.
Автор полагает, что иконографическая схема композиции «загробной трапезы» возникла из религиозных представлений, связанных с культом героизированного умершего. Впоследствии эта схема постепенно обрастала бытовыми деталями.
Херсонесские рельефы выполнены из известняка и мрамора. Среди сюжетов на стелах преобладают изображения возлежащего мужчины, сидящей женщины, иногда двух возлежащих, одной или двух маленьких фигурок слуг. Лица умерших, в большинстве случаев портретны.
Херсонесские надгробия неравноценны по выполнению — часть стел отличается живой пластической трактовкой. Они изготовлялись преимущественно в местных мастерских. Сравнительно редки надгробия импортного происхождения.
Многие из херсонесских стел аналогичны боспорским (последние несколько богаче и разнообразнее херсонесских), западнопонтинеким, малоазиатским.
Рельефы представляют значительный интерес для изучения идеологии — искусства, религии греков Северного Причерноморья, в частности Херсонеса. |
format |
Article |
author |
Іванова, Г.П. |
author_facet |
Іванова, Г.П. |
author_sort |
Іванова, Г.П. |
title |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
title_short |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
title_full |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
title_fullStr |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
title_full_unstemmed |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
title_sort |
сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах |
publisher |
Інститут археології НАН України |
publishDate |
1970 |
topic_facet |
Статті |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742 |
citation_txt |
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр. |
series |
Археологія |
work_keys_str_mv |
AT ívanovagp scenazagrobnoítrapezinahersonesʹkihnadgrobnihrelʹêfah |
first_indexed |
2023-10-18T23:21:07Z |
last_indexed |
2023-10-18T23:21:07Z |
_version_ |
1796157889191084032 |