Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах

В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое —...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1970
Автор: Іванова, Г.П.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1970
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-193742
record_format dspace
spelling irk-123456789-1937422023-09-28T19:22:10Z Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах Іванова, Г.П. Статті В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое — как изображение семейного пиршества, без всякого отношения к заупокойному культу; 2) понимание «загробной трапезы» как изображения героизированного умершего, предающегося вечному пиршеству в загробном мире; 3) изображения героизированного умершего, принимающего дары адорантов. Автор полагает, что иконографическая схема композиции «загробной трапезы» возникла из религиозных представлений, связанных с культом героизированного умершего. Впоследствии эта схема постепенно обрастала бытовыми деталями. Херсонесские рельефы выполнены из известняка и мрамора. Среди сюжетов на стелах преобладают изображения возлежащего мужчины, сидящей женщины, иногда двух возлежащих, одной или двух маленьких фигурок слуг. Лица умерших, в большинстве случаев портретны. Херсонесские надгробия неравноценны по выполнению — часть стел отличается живой пластической трактовкой. Они изготовлялись преимущественно в местных мастерских. Сравнительно редки надгробия импортного происхождения. Многие из херсонесских стел аналогичны боспорским (последние несколько богаче и разнообразнее херсонесских), западнопонтинеким, малоазиатским. Рельефы представляют значительный интерес для изучения идеологии — искусства, религии греков Северного Причерноморья, в частности Херсонеса. 1970 Article Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742 uk Археологія Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Ukrainian
topic Статті
Статті
spellingShingle Статті
Статті
Іванова, Г.П.
Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
Археологія
description В статье опубликована группа херсонесских стел с изображением сцены «загробной трапезы». Тема «загробной трапезы», широко распространенная в античном мире, наиболее популярна и в херсонесском надгробном рельефе. В трактовке этого сюжета существуют три основных направления: 1) толкование бытовое — как изображение семейного пиршества, без всякого отношения к заупокойному культу; 2) понимание «загробной трапезы» как изображения героизированного умершего, предающегося вечному пиршеству в загробном мире; 3) изображения героизированного умершего, принимающего дары адорантов. Автор полагает, что иконографическая схема композиции «загробной трапезы» возникла из религиозных представлений, связанных с культом героизированного умершего. Впоследствии эта схема постепенно обрастала бытовыми деталями. Херсонесские рельефы выполнены из известняка и мрамора. Среди сюжетов на стелах преобладают изображения возлежащего мужчины, сидящей женщины, иногда двух возлежащих, одной или двух маленьких фигурок слуг. Лица умерших, в большинстве случаев портретны. Херсонесские надгробия неравноценны по выполнению — часть стел отличается живой пластической трактовкой. Они изготовлялись преимущественно в местных мастерских. Сравнительно редки надгробия импортного происхождения. Многие из херсонесских стел аналогичны боспорским (последние несколько богаче и разнообразнее херсонесских), западнопонтинеким, малоазиатским. Рельефы представляют значительный интерес для изучения идеологии — искусства, религии греков Северного Причерноморья, в частности Херсонеса.
format Article
author Іванова, Г.П.
author_facet Іванова, Г.П.
author_sort Іванова, Г.П.
title Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
title_short Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
title_full Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
title_fullStr Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
title_full_unstemmed Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
title_sort сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 1970
topic_facet Статті
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193742
citation_txt Сцена «загробної трапези» на херсонеських надгробних рельєфах / Г.П. Іванова // Археологія. — 1970. — Т. XXIII. — С. 74-90. — укр.
series Археологія
work_keys_str_mv AT ívanovagp scenazagrobnoítrapezinahersonesʹkihnadgrobnihrelʹêfah
first_indexed 2023-10-18T23:21:07Z
last_indexed 2023-10-18T23:21:07Z
_version_ 1796157889191084032