До питання про техніку виготовлення давньоруських полив’яних плиток
Предложенная В. В. Хвойко и Н. Д. Полонской реконструкция техники изготовления белгородских поливных плиток давно вошла в научный обиход. Однако она противоречит технологическим особенностям поливной керамики и не соответствует современным познаниям о древнерусском ремесле, его высокому техническому...
Збережено в:
Видавець: | Інститут археології НАН України |
---|---|
Дата: | 1970 |
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Інститут археології НАН України
1970
|
Назва видання: | Археологія |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193825 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Цитувати: | До питання про техніку виготовлення давньоруських полив’яних плиток / О.Р. Тищенко // Археологія. — 1970. — Т. XXIV. — С. 75-87. — укр. |
Репозиторії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | Предложенная В. В. Хвойко и Н. Д. Полонской реконструкция техники изготовления белгородских поливных плиток давно вошла в научный обиход. Однако она противоречит технологическим особенностям поливной керамики и не соответствует современным познаниям о древнерусском ремесле, его высокому техническому уровню и массовому характеру производства поливных плиток.
Наши исследования древнерусских поливных плиток из раскопок 1966 г., произведенных экспедицией Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко в с. Белгородке, привели к выводам, которые позволили выдвинуть другой вариант реконструкции техники их изготовления. Он состоит в том, что поливы наносились на плитки не в расплавленном виде, а в состоянии водной суспензии. Роспись производилась поливами также в виде суспензии, но вытекающей из трубчатого инструмента. Потом следовал второй (политой) обжиг, в результате которого полива плавилась, приобретая соответствующую окраску и блеск.
Исследования белгородских и других памятников древнерусской поливной керамики убедили нас в том, что она возникла в среднем Поднепровье до образования Киевской Руси и имеет своим истоком эмалерное производство.
Кроме того, исследования древнеруских полив открыли новые свинцовые яркожелтые и яркооранжевые составы, содержащие окись олова и окрашенные в одних случаях соединениями хрома, в других — соединениями сурьмы. Одновременно установлена возможность применения безсвинцовых закристаллизованных полив, подобных найденным в раскопках во Владимире.
Проведенные исследования расширяют наши познания в оригинальной и самобытной культуре — керамике древней Руси. |
---|