Фрідріх Енгельс як етноісторик

В статье рассматривается вопрос о Ф. Энгельсе как создателе первой последовательно материалистической концепции истории первобытного общества, обосновавшей доминирование социально-экономического фактора в процессе трудового самосложения человека. Открытия последних десятилетий, свидетельствующие о с...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1971
Автор: Даниленко, В.М.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1971
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193995
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Фрідріх Енгельс як етноісторик / В.М. Даниленко // Археологія. — 1971. — Вип. 3. — С. 3-12. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье рассматривается вопрос о Ф. Энгельсе как создателе первой последовательно материалистической концепции истории первобытного общества, обосновавшей доминирование социально-экономического фактора в процессе трудового самосложения человека. Открытия последних десятилетий, свидетельствующие о существовании допитекантроповой индустриальной эры, подтвердили выводы Ф. Энгельса о характере жизни и трудовой деятельности самых древних людей земли. В связи с этим необходимо значительно сдвинуть в глубь времени такие явления, как первобытное стадо, кровнородственная семья, групповой брак, возникновение рода и пр. Исследования в области позднего палеолита, мезолита и неолита подтверждают более высокий уровень развития соответствующих обществ древности, чем это казалось прежде, и, в частности, глубокую древность рода и парной семьи. В качестве последовательных звеньев антропоэтногенетического процесса Ф. Энгельс называет пуналуальную семью, затем род, фратрию, племя и далее союз племен, который затем развивается в народ и, наконец, нацию. Ф. Энгельс показал взаимосвязанность и, вместе с тем самостоятельность общеисторического и этноисторического процессов. И для периода антропогенеза, и для более поздних эпох, относящихся к собственно этногенезу и этноистории, он признавал историческую необходимость расселений и переселений, что не только способствует раскрытию конкретных форм развития, но и указывает на его скачкообразность (например, индоевропейская проблема). Ф. Энгельс раскрыл процесс непосредственного этногенеза как сложение народов на основе консолидации союзов племен.