Про урядову групу сарматських знаків Північного Причорномор’я

Для изучения экономических, социальных и культурных явлений истории Боспора И всего Северного Причерноморья в первые века нашей эры особое значение имеют правительственные гербовые знаки римского времени, проливающие свет на взаимоотношения греческого и сарматского миров в указанный период. Около р...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1972
Автор: Драчук, В.С.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1972
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/194130
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Про урядову групу сарматських знаків Північного Причорномор’я / В.С. Драчук // Археологія. — 1972. — Вип. 5. — С. 82-86. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Для изучения экономических, социальных и культурных явлений истории Боспора И всего Северного Причерноморья в первые века нашей эры особое значение имеют правительственные гербовые знаки римского времени, проливающие свет на взаимоотношения греческого и сарматского миров в указанный период. Около рубежа нашей эры о наличии на Боспоре трех династических тенденций — ахеменидскон, боспорской и сарматской — свидетельствуют эмблемы на монетах Царицы Динамии: ахеменидская - звезда и луна, боспорская — трезубец и сарматская — тамга. Со временем ахеменидская традиция, потерявшая свой политический смысл, исчезает со сцены, а боспорско-сарматская становится господствующей. Свидетельством этого есть распространение на Боспоре в римское время сложных гербовых знаков боспорских царей типа эмблем Тиберия Евпатора, Савромата II, Рискупорида III и др., состоящих из двух частей: нижней династической, имеющей подобие «трезубца», общей для всех правителей из династии Аспургианов, и верхней именной, обязанной своим происхождением сарматской среде и разной у различных царей. Боспорскому царю Римиталку, судя по всему, принадлежала не единичная тамга на плите из Танаиса, а эмблема на бронзовых пряжках. К концу римского периода роль сарматской традиции в государственной жизни Боспора возрастает. Доказательством служат тамги Ининфимея и Фофорса, пришедшие, судя по аналогиям, в боспорскую эмблематику из сарматской; личные эмблемы на плитах из Керчи, Фанагории и свинцовой гире из Танаиса, а также гербовые знаки сарматской знати на бронзовых и золотых пряжках боспорского производства. Изучение рассмотренных знаков приводит к выводу о сарматизации правительственного и государственного аппарата Боспорского царства, начавшейся где-то около рубежа нашей эры и достигшей к концу римского периода большого размаха.