Нове поховання культури кулястих амфор у Ровенській області
В статье изложены результаты исследования памятника культуры шаровидных амфор, случайно открытого в 1968 г. у с. Иванье Ровенской обл. Раскопки обнаруженной здесь гробницы проводились в 1969 г. под руководством автора. В погребении были найдены останки двух мужчин в возрасте 17—22 и 40—50 лет. На ос...
Збережено в:
Дата: | 1973 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Інститут археології НАН України
1973
|
Назва видання: | Археологія |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/194428 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Нове поховання культури кулястих амфор у Ровенській області / І.К. Свєшніков // Археологія. — 1973. — Вип. 11. — С. 63-69. — укр. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | В статье изложены результаты исследования памятника культуры шаровидных амфор, случайно открытого в 1968 г. у с. Иванье Ровенской обл. Раскопки обнаруженной здесь гробницы проводились в 1969 г. под руководством автора. В погребении были найдены останки двух мужчин в возрасте 17—22 и 40—50 лет. На основании хорошо сохранившегося черепа старшего сделана реконструкция внешнего вида этого погребенного. Инвентарь гробницы состоял из обломков сосудов, типичных для культуры шаровидных амфор на территории УССР и Польши, а также амулета в виде круглого янтарного диска с крестообразным солярным знаком на одной стороне и выгравированным изображением трех человеческих фигур с луком и стрелами на его обратной стороне. Эта подвеска, необычно больших размеров, видимо, представляла исключительную в свое время ценность, а изображенная на ней композиция символизировала сцену поклонении божеству, вероятно, солнцу. Несмотря на крайнюю схематичность фигур, одну из них можно трактовать как главенствующую в культовой церемонии. Все это дает основание видеть в одном из погребенных представителей родовой знати, возможно, вождя, исполнявшего также функции жреца. Схематизация рисунка позволяет предположить, что древний художник представил на диске не мифологическую сцену или героев родовых преданий, а своих современников, которых хотел этим магическим приемом оградить от влияния злых сил. |
---|