2025-02-22T16:35:24-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: Query fl=%2A&wt=json&json.nl=arrarr&q=id%3A%22irk-123456789-196118%22&qt=morelikethis&rows=5
2025-02-22T16:35:24-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: => GET http://localhost:8983/solr/biblio/select?fl=%2A&wt=json&json.nl=arrarr&q=id%3A%22irk-123456789-196118%22&qt=morelikethis&rows=5
2025-02-22T16:35:24-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: <= 200 OK
2025-02-22T16:35:24-05:00 DEBUG: Deserialized SOLR response

Зображення Афіни за матеріалами Північного Причорномор’я

В статье дается обзор большинства известных в настоящее время в Северном Причерноморье находок с изображением Афины. Датируются они в пределах VI в. до н. э. по II в. н. э. Значительная группа их является местной продукцией. Известную роль в распространении данного культа в Северном Причерноморье с...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Main Author: Безсонова, С.С.
Format: Article
Language:Ukrainian
Published: Інститут археології НАН України 1975
Series:Археологія
Subjects:
Online Access:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196118
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Description
Summary:В статье дается обзор большинства известных в настоящее время в Северном Причерноморье находок с изображением Афины. Датируются они в пределах VI в. до н. э. по II в. н. э. Значительная группа их является местной продукцией. Известную роль в распространении данного культа в Северном Причерноморье сыграли также Афины в период своего влияния в V—IV вв. до нашей эры. Для Ольвии и Херсонеса есть данные об официальном характере культа Афины. На Боспоре имя этой богини полностью отсутствует в надписях, хотя именно здесь, а также на прилегающих территориях Прикубанья в Приднепровья, для которых Боспор был наиболее вероятным поставщиком предметов торевтики. сделана большая часть упомянутых находок. Возможно, распространению демократического культа Афины на Боспоре препятствовал олигархический и монархический строй последнего. Нет никаких письменных данных о почитании Афины скифами и другими местными племенами. Но древнее прошлое этого культа и его широкое распространение в античном мире и на его периферии позволяет предполагать, что и здесь происходили сходные процессы, в результате которых одно из женских божеств под влиянием античной культуры ассоциировалось с Афиной. Популярности этого божества могла способствовать тесная связь в мифологии с почитавшимся здесь Гераклом. Местным религиозным представлениям соответствовали, вероятно, древние черты образа Афины: воинственность и покровительство коневодству. Скорее всего, он был популярен лишь в среде военной аристократии. Образ женского воинственного божества, иконографически воплотившийся в образе греческой Афины, не выходит из круга представлений, связанных со скифским божеством войны.