Зображення Афіни за матеріалами Північного Причорномор’я

В статье дается обзор большинства известных в настоящее время в Северном Причерноморье находок с изображением Афины. Датируются они в пределах VI в. до н. э. по II в. н. э. Значительная группа их является местной продукцией. Известную роль в распространении данного культа в Северном Причерноморье с...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1975
Автор: Безсонова, С.С.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1975
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196118
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Зображення Афіни за матеріалами Північного Причорномор’я / С.С. Безсонова // Археологія. — 1975. — Вип. 17. — С. 23-38. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье дается обзор большинства известных в настоящее время в Северном Причерноморье находок с изображением Афины. Датируются они в пределах VI в. до н. э. по II в. н. э. Значительная группа их является местной продукцией. Известную роль в распространении данного культа в Северном Причерноморье сыграли также Афины в период своего влияния в V—IV вв. до нашей эры. Для Ольвии и Херсонеса есть данные об официальном характере культа Афины. На Боспоре имя этой богини полностью отсутствует в надписях, хотя именно здесь, а также на прилегающих территориях Прикубанья в Приднепровья, для которых Боспор был наиболее вероятным поставщиком предметов торевтики. сделана большая часть упомянутых находок. Возможно, распространению демократического культа Афины на Боспоре препятствовал олигархический и монархический строй последнего. Нет никаких письменных данных о почитании Афины скифами и другими местными племенами. Но древнее прошлое этого культа и его широкое распространение в античном мире и на его периферии позволяет предполагать, что и здесь происходили сходные процессы, в результате которых одно из женских божеств под влиянием античной культуры ассоциировалось с Афиной. Популярности этого божества могла способствовать тесная связь в мифологии с почитавшимся здесь Гераклом. Местным религиозным представлениям соответствовали, вероятно, древние черты образа Афины: воинственность и покровительство коневодству. Скорее всего, он был популярен лишь в среде военной аристократии. Образ женского воинственного божества, иконографически воплотившийся в образе греческой Афины, не выходит из круга представлений, связанных со скифским божеством войны.