Пам’ятки типу Дитиничів і Компаніївський могильник
Проблема славяно-балтского единства, выдвинутая лингвистами, нуждается в привлечении археологических материалов. Становится актуальным выяснение вопроса о взаимоотношениях носителей Черняховской культуры с их соседями на северо-западе, а также с другими группами населения. Ознакомление с подробной...
Збережено в:
Дата: | 1976 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Інститут археології НАН України
1976
|
Назва видання: | Археологія |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196252 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Пам’ятки типу Дитиничів і Компаніївський могильник / Є.В. Махно // Археологія. — 1976. — Вип. 19. — С. 95-101. — укр. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | Проблема славяно-балтского единства, выдвинутая лингвистами, нуждается в привлечении археологических материалов. Становится актуальным выяснение вопроса о взаимоотношениях носителей Черняховской культуры с их соседями на северо-западе, а также с другими группами населения.
Ознакомление с подробной публикацией материалов Дытыничского могильника и предварительной информацией о находках из Брест-Тришнна не даат оснований безоговорочно объединять их в одну группу (Брест—Тришиц—Дытыничи), на что уже в 1967 г. обращал внимание М. Ю. Смишко. Неправомерно присоединяются к ней к некоторые другие памятники. Так как в связи с этой проблемой уномннаетси н Компанеевский могильник, возникает необходимость рассмотреть мвтеривлы, характеризующие контакты между группами населения, оставившими указанные могильники.
Но поскольку публикация Брест-Тришинского памятника пока на является достаточно исчерпывающей, приходится ограничиться сопоставлением только Дытыничского и Компанеевского. Материалы последнего (в частности, посуда) свидетельствуют о наличии здесь скорее отдельных дытыничских аналогий, чем погребений типа Дытыничи. К тому же погребения, где найдены эти аналогии (например, такие, как ваза и миска из урнового погребения № 171, мисочка из трупоположения № 26 и др.), расположены по краю центральной, наиболее древней части могильника н относятся ко времени не ранее конца IV в.
Таким образом, есть все основания думать, что в составе населения, оставившего Компанеевский могильник, появлялись немногочисленные пришельцы с северо-запада, которые сохраняли некоторое время черты присущей им материальной культуры. |
---|