Бронзові дзеркала з колекції Дніпропетровського державного історичного музею

Исследование новых орнаментальных мотивов на публикуемых сарматских зеркалах-подвесках первых веков нашей эры подтвердило вывод, что эти мотивы развивались из так называемых «загадочных знаков» Северного Причерноморья, принадлежавших в основном сарматам. Поскольку знаки были родовыми и личными тамга...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1977
Автор: Драчук, В.С.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1977
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196317
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Бронзові дзеркала з колекції Дніпропетровського державного історичного музею / В.С. Драчук // Археологія. — 1977. — Вип. 21. — С. 84-91. — Бібліогр.: 46 назв. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Исследование новых орнаментальных мотивов на публикуемых сарматских зеркалах-подвесках первых веков нашей эры подтвердило вывод, что эти мотивы развивались из так называемых «загадочных знаков» Северного Причерноморья, принадлежавших в основном сарматам. Поскольку знаки были родовыми и личными тамгами, нет сомнений в том, что данный орнамент имел тамговый характер. Изучение его прояснило вопрос об эволюции сарматских знаков. Кроме того, исследование орнаментальных схем как на рассмотренных экземплярах из Днепропетровского музея, так и на более поздних зеркалах с петелькой в центре, принадлежавших кочевническому населению Южной Украины и других территорий Северного Причерноморья в домонгольский период, показало, что общим элементом здесь является мотив круга. Последний неразрывно связан с представлениями о солнечном диске, солнце, так же как и мотивы крестообразно размещенных линий, радиальных лучеподобных отрезков, звезд и др. Все это приводит к выводу, что орнамент на зеркалах соединял в себе разные идеи: чистодекоративные и магические, связанные с круглой формой зеркала (видимо, тоже символизирующей солнечный круг) и с другими упомянутыми выше символами. Исходя из этнографических фактов, можно утверждать, что эти изображения имели охранное значение.