Проблема скіфської культури в радянській археології

Из числа всех скифоведческих проблем, разрабатывающихся в науке, в настоящее время наибольшее внимание исследователей привлекает изучение вопросов скифской культуры, так как от того или иного решения зависит дальнейший успех в правильном историческом освещении генезиса и этноса населении, географии,...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1978
Автор: Тереножкін, О.І.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1978
Назва видання:Археологія
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196417
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Проблема скіфської культури в радянській археології / О.І. Тереножкін // Археологія. — 1978. — Вип. 26. — С. 34-49. — Бібліогр.: 30 назв. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Из числа всех скифоведческих проблем, разрабатывающихся в науке, в настоящее время наибольшее внимание исследователей привлекает изучение вопросов скифской культуры, так как от того или иного решения зависит дальнейший успех в правильном историческом освещении генезиса и этноса населении, географии, социально-экономического строя скифского общества н др. Не случайно проблема скифской культуры в ее различных аспектах явилась основным содержанием работы трех всесоюзных конференций, посвященных скифо-сарматской археологии. На Первой конференции (1952 г.) определяющую роль получил доклад В. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором они изложили новую гипотезу о двух культурах Скифии Геродота: степной, собственно скифской и лесостепной. Считая, что Скифия была ираноязычной и единой в этнокультурном плане, докладчики настаивали на том, что она территориально ограничивалась только Понтийскими степями, а сами скифы и их культура имели автохтонное происхождение. Окончательное формирование скифской культуры и искусства, в чем с Б. Н. Грековым был согласен и М. И. Артамонов, объяснялось влияниями, которым скифы подверглись во время их походов в Переднюю Азию в VII в. до н. э. Древневосточные цивилизации считались основой также для формирования культур скифо-сибирского типа вообще. На Второй скифоведческой конференции (1967 г.) автором настоящей статьи был зачитан доклад «Скифская культура», где он, высказавшись против автохтонной гипотезы, выступил с защитой концепции, согласно которой скифы пришли с востока, из глубин Азии, и принесли с собой в Причерноморье в готовом виде новую, скифскую, культуру. Их историческими предшественниками на юге Восточной Европы являлись киммерийцы, связанные своим генезисом с племенами срубной культуры. В центре внимания участников Третьей конференции (1972 г.) была дискуссия, развернувшаяся вокруг доклада В. А. Ильинской «Современное состояние проблемы скифского звериного стиля», в котором приведены данные о его сибирском и центральноазиатском происхождении, опровергающие автохтонную гипотезу. Выдающимся событием в скифоведении на этой конференции явилась информация М. П. Грязнова о его раскопках «царского» кургана Аржан в Туне, где найдены изделия, выполненные в лучших традициях скифо-сибирского звериного стиля. Поскольку Аржаи оказался на одно-два столетия более древним, чем любые памятники скифской культуры на юге европейской части СССР, стала еще более очевидной несостоятельность концепции автохтонного происхождения скифов и их культуры в Причерноморье. Третья конференция, таким образом, была поворотной в разработке и решении всей скифской проблемы в отечественной науке. Так плодотворно, по мнению автора статьи, завершилась затянувшаяся на десятилетия дискуссия о скифской культуре и ее происхождении, а вместе с тем выяснился и вопрос о существовании единой скифской культуры не только в Степи, но и в Лесостепи Украины, которая, если следовать Геродоту, входила в состав Скифского государства.