Проблема скіфської культури в радянській археології

Из числа всех скифоведческих проблем, разрабатывающихся в науке, в настоящее время наибольшее внимание исследователей привлекает изучение вопросов скифской культуры, так как от того или иного решения зависит дальнейший успех в правильном историческом освещении генезиса и этноса населении, географии,...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1978
Автор: Тереножкін, О.І.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1978
Назва видання:Археологія
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196417
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Проблема скіфської культури в радянській археології / О.І. Тереножкін // Археологія. — 1978. — Вип. 26. — С. 34-49. — Бібліогр.: 30 назв. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-196417
record_format dspace
spelling irk-123456789-1964172024-01-07T19:52:37Z Проблема скіфської культури в радянській археології Тереножкін, О.І. Из числа всех скифоведческих проблем, разрабатывающихся в науке, в настоящее время наибольшее внимание исследователей привлекает изучение вопросов скифской культуры, так как от того или иного решения зависит дальнейший успех в правильном историческом освещении генезиса и этноса населении, географии, социально-экономического строя скифского общества н др. Не случайно проблема скифской культуры в ее различных аспектах явилась основным содержанием работы трех всесоюзных конференций, посвященных скифо-сарматской археологии. На Первой конференции (1952 г.) определяющую роль получил доклад В. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором они изложили новую гипотезу о двух культурах Скифии Геродота: степной, собственно скифской и лесостепной. Считая, что Скифия была ираноязычной и единой в этнокультурном плане, докладчики настаивали на том, что она территориально ограничивалась только Понтийскими степями, а сами скифы и их культура имели автохтонное происхождение. Окончательное формирование скифской культуры и искусства, в чем с Б. Н. Грековым был согласен и М. И. Артамонов, объяснялось влияниями, которым скифы подверглись во время их походов в Переднюю Азию в VII в. до н. э. Древневосточные цивилизации считались основой также для формирования культур скифо-сибирского типа вообще. На Второй скифоведческой конференции (1967 г.) автором настоящей статьи был зачитан доклад «Скифская культура», где он, высказавшись против автохтонной гипотезы, выступил с защитой концепции, согласно которой скифы пришли с востока, из глубин Азии, и принесли с собой в Причерноморье в готовом виде новую, скифскую, культуру. Их историческими предшественниками на юге Восточной Европы являлись киммерийцы, связанные своим генезисом с племенами срубной культуры. В центре внимания участников Третьей конференции (1972 г.) была дискуссия, развернувшаяся вокруг доклада В. А. Ильинской «Современное состояние проблемы скифского звериного стиля», в котором приведены данные о его сибирском и центральноазиатском происхождении, опровергающие автохтонную гипотезу. Выдающимся событием в скифоведении на этой конференции явилась информация М. П. Грязнова о его раскопках «царского» кургана Аржан в Туне, где найдены изделия, выполненные в лучших традициях скифо-сибирского звериного стиля. Поскольку Аржаи оказался на одно-два столетия более древним, чем любые памятники скифской культуры на юге европейской части СССР, стала еще более очевидной несостоятельность концепции автохтонного происхождения скифов и их культуры в Причерноморье. Третья конференция, таким образом, была поворотной в разработке и решении всей скифской проблемы в отечественной науке. Так плодотворно, по мнению автора статьи, завершилась затянувшаяся на десятилетия дискуссия о скифской культуре и ее происхождении, а вместе с тем выяснился и вопрос о существовании единой скифской культуры не только в Степи, но и в Лесостепи Украины, которая, если следовать Геродоту, входила в состав Скифского государства. 1978 Article Проблема скіфської культури в радянській археології / О.І. Тереножкін // Археологія. — 1978. — Вип. 26. — С. 34-49. — Бібліогр.: 30 назв. — укр. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196417 uk Археологія Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Ukrainian
description Из числа всех скифоведческих проблем, разрабатывающихся в науке, в настоящее время наибольшее внимание исследователей привлекает изучение вопросов скифской культуры, так как от того или иного решения зависит дальнейший успех в правильном историческом освещении генезиса и этноса населении, географии, социально-экономического строя скифского общества н др. Не случайно проблема скифской культуры в ее различных аспектах явилась основным содержанием работы трех всесоюзных конференций, посвященных скифо-сарматской археологии. На Первой конференции (1952 г.) определяющую роль получил доклад В. Н. Гракова и А. И. Мелюковой, в котором они изложили новую гипотезу о двух культурах Скифии Геродота: степной, собственно скифской и лесостепной. Считая, что Скифия была ираноязычной и единой в этнокультурном плане, докладчики настаивали на том, что она территориально ограничивалась только Понтийскими степями, а сами скифы и их культура имели автохтонное происхождение. Окончательное формирование скифской культуры и искусства, в чем с Б. Н. Грековым был согласен и М. И. Артамонов, объяснялось влияниями, которым скифы подверглись во время их походов в Переднюю Азию в VII в. до н. э. Древневосточные цивилизации считались основой также для формирования культур скифо-сибирского типа вообще. На Второй скифоведческой конференции (1967 г.) автором настоящей статьи был зачитан доклад «Скифская культура», где он, высказавшись против автохтонной гипотезы, выступил с защитой концепции, согласно которой скифы пришли с востока, из глубин Азии, и принесли с собой в Причерноморье в готовом виде новую, скифскую, культуру. Их историческими предшественниками на юге Восточной Европы являлись киммерийцы, связанные своим генезисом с племенами срубной культуры. В центре внимания участников Третьей конференции (1972 г.) была дискуссия, развернувшаяся вокруг доклада В. А. Ильинской «Современное состояние проблемы скифского звериного стиля», в котором приведены данные о его сибирском и центральноазиатском происхождении, опровергающие автохтонную гипотезу. Выдающимся событием в скифоведении на этой конференции явилась информация М. П. Грязнова о его раскопках «царского» кургана Аржан в Туне, где найдены изделия, выполненные в лучших традициях скифо-сибирского звериного стиля. Поскольку Аржаи оказался на одно-два столетия более древним, чем любые памятники скифской культуры на юге европейской части СССР, стала еще более очевидной несостоятельность концепции автохтонного происхождения скифов и их культуры в Причерноморье. Третья конференция, таким образом, была поворотной в разработке и решении всей скифской проблемы в отечественной науке. Так плодотворно, по мнению автора статьи, завершилась затянувшаяся на десятилетия дискуссия о скифской культуре и ее происхождении, а вместе с тем выяснился и вопрос о существовании единой скифской культуры не только в Степи, но и в Лесостепи Украины, которая, если следовать Геродоту, входила в состав Скифского государства.
format Article
author Тереножкін, О.І.
spellingShingle Тереножкін, О.І.
Проблема скіфської культури в радянській археології
Археологія
author_facet Тереножкін, О.І.
author_sort Тереножкін, О.І.
title Проблема скіфської культури в радянській археології
title_short Проблема скіфської культури в радянській археології
title_full Проблема скіфської культури в радянській археології
title_fullStr Проблема скіфської культури в радянській археології
title_full_unstemmed Проблема скіфської культури в радянській археології
title_sort проблема скіфської культури в радянській археології
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 1978
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196417
citation_txt Проблема скіфської культури в радянській археології / О.І. Тереножкін // Археологія. — 1978. — Вип. 26. — С. 34-49. — Бібліогр.: 30 назв. — укр.
series Археологія
work_keys_str_mv AT terenožkínoí problemaskífsʹkoíkulʹturivradânsʹkíjarheologíí
first_indexed 2024-03-31T09:20:06Z
last_indexed 2024-03-31T09:20:06Z
_version_ 1796158158279802880