Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)

Статья посвящена древнерусским писанкам из Киевской (Белгородка, Старые Безрадичи), Черкасской (Грищанцы, Конончи. Княжа гора, Липлява) и Ровенской областей, хранящимся в Государственном историческом музее УССР. Эти яйцевидные керамические изделия покрыты поливой и украшены поливным полихромным рис...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1980
Автор: Шовкопляс, Г.М.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1980
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196662
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР) / Г.М. Шовкопляс // Археологія. — 1980. — Вип. 35. — С. 92-98. — Бібліогр.: 25 назв. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-196662
record_format dspace
spelling irk-123456789-1966622024-02-13T16:02:47Z Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР) Шовкопляс, Г.М. Публікації та повідомлення Статья посвящена древнерусским писанкам из Киевской (Белгородка, Старые Безрадичи), Черкасской (Грищанцы, Конончи. Княжа гора, Липлява) и Ровенской областей, хранящимся в Государственном историческом музее УССР. Эти яйцевидные керамические изделия покрыты поливой и украшены поливным полихромным рисунком в виде скобок или параллельных полосок. В полой внутренней части они содержат маленький глиняный шарик, превращающий их в погремушки. Подобные писанки встречены во многих древнерусских городах. Время их бытования в Древней Руси определяется X — первой половиной XII в. Орнамент на писанках является одним из видов древнерусского народного декоративного искусства. Глиняные погремушки вероятно созданные в свое время с какими-то культовыми представлениями, имеют древнее происхождение. Впервые в Восточной Европе они известны уже в памятниках трипольской культуры. Обычай почитания яйца, являющегося символом жизни и позже вошел в христианскую символику как обычай дарить яйцо, что означало пожелание здоровья и всяческого добра. Некоторые исследователи видят в этих изделиях обычные детские игрушки. Древние традиции изготовления глиняных, деревянных и каменных писанок, украшенных геометрическим и растительным орнаментом, как один из видов народного искусства, сохранились до наших дней. Писанка превратилась, таким образом, в одну из групп современных сувениров. 1980 Article Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР) / Г.М. Шовкопляс // Археологія. — 1980. — Вип. 35. — С. 92-98. — Бібліогр.: 25 назв. — укр. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196662 uk Археологія Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Ukrainian
topic Публікації та повідомлення
Публікації та повідомлення
spellingShingle Публікації та повідомлення
Публікації та повідомлення
Шовкопляс, Г.М.
Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
Археологія
description Статья посвящена древнерусским писанкам из Киевской (Белгородка, Старые Безрадичи), Черкасской (Грищанцы, Конончи. Княжа гора, Липлява) и Ровенской областей, хранящимся в Государственном историческом музее УССР. Эти яйцевидные керамические изделия покрыты поливой и украшены поливным полихромным рисунком в виде скобок или параллельных полосок. В полой внутренней части они содержат маленький глиняный шарик, превращающий их в погремушки. Подобные писанки встречены во многих древнерусских городах. Время их бытования в Древней Руси определяется X — первой половиной XII в. Орнамент на писанках является одним из видов древнерусского народного декоративного искусства. Глиняные погремушки вероятно созданные в свое время с какими-то культовыми представлениями, имеют древнее происхождение. Впервые в Восточной Европе они известны уже в памятниках трипольской культуры. Обычай почитания яйца, являющегося символом жизни и позже вошел в христианскую символику как обычай дарить яйцо, что означало пожелание здоровья и всяческого добра. Некоторые исследователи видят в этих изделиях обычные детские игрушки. Древние традиции изготовления глиняных, деревянных и каменных писанок, украшенных геометрическим и растительным орнаментом, как один из видов народного искусства, сохранились до наших дней. Писанка превратилась, таким образом, в одну из групп современных сувениров.
format Article
author Шовкопляс, Г.М.
author_facet Шовкопляс, Г.М.
author_sort Шовкопляс, Г.М.
title Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
title_short Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
title_full Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
title_fullStr Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
title_full_unstemmed Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР)
title_sort давньоруські писанки (з колекції державного історичного музею урср)
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 1980
topic_facet Публікації та повідомлення
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196662
citation_txt Давньоруські писанки (з колекції Державного історичного музею УРСР) / Г.М. Шовкопляс // Археологія. — 1980. — Вип. 35. — С. 92-98. — Бібліогр.: 25 назв. — укр.
series Археологія
work_keys_str_mv AT šovkoplâsgm davnʹorusʹkípisankizkolekcííderžavnogoístoričnogomuzeûursr
first_indexed 2024-03-31T09:21:06Z
last_indexed 2024-03-31T09:21:06Z
_version_ 1796158181175459840