Про «фракійські» шоломи

Статья посвящена ряду проблем, связанных с остатками античного шлема из второго Мастюгинского кургана. А. П. Манцевич нашла ему правильные аналогии, однако не совсем верно реконструировала и отнесла его к фракийскому типу, сделанному во Фракии же. Согласно нашей реконструкции шлема он имел очелье, к...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1983
Автор: Горелік, М.В.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1983
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196890
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Про «фракійські» шоломи / М.В. Горелік // Археологія. — 1983. — Вип. 44. — С. 14-29. — Бібліогр.: 48 назв. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Статья посвящена ряду проблем, связанных с остатками античного шлема из второго Мастюгинского кургана. А. П. Манцевич нашла ему правильные аналогии, однако не совсем верно реконструировала и отнесла его к фракийскому типу, сделанному во Фракии же. Согласно нашей реконструкции шлема он имел очелье, какое предложено А. П. Манцевич, но верх его, полусферический или башлыкообразный, был не кожаный, а бронзовый. Бронзовая пластина с изображением грифона является не нащечником, как полагает А. П. Манцевич, а обивкой верхней части отделения для стрел горита. Что касается места изготовления шлема из Мастгогина и всей группы аналогичных ему шлемов, то им могла быть только Южная Италия. Это подтверждается также находкой в Калабрии типично италийского панциря, относимого, как и шлемы, ко второй половине IV в. до н. э., оформленного совершенно в том же стиле, что и шлемы, а также многочисленными изображениями таких шлемов в южно-италийской вазописи V—IV вв. до н. э. Приходится заново рассмотреть вопрос о фракийских шлемах, так как он весьма основательно запутан Б. Шредером и некритически его воспринимавшими авторами. Прежде всего необходимо выделить «фракийский» тип, как конструктивный, затем выяснить его происхождение. Признаками «фракийского» типа являются козырек, своеобразные фигурные нащечники и часто отсутствие выреза для ушей. Оформление верхушки шлема в виде загнутого вперед башлыка не является конструктивной особенностью типа, так как фигурирует и на «аттических», и на «беотийских» шлемах, причем оно исключительно характерно для италийских боевых оголовий еще с VI в. до н. э. Тезис о фракийском происхождении шлемов «фракийского» типа связан Б. Шредером с северогреческим происхождением вазописца второй половины V в. до н. э. Микона, в работах которого якобы впервые этот тип шлема и появляется. На самом же деле он впервые изображен на аттических вазах начала V в. до н. э. и на многих десятках изображений V в. до н. э. именно греков, а не варваров. При рассмотрении генезиса конструктивных особенностей шлемов «фракийского» типа выясняется, что все они связаны происхождением с Малой Азией, островами Эгеиды, югом Балкан. Но как самостоятельный тип рассматриваемый шлем сложился скорее всего в Аттике в конце VI—начале V в. до н. э. Таким образом, рассмотренный тип шлема никак не связан с Фракией, в связи с чем предложено отказаться от термина «фракийский» и принять — «южногреческий», имея в виду происхождение элементов типа (назвать по месту его оформления «аттическим» нельзя, так как этот термин относится к другому типу шлема). Что же касается довольно большой группы шлемов IV в. до н. э. с башлыкообразным навершием и характерными «бородатыми» нащечниками. найденными в большинстве своем на территории Фракии, а также в Эпире и в Вифинии, то можно сказать следующее. Они относятся к разным типам — «аттическому», «южногреческому» и «беотийскому». Башлыкообразные навершия, характерные для Южной Италии, Греции и Малой Азии еще в V в. до н. э., становятся особенно популярными во всем античном мире в IV в. до н. э. Вырезные глухие нащечники, оставляющие открытыми только глаза, нос и рот, встречаются в Аттике уже в V в. до н. э., а оформление нащечников и личин шлемов изображением бороды и усов характерно для Италии и Греции еще в VI—V вв. до н. э. Местом изготовления данной группы шлемов можно признать север Балкан, скорее всего именно Фракию, а греческую мастерскую, изготовлявшую чисто греческие шлемы, часть которых шла на продажу — фракийцам, эпиротам и вифинцам. Подлинно же фракийские шлемы, представленные парадными экземплярами из Аджигела, Коцофонент и Детройтского музея, еще ждут своего исследования.