Південноруський центр художньої металообробки X ст.

В статье рассматриваются памятники художественной металлообработки из дружинных погребений преимущественно Чернигова и его окрестностей, датируемые исследователями в пределах X в. Особо следует отметить серию однотипных листовидных блях, применявшихся для украшения конской сбруи. Выделен ведущий мот...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1983
Автор: Орлов, Р.С.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1983
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196891
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Південноруський центр художньої металообробки X ст. / Р.С. Орлов // Археологія. — 1983. — Вип. 44. — С. 29-47. — Бібліогр.: 60 назв. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-196891
record_format dspace
spelling irk-123456789-1968912024-03-06T14:56:26Z Південноруський центр художньої металообробки X ст. Орлов, Р.С. Статті В статье рассматриваются памятники художественной металлообработки из дружинных погребений преимущественно Чернигова и его окрестностей, датируемые исследователями в пределах X в. Особо следует отметить серию однотипных листовидных блях, применявшихся для украшения конской сбруи. Выделен ведущий мотив орнаментального декора — мотив цветка и его 99 признаков. Декор рассматриваемых памятников имеет ближайшие аналогии в художественном металле Венгрии и в декоре некоторых памятников евразийской торевтики. При сопоставлении мотивов использован показатель сходства. Это позволило представить художественно-ремесленные традиции региональных южнорусских мастерских и выделить две школы — А и Б. Орнаментальный декор школы А прослежен в наременных украшениях из Чернигова, Табаевки, Шестовиц и на аналогичных изделиях из Киева. Школа А имеет общую с венгерскими памятниками традицию декора среднеазиатского или степного, происхождения. Спектроаналитический анализ украшений позволил выделить 12 рецептов сплавов с преобладанием оловянно-свинцовой лигатуры. Необычным является легирование серебром (от 0,3 до 5%) или серебром и оловом. Находки наременных украшений с признаками школы А в Гнездове, Южном Приладожье, Прибалтике и Скандинавии свидетельствуют об участии южнорусских ремесленников в распространении данных типов украшений по торговым путям. Изделия северного происхождения из Шестовиц отличаются не только декорам, но и рецептурой сплавов (цинково-свинцовая лигатура). Развитие декора школы А наблюдается с конца IX—начала X в. до конца X в. Традиции декора школы Б отчетливо прослеживаются с 50—70-х годов X в., которыми датируются наиболее яркие памятники, в том числе и оковки ритонов из Черной Могилы. Признаки этой школы проявились в декоре ножен, навершия и перекрестия так называемой сабли Карла Великого из историко-художественного музея Вены. Большая листовидная бляха из кургана II Табаевского могильника имеет признаки обеих школ (рис. 4). В изделиях школы Б заметно сильное воздействие исламской торевтики, о чем свидетельствует развитие орнамента в сторону арабески. В конце X—начале XI в. происходят существенные изменения в мотивах орнамента, усиление их графического начала. Это отвечает основным приемам декора византийского прикладного, искусства. 1983 Article Південноруський центр художньої металообробки X ст. / Р.С. Орлов // Археологія. — 1983. — Вип. 44. — С. 29-47. — Бібліогр.: 60 назв. — укр. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196891 uk Археологія Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Ukrainian
topic Статті
Статті
spellingShingle Статті
Статті
Орлов, Р.С.
Південноруський центр художньої металообробки X ст.
Археологія
description В статье рассматриваются памятники художественной металлообработки из дружинных погребений преимущественно Чернигова и его окрестностей, датируемые исследователями в пределах X в. Особо следует отметить серию однотипных листовидных блях, применявшихся для украшения конской сбруи. Выделен ведущий мотив орнаментального декора — мотив цветка и его 99 признаков. Декор рассматриваемых памятников имеет ближайшие аналогии в художественном металле Венгрии и в декоре некоторых памятников евразийской торевтики. При сопоставлении мотивов использован показатель сходства. Это позволило представить художественно-ремесленные традиции региональных южнорусских мастерских и выделить две школы — А и Б. Орнаментальный декор школы А прослежен в наременных украшениях из Чернигова, Табаевки, Шестовиц и на аналогичных изделиях из Киева. Школа А имеет общую с венгерскими памятниками традицию декора среднеазиатского или степного, происхождения. Спектроаналитический анализ украшений позволил выделить 12 рецептов сплавов с преобладанием оловянно-свинцовой лигатуры. Необычным является легирование серебром (от 0,3 до 5%) или серебром и оловом. Находки наременных украшений с признаками школы А в Гнездове, Южном Приладожье, Прибалтике и Скандинавии свидетельствуют об участии южнорусских ремесленников в распространении данных типов украшений по торговым путям. Изделия северного происхождения из Шестовиц отличаются не только декорам, но и рецептурой сплавов (цинково-свинцовая лигатура). Развитие декора школы А наблюдается с конца IX—начала X в. до конца X в. Традиции декора школы Б отчетливо прослеживаются с 50—70-х годов X в., которыми датируются наиболее яркие памятники, в том числе и оковки ритонов из Черной Могилы. Признаки этой школы проявились в декоре ножен, навершия и перекрестия так называемой сабли Карла Великого из историко-художественного музея Вены. Большая листовидная бляха из кургана II Табаевского могильника имеет признаки обеих школ (рис. 4). В изделиях школы Б заметно сильное воздействие исламской торевтики, о чем свидетельствует развитие орнамента в сторону арабески. В конце X—начале XI в. происходят существенные изменения в мотивах орнамента, усиление их графического начала. Это отвечает основным приемам декора византийского прикладного, искусства.
format Article
author Орлов, Р.С.
author_facet Орлов, Р.С.
author_sort Орлов, Р.С.
title Південноруський центр художньої металообробки X ст.
title_short Південноруський центр художньої металообробки X ст.
title_full Південноруський центр художньої металообробки X ст.
title_fullStr Південноруський центр художньої металообробки X ст.
title_full_unstemmed Південноруський центр художньої металообробки X ст.
title_sort південноруський центр художньої металообробки x ст.
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 1983
topic_facet Статті
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196891
citation_txt Південноруський центр художньої металообробки X ст. / Р.С. Орлов // Археологія. — 1983. — Вип. 44. — С. 29-47. — Бібліогр.: 60 назв. — укр.
series Археологія
work_keys_str_mv AT orlovrs pívdennorusʹkijcentrhudožnʹoímetaloobrobkixst
first_indexed 2024-03-31T09:22:01Z
last_indexed 2024-03-31T09:22:01Z
_version_ 1796158203179827200