Монументальна скульптура слов’ян

В статье предпринята попытка систематизировать историко-археологические материалы о монументальной скульптуре славян-язычников (т. н. «идолах») ІІІ-ХІІІ вв. Суммарный диахронический обзор выявленных образцов идсопластики, анализ письменных источников позволяет выделить среди языческих изображений не...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:1989
Автори: Винокур, І.С., Забашта, Р.В.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1989
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/197620
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Монументальна скульптура слов’ян / І.С. Винокур, Р.В. Забашта // Археологія. — 1989. — № 1. — С. 65-77. — Бібліогр.: 24 назв. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье предпринята попытка систематизировать историко-археологические материалы о монументальной скульптуре славян-язычников (т. н. «идолах») ІІІ-ХІІІ вв. Суммарный диахронический обзор выявленных образцов идсопластики, анализ письменных источников позволяет выделить среди языческих изображений несколько идейно-формальных типов; а) столбы, стелы; б) столбообразные идолы с одним или несколькими человеческими лицами; в) столбообразные идолы с объемно вымоделированной головой (подгруппы-—изображения с лицом, без лица); г) отдельное рельефное изображение головы; д) статуи-полуфигуры; е) статуарные и рельефные изображения, воспроизводящие фигуры персонажей полностью. Судя по хронологической атрибуции произведений, уже на раннем этапе (III- V вв.) они бытовали в таком типологическом наборе, который практически без изменений просуществовал до завершающего рубежа язычества. Со второй половины I тыс. известны новые разновидности изваяний, однако они не подменили собой первоначальных типов. Развитие языческой монументальной скульптуры предстает, таким образом, процессом не однолинейного движения от простейших к более развитым пластическим формам, а постепенной кристаллизации каждого из названных идейно-формальных типов изображений.