Про «поганські камені» в Карпатах
Статья посвящена предварительным итогам работ петроглифического отряда Карпатской архитектурно-археологической экспедиции ИОН АН УССР. Рассматриваются наскальные изображения Урича — одно из наибольших скоплений петроглифов в северных предгорьях Украинских Карпат. Численность изображений превышает 27...
Збережено в:
Видавець: | Інститут археології НАН України |
---|---|
Дата: | 1989 |
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Інститут археології НАН України
1989
|
Назва видання: | Археологія |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/198081 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Цитувати: | Про «поганські камені» в Карпатах / М.С. Бандрівський // Археологія. — 1989. — № 3. — С. 109-116. — Бібліогр.: 18 назв. — укр. |
Репозиторії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | Статья посвящена предварительным итогам работ петроглифического отряда Карпатской архитектурно-археологической экспедиции ИОН АН УССР. Рассматриваются наскальные изображения Урича — одно из наибольших скоплений петроглифов в северных предгорьях Украинских Карпат. Численность изображений превышает 270 экз. Около 70% составляют солярные знаки в виде круга или диска 0,4—0,6 м в диаметре, с лункой посредине. Солярные знаки подразделяются на 5—6 типов с вариациями внутри каждого из них. В отдельную группу выделены антропоморфные и зооморфные изображения. Интерес представляет личина — человеческое лицо размером 2,5Х1,5 м, которая выбита в технике углубленного рельефа на высоте 4 м. Из зооморфных петроглифов выделяется сцена преследования волком лося, а также всадник на коне. Группа петроглифов линейно-геометрического характера представлена спиралями, спиралеобразными завитками, крестовидными фигурами и др.
Разработана методика фиксации наскальных изображений, состоящая из пяти уровней, а также шкала вариантов техники выбивки, в которой предусмотрены различные виды следов инструмента.
На основе предварительных наблюдений выделяются две крупные хронологические группы петроглифов: предскифского и скифского периодов. Сравнительно меньше раннесредневековых. Таким образом, среди широкоизвестных изображений Карелии, Кавказа и Урала начала проявляться еще одна — Северокарпатская зона наскального искусства. |
---|