Про «поганські камені» в Карпатах

Статья посвящена предварительным итогам работ петроглифического отряда Карпатской архитектурно-археологической экспедиции ИОН АН УССР. Рассматриваются наскальные изображения Урича — одно из наибольших скоплений петроглифов в северных предгорьях Украинских Карпат. Численность изображений превышает 27...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:1989
Автор: Бандрівський, М.С.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 1989
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/198081
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Про «поганські камені» в Карпатах / М.С. Бандрівський // Археологія. — 1989. — № 3. — С. 109-116. — Бібліогр.: 18 назв. — укр.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:Статья посвящена предварительным итогам работ петроглифического отряда Карпатской архитектурно-археологической экспедиции ИОН АН УССР. Рассматриваются наскальные изображения Урича — одно из наибольших скоплений петроглифов в северных предгорьях Украинских Карпат. Численность изображений превышает 270 экз. Около 70% составляют солярные знаки в виде круга или диска 0,4—0,6 м в диаметре, с лункой посредине. Солярные знаки подразделяются на 5—6 типов с вариациями внутри каждого из них. В отдельную группу выделены антропоморфные и зооморфные изображения. Интерес представляет личина — человеческое лицо размером 2,5Х1,5 м, которая выбита в технике углубленного рельефа на высоте 4 м. Из зооморфных петроглифов выделяется сцена преследования волком лося, а также всадник на коне. Группа петроглифов линейно-геометрического характера представлена спиралями, спиралеобразными завитками, крестовидными фигурами и др. Разработана методика фиксации наскальных изображений, состоящая из пяти уровней, а также шкала вариантов техники выбивки, в которой предусмотрены различные виды следов инструмента. На основе предварительных наблюдений выделяются две крупные хронологические группы петроглифов: предскифского и скифского периодов. Сравнительно меньше раннесредневековых. Таким образом, среди широкоизвестных изображений Карелии, Кавказа и Урала начала проявляться еще одна — Северокарпатская зона наскального искусства.