Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве

В статье рассмотрены реконструкция и месторасположение церкви Святой Великомученицы Екатерины конца ХI в. в Древнем Киеве.

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2006
Автор: Красовский, И.С.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 2006
Назва видання:Археологія
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/199298
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве / И.С. Красовский // Археологія. — 2006. — № 2. — С. 86-91. — Бібліогр.: 18 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-199298
record_format dspace
spelling irk-123456789-1992982024-10-02T18:14:57Z Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве Красовский, И.С. Київські старожитності В статье рассмотрены реконструкция и месторасположение церкви Святой Великомученицы Екатерины конца ХI в. в Древнем Киеве. Проаналізувавши план Києва 1695 р., матеріали до рисунків руїн церкви А. Вестерфельда, автор дійшов висновку, що церкву Святої Великомучениці Катерини зведено в давньому Києві князем Всеволодом наприкінці XI ст. Having analyzed the plan of Kyiv of 1695 and the materials concerning a drawing of the ruins of the church by A. Vesterfeld, the author has come to a conclusion that the Church of Great Martyr Kateryna was built in ancient Kyiv by prince Vsevolod in late 11th c. 2006 Article Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве / И.С. Красовский // Археологія. — 2006. — № 2. — С. 86-91. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. 0235-3490 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/199298 ru Археологія Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Київські старожитності
Київські старожитності
spellingShingle Київські старожитності
Київські старожитності
Красовский, И.С.
Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
Археологія
description В статье рассмотрены реконструкция и месторасположение церкви Святой Великомученицы Екатерины конца ХI в. в Древнем Киеве.
format Article
author Красовский, И.С.
author_facet Красовский, И.С.
author_sort Красовский, И.С.
title Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
title_short Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
title_full Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
title_fullStr Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
title_full_unstemmed Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве
title_sort церковь святой великомученицы екатерины конца xi в. в древнем киеве
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 2006
topic_facet Київські старожитності
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/199298
citation_txt Церковь Святой Великомученицы Екатерины конца XI в. в древнем Киеве / И.С. Красовский // Археологія. — 2006. — № 2. — С. 86-91. — Бібліогр.: 18 назв. — рос.
series Археологія
work_keys_str_mv AT krasovskijis cerkovʹsvâtojvelikomučenicyekaterinykoncaxivvdrevnemkieve
first_indexed 2024-10-03T04:02:08Z
last_indexed 2024-10-03T04:02:08Z
_version_ 1811863965687349248
fulltext ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 286 Êè¿âñüê³ ñòàðîæèòíîñò³ Первое упоминание о церкви екатерины в древ- нем киеве появилось в 1594 г., когда «онемечен- ный славянин» древнего моравского рода Эрих ляссота приехал к казакам, чтобы передать им по- ручения императора, и увидел, что «недалеко от церкви св. софии была церковь св. екатерины, ныне она совершенно разрушена, остался только кусок стены». По его мнению, «других древних зданий нет, кроме церкви св. Михаила, которая находится также на горе». на Подоле Э. ляссо- та увидел «много русских церквей» и обратил внимание, что «здесь устроена также кафедра римской епископии; но церковь ея очень плоха и лишь деревянная» (сборник 1874, c. 181). на плане киева 1638 г., составленном мона- хом киево-Печерского монастыря а. кально- фойским, в Верхнем киеве (рис. 1), кроме со- фийского собора, отмечены и другие развалины «святых киевских церквей» (голубев 1898, с. 79). о существовании церкви св. екатерины упоми- наний нет, хотя о ней было известно по другим документам. В журнале 1884 г. была опубликована ста- тья П.г. лебединцева, нашедшего в бывшем архиве иностранных Дел документы, которые свидетельствуют о том, что митрополит гедеон просил разрешения разобрать и употребить для ремонта «две церкви каменные, гораздо худые, что стоять пусти в городе, св. екатерины и св. Василия» (лебединцев 1884, с. 235). Преемник митрополита гедеона митрополит Варлаам Ясин- ский в 1691 г. «хлопотал уже не о разобрании, а о восстановлении этих церквей (екатерины и трехсвятительской. — И. К.)… в тезоименитство той святой царевны, девицы екатерины, благо- верной царевны и великой княжны екатерины алексеевны» (лебединцев 1884, с. 236—237). несмотря на эти документы, П.г. лебедин- цев полагал, что церковь св. екатерины была «ближе к софийскому собору, при самом выхо-  © и.с. красоВскиЙ, 2006 де из южных ворот его ограды, что под башней» (лебединцев 1884, с. 237—238). Первоначально того же мнения придерживался и н.П. Петров (Петров 1897, с. 150), поскольку он рассматри- вал план 1695 г., напечатанный типографским способом, в котором вместо церкви св. екате- рины — пустое пространство (рис. 2). В росписном списке киева 1685 г. есть «амбар новый у житнего двора, подле церкви екатерины Мученицы» (алферова и др. 1982, с. 39), который хорошо виден и на плане 1695 г. (рис. 3). он далеко отстоит от раскопок церкви Федоровского монастыря, недавно раскрытых киевской археологической экспедицией (кили- евич и др. 1987, с. 182, рис. 1). В росписном списке 1695 г. есть упоминание, что в «Меньшом городе церковное место, что была каменная церковь великомученицы екате- рины, розвалилась» (алферова и др. 1982, с. 150). В росписи 1700 г. (лебединцев 1892, с. 29—82) церкви св. екатерины нет, вероятно, к тому вре- мени кирпичи с церкви уже были разобраны. с.т. го-лубев в 1898 г. видел подлинный план 1695 г. (Петров 1905, с. 14), на котором против развалин трехсвятительской церкви изображена церковь «св. екатерины» (рис. 3), поэтому он считал, что церковь св. екатерины была недалеко от трехсвятительской церкви. к этой версии позд- нее пришел и н.и. Петров (Петров 1905, с. 14.), ознакомившись с подлинным планом 1695 г., виденным с.т. голубевым. трехсвятительская церковь была позднее вос- становлена, а екатерининская церковь целиком разобрана, и « место, где она находилась, с точ- ностью неизвестно» (голубев 1899, с. 135). Пос- кольку новая екатерининская церковь не была построена, о чем мечтал митрополит Варлаам Ясинский, вместо нее при Михайловском мо- настыре хотели возвести новый екатерининс- кий придел (голубев 1899, с. 136). его постро- или только в XViii в. (Щероцкий 1917, с. 115),   è.ñ. êðàñîâñêèé öåðêîâü ñâ òîé âåëèêîìó×åíèöÛ åêàòåðèíÛ   êîíöà õI â. â äðåâíåì êèåâå В статье рассмотрены реконструкция и месторасположение церкви Святой Великомученицы Екатерины конца ХI в. в Древнем Киеве. Я ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 2 87 Рис. 1. Верхний киев по плану 1638 г. а. кальнофойс- кого: 48 — Церковь св. софии; 49 — Церковь св. ар- хангела Михаила; 50 — развалины церкви св. тирона; 51 — Церковь св. Василия; 52 — Десятинная церковь; 53 — Церковь св. симеона Рис. 2. План киева 1695 г., напечатанный типографским способом в 1893 г. (фрагмент) когда Михайловский собор получил боковые «крылья» и барочные украинские фасады. В 1651 г. в киев вместе с литовскими войсками прибыл гетман Януш радзивил, который будучи вдовцом, отдал свою малолетнюю дочь на вос- питание своей сестре екатерине (смирнов 1908, с. 220). Вместе с ним приехал в киев и а. Вестер- фельд, сделавший несколько карандашных рисун- ков, копии которых дошли до конца XViii в. Впервые об этих рисунках упомянул н.и. Пет- ров на хiii археологическом съезде в екатери- нославе в 1905 г. он видел «почти все нагорные церкви … немного севернее Михайловского мо- настыря … одна против другой, две церкви, из коих стоящая к востоку, есть, несомненно, ны- нешняя трехсвятительская, а другая, на запад, — екатерининская» (Петров 1904, с. 14) (рис. 4). Впоследствии часть рисунков опубликовал Я.и. смирнов, который считал, что на них изоб- ражены «три стороны развалин какой-то одной древней церкви, быть может, св. Федора тиро- на» (смирнов 1908, с. 484). спустя 70 лет, в 1961 г., М.к. каргер утверж- дал, что на рисунках 1651 г. запечатлены разва- лины разных церквей. Два первых храма отли- чаются характерной «для киевского зодчества хi века кладкой из чередующихся рядов камня и кирпича», и эти изображения «вплоть до мель- чайших деталей, напоминают фасады Михайлов- ского собора». М.к. каргер разницу в деталях   ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 288 относил к «склонности а. Вестерфельда к ро- мантическому «усугублению» руин некоторых киевских зданий» (каргер 1961, с. 284—286). В 1983—1985 гг. в киеве были проведены ар- хеологические раскопки, в результате которых «вдоль южной стены храма обнаружен фунда- ментный ров (шириной 1,2 м) пристроенного придела, заканчивающегося с восточной сторо-  Рис. 3. рукописный план киева 1695 г. (фрагмент): 1 — Церковь екатерины ны круглой апсидой» (килиевич и др. 1987, с. 184). исследователи полагали, что на трех рисунках Вестерфельда изображен именно Фе- доровский храм, и «Я.и. смирнов, опубликовав- ший всю серию рисунков киева 1651 г., не без оснований считал, что изображены западный, южный и восточный фасад интересующего нас памятника» (килиевич и др. 1987, с. 187). одна- ко придела, о котором упоминают авторы раско- пок, нет. следовательно, перед нами развалины не Федоровского монастыря, а неизвестного древнего киевского храма. святая великомученица екатерина была ро- дом из александрии. ее кончину при императоре Максимине относят к 307 г. В Viii в. ее мощи были перенесены в монастырь на синайской горе. В 1027 г. монах симеон перенес мощи свя- той великомученицы екатерины во Францию.   с XiV в. екатерина — имя многих королев и принцесс европы. например, королевой Шве- ции была екатерина Ягелловка, ревностная като- личка, но родилась она в Польше и была дочерью сигизмунда i. Рис. 4. Панорама Верхнего киева 1651 г. по копиям XViii в. (фрагмент) ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 2 89 В константинополе не было церкви екате- рины, как и во всех древнерусских городах нет ни одной церкви, ей посвященной (как и «Ян- чин монастырь» в киеве). В Москве, в кремле, церковь св. екатерины появилась лишь в 1586 г.   В россии имя екатерина известно только с сере- дины XVii в., когда влияние запада и украины на русскую культуру возросло (харламвич 1914). наибольшей популярности в россии имя екате- рина достигло во время правления Петра i. у киевского князя Всеволода было два сына —   Владимир и ростислав и три дочери — Янка, или анна, евпраксия и катерина (карамзин 1991, с. 64). В 1089 г. император генрих iV («священ- ной римской империи») женился на российской княжне, которая впоследствии умерла игуменьей под именем агнесса. карамзин считает, что она могла быть дочерью Всеволода (карамзин 1991, с. 250, прим. 157). В летописи под 1086 г. запи- сано, что Всеволод заложил церковь св. андрея и построил в ней монастырь (ипатьевская 2001,   стб. 197). В 1089 г. в летописи сообщается, что «в сего же лето иде Янька в греци» (ипатьевская 2001, стб. 200), чтобы привести нового митрополита. Янка умерла в 1112 г., за год до кончины на киев-ском столе князя Ярополка: «преставища Янка, дщи Всеволова… положена быть у церкви святого ан- дрея, юже бе дал отец ея … и постьригла у церкви тоя» (ипатьевская 2001, стб. 273—274). Вторая дочь Всеволода — евпраксия, по мне- нию карамзина, была замужем за сыном польско- го короля Болеслава кривоуста — Болеславом, от- равленным в 29 лет. киевский князь Ярополк был тестем польского короля (синопсис 1768, с. 90). В 1106 г. «пострижеся еупракси, Всеволожа дщи» (ипатьевская 2001, стб. 257—258), а 1109 г. в ле- тописи сообщается, что «Преставися евъпраксии, Всеволода дщи, месяца июля в 9 день, и положено бысть тело ея в Печерьском манастыри у дверей, иже к углу; и вчиниша над нею божницю, идеже лежит тело ея» (ипатьевская 2001, стб. 260). Эта «божница» (січинський 1925, табл. XV, 3) видна на гравюре XVii в. (рис. 5). Рис. 6. руины церкви св. Великомученицы екатерины в древнем киеве Рис. 5. Западный фасад успенского собора Печерско- го монастыря. гравюра на титуле книги 1637 г. (фраг- ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 290 Алферова Г.В., Харламов В.А. киев во второй половине XVii века. — к., 1982. Голубев С.Т. к истории киевской трехсвятительской церкви за вторую половину XVii столетия // труды киевской Духовной академии. — 1899. — кн. 1. Голубев С.Т. о древнейшем плане города киева 1638 г. — к., 1898. Ипатьевская летопись. — М., 2001. — Псрл. — т. 2. Карамзин И.М. история государства российского. — М., 1991. — т. 2—3. Каргер М.К. Древний киев. — М.; л., 1961. — т. 2. Київ в образотворчому мистецтві Xii—XX століть. Ю.В. Бічко, В.П. Підгора. — к., 1982. Килиевич С.Р., Харламов В.А. исследования храма Вотча Федоровского монастыря Xii в. в киеве // Древние славяне и киевская русь. — к., 1987. — с. 180—187. Рис. 7. ситуационный план «андреевского отделения» киева: 1 — Церковь екатерины; 2 — Церковь Федоров- ского монастыря; 3 — ротонда Xii—Xiii вв. о третьей дочери Всеволода упоминается лишь один раз, под 1108 г.: «преставися кате- рина, Всеволожа дщерь, месяца июля въ 24» (ипатьевская 2001, стб. 260). Две дочери — ев- праксия и Янка — «отказались от света и заклю- чились в монастырь» (карамзин 1991, с. 64, 249, прим. 156). где умерла екатерина, в церкви или монастыре, неизвестно. от церкви (рис. 6), изображенной с запад- ного фасада (с восточного фасада тот же храм) остались только руины, показанные на рисун- ках а. Вестерфельда в 1651 г. (смирнов 1908, табл. Vii, рис. 2). Верх церкви был разрушен. По фасаду она имела стены, которые членились лопатками на три части соответственно трем нефам храма. окна церкви были небольшими с полуциркульным верхом: два первых яруса одинаковые, а третий — немного меньший по размерам. окна в среднем нефе были одинако- вые, что непривычно для большинства церквей Xi в. Между окнами второго и первого ярусов были полуциркульные глухие арки. окна на первом ярусе находились, несомненно, по обе- им сторонам от арок. глухие арки возле земли   были присыпаны культурным слоем толщи- ной около 1 м (килиевич и др. 1987, с. 183). на правой лопатке изображены рунические знаки «столь обычные в польских гербах» или «ро- довые знаки киевских князей» (смирнов 1908, с. 486). третий храм представляет собой руины церкви Федора Вотча, возведенной в 1129 г. (київ 1982, рис. 45). руины этого храма были и на плане а. кальнофойского (рис. 1, 50). В итоге, по нашему мнению, церковь была построена в древнем киеве в конце Xi в. в честь святой великомученицы екатерины. строитель- ство церкви начал великий киевский князь Все- волод в честь своей дочери екатерины, которая и была в ней похоронена. успенский собор Печер- ского монастыря во время княжения Всеволода уже существовал. Полуциркульные окна в то время были и в успенском соборе (рис. 5). Церковь екатерины — один из первых ка- менных храмов в восточной части «андреевс- кого отделения». Вероятно, это была церковь в монастыре, ибо все предыдущие дочери князя Всеволода были похоронены в монастыре. сама екатерина, очевидно, была замужем за польским князем, о чем свидетельствуют на правом пи- лястре рунические знаки на польских гербах и родовой знак киевских князей. спустя много лет руины церкви нарисовал прибывший в киев а. Вестерфельд (рис. 6), ко- торый не знал, что церковь носит имя святой великомученицы екатерины, но рунические знаки были ему знакомы. недалеко от церкви св. ека-те- рины киевский князь святополк построил Ми- хайловский Златоверхий монастырь в «изя-сла- вом городе». новый Михайловский собор был во многом не похож на екатерининскую церковь. Вероятно, именно с Михайловского собора на- чали делать на средних тимпанах боковые окна в четверть круга. В древности церковь св. екатерины находи- лась между Михайловскими и киевскими во- ротами. В современном киеве эта территория с юго-востока ограничена раскопками Федоровс- кого монастыря, с запада — раскопками ротон- ды, а с северо-востока — Десятинной улицей (рис. 7). ISSN 0235-3490. Археологія, 2006, № 2 91 РуСяевА А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. — к.: издательский дом «стилос», 2005. — 559 с. книга присвячена дослідженню головних проблем релігійного світогляду еллінів Причерномор’я в античну епоху. авторка розглядає окремі міфи у взаємозв’язку з культами і політикою у понтійських державах, дає характеристику давньогрець- ким суспільним і домашнім святилищам. І.С. Красовський ЦеркВа сВЯтої ВеликоМуЧениЦІ катерини кІнЦЯ Xi ст. у ДаВнЬоМу киЄВІ Проаналізувавши план києва 1695 р., матеріали до рисунків руїн церкви а. Вестерфельда, автор дійшов виснов-  ку, що церкву святої великомучениці катерини зведено в давньому києві князем Всеволодом наприкінці Xi ст. I.S. Krasovskiy. LATe 11th c. CHuRCH OF GReAT MARTYR KATeRYNA iN ANCieNT KYiV Having analyzed the plan of Kyiv of 1695 and the materials concerning a drawing of the ruins of the church by   A. Vesterfeld, the author has come to a conclusion that the Church of Great Martyr kateryna was built in ancient Kyiv by prince Vsevolod in late 11th c. Лебединцев П.Г. исторические заметки о киеве // киевская старина. — к., 1884. — 10. Лебединцев П.Г. росписной список г. киева 1700 года // Чтения в историческом обществе нестора летописца. — к., 1892. — кн. 6. — с. 29—82. Петров Н.И. историко-топографические очерки древнего киева. — к., 1897. Петров Н.И. новооткрытый альбом видов и рисунков достопримечательностей киева (реферат). — к., 1905. Сборник материалов для исторической топографии киева. — к., 1874. Синопсис. — сПб., 1768. Січинський В. архітектура в стародруках. — львів, 1925. Смирнов Я.И. рисунки киева 1651 г. по копиям их конца XViii века. — М., 1908. Харламвич К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. — казань, 1914. — т. 1. Щероцкий. киев. — к,. 1917. Одержано 18.10.2005 ПРиХодНюК о.М. Пастирське городище / Інститут археології НАН україни, Буковинський центр археологічних досліджень при чернівецькому національному університеті ім. ю. Федьковича. київ; Чернівці: Зелена Буковина, 2005. — 244 с. — 152 іл. Монографія присвячена публікації та історичній інтерпретації наукових матеріалів Пастирського городища — видатної пам’ятки доби раннього середньовіччя в Південно-східній Європі (остання чверть Vii — сер. Viii ст.). Повна публікація матеріалів городища підтверджує думку автора про переселення до Подніпров’я слов’янських племен з Балкан. Êíèæêîâèé îãëÿä Бібліотека Інституту археології із задоволенням ознайомить читачів зі списком нових книг 2005 року видання, які поповнили наш фонд. Книги присвячені актуальним проблемам археології та давньої історії. МозолевСьКий Б.М. Скіфський степ: літературно-художнє видання — к.: темпора, 2005. — 192 с., іл. книга відомого археолога і поета Б. Мозолевського (1936—1993) розповідає про скіфський період історії україни, про дослідження найбільших пам’яток археології тієї доби - курганів Чортомлик, солоха, куль-оба, товста Могила та ін. автор, розкриваючи перед читачем далекий і багато в чому загадковий світ скіфії, показує нерозривний зв’язок давнини й сьогодення, змальовує поетичний образ українського степу. МозолевСьКий Б.М. етнічна географія Скіфії. — к.: «корВІн Пресс», 2005. — 102 с. — 7 іл. остання монографія відомого українського археолога Бориса Миколайовича Мозолевського (1936-1993) присвячена   одній із найактуальніших проблем скіфознавства — етнічній географії скіфії. незважаючи на те, що праця залишилась незавершеною, вона містить багато важливих та цікавих міркувань щодо розташування скіфських племен (за геродо-  том) на географічній карті україни та стосовно скіфської історії взагалі.