К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур

В настоящей работе изучаются возможности и основные принципы применения математических методов, в частностиметодов оптимизации и сетевого планирования, для построения оптимальных планов реформирования и реструктуризации различных социально-экономических структур и систем, в том числесетей объектов с...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2006
Автор: Синицын, И.П.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України 2006
Назва видання:Проблемы управления и информатики
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/206927
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур / И.П. Синицын // Проблемы управления и информатики. — 2006. — № 5. — С. 148-155. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-206927
record_format dspace
spelling irk-123456789-2069272025-09-27T00:16:09Z К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур До питання оптимізації планування реформування соціально-економічних структур On optimization of planning the reformation of socio-economic structures Синицын, И.П. Экономические и управленческие системы В настоящей работе изучаются возможности и основные принципы применения математических методов, в частностиметодов оптимизации и сетевого планирования, для построения оптимальных планов реформирования и реструктуризации различных социально-экономических структур и систем, в том числесетей объектов социально-экономической инфраструктуры (СЭИ). Эта задача приобретает особую актуальность как с учетом необходимости разработки и проведенияреформ, так и в контексте перспектив административной реформы, что потребует значительных изменений существующей СЭИ, в частности в сферах здравоохранения, образования и культуры. Розглядаються питання застосування розробленої автором трирівневої концепції планування реформування Збройних сил України для різних об'єктів соціально-економічного призначення з метою забезпечення їх необхідної життєдіяльності в процесі реформування. Questions of application of the developed by the author threelevel conception of planning the reformation of Military Powers of Ukraine for providing the required vital functions of different objects of socio-economic purposes in the process of reformation are considered. 2006 Article К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур / И.П. Синицын // Проблемы управления и информатики. — 2006. — № 5. — С. 148-155. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. 0572-2691 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/206927 681.3 ru Проблемы управления и информатики application/pdf Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Экономические и управленческие системы
Экономические и управленческие системы
spellingShingle Экономические и управленческие системы
Экономические и управленческие системы
Синицын, И.П.
К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
Проблемы управления и информатики
description В настоящей работе изучаются возможности и основные принципы применения математических методов, в частностиметодов оптимизации и сетевого планирования, для построения оптимальных планов реформирования и реструктуризации различных социально-экономических структур и систем, в том числесетей объектов социально-экономической инфраструктуры (СЭИ). Эта задача приобретает особую актуальность как с учетом необходимости разработки и проведенияреформ, так и в контексте перспектив административной реформы, что потребует значительных изменений существующей СЭИ, в частности в сферах здравоохранения, образования и культуры.
format Article
author Синицын, И.П.
author_facet Синицын, И.П.
author_sort Синицын, И.П.
title К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
title_short К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
title_full К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
title_fullStr К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
title_full_unstemmed К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
title_sort к вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур
publisher Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України
publishDate 2006
topic_facet Экономические и управленческие системы
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/206927
citation_txt К вопросу оптимизации планирования реформирования социально-экономических структур / И.П. Синицын // Проблемы управления и информатики. — 2006. — № 5. — С. 148-155. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.
series Проблемы управления и информатики
work_keys_str_mv AT sinicynip kvoprosuoptimizaciiplanirovaniâreformirovaniâsocialʹnoékonomičeskihstruktur
AT sinicynip dopitannâoptimízacííplanuvannâreformuvannâsocíalʹnoekonomíčnihstruktur
AT sinicynip onoptimizationofplanningthereformationofsocioeconomicstructures
first_indexed 2025-09-27T01:16:33Z
last_indexed 2025-09-28T01:12:59Z
_version_ 1844468231512784896
fulltext © И.П. СИНИЦЫН, 2006 148 ISSN 0572-2691 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УДК 681.3 И.П. Синицын К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР В настоящей работе изучаются возможности и основные принципы примене- ния математических методов, в частности методов оптимизации и сетевого пла- нирования, для построения оптимальных планов реформирования и реструктури- зации различных социально-экономических структур и систем, в том числе сетей объектов социально-экономической инфраструктуры (СЭИ). Эта задача приобре- тает особую актуальность как с учетом необходимости разработки и проведения реформ, так и в контексте перспектив административной реформы, что потребует значительных изменений существующей СЭИ, в частности в сферах здравоохра- нения, образования и культуры. Описание задачи оптимизации планирования социально-экономических процессов реформирования Постановка и практические пути решения задач разработки оптималь- ных планов реформирования отдельных социально-экономических структур и систем. Эти задачи представляют собой составные части общей задачи созда- ния эффективного плана реформирования в социально-экономических системах Украины. В основе их решения лежит методология численной оптимизации дис- кретных процессов обслуживания, которая базируется на теории управляемых си- стем массового обслуживания (МО) и теории сетевого и календарного планиро- вания (СКП). В работе [1] автором впервые сформулирована трехуровневая концепция оптимизации планирования процесса реформирования Вооруженных сил Укра- ины (ВСУ). Предлагается распространить эту концепцию на объекты СЭИ, к числу которых относятся, в частности, службы экстренной помощи, силовые ве- домства, а также системы учреждений медицинского обслуживания, образова- ния и культуры. Суть концепции состоит в том, что одна из двух общих задач реформирова- ния СЭИ, которая состоит в формировании эффективного плана перехода к пер- спективной структуре (построение такой структуры — первая общая задача ре- формирования), представляется в виде трехуровневой оптимизационной задачи. На каждом из уровней задаются свои критерии качества, которые позволяют их оптимизировать при помощи известных методов и приемов математического про- граммирования. На нижнем уровне решается подзадача формирования операций реформиро- вания (ОР), которые описывают создание новых структурных элементов (СЭ) или ликвидацию старых. В качестве примеров СЭ можно рассматривать любые объек- ты, учреждения и структурные подразделения, имеющие определенную самостоя- тельность и собственный набор целей и задач. Структурные элементы могут объ- единяться в группы структурных элементов (ГСЭ). Проблемы управления и информатики, 2006, № 5 149 Каждая ОР структурного элемента или группы структурных элементов пред- ставляет собой совокупность так называемых элементарных операций (ЭО), вы- полняемых наилучшим образом исходя из заданного критерия качества. На среднем уровне решается подзадача формирования укрупненных опера- ций реформирования (УОР) для разных СЭ. Каждая УОР представляет собой оп- тимальный план выполнения нескольких ОР для тех СЭ, которые входят в состав данной ГСЭ. Что касается верхнего уровня, то на нем решается подзадача форми- рования сведенного плана реформирования СЭИ на основе планируемых ежегод- ных затрат и изменений численности работающих. Этот план представляется пе- речнем организационных мероприятий, предусмотренных директивными доку- ментами соответствующих министерств и ведомств. Описанная концепция развивается в направлении решения задач оптимиза- ции порядка реформирования как отдельных СЭ, каждая из которых решает опре- деленную задачу, так и ГСЭ. Поскольку объектами решения для таких задач слу- жат отдельные объекты и их группы, а не СЭИ в целом, такие задачи будем назы- вать задачами локальной оптимизации. Существуют две разновидности локальной оптимизации плана реформирова- ния СЭИ. Первая из них относится к отдельному СЭ, который решает самостоя- тельную задачу, а вторая — к ГСЭ, которая состоит из нескольких СЭ, объеди- ненных единой целью, местом нахождения или административным подчинением. Предлагаемые методы решения для этих двух задач общие. Отличие состоит лишь в том, что в первом случае оптимизируется процесс выполнения нескольких ЭО, которые входят в состав одной ОР, относящегося к конкретному СЭ, а во втором — процесс выполнения нескольких ОР, которые относятся к заданной ГСЭ. Рассмотрим пример оптимизационной задачи нижнего уровня, которая со- стоит в формировании оптимального плана выполнения ЭО по объединению групп структурных элементов (например, медицинских учреждений) в одну укрупненную ГСЭ. На рис. 1 показан примерный вид сетевого графа, описываю- щего порядок выполнения ЭО для такой ОР. Каждая из пяти ЭО, представленных на рис. 1, обозначена стрелкой. Пере- числим их назначение: 1 — создание необходимой инфраструктуры новой ГСЭ; 2 — укомплектование оборудованием и материалами (перемещение оборудования и материалов из двух старых ГСЭ и при- обретение новых образцов оборудования); 3 — укомплектование персоналом (пере- мещение персонала из двух старых ГСЭ и набор новых работников); 4 и 5 — ликви- дация последствий деятельности соответ- ственно первой и второй старых ГСЭ. ЭО под номером i характеризуется двумя параметрами: стоимостью выпол- нения ir iC и временами выполнения ir iT для каждого возможного варианта ir ее выполнения. Причем могут быть заданы не только разные варианты выполнения конкретных ЭО, но и разные схемы их выполнения, каждой из которых соответ- ствует свой сетевой граф (см. рис. 1). Здесь могут решаться следующие две задачи локальной оптимизации порядка реформирования СЭ: 1 — минимизация стоимости выполнения данной ОР; 2 — минимизация времени ее выполнения. Теперь рассмотрим пример оптимизационной задачи среднего уровня, кото- рая состоит в формировании оптимального плана перехода от исходной к конеч- Операция реформирования 2 4 5 3 1 Рис. 1 150 ISSN 0572-2691 ной структуре для некоторой ГСЭ с использованием для этого двух альтернатив- ных схем реформирования (СР): первая включает четыре ОР, а вторая — три (рис. 2). В процессе реформирования старая ГСЭ, состоящая из пяти СЭ, превра- щается в новую ГСЭ, которая состоит из трех СЭ. ОР1 ОР2 ОР3 ОР4 ОР1 ОР2 Исходное состояние ГСЭ Конечное состояние СР № 1 1ЭС  ОР3 2ЭС  3ЭС  4ЭС  5ЭС  1ЭС 2СЭ 3СЭ Конечное состояние Исходное состояние ГСЭ 1ЭС  2ЭС  3ЭС  4ЭС  5ЭС  1ЭС 2СЭ 3СЭ СР № 2 Рис. 2 Для СР № 1 выполняются следующие четыре ОР: 1 — новый 1СЭ получает- ся из двух старых 1ЭС  и ;ЭС 2 2 — новый 2СЭ формируется из двух старых 3ЭС  и ;ЭС 4 3 — старый 5ЭС  целиком ликвидируется (его ресурсы не исполь- зуются при образовании новых СЭ); 4 — новый 3СЭ создается из внешних ре- сурсов. Для СР № 2 выполняются следующие три ОР: 1 — новый 1СЭ получается из двух старых 1ЭС  и ;ЭС 2 2 — новый 2СЭ формируется из трех старых ,ЭС 1 3ЭС  и 4ЭС  (ресурсы 1ЭС  распределяются между двумя новыми СЭ); 3 — новый 3ЭС  создается из старого ,ЭС 5 а также из внешних ресурсов. Каждая ОР может состоять из одного или нескольких этапов, а те, в свою очередь, — из нескольких ЭО. Но чтобы упростить решение данной задачи, сле- дует абстрагироваться от такой детализации, задавая, как и в задаче локальной оптимизации нижнего уровня, лишь два обобщенных параметра: стоимость и время выполнения операции для каждого предусмотренного варианта его выпол- нения. Только теперь эти параметры будут относиться не к ЭО, как в первом слу- чае, а к ОР. Здесь также возможны две задачи локальной оптимизации: формирование такого плана реформирования ГСЭ среди всех возможных СР, который обеспечи- вал бы минимизацию стоимости (задача 1) или времени реформирования (зада- Проблемы управления и информатики, 2006, № 5 151 ча 2). Но, в отличие от задачи нижнего уровня, когда стоимость реформирования представляет собой арифметическую сумму затрат, выделенных на выполнение ЭО, здесь все усложняется тем, что необходимо каким-то образом учитывать снижение функциональности ГСЭ в процессе реформирования СЭ, которые вхо- дят в состав этой ГСЭ. Для практического решения рассмотренной оптимизационной задачи предла- гается количественно оценивать снижение функциональности в денежном экви- валенте (т.е. применять экспертные оценки). Это позволит ввести и потом опти- мизировать единый функционал потерь, который состоит из двух прибавлений: стоимостных потерь от снижения функциональности ГСЭ в связи с ее реформи- рованием и прямых затрат на выполнение ОР. Причем такие экспертные оценки необходимо вводить лишь при решении первой из двух оптимизационных задач, когда минимизируются суммарные затраты на реформирование ГСЭ. Математические методы локальной оптимизации Независимо от того, какая из двух групп задач локальной оптимизации должна решаться — для отдельного СЭ или целой ГСЭ, для них существует об- щий метод решения. В самом деле, все эти задачи — типичные задачи СКП, характеризующие процессы обслуживания на конечном промежутке времени. Казалось бы, здесь можно воспользоваться известным методом динамического программирования, разработанным Беллманом [3]. Но, как показывает анализ, прямое применение этого метода осложнено тем, что количество этапов (временных тактов), на кото- рые разбивается процесс оптимизации СКП, переменное, а применение классиче- ской схемы динамического программирования требует фиксированного количе- ства этапов, причем это количество должно быть известно заранее. В связи с этим для решения задач оптимизации планов реформирования СЭ и ГСЭ предлагается использовать не один математический метод, а два: 1) метод сведения ограниченного во времени процесса СКП к неограничен- ному во времени стационарному процессу МО; 2) метод численной оптимизации стационарных управляемых процессов МО. В работе [2] автором описана методология численной оптимизации дискрет- ных процессов обслуживания, которое базируется на теории управляемых систем МО и теории СКП. Она позволяет синтезировать численным путем высокоэффек- тивные стратегии управления дискретными технологическими и информацион- ными процессами, которые встречаются во многих областях человеческой дея- тельности. Эта методология основана на численной оптимизации стационарного и ограниченного во времени процесса обслуживания, а также на последующем улучшении синтезированных стратегий на стадии их применения. Решение рас- смотренных задач локальной оптимизации базируется на использовании данной методологии. Остановимся подробнее на задачах локальной оптимизации среднего уровня, которые относятся к порядку реформирования войскового формирования. Исходные данные. Опишем в неформализованном виде те исходные данные, которые необходимы для решения обеих задач оптимизации планов реформиро- вания ГСЭ, первая из которых относится к стоимостному критерию, а вторая — к временнóму. Прежде всего необходимо составить альтернативные СР избранной ГСЭ, два возможных образца которых приведены на рис. 2. Для каждой СР ГСЭ необходимо задать следующие исходные данные: 152 ISSN 0572-2691 • количество вариантов выполнения любой ОР, которые относятся к данной схеме (каждый такой вариант характеризуется двумя параметрами: продолжи- тельностью и стоимостью выполнения ОР); • базовые варианты выполнения ОР, которые будут фигурировать в будущем эвристическом плане реформирования (ЭПР) СЭ, предназначенном для сравни- тельной оценки эффективности синтезированного оптимального плана реформи- рования (ОПР) ГСЭ; • блокирование недопустимых порядков выполнения ОР; • блокирование недопустимых совокупностей ОР для их одновременного вы- полнения; • массив стоимостных штрафов в единицу времени, вызванных потерей функциональности всей выбранной ГСЭ в связи с выполнением в данный момент конкретной совокупности ОР; • для каждого варианта выполнения любой ОР: продолжительность выполне- ния ОР; стоимость выполнения ОР; совокупность организационных мероприятий, которые обеспечивают реализацию данного варианта выполнения ОР. Общие исходные данные такие: 1) продолжительность минимального кванта времени, называемого тактом времени (несколько дней, одна неделя или один месяц), в которых будут зада- ваться все временные параметры; 2) допустимая величина затрат на выполнение ОР в течение одного такта времени; 3) параметры схемы численной оптимизации управляемых процессов МО, в том числе и допустимая величина отклонения полученных при оптимизации по- терь от тех реальных потерь, которые будут вычислены по сформированному плану; 4) приоритеты выполнения разных ОР, а также возможные дополнительные блокирования одновременного выполнения нескольких ОР, на основе чего будет формироваться ЭПР ГСЭ. Задачи локальной оптимизации Задача 1. Используя все исходные данные, необходимо сформировать такой ОПР выбранной ГСЭ, который обеспечит минимизацию суммарных потерь, свя- занных с непосредственным выполнением предусмотренных ОР, а также со сни- жением функциональности данной ГСЭ в связи с реформированием подчиненных ей СЭ. Задача 2. Используя не все перечисленные исходные данные, а именно без учета стоимостных штрафов и стоимости выполнения ОР, необходимо сформиро- вать такой ОПР ГСЭ, который обеспечит минимальное суммарное время реформи- рования данной ГСЭ. При этом количество вариантов выполнения каждой ОР рав- няется единице (в связи с отсутствием стоимостных показателей). Постановка обобщенной задачи локальной оптимизации. Используя ука- занные исходные данные, необходимо получить следующие результаты: • два плана: ОПР ГСЭ и ЭПР ГСЭ; • численные значения заданного критерия качества для этих двух планов, ко- торые позволяют определить необходимые затраты (стоимостные или временные) на их выполнение, а также их сравнительную эффективность; • план выполнения организационных мероприятий по ОПР ГСЭ с целью его практического использования; • укрупненные по годам планы выполнения организационных мероприятий, предназначенные для использования при решении оптимизационной подзадачи верхнего уровня, которая относится к общей задаче формирования эффективного плана реформирования СЭИ [1] . Проблемы управления и информатики, 2006, № 5 153 Предположим, что СР № 1 (рис. 2) реализует ОПР ГСЭ, составленный c при- менением методологии численной оптимизации СКП, а СР № 2 реализует пред- ложенный специалистами ЭПР. Тогда графически результат решения задачи 1 можно представить в виде, указанном на рис. 3, а результат решения задачи 2 — в виде, указанном на рис. 4. 1, 2 2, 4 3, 1 4, 2 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни Временнáя диаграмма ОР Варианты исполнения реформирования Графики потерь 1C C 10 30 50 70 Тыс. грн. 90 110 1, 2 2, 1 3, 2 ГСЭОПР,C 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни Временнáя диаграмма Графики потерь 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни ОПР ГСЭ Количество СР — 2, оптимальная СР — № 1 2C ЭПР ГСЭ Избранная СР — № 2 C 2C 1C 10 30 50 70 Тыс. грн. 90 110 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни ОР Варианты исполнения реформирования — неначатая ОР; — выполняемая ОР; — приостановленная ОР Рис. 3 154 ISSN 0572-2691 1 2 3 4 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни ОР ОПР ГСЭ Количество СР — 2, оптимальная СР — № 1 Временнáя диаграмма CОПР ГСЭ =56700 грн. а 1 2 3 ЭПР ГСЭ Избранная СР — № 2 Временнáя диаграмма 10 5 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 0 Дни ОР CЭПР ГСЭ =46200 грн. б — неначатая ОР; — выполняемая ОР; — приостановленная ОР Рис. 4 Заключение Предлагаемые алгоритмы могут использоваться для широкого класса объек- тов, в частности групп объектов СЭИ. Оптимизация может производиться по раз- личным критериям, в том числе по времени реформирования и по минимизации затрат, включающих потери от простоев и снижения эффективности отдельных объектов в процессе реформирования. Описанный подход воплощен в реальную программную систему, предназна- ченную для разработки планов реформирования войсковых формирований ВСУ [4]. На этой основе могут быть созданы аналогичные программные комплексы для оптимизации планов реформирования самых разнообразных объектов СЭИ. І.П. Сініцин ДО ПИТАННЯ ОПТИМІЗАЦІЇ ПЛАНУВАННЯ РЕФОРМУВАННЯ СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИХ СТРУКТУР Розглядаються питання застосування розробленої автором трирівневої концеп- ції планування реформування Збройних сил України для різних об'єктів соціа- льно-економічного призначення з метою забезпечення їх необхідної життєді- яльності в процесі реформування. I.P. Sinitsyn ON OPTIMIZATION OF PLANNING THE REFORMATION OF SOCIO-ECONOMIC STRUCTURES Questions of application of the developed by the author three-level conception of planning the reformation of Military Powers of Ukraine for providing the required vi- Проблемы управления и информатики, 2006, № 5 155 tal functions of different objects of socio-economic purposes in the process of refor- mation are considered. 1. Сініцин І.П. Про концепцію оптимізації планування процесу реформування Збройних сил України // Зб. наук. праць ННДЦ ОТ і ВБ України. — 2005. — Вип. 2(27). — С. 5–13. 2. Синицын И.П. О методологии численной оптимизации дискретных процессов обслужива- ния // Кибернетика и вычисл. техника. — 2005. — Вып. 146. — С. 36–48. 3. Беллман Р. Динамическое программирование. — М. : Изд-во иностр. лит., 1960. — 400 с. 4. Сініцин І.П. Про локальну оптимізацію в оборонному плануванні // Зб. наук. праць ННДЦ ОТ і ВБ України. — 2005. — Вип. 4(29). — С. 21–27. Получено 14.07.2006