Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины
В статье рассмотрены средства художественной выразительности песен «сватовства» и «заручын» Гомельщины. Выявлены основные образы-символы этих песен, встречающиеся на территории Гомельской обл. Указаны сходства и отличия поэтики в данных обрядах....
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Матеріали до української етнології |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207921 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины / Е. Павлова // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 378-381. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
irk-123456789-207921 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
irk-123456789-2079212025-10-17T00:05:38Z Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины Павлова, Е. Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя В статье рассмотрены средства художественной выразительности песен «сватовства» и «заручын» Гомельщины. Выявлены основные образы-символы этих песен, встречающиеся на территории Гомельской обл. Указаны сходства и отличия поэтики в данных обрядах. Stylistic devices of the songs connected with marriage brokerage and betrothal in the territory of the Gomel region are studied in the article. The main images and symbols of these songs are revealed. The differences and similarities in the poetic language are pointed out in the article. 2011 Article Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины / Е. Павлова // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 378-381. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 2313-8505 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207921 ru Матеріали до української етнології application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя |
| spellingShingle |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Павлова, Е. Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины Матеріали до української етнології |
| description |
В статье рассмотрены средства художественной выразительности песен «сватовства» и «заручын» Гомельщины. Выявлены основные образы-символы этих песен, встречающиеся на территории Гомельской обл. Указаны сходства и отличия поэтики в данных обрядах. |
| format |
Article |
| author |
Павлова, Е. |
| author_facet |
Павлова, Е. |
| author_sort |
Павлова, Е. |
| title |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины |
| title_short |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины |
| title_full |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины |
| title_fullStr |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины |
| title_full_unstemmed |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины |
| title_sort |
поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории гомельщины |
| publisher |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207921 |
| citation_txt |
Поэтика песенного творчества досвадебного периода на территории Гомельщины / Е. Павлова // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 378-381. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
| series |
Матеріали до української етнології |
| work_keys_str_mv |
AT pavlovae poétikapesennogotvorčestvadosvadebnogoperiodanaterritoriigomelʹŝiny |
| first_indexed |
2025-10-17T01:02:04Z |
| last_indexed |
2025-10-18T01:06:38Z |
| _version_ |
1846279770701037568 |
| fulltext |
378
Åëåíà Ïàâëîâà
(Ãîìåëü, Áåëàðóñü)
ÏÎÝÒÈÊÀ ÏÅÑÅÍÍÎÃÎ ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÀ
ÄÎÑÂÀÄÅÁÍÎÃÎ ÏÅÐÈÎÄÀ
ÍÀ ÒÅÐÐÈÒÎÐÈÈ ÃÎÌÅËÜÙÈÍÛ
 ñòàòüå ðàññìîòðåíû ñðåäñòâà õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè ïåñåí «ñâàòîâñòâà» è
«çàðó÷ûí» Ãîìåëüùèíû. Âûÿâëåíû îñíîâíûå îáðàçû-ñèìâîëû ýòèõ ïåñåí, âñòðå÷àþùèåñÿ íà
òåððèòîðèè Ãîìåëüñêîé îáë. Óêàçàíû ñõîäñòâà è îòëè÷èÿ ïîýòèêè â äàííûõ îáðÿäàõ.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: ñâàäüáà, «çàðó÷ûíû», ñâàòîâñòâî, ïîýòèêà, ñèìâîëèêà, ñòðóêòóðà,
ôóíêöèîíàëüíî-òåìàòè÷åñêèå ãðóïïû, îáðÿäîâûå ïåñíè.
Stylistic devices of the songs connected with marriage brokerage and betrothal in the territory of
Gomel region are studied in the article. The main images and symbols of these songs are revealed.
The differences and similarities in the poetic language are pointed out in the article.
Keywords: ìarriage, agreement, courting, poetics, symbolism, structure, semantic and
functional songs, ritual songs.
Îáðÿäîâûå ýòàïû äîñâàäåáíîãî ïå-
ðèîäà – «çàðó÷ûíû» è «ñâàòîâñòâî»,
ïðîõîäÿùèå íà òåððèòîðèè Áåëàðóñè, â
÷àñòíîñòè íà Ãîìåëüùèíå, èìåþò â ñâî-
åé ñòðóêòóðå êàê îáùèå ýëåìåíòû, òàê è
íåêîòîðûå îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè.
Êëàññè÷åñêèå ñâàäåáíûå ïåñíè ñîñòî-
ÿò èç äâóõ ÷àñòåé: äîâîëüíî ïîäðîáíîãî
âñòóïëåíèÿ è êóëüìèíàöèîííîé ðàçâÿçêè.
Òàêàÿ ôîðìà êîìïîçèöèè õàðàêòåðíà êàê
äëÿ îáðÿäîâîãî ýòàïà «ñâàòîâñòâà», òàê è
äëÿ «çàðó÷ûí». Îñîáåííîå çíà÷åíèå â òà-
êèõ ïåñåííûõ òåêñòàõ îòâîäèòñÿ âñòóïè-
òåëüíîé ÷àñòè, ïîñêîëüêó èìåííî îíà ñîç-
äà¸ò ýìîöèîíàëüíûé òîí çâó÷àíèÿ:
– Êó÷àðàâàÿ áÿðîçêà,
Îé, ÷àãî æ òû íå çÿë¸íàÿ?
– Îé ÿê æà ìíå çÿë¸íàé áûöü?
Íî÷ ó íî÷ äà êóïöû åäóöü… [1, ñ. 62];
– Îé, ÷ûÿ æ ãýòà ðàäç³íà
Äû ïàä âîêíàì³ õàäç³ëà,
Äû çóáàì³ ëåñêàöåëà,
Äû ¢ õàòó õàöåëà?.. [2, ñ. 60].
Èçó÷åíèå òåêñòîâ ýòèõ îáðÿäîâûõ
ïåñåí ïîçâîëèëî îòìåòèòü ñëåäóþùèå îñî-
áåííîñòè. Ïî îáúåìó «çàðó÷ûííûÿ» ïåñ-
íè îòëè÷àþòñÿ îò «ñâàòîâñòâà». ×àñòî â
ïåñåííûõ òåêñòàõ, êîòîðûìè ñîïðîâîæäà-
ëîñü «ñâàòîâñòâî», âñòðå÷àåòñÿ äèàëîãî-
âàÿ ôîðìà êîìïîçèöèè. Ñðåäè «çàðó÷ûí-
íûõ» ïåñåí ìîæíî âûäåëèòü âàðèàíòû íå
òîëüêî ñî âñòóïëåíèåì è êîíöîâêîé, íî è
ñ ñàìèì ðàçâèòèåì äåéñòâèÿ:
Ïðàï³ëà ìàö³ äî÷êó
Íà ñàëîäê³ì ìÿäî÷êó.
Íàï³¢øûñÿ, ñêà÷à,
À ïðàñïà¢øûñÿ, ïëà÷à:
– Áûëà õàòà, ÿê ñâÿòë³öà,
À öÿïåð – ÿê öÿìí³öà,
Áûëà õàòà, ÿê ïàíñêàÿ,
À öÿïåð – ÿê öûãàíñêàÿ [1, ñ. 91].
×òî êàñàåòñÿ ôóíêöèîíàëüíî-òåìàòè÷å-
ñêèõ ãðóïï, òî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ñðåäè
«çàðó÷ûííûõ» ïåñåí íåìàëî øóòî÷íûõ
òåêñòîâ, â êîòîðûõ íå òîëüêî ìîëîäûå è
ãîñòè èçîáðàæåíû â êîìè÷íîì âèäå, íî è
ïåðåäà¸òñÿ îáùåå âåñåëîå èñïîëíåíèå:
Çÿë¸íû êàáàò ðàçëàãàåööà,
Ìàö³ äà÷êîþ íàá³âàåööà:
– Äà é, çÿöþ, çÿöþ, âàçüì³ ìàþ äî÷êó,
Äàì òàáå ïàëàòíà õîöü íà ñàðî÷êó
² ìåõ ìÿê³íû õîöü íà ïÿðûíû,
² êóëü ñàëîìû ïàêðûöü õàðîìû
[1, ñ. 128];
– Îé äû, Ãàëÿ, âîé òû, Ãàëÿ,
×àìó òàêà ñóìíàÿ?
– Îé òû, ìàìêà, îé òû, òàòêà,
Õóòêà ïîéäó çàìóæ.
– Çàðó÷àåì, çàðó÷àåì, íàøó
ìû öÿëóøêó,
Øòî á êàðì³ëà, øòî á ïà³ëà
ñâàéãî áû÷êà [À. Ì. Ë.].
 ïåñíÿõ «ñâàòîâñòâà» äîìèíèðóþò ïî-
âåñòâîâàòåëüíûå òåêñòû, â êîòîðûõ, êàê
ïðàâèëî, äàåòñÿ îáúÿñíåíèå îáðÿäîâîìó
äåéñòâèþ:
http://www.etnolog.org.ua
379
Îé, ñêàðýé áû âå÷àðà äàæäàö³,
Ïîéäóöü íåäçå äçÿ¢÷ûíó ñâàòàö³.
Ïîéäóöü íåäçå äçÿ¢÷ûíó ñâàòàö³,
À ìû ïîéäçåì ïàä àêíî ñëóõàö³,
Äû øòî áóäçå äçÿ¢÷ûíà êàçàö³.
Äçå¢êà õîäç³öü, äû ¢ñ¸ ïàõàäæàå,
Áåëûÿ ðó÷ê³ íà ñýðöû ñêëàäàå.
– Ìàö³, ìàö³, ïàðàäí³öà ¢ õàöå!
Ïàðàäçü. Ìàö³, øòî ñâàòó êàçàö³:
Ö³ ³ñö³ çàìóæ, ö³ ç ãîä ïàãóëÿö³?
[2, ñ. 59];
– Îé, ÷ûÿ æ ãýòà ðàäç³íà
Äû ïàä âîêíàì³ õàäç³ëà,
Äû çóáàì³ ëåñêàöåëà,
Äû ¢ õàòó õàöåëà?
– Îõ, ãýòà æ Êîë³íà ðàäç³íà
Äû ïàä ïàäâàêîííþ õàäç³ëà,
Äû çóáàì³ ëåñêàöåëà,
Äû ¢ õàòó õàöåëà [2, ñ. 60].
×òî êàñàåòñÿ ñàìèõ îáðÿäîâ, òî åñëè ïðè
ñâàòîâñòâå äåâóøêà èìåëà âûáîð, îíà èëè
ïðèíèìàëà ïðåäëîæåíèå æåíèõà, èëè îòêà-
çûâàëà åìó: «Åñëè íåâåñòà íà âîïðîñ îòöà
î åå ñîãëàñèè ìîë÷àëà è ïîñëå ïðåäëîæåíèÿ
ïîäìåñòè äîì íà÷èíàëà ìåñòè îò ñòîëà ê
äâåðÿì, òàê òåì ñàìûì îíà ïîêàçûâàëà, ÷òî
îòêàçûâàåò æåíèõó» [1, ñ. 22], â ä. Ëåâà-
øè Ðå÷èöêîãî ðàéîíà áûëî ïðèíÿòî «âñåì
÷ëåíàì ñåìüè ïåðåä ïðèõîäîì ñâàòîâ ìûòü
íîãè» [À. Ì. Ë.], à â ä. Îçåðùèíà ýòîãî
æå ðàéîíà, íàîáîðîò, íèêîãäà íå ñëûøàëè
ïðî òàêèå îñîáåííîñòè, òàì áûëî ïðèíÿòî
«çàêðûâàòü âñå îêíà è äâåðè è âûïóñêàòü
êîøêó âî äâîð; åñëè êîøêà áûñòðî âîçâðà-
ùàëàñü äîìîé, òî ñ÷èòàëîñü, ÷òî ñâàòîâñòâî
ïðîéäåò óñïåøíî, åñëè æå îíà íå ïðèõîäèëà
äîëãî, òî îáðàòíîå» [Ñ. Ò. Â.].
Ïðè «çàðó÷ûíàõ» óæå ïðîèñõîäèëî îôè-
öèàëüíîå ñîîáùåíèå î áóäóùåì áðàêå. Ñðà-
çó íóæíî îòìåòèòü, ÷òî «çàðó÷ûíû – îäèí
èç âàæíåéøèõ ñâàäåáíûõ îáðÿäîâ, âî âðå-
ìÿ êîòîðîãî ïàðåíü è äåâóøêà îáúÿâëÿþòñÿ
æåíèõîì è íåâåñòîé» [1, ñ. 20]. Íà ñåãîä-
íÿøíèé äåíü ñóùåñòâóåò íå òîëüêî ìíîãî
îáùåãî â ñîâåðøåíèè ïîìîëâêè («çàðó÷ûí»)
â Áåëàðóñè, íî è äîâîëüíî ìíîãî îòëè÷èé.
Íàïðèìåð, â îäíîì èç ðàéîíîâ Ãîìåëüñêîé
îáëàñòè «íà çàðó÷ûíû ïðèåçæàåò âñÿ ðîäíÿ
íåâåñòû è æåíèõà. Êîãäà æåíèõ çàõîäèò â
äîì, íåâåñòà ïðÿ÷åòñÿ, ÷òîá åå íå âèäåëè,
ñàìà æå ïåðâîé õî÷åò óâèäåòü æåíèõà, ÷òîá
â ñåìåéíîé æèçíè ðóêîâîäèòü ìóæåì» [1,
ñ. 28]. Â ä. Ëåâàøè íà «çàðó÷ûíû» ïðèãëà-
øàëè òîëüêî áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ æåíè-
õà è íåâåñòû, êîòîðûå ïåðâûìè îáìåíèâà-
ëèñü ïîäàðêàìè ìåæäó ñîáîþ [Þ. Ã. È.], à
â ä. Êîðîâàòè÷è òîãî æå ðàéîíà îáðó÷åíèå
ïðîâîäèëè íà òðåòèé äåíü ïîñëå ñâàòàíüÿ
è ïðèãëàøàëè íà íåãî âñåõ çíàêîìûõ, êòî
èìåë æåëàíèå [Ì. Î. Ñ.]. Òàêæå â ä. Ëå-
âàøè, ïî ñâèäåòåëüñòâó î÷åâèäöåâ, áûâàëè
ñëó÷àè, êîãäà «ìîëîäûå øëè íà ïîëå ñî
ñâå÷àìè, âìåñòå ñ íèìè øëè èõ ðîäèòåëè
è êðåñòíûå, åñëè áûëè. Ìîëîäûõ ñòàâèëè
ñïèíîé ê çàïàäó, îíè âûñëóøèâàëè ñîâå-
òû ðîäèòåëåé, êàê íàäî æèòü, ïîñëå ÷åãî
æåíèõ è íåâåñòà çàæèãàëè ñâîþ ñâå÷ó, ïî-
êàçûâàÿ òåì ñàìûì, ÷òî îíè îáðàçîâàëè
ñâîþ ñåìüþ» [À. Ì. Ã.]. Â ä. Îçåðùèíà «íà
çàðó÷ûíû óñòðàèâàëè âå÷àðûíó “ïåðâàé
÷àðêè”». Íà íåé ïðèñóòñòâîâàëè ìîëîäûå,
êðåñòíûå è ðîäèòåëè. Îíè ïðèõîäèëè è ãî-
âîðèëè: «Ìîæåò ëè íàø ìîëîäû êàçàê âçÿòü
â æ¸íû ìîëîäó äçÿâ÷èíó?» [Ä. Ì. È.]. Ïî
ñâèäåòåëüñòâó æèòåëåé ä. Êàðàâàòè÷è, ïå-
ðåä çàâåðøåíèåì îáðÿäà îáðó÷åíèÿ ïàðíÿ
îôèöèàëüíî íàçûâàëè æåíèõîì, à äåâêó –
íåâåñòîé. Ïîñëå ýòîãî íåâåñòå ðàñïëåòàëè
êîñó, ÷òî ñ÷èòàëîñü îáÿçàòåëüíûì ðèòóàëîì
[Ì. Î. Ñ.].
Òàêæå â Ðå÷èöêîì ðàéîíå Ãîìåëüñêîé
îáëàñòè áûëî ïðèíÿòî «îáìåíèâàòüñÿ
êîëüöàìè, êîòîðûå ïîêóïàë æåíèõ. Íà
çàðó÷ûíû ðàñïëåòàëè êîñó íåâåñòå, êîòî-
ðóþ îíà íå èìåëà ïðàâà çàïëåòàòü äî íà-
÷àëà ñâàäüáû. Âñå çàðó÷ûíû çàêàí÷èâà-
ëèñü èñïîëíåíèåì ïåñåí» [1, ñ. 73]:
Ìû Ãàíóñþ çàðó÷àåì,
Äû êàñó ¸é ðàñïëÿòàåì.
Ìû Ãàíóñþ çàðó÷àåì,
Äû àä ðîäó àäëó÷àåì [Ä. Ì. È.].
ßçûê ñâàäåáíûõ ïåñåí äîñòàòî÷íî
ýìîöèîíàëüíûé, îïðåäåëÿåòñÿ áîãàòûì
óïîòðåáëåíèåì òðîïîâ, ñðåäè êîòîðûõ â
áîëüøåé ñòåïåíè èñïîëüçóþòñÿ ýïèòåòû.
 ïåñåííûõ òåêñòàõ «ñâàòîâñòâà» è «çà-
ðó÷ûí» íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ïî-
ÿñíèòåëüíûå ýïèòåòû, êîòîðûå «íàçûâà-
þò êàêîé-íèáóäü îäèí ïðèçíàê, êîòîðûé
ëèáî ñ÷èòàåòñÿ ãëàâíûì â ïðåäìåòå, ëèáî
õàðàêòåðèçóåò åãî îòíîøåíèå ê äðóãîìó
ïðåäìåòó…» [3, ñ. 17]. Íàèáîëåå ÷àñòî ïî-
äîáíûé òðîï ìîæíî âñòðåòèòü â ïåñíÿõ
«ñâàòîâñòâà», îí äîâîëüíî ÿðêî õàðàêòå-
ðèçóåò òîò èëè èíîé ïðåäìåò, íàäåëÿåò
åãî íàèáîëüøèìè õàðàêòåðíûìè ÷åðòàìè,
ñëåäîâàòåëüíî, â ïåñåííûõ òåêñòàõ ìîæíî
âñòðåòèòü òàêèå ïðèìåðû: «áÿðîçêà êó÷à-
ðàâàÿ», «äçÿ¢÷ûíà ìàëàäàÿ», «ïÿðñö¸-
http://www.etnolog.org.ua
380
íàê çàëàòû», «ñòàëû äóáîâûÿ», «ñâàòû
äàðàæýíüê³ÿ»:
Ïðàäàé, ïðàäàé, ìîé òàòà÷êà.
Ñâîé ñàä, îé, â³íàãðàä,
Ñïðࢠìíå, ìîé ðîäíåíüê³,
Îé äçÿâîöê³ íàðàä:
×ûðâîíûÿ ÷àáîö³ê³,
Îé, äà íà íîæà÷ê³,
Çÿë¸íóþ ñïàäí³÷àíüêó,
Îé ñëÿäû çàìÿòàöü,
Çàëàòûÿ êàëå÷ê³,
Îé íà ðó÷à÷ê³,
Äàðàã³ÿ ìàí³ñòà÷ê³,
Îé äà íà øûå÷êó… [1, ñ. 137];
Ç-ïàä áåëàãà äû áÿðýçí³÷êó
Âûáÿãàå áåëû êîí³÷àê.
Äû íå ñàì æà êîí³÷àê áÿæûöü,
Íà ¸ì õëîïåö óäàëåíüê³ ñÿäç³öü…
[2, ñ. 34].
×òî êàñàåòñÿ òåêñòîâ ïåñåí, êîòîðûå èñ-
ïîëíÿëè íà «çàðó÷ûíàõ», òî ïîä÷åðêíåì
íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ òàâòîëî-
ãè÷åñêèå ýïèòåòû: «ñàëîäê³ ìÿäîê», «öåì-
íàÿ íî÷êà», «ñòàðû äçåä» è äðóãèå:
Ïðàï³ëà ìàö³ äî÷êó
Íà ñàëîäê³ì ìÿäî÷êó… [1, ñ. 91].
Çíà÷èòåëüíóþ ðîëü èãðàþò â ïåñíÿõ
«ñâàòîâñòâà» è «çàðó÷ûí» ïîâòîðû, òàê
êàê àêöåíòèðóþò âíèìàíèå ÷èòàòåëåé íà
îïðåäåëåííûõ ñòðîêàõ òåêñòà è äåëàþò èõ
áîëåå âûðàçèòåëüíûìè:
– Îé, õàäç³öå íà çàðó÷ûíû,
Òàì Ìàðóñÿ çàðó÷àåööà.
Òàì Ìàðóñÿ çàðó÷àåööà
Äû é àä ðîäó àäëó÷àåööà [1, ñ. 36];
Õàäç³öå âû íà ñâàòàííå,
Õàäç³öå âû íà ñâàòàííå.
Äû ïà áåëûì àáðóñå,
Äû ïà áåëûì àáðóñå.
Îé ñâàòû, îé ñâàòû,
Âû äàëåêà ³ êóäû?.. [À. Ì. Ë.].
Îñîáåííîå çíà÷åíèå îòâîäèòñÿ â ñâà-
äåáíûõ ïåñíÿõ áîëüøîìó êîëè÷åñòâó îá-
ðàçîâ-ñèìâîëîâ, øèðîêî ïðåäñòàâëåííûõ
â ïåñíÿõ, êîòîðûå èñïîëíÿëèñü âî âðåìÿ
«ñâàòîâñòâà». Ãîëóáü ñ ãîëóáêîé, ëèáî ñå-
ëåçåíü ñ óòî÷êîé ÷àùå âñåãî îëèöåòâîðÿëè
îáðàçû æåíèõà è íåâåñòû:
– ѳâû, áåëû ñåëÿçåíü÷ûêó,
Ö³ áû¢ òû íà Äóíàé÷ûêó,
Ö³ áà÷û¢ òû ñâàþ êà÷à÷êó?.. [2, ñ. 63];
Çÿçþëüêà ãíåçäå÷êà çâ³ëà,
Ñàëàâåé ïðûëÿöå¢ ³ ñå¢ [2, ñ. 66].
Íåëüçÿ îáîéòè âíèìàíèåì è îáðàç êó-
êóøêè – âå÷íûé îáðàç îäèíî÷åñòâà. ×òî
êàñàåòñÿ ïåñåí «ñâàòîâñòâà», òî çäåñü ýòîò
îáðàç-ñèìâîë òàêæå âîçíèêàåò íåñïðîñòà.
Íå âñå äåâóøêè, êîòîðûå áûëè çàñâàòàíû,
âûðàæàëè æåëàíèå âûõîäèòü çàìóæ. Íå-
ðåäêî ñëó÷àëîñü òàê, êàê, íàïðèìåð, ñâè-
äåòåëüñòâóþò æèòåëè ä. Êîðîâàòè÷è, êîãäà
ðîäíûå äåâóøêè ïðèíóæäàëè å¸ âûõîäèòü
çàìóæ çà íåëþáèìîãî: «Äåâóøêà íå âñåã-
äà õîòåëà èäòè çàìóæ, ïîýòîìó ïðèõîäèëè
ðîäèòåëè æåíèõà è äîãîâàðèâàëèñü ñðàçó ñ
åå ðîäèòåëÿìè, áåç ó÷àñòèÿ íåâåñòû: “Êó-
êîâàëà çÿçþëåíüêà ïîä îêíîì, / Ïëàêàëà,
îé Þëå÷êà, çà ñòîëîì. / – Îé íå ïëà÷ü, íå
ïëà÷ü, Þëåíüêà...”» [Ë. Î. Â.].
 áîëüøèíñòâå ïåñåí, àäðåñîâàííûõ
äåâóøêå-íåâåñòå, êîòîðóþ âûäàþò çàìóæ
ïðîòèâ å¸ âîëè, ìîæíî âñòðåòèòü îáðàçû-
ñèìâîëû, ïðåäñòàâëåííûå â óìåíüøèòåëü-
íî-ëàñêàòåëüíîé ôîðìå: «ãàëóáàíüêà»,
«êà ÷à÷êà», «Äóíàé÷ûê», «çÿçþëüêà»,
«ðè áîíüêà» è ò. ä., ÷òî ïîìîãàåò îòðàçèòü
âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå íåâåñòû. Â ïåñíÿõ
æå, êîòîðûå èñïîëíÿëèñü íà «çàðó÷û-
íàõ», óìåíüøèòåëüíî-ëàñêàòåëüíàÿ ôîðìà
èñïîëüçóåòñÿ íå òàê ÷àñòî.
 àíàëèçèðóåìûõ ïåñíÿõ ñðåäñòâà õó-
äîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè èñïîëüçó-
þòñÿ â ðàçíîé ñòåïåíè, ÷òî îáóñëîâëåíî õà-
ðàêòåðîì îáðÿäîâîãî ýòàïà, åãî ðèòóàëîâ.
Ëèòåðàòóðà
1. Âÿñåëëå. Ïåñí³ : ó 6 êí. – Êí. 1 / ñêëàä.
Ë. À. Ìàëàø. – ̳íñê : Íàâóêà è òýõíèêà,
1980. – 678 ñ.
2. Ïàëåñêàå âÿñåëëå / [óêëàä. ³ ðýä.
Â. À. Çàõàðàâàé]. – ̳íñê : Óí³âåðñ³òýöêàå,
1984. – 303 ñ.
3. óëåâ³÷ Í. Ñ. Ïàýòûêà áåëàðóñêàé íà-
ðîäíàé ë³ðûê³. Ñëîâà ³ âîáðàç. Ïàýòû÷íû
ñ³íòàêñ³ñ. Ãóêàï³ñ ³ ðûôìà / Í. Ñ. óëåâ³÷. –
̳íñê : Âûøýéøàÿ øêîëà, 1975. – 285 ñ.
Ñïèñîê èíôîðìàòîðîâ
À. Ì. Ë. – Àãååâà Ìàðèíà Ëåîíèäîâíà,
1945 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Ëåâàøè Ðå÷èöêî-
ãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
Ñ. Ò. Â. – Ñàâèíà Òàìàðà Âèòàëüåâíà,
1950 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Îçåðùèíà Ðå÷èöêî-
ãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
Þ. Ã. È. – Þñóïîâ Ãåííàäèé Èâàíîâè÷,
1946 ã. ð., æèòåëü ä. Ëåâàøè Ðå÷èöêîãî ð-íà
Ãîìåëüñêîé îáë.
http://www.etnolog.org.ua
381
Ì. Î. Ñ. – Ìîñòîâàÿ Îëüãà Ñàâåëüåâíà,
1951 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Êîðîâàòè÷è Ðå÷èö-
êîãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
À. Ì. Ã. – Àíäðååâà Ìàðèÿ Ãåííàäüåâíà,
1960 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Ëåâàøè Ðå÷èöêî-
ãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
Ä. Ì. È. – Äâîðàê Ìàðèÿ Èâàíîâíà,
1950 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Îçåðùèíà Ðå÷èöêî-
ãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
Ë. Î. Â. – Ëåîíîâà Îëüãà Âèêòîðîâíà,
1945 ã. ð., æèòåëüíèöà ä. Êîðîâàòè÷è Ðå÷èö-
êîãî ð-íà Ãîìåëüñêîé îáë.
http://www.etnolog.org.ua
|