Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья

Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребност...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2011
Автор: Забелене, А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України 2011
Назва видання:Матеріали до української етнології
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-207927
record_format dspace
spelling irk-123456789-2079272025-10-17T00:17:36Z Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья Забелене, А. Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребность создавать и укреплять, а при необходимости и подчеркивать свой этнокультурный идентитет. Удержаться и не раствориться в чужой национальной среде этническим меньшинствам эффективнее всего способствуют такие инструменты, как родной язык, песни, традиции, одежда, история. Все эти элементы заключают в себе фольклорные ансамбли. Какова их сегодняшняя роль, являются ли они тем фактором, который объединяет литовцев, живущих в окружении разных национальностей? Through the centuries on the Lithuanian-Byelorussian border, the East and West cultures have not only been reuniting but also, contrariwise, developing a political and ideological confrontation with advancing the «own» and «foreign» concepts. Thereby, a necessity has arisen for a frontier’s population on either side to originate and strengthen, as well as to accentuate when necessary its own ethno-cultural identity. Such instruments as a native language, songs, traditions, clothes, and history are the most effectually conducive in the ethnic minorities to refrain from dissolving in a foreign national environment. The folklore groups involve all these elements. What is the actual role of such groups, and are they a factor uniting the Lithuanians surrounded by the diverse nations? 2011 Article Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 2313-8505 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927 ru Матеріали до української етнології application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя
spellingShingle Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя
Забелене, А.
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
Матеріали до української етнології
description Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребность создавать и укреплять, а при необходимости и подчеркивать свой этнокультурный идентитет. Удержаться и не раствориться в чужой национальной среде этническим меньшинствам эффективнее всего способствуют такие инструменты, как родной язык, песни, традиции, одежда, история. Все эти элементы заключают в себе фольклорные ансамбли. Какова их сегодняшняя роль, являются ли они тем фактором, который объединяет литовцев, живущих в окружении разных национальностей?
format Article
author Забелене, А.
author_facet Забелене, А.
author_sort Забелене, А.
title Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
title_short Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
title_full Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
title_fullStr Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
title_full_unstemmed Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
title_sort проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
publisher Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
publishDate 2011
topic_facet Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927
citation_txt Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.
series Матеріали до української етнології
work_keys_str_mv AT zabelenea problemyétnokulʹturyvfolʹklornyhansamblâhpograničʹâ
first_indexed 2025-10-17T01:02:05Z
last_indexed 2025-10-18T01:07:23Z
_version_ 1846279818634592256
fulltext 348 Àóøðà Çàáåëåíå (Âèëüíþñ, Ëèòâà) ÏÐÎÁËÅÌÛ ÝÒÍÎÊÓËÜÒÓÐÛ Â ÔÎËÜÊËÎÐÍÛÕ ÀÍÑÀÌÁËßÕ ÏÎÃÐÀÍÈ×Üß Íå îäíî äåñÿòèëåòèå íà Ëèòîâñêî-Áåëîðóññêîé ãðàíèöå âîñòî÷íàÿ è çàïàäíàÿ êóëüòóðû íå òîëüêî âîññîåäèíÿëèñü, íî è íàîáîðîò – ôîðìèðîâàëè ïîëèòè÷åñêîå è èäåîëîãè÷åñêîå ïðîòè- âîñòîÿíèå, âûäâèãàëè òàêèå ïîíÿòèÿ, êàê «ñâîè» è «÷óæèå». Òàêèì îáðàçîì, ó æèòåëåé ïî- ãðàíè÷üÿ ñ îáåèõ ñòîðîí âîçíèêàëà ïîòðåáíîñòü ñîçäàâàòü è óêðåïëÿòü, à ïðè íåîáõîäèìîñòè è ïîä÷åðêèâàòü ñâîé ýòíîêóëüòóðíûé èäåíòèòåò. Óäåðæàòüñÿ è íå ðàñòâîðèòüñÿ â ÷óæîé íàöèîíàëüíîé ñðåäå ýòíè÷åñêèì ìåíüøèíñòâàì ýôôåêòèâíåå âñåãî ñïîñîáñòâóþò òàêèå èíñòðóìåíòû, êàê ðîäíîé ÿçûê, ïåñíè, òðàäèöèè, îäåæäà, èñòîðèÿ. Âñå ýòè ýëåìåíòû çàêëþ÷àþò â ñåáå ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè. Êàêîâà èõ ñå- ãîäíÿøíÿÿ ðîëü, ÿâëÿþòñÿ ëè îíè òåì ôàêòîðîì, êîòîðûé îáúåäèíÿåò ëèòîâöåâ, æèâóùèõ â îêðóæåíèè ðàçíûõ íàöèîíàëüíîñòåé? Êëþ÷åâûå ñëîâà: èäåíòè÷íîñòü, ýòíè÷åñêèå ìåíüøèíñòâà, ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè. Through the centuries on the Lithuanian-Byelorussian border, the East and West cultures have being not only reuniting but also contrariwise – developing a political and ideological confrontation with advancing the «own» and «foreign» concepts. Thereby a necessity has arisen for a frontier’s population on either side to originate and strengthen as well as to accentuate when necessary its own ethno-cultural identite. Such instruments as a native language, songs, traditions, clothes and history are the most effectually conducive for the ethnic minorities to refrain from dissolving in a foreign national environment. The folklore groups involves all these elements. What is an actual role of such groups and are they a factor uniting the Lithuanians surrounded by the diverse nations? Keywords: identity, ethnic minorities, folklore groups.  ñòàòüå àíàëèçèðóþòñÿ äâà ñëó÷àÿ èç ïîãðàíè÷üÿ Ëèòâû è Áåëàðóñè (ñì. êàð- òó), ïîçâîëÿþùèå îñîçíàòü íàöèîíàëü- íîñòü íå êàê î÷åâèäíóþ è íàìå÷åííóþ, à êàê çàâèñèìóþ îò îáñòîÿòåëüñòâ. Ðàçíûå èñòîðè÷åñêèå îáñòîÿòåëüñòâà, ìåíÿþùè- åñÿ ãðàíèöû, ïîëèòè÷åñêèå è ýêîíîìè÷å- ñêèå ïåðèïåòèè ÷àñòî ïðåâðàùàþò èäåí- òèòåò èíäèâèäà â «íåíàäåæíûé êîíñòðóêò ìûøëåíèÿ» [1]. Ïðè èçó÷åíèè èäåíòèòåòà êàê ïðîöåññà íåîáõîäèìî íàùóïàòü åãî îñíîâíûå ÷àñòè. Î. Çèìåð [9, s. 177–178] âûäåëèë äâà íàïðàâëåíèÿ àíàëèçà ýòíè- ÷åñêîãî èäåíòèòåòà: 1) ÷åðåç ìåõàíèçì ÷åð÷åíèÿ ãðàíåé, ò. å. êîãäà èäåò ïðîöåññ (ðå)êîíñòðóêöèè èäåíòèòåòà â êîíêðåòíîå âðåìÿ, â êîí- êðåòíîì ìåñòå; 2) ÷åðåç ñèìâîëè÷åñêèå ðåñóðñû (èí- ñòðóìåíòû), êîòîðûå óïîòðåáëÿþòñÿ ïðè (ðå)êîíñòðóêöèè ãðàíåé ýòíè÷åñêîãî èäåíòèòåòà. Ïî ñòàòèñòè÷åñêèì äàííûì, â ïîãðàíè- ÷üå Ëèòâû è Áåëàðóñè, â Øàëü÷èíèíêàé- ñêîì ðàéîíå, ïðîæèâàåò 79,5 % ïîëÿêîâ, 10,4 % ëèòîâöåâ, 5 % ðóññêèõ, 2,9 % áåëî- ðóñîâ è 1,2 % ïðåäñòàâèòåëåé äðóãèõ íà- öèîíàëüíîñòåé, â òîì ÷èñëå è óêðàèíöåâ. Óíèêàëüíàÿ ÷åðòà ýòîãî ðàéîíà – ïîëüñêî- ëèòîâñêîå äâóÿçû÷èå è áîëüøîå êîëè÷å- ñòâî ñìåæíûõ ñåìåé. Çäåñü, êàê è âî âñåì Âèëåíñêîì êðàå, ïðîöåññû ýòíè÷åñêîé àññèìèëÿöèè ðàçâèâàþòñÿ ïî ñåé äåíü. Ïàðàäîêñàëüíî, íî â ýòîì ðåãèîíå Ëèòâû ëèòîâñêàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ äîâîëüíî ÷àñòî ñòàëêèâàåòñÿ ñ ïðîáëåìàìè, ñâîéñòâåí- íûìè ýòíè÷åñêèì ìåíüøèíñòâàì. Âîçíè- êàåò âîïðîñ, êàêèì îáðàçîì 10,4 % ëè- òîâöåâ êîíñòðóèðóþò è óäåðæèâàþò ñâîé ýòíè÷åñêèé êóëüòóðíûé èäåíòèòåò? Êà- êóþ ðîëü èãðàþò ëèòîâñêèå ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè â êðàå, ãäå áîëüøèíñòâî æèòå- ëåé íàçûâàþò ñåáÿ «òóòåéøàìè» è ãîâî- ðÿò «ïîïðîñòó»?  2009 ãîäó â Øàëü÷èíèíêàéñêîì ðà- éîíå àíàëèçèðîâàëàñü ñïåöèôèêà äåÿòåëü- íîñòè âñåõ äåòñêèõ ôîëüêëîðíûõ êîë- ëåêòèâîâ ýòîãî êðàÿ (èõ îêàçàëîñü äâà). Ïóòåì ñòðóêòóðèðîâàííîãî èíòåðâüþ ñ ðóêîâîäèòåëÿìè âûÿñíÿëèñü ìåòîäèêà è ïðîáëåìàòèêà, àêòóàëüíûå ïðîáëåìû http://www.etnolog.org.ua 349 äåÿòåëüíîñòè ëèòîâñêèõ äåòñêèõ êîëëåê- òèâîâ â äàííîì ïîãðàíè÷íîì ðàéîíå. Âû- ÿñíÿëèñü êðèòåðèè, ïî êîòîðûì ñîñòàâëÿ- åòñÿ ðåïåðòóàð, îáùèå èäåè è ìîòèâàöèè äåÿòåëüíîñòè àíñàìáëÿ. Ó÷àñòíèêè àí- ñàìáëåé – äåòè è ïîäðîñòêè – çàïîëíÿëè àíêåòó, â êîòîðîé, ðÿäîì ñ äðóãèìè âî- ïðîñàìè, ñïðàøèâàëîñü, êàêèì ïóòåì îíè ïðèøëè â àíñàìáëü, ÷òî çíà÷èò äëÿ íèõ ôîëüêëîðíàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê íà íåå ðå- àãèðóþò èõ ñâåðñòíèêè è ò. ä. Ôîëüêëîðíûì àíñàìáëåì «Aušrelė» («Çîðþøêà») ëèòîâñêîé ñðåäíåé øêîëû ãîðîäêà Äåâÿíèøêåñ Øàëü÷èíèíêàéñêîãî ðàéîíà ðóêîâîäèò åãî ñîçäàòåëü, ó÷èòåëü ìóçûêè Ãèíòàðàñ Ñòàíþëèñ.  íåì ó÷à- ñòâóþò 15 ó÷åíèêîâ, íî ñ êàæäûì ó÷åá- íûì ãîäîì ÷èñëî ó÷àñòíèêîâ ìåíÿåòñÿ. Çà îñíîâó ðåïåðòóàðà áåðåòñÿ ìóçûêàëüíîå íàñëåäèå ìåñòíîãî ëèòîâñêîãî íàñåëåíèÿ. Òàêæå èñïîëüçóþòñÿ ïåñíè èç ó÷åáíèêîâ ïî ìóçûêå. Ñòàðøèå äåòè ñ ðóêîâîäèòåëåì õîäèëè ïî îêðåñòíîñòÿì, ñîáèðàëè è çà- ïèñûâàëè ïåñíè ó ìåñòíûõ ëèòîâöåâ. Ïðè âûÿñíåíèè, ÷òî âàæíî ïðè ðàáîòå ñ äåò- ñêèì êîëëåêòèâîì, ðóêîâîäèòåëü ïîä÷åðê- íóë, ÷òî íåîáõîäèìî äåòåé çàèíòåðåñîâàòü ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòüþ. Äåòÿì èëè ïîäðîñòêàì âñåãäà õî÷åòñÿ ÷åãî-òî íîâîãî, îíè ñ íåòåðïåíèåì æäóò êîíöåðòîâ è îñî- áåííî ïîåçäîê. Ôîëüêëîðíûì àíñàìáëåì «Versekėlė» ëèòîâñêîé ãèìíàçèè ãîðîäêà Åéøèøêåñ ðóêîâîäèò òàêæå ó÷èòåëüíèöà ìóçûêè ßäâèãà Ñèíêåâè÷. Ýòîò êîëëåêòèâ ñîñòàâ- ëÿþò äâå ãðóïïû – ìëàäøàÿ (9 ó÷àñòíè- êîâ) è ñòàðøàÿ (6 ó÷àñòíèêîâ). Ãèìíàçèÿ ïîëó÷èëà â ïîäàðîê 10 ìóçûêàëüíûõ èí- ñòðóìåíòîâ – êàíêëåñ, è âñå ó÷àñòíèêè àíñàìáëÿ îáó÷àþòñÿ íà íèõ èãðàòü. Îíè êàæäîå ëåòî åçäÿò íà ëåòíèå êóðñû â ãî- ðîäîê Óæïàëÿé, ãäå ñîõðàíèëèñü ñòàðûå òðàäèöèè èãðû íà êàíêëåñå. Ñ äåòüìè òàì çàíèìàþòñÿ ñïåöèàëèñòû. Íà ýòèõ êóðñàõ âûó÷åííûé èíñòðóìåíòàëüíûé ðåïåðòóàð ïîïîëíÿåòñÿ ïåñíÿìè, êîòî- ðûå äåòè ñàìè çàïèñûâàþò ó æèòåëåé îêðåñòíîñòåé ãîðîäêà Åéøèøêåñ. Äåòè, ïî ñëîâàì ðóêîâîäèòåëüíèöû, îñîáåííî öåíÿò èìåííî òå ïåñíè, êîòîðûå ñàìè çàôèêñèðîâàëè è ïåðåíÿëè ó òåõ îñòàâ- øèõñÿ íåìíîãèõ ìåñòíûõ ëèòîâöåâ. Áó- äó÷è åäèíñòâåííûìè ïðîäîëæàòåëÿìè ìåñòíîé ëèòîâñêîé æèâîé ìóçûêàëüíîé òðàäèöèè, ó÷àñòíèêè àíñàìáëÿ ÷óâñòâó- þò ñâîþ çíà÷èìîñòü. Òî, ÷òî äåòè è ïîäðîñòêè ýòèõ àíñàìá- ëåé ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæàòåëÿìè èìåííî ëè- òîâñêîãî ìóçûêàëüíîãî íàñëåäèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû – åñòåñòâåííûé, íî ñ äðóãîé – äîâîëüíî ïðîáëåìàòè÷íûé ôàêò. Âåäü èç îïðîøåííûõ 30 ó÷àñòíèêîâ – 15 ñ÷èòàþò ñåáÿ ïîëÿêàìè. Òàê æå ðóêîâîäèòåëü îä- íîãî àíñàìáëÿ – ß. Ñèíêåâè÷ – ïîëÿ÷êà. Âîçíèêàåò âîïðîñ, êàê ó äåòåé ôîðìèðóåò- ñÿ ëèòîâñêèé ýòíîêóëüòóðíûé èäåíòèòåò, êîãäà ìíîãèå èç íèõ ðàñòóò â ñìåæíûõ ñåìüÿõ, à ïîëîâèíà âîîáùå ñåáÿ ñ÷èòàþò ïîëÿêàìè. Âûÿñíèëîñü, êàêàÿ îãðîìíàÿ îòâåòñòâåííîñòü ëåæèò íà ïëå÷àõ ìåñòíûõ ëèòîâñêèõ øêîë, èõ ó÷èòåëåé è îñîáåí- íî íà ïëå÷àõ ðóêîâîäèòåëåé ëèòîâñêèõ ôîëüêëîðíûõ àíñàìáëåé. Âåäü â îñíîâíîì â ýòîì ðåãèîíå òîëüêî øêîëà è àíñàìáëü ÿâëÿþòñÿ òåìè îñòðîâêàìè èçíà÷àëüíîé ëîêàëüíîé ëèòîâñêîé ýòíîêóëüòóðû.  ïðîöåññàõ ôîðìèðîâàíèÿ ýòíîêóëü- òóðíîãî èäåíòèòåòà îñîáóþ ðîëü èãðàåò ñåìüÿ. Ò. Ýðèêñåí îòìå÷àåò, ÷òî ÷åì äè- íàìè÷íåå è ãëîáàëüíåå ïåðåìåíû, òåì òðóäíåå ïåðåäàòü êóëüòóðíîå íàñëåäèå èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå. Îïûò è ìóäðîñòü ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ íå îáÿçàòåëüíî îñîç- íàåòñÿ è ïðèíèìàåòñÿ [2, p. 157–158]. Ó ðåñïîíäåíòîâ ñïðàøèâàëîñü, êàêèå ó íèõ ñåìåéíûå ìóçûêàëüíûå òðàäèöèè (äè- àãðàììà 1). 30 % äåòåé óêàçàëè, ÷òî ìóçè- öèðîâàëè èõ äåäû è 10 % – èõ ðîäèòåëè. Âñåãî ïîëó÷àåòñÿ 40 % óòâåðäèòåëüíûõ îòâåòîâ. Êñòàòè, â íèõ óæå âûäåëÿåòñÿ Êàðòà http://www.etnolog.org.ua 350 ÿâíàÿ ñòóïåíü ìåæäó äâóìÿ ïîêîëåíèÿìè. Ó îñòàëüíûõ 60 % ðåñïîíäåíòîâ ñåìåéíûõ ìóçûêàëüíûõ òðàäèöèé íå áûëî.  èõ ñëó÷àå âîçíèêàåò ñëåäóþùèé âîïðîñ: êàê îíè âîîáùå ïðèøëè â ôîëüêëîðíûé àí- ñàìáëü?  àíêåòå íà ïðåäúÿâëåííûé âî- ïðîñ «Êòî ïîîùðèë èëè ïîçâàë ïðèéòè èõ â àíñàìáëü?» ó÷àñòíèêè îòâåòèëè òàê (äèàãðàììà 2). Äèàãðàììà 1 Ïåðåäà÷à ýòíîìóçûêàëüíûõ òðàäèöèé â ñåìüÿõ Äèàãðàììà 2 Èíèöèàòîðû ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè Âàæíî íå òîëüêî ñîáðàòü äåòåé. Òî, ÷òî ðóêîâîäèòåëè îáîèõ êîëëåêòèâîâ ÿâëÿ- þòñÿ ó÷èòåëÿìè ìóçûêè, èì íàìíîãî îá- ëåã÷àåò ýòî çàäàíèå. Íå ìåíåå âàæíî ïî- òîì ýòèõ äåòåé óäåðæàòü. Âåäü â øêîëàõ ìíîãî ðàçíûõ çàíèìàòåëüíûõ êðóæêîâ è ó÷åíèêè, îñîáåííî ñòàðøèõ êëàññîâ, õî- òÿò ñåáÿ èñïðîáîâàòü íà ðàçíûõ ïîïðè- ùàõ. Òàê êàêèå æå ìîòèâàöèè ïîîùðÿþò äåòåé ó÷àñòâîâàòü èìåííî â ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè? (äèàãðàììà 3). Òî, ÷òî ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ ãëàâíîé ìîòèâàöèåé èõ äåÿòåëüíîñòè îêàçàëîñü èìåííî ïåíèå, ñòàëî íåîæèäàííîñòüþ. Óäîâîëüñòâèå îò ñàìîãî ïðîöåññà ïåíèÿ ÷àùå àêöåíòèðó- þò ðåñïîíäåíòû ñòàðøåãî âîçðàñòà 1 [7, p. 200]. Ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî ãëàâíîå äëÿ äåòåé – ýòî îáùåíèå. Íî òàê êàê îáùåíèå çàíÿëî âòîðîå ìåñòî â îáùåé øêàëå ìî- òèâàöèé, çíà÷èò îíî òàêæå î÷åíü âàæíî. Äåòÿì è îñîáåííî ïîäðîñòêàì íåîáõîäèìî âñòðå÷àòüñÿ ñ åäèíîìûøëåííèêàìè, ïîòî- ìó ÷òî ó ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ îíè äàëåêî íå âñåãäà ïîëó÷àþò ïîääåðæêó. 6 % ðåñïîí- äåíòîâ óêàçàëè, ÷òî ñâåðñòíèêè íàä íèìè îòêðûòî ñìåþòñÿ. Ïî ýòîé ïðè÷èíå îíè íå õîòÿò âûñòóïàòü â ñâîåé øêîëå èëè ãîðîä- êå. 19 % ó÷àñòíèêîâ â àíêåòàõ íàïèñàëè, ÷òî ðåàêöèÿ ñâåðñòíèêîâ ñî âðåìåíåì èç- ìåíèëàñü. Íàñìåøêè ïðåêðàòèëèñü ïîñëå óäà÷íûõ âûñòóïëåíèé. Òî, ÷òî äðóçüÿ è îäíîêëàññíèêè íèêàê íå ðåàãèðóþò íà èõ ôîëüêëîðíóþ äåÿòåëüíîñòü, çàìåòèë 31 % ðåñïîíäåíòîâ, à 44 % óêàçàëè, ÷òî ñâåð- ñòíèêè èõ ïîääåðæèâàþò (äèàãðàììà 4). Ýòà äîáðîæåëàòåëüíàÿ ïîääåðæêà äåòÿì î÷åíü âàæíà. Âòÿíóâøèñü â ôîëüêëîðíóþ äåÿòåëüíîñòü, îíè ñî âðåìåíåì íà÷èíàþò ïîíèìàòü çíà÷èìîñòü è àêòóàëüíîñòü ýòî- ãî äåëà. Ìóçèöèðîâàíèå (ïåíèå), îáùåíèå è ïðîäîëæåíèå ýòíîêóëüòóðíûõ òðàäè- öèé – ýòè òðè ãëàâíûå íàçâàííûå ðåñïîí- äåíòàìè ìîòèâàöèè íàãëÿäíî óêàçûâàþò íà õîðîøóþ ðàçúÿñíèòåëüíóþ ðàáîòó, ïðîâîäèìóþ ðóêîâîäèòåëÿìè. Òàêèì îá- ðàçîì, ó äåòåé íàïðàâëåííî ôîðìèðóåòñÿ èõ ýòíîêóëüòóðíîå ñàìîñîçíàíèå. Ìîæ- íî óòâåðæäàòü, ÷òî ó÷àñòèå ó÷åíèêîâ â ôîëüê ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè, äà è ñàì ôàêò íàëè÷èÿ àíñàìáëÿ â øêîëå, óæå âëèÿåò íà ôîðìèðîâàíèå ëèòîâñêîãî íàöèîíàëüíîãî èäåíòèòåòà âñåé øêîëüíîé îáùèíû. Äèàãðàììà 3 Ìîòèâàöèè ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè Äèàãðàììà 4 Ðåàêöèÿ ñâåðñòíèêîâ Áîëåå ñëîæíàÿ ñèòóàöèÿ ñêëàäûâàåòñÿ â ñîñåäíåì ðåãèîíå – â Áåëàðóñè.  2010–2011 ãîäàõ ìåæäóíàðîäíóþ êîìïëåêñíóþ ýêñïåäèöèþ îðãàíèçîâàëè ãîñóäàðñòâåííûå óíèâåðñèòåòû Âèëüíþñà è Ìèíñêà (ðóêîâîäèòåëü ýêñïåäèöèè àð- õåîëîã Â. Âàéòêåâè÷þñ).  íåé ïðèíèìàëè ó÷àñòèå ó÷åíûå ðàçíûõ íàó÷íûõ äèñöè- ïëèí.  Îñòðîâåöêèé ðàéîí, â Ãåðâÿòñêèé êðàé, ñúåõàëèñü ýòíîëîãè, ëèíãâèñòû, àð- õåîëîãè, ýòíîìóçûêîëîãè, ôîëüêëîðèñòû. Àâòîð ñòàòüè âìåñòå ñ ýòíîìóçûêîëîãàìè http://www.etnolog.org.ua 351 ôèêñèðîâàëà ïåñíè, ðàññêàçû, áèîãðàôèè è âîñïîìèíàíèÿ ïåâèö Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ. Âî âðåìÿ èññëåäîâàíèé âûÿñíèëîñü, ÷òî èíñòðóìåíòàëüíàÿ òðàäèöèÿ ýòîãî êðàÿ âìåñòå ñ ïîñëåäíèìè ìóçûêàíòàìè óæå óìåðëà, à ïåâ÷åñêàÿ – îòìèðàåò. Ïåâ- ÷åñêàÿ òðàäèöèÿ âûõîäèò èç àêòèâíîãî ïîòðåáëåíèÿ. Ïîþò áåç èñêëþ÷åíèÿ òîëü- êî ïîæèëûå æåíùèíû 60–87 ëåò. Ñðåäíåå ïîêîëåíèå ïåñåí íå ïåðåíÿëî. Íåêîòîðûå íàäåæäû ïîäàåò òîò ôàêò, ÷òî â ãîðîäîê Ðèìäæþíàé, â ëèòîâñêèé öåíòð êóëüòó- ðû, ñ 2008 ãîäà ðàç â íåäåëþ ñ Ëèòâû åç- äèò ýòíîìóçûêîëîã Àðâèäàñ Êèðäà. Îí íå òîëüêî ôèêñèðóåò ëîêàëüíóþ ïåâ÷åñêóþ òðàäèöèþ, íî è çíàêîìèò ñ íåé ó÷åíèêîâ åäèíñòâåííîé ëèòîâñêîé øêîëû. ×àñòü äåòåé, ñ êîòîðûìè â î÷åíü ñëîæíûõ óñ- ëîâèÿõ ðàáîòàåò ñïåöèàëèñò, ÿâëÿþòñÿ âíóêàìè òåõ, åùå ïîþùèõ, áàáóøåê. Äå- òÿì èçðåäêà ïðèõîäèòñÿ ñëûøàòü è âèäåòü æèâîå, àóòåíòè÷íîå, èñïîëíåíèå ïåñåí. Óâû, ìíîãèå äåòè ñâîå áóäóùåå ñâÿçûâàþò ñ Ëèòâîé èëè äðóãèìè çàðóáåæíûìè ñòðà- íàìè. Ñòðåìÿñü ñîõðàíèòü ñâîé ëèòîâñêèé èäåíòèòåò, ìåñòíàÿ ìîëîäåæü ïîñòóïàåò â óíèâåðñèòåòû Ëèòâû. Ïîñëå ñòóäèé ÷à- ñòî â Ëèòâå è îñòàåòñÿ. Òàêèì îáðàçîì, êóëüòóðíûå è äåìîãðàôè÷åñêèå ïåðåìåíû â Ãåðâÿòñêîì êðàå íåèçáåæíû. Òîò ôàêò, ÷òî ïîñòåïåííî óãàñàåò è ëèòîâñêèé ÿçûê, è äàâíÿÿ òðàäèöèîííàÿ ëèòîâñêàÿ êóëü- òóðà, îòìå÷àåò è íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü âûøå óïîìÿíóòîé êîìïëåêñíîé ýêñïåäè- öèè Â. Âàéòêåâè÷þñ [6, p. 280]. Îêîëî 18 000 ëèòîâöåâ, ïðîæèâàþùèõ íà ñåâåðî-çàïàäå Áåëàðóñè, è â íàøè äíè çàïèñûâàþò ïîëÿêàìè, áåëîðóñàìè, ðóñ- ñêèìè. Èõ èìåíà è ôàìèëèè â ïàñïîð- òà çàïèñûâàþò â ñëàâÿíñêîì ñòèëå [3, p. 4–5]. Ïî ýòîé ïðè÷èíå, ïî äàííûì ïåðå- ïèñè íàñåëåíèÿ 1999 ãîäà, âñþ ëèòîâñêóþ ýòíè÷åñêóþ ãðóïïó ñîñòàâëÿëî âñåãî 6387 ÷åëîâåê.  Ãðîäíåíñêîé îáëàñòè ïðîæè- âàåò áîëüøàÿ ÷àñòü (2964) ëèòîâöåâ. Ïî ÷èñëåííîñòè ëèòîâñêàÿ ýòíè÷åñêàÿ ãðóïïà â Áåëàðóñè çàíèìàåò 9 ìåñòî ïîñëå áåëî- ðóñîâ, ðóññêèõ, ïîëÿêîâ, óêðàèíöåâ, åâðå- åâ, àðìÿí, òàòàð è äàæå öûãàí [5, p. 35]. Íå îäíî ñòîëåòèå Ëèòîâñêî-Áåëîðóñ- ñêîå ïîãðàíè÷üå áûëî òåì ïåðåêðåñòêîì, íà êîòîðîì êóëüòóðû Âîñòîêà è Çàïàäà ìåæäó ñîáîé íå òîëüêî âîññîåäèíÿëèñü, íî è ïðîòèâîñòîÿëè äðóã äðóãó, ôîðìèðóÿ ïîëèòè÷åñêèå è èäåîëîãè÷åñêèå ïîíÿòèÿ «ìû» è «îíè». Òàêèì îáðàçîì, âîçíèêàëà ïîòðåáíîñòü ïîä÷åðêèâàòü ñâîå ýòíîêóëü- òóðíîå ñàìîñîçíàíèå, êîíñòðóèðîâàòü è äåêëàðèðîâàòü íàöèîíàëüíûé èäåíòèòåò. Ëèòîâöàì ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì äëÿ ýòîé öåëè ïîñëóæèë ëèòîâñêèé ÿçûê. Îí ñîõðàíèëñÿ è â áûòó, è â êîñòåëàõ, è â ïåñíÿõ. Ëèòîâöû Áåëàðóñè äîëãîå âðåìÿ áûëè îòðèöàåìûå, íî âñå æå åùå ïîäà- þò çíàêè ñâîåé æèçíåñïîñîáíîñòè, ãëàâ- íàÿ ÷àñòü êîòîðîé – èõ êóëüòóðíàÿ äåÿ- òåëüíîñòü. Èç òðåõ ñóùåñòâóþùèõ â Ãåðâÿòñêîì êðàå ôîëüêëîðíûõ àíñàìáëåé ñàìûì èç- âåñòíûì ÿâëÿåòñÿ àíñàìáëü «Æèëüâèòèñ» («Âåðáà»). Åìó óæå áîëåå 40 ëåò. Òåïåðü â íåì ïîåò øåñòü æåíùèí. Òàêæå øåñòü ïîþùèõ æåíùèí òîëüêî ãîä íàçàä ñîáðàë âûøå óïîìÿíóòûé À. Êèðäà. Òðåòèé æåí- ñêèé àíñàìáëü åñòü â ïîñåëêå Ðèìäæþ- íàé. Ó÷àñòíèöû âñåõ òðåõ êîëëåêòèâîâ ïåëè âñþ ñâîþ æèçíü. Îíè â ìîëîäîñòè âìåñòå õîäèëè è íà êîëõîçíûå ðàáîòû, è íà òàíöû. Ïîñëå íèõ ñ ïåñíÿìè âìåñòå øëè äîìîé. Òàêæå ïåëè íà ñâàäüáàõ, ïî- õîðîíàõ è â êîñòåëå. Òðàäèöèè îáùåãî ïå- íèÿ, îáúåäèíÿâøåãî äåðåâåíñêèå îáùèíû ñòîëåòèÿìè, â Ëèòâå ïîñòåïåííî óãàñëè, à â Ãåðâÿòñêîì êðàå ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè êàê ôîðìà îáùåíèÿ â ïåñíå, ïðîâåäåíèÿ äîñóãà ñîõðàíèëèñü äî íàøèõ äíåé. Ëè- òîâñêèå ïåñíè â ÷óæîé íàöèîíàëüíîé ñðå- äå ïîìîãàëè óäåðæàòüñÿ è íå çàòåðÿòüñÿ. Òåïåðåøíèå ïîæèëûå æåíùèíû âûó÷èëè ïåñíè Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ ó ñâîèõ ìàòåðåé, ñàìè ñ ïîäðóãàìè ñòàëè èõ ïåòü â ðàí- íåé ìîëîäîñòè, ïîþò è ïî ñåé äåíü, ïîêà ïîçâîëÿþò ñèëû. Íî êîãäà èõ ñïðîñèëè, êòî ïðîäîëæèò òðàäèöèþ ïåíèÿ, òîëüêî ãðóñòíî óëûáàëèñü… Îíè ðàññêàçûâàëè, ÷òî äî÷åðè è ñû- íîâüÿ íà çàñòîëüÿõ â ðîäèòåëüñêîì äîìå åùå èíîãäà ïîþò. Âíóêè ÷àùå âñåãî áû- âàþò ïàññèâíûìè ñëóøàòåëÿìè. Ñòàðûìè ìåñòíûìè òðàäèöèÿìè, ïåñíÿìè ýòî ïîêî- ëåíèå óæå ïðàêòè÷åñêè íå èíòåðåñóåòñÿ. Òîëüêî ó îäíîé ïåâèöû îáå äî÷åðè ïîþò â ôîëüêëîðíîì àíñàìáëå â Âèëüíþñå. Åùå ó îäíîé äî÷ü ïîåò â õîðå. Ñåìåéíàÿ ìó- çûêàëüíàÿ òðàäèöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ î÷åíü âÿëî è òîëüêî ïî æåíñêîé ëèíèè. Ó÷àñò- íèöû îïðîøåííûõ àíñàìáëåé, ïîíèìàÿ, ÷òî èõ ïåñåí óæå íåêîìó ïåðåíÿòü, î÷åíü ðàäû, ÷òî, ïîñåùàÿ ýòè êðàÿ, ýòíîìóçûêî- ëîã À. Êèðäà äåëàåò àóäèî- è âèäåîçàïèñè ñàìûõ öåííûõ ëîêàëüíûõ ñòàðûõ ïåñåí. Âûïóùåííûé êîìïàêò-äèñê áàáóøêè ïî- http://www.etnolog.org.ua 352 êàçûâàëè íàì ñ áîëüøîé ãîðäîñòüþ. Ýòî äëÿ íèõ ñàìàÿ âûñîêàÿ îöåíêà èõ ôîëüê- ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè. Òàêæå âûÿñíÿëîñü, êàêèå èìåííî ïåñ- íè áîëüøå âñåãî íðàâÿòñÿ ïåâèöàì, ïîþò ëè îíè ïåñíè òîëüêî Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ èëè æå âñåé Ëèòâû? Òåïåðü Ãåðâÿòñêèé êðàé óæå íå ÿâëÿåòñÿ îñòðîâîì, èìåþùèì òîëüêî åìó ñâîéñòâåííûå ÷åðòû ëîêàëü- íîé, çàìêíóòîé êóëüòóðû. Ïðîáëåìàòè÷- íî îòñëåäèòü ñòàðûå è íîâûå êóëüòóðíûå ýëåìåíòû. Ïåâ÷åñêàÿ òðàäèöèÿ, õîòÿ è ñîõðàíèëà íåêîòîðûå àðõàè÷åñêèå ÷åðòû, âñå æå íåèçáåæíî ìåíÿëàñü è ìåíÿåòñÿ. Ðàíüøå ïî÷òè âñå ïåñíè áûëè ìåñòíûå – ëèòîâñêèå, íî ìàíåðà èõ èñïîëíåíèÿ áûëà áîëåå ñëàâÿíñêàÿ. Ïåëè êðåïêèì, îòêðû- òûì ãîëîñîì ñ ÿðêî âûðàæåííûìè îáåð- òîíàìè. Ñåé÷àñ ïîþò áîëåå êóëüòóðíûì, íåæíûì ãîëîñîì, ïîäâèæíåå. Ýòè èçìå- íåíèÿ ïðèõîäÿò ñ Ëèòâû. Æåíùèíû ñìî- òðÿò è ñëóøàþò ëèòîâñêèå ìóçûêàëüíûå ïåðåäà÷è ïî òåëåâèäåíèþ è íåñîçíàòåëüíî ïåðåíèìàþò è íîâûé ðåïåðòóàð, è íîâûé ñòèëü ïåíèÿ. Äîëãèå äåñÿòèëåòèÿ íåáîëüøîé ëèòîâ- ñêèé îñòðîâ – Ãåðâÿòñêèé êðàé, îêðóæåí- íûé íåïðîõîäèìûìè áîëîòàìè, áûë âäà- ëåêå îò ïåðåêðåñòêîâ ìåæäó òðàäèöèåé è íîâàöèåé, ãëîáàëüíûì è ëîêàëüíûì, ñåé- ÷àñ ñòîëêíóëñÿ ñ ðåøàþùåé î÷íîé ñòàâêîé ìåæäó â÷åðàøíèì è çàâòðàøíèì. Â÷åðàø- íåå âñïîìèíàåòñÿ ñ âåñåëûìè è ãðóñòíûìè ìîìåíòàìè, à çàâòðàøíåå âûçûâàåò òîëüêî òðåâîãó è ïðåä÷óâñòâèå êîíöà. ***  ïîãðàíè÷üè Ëèòâû è Áåëàðóñè, â Øàëü÷èíèíêàéñêîì ðàéîíå, ãäå ëèòîâöû ñîñòàâëÿþò ýòíè÷åñêîå ìåíüøèíñòâî (èõ âñåãî 10,4 %), äåòè è ïîäðîñòêè äîâîëüíî àêòèâíî ñâîé ëèòîâñêèé ýòíîêóëüòóðíûé èäåíòèòåò ôîðìèðóþò â øêîëàõ è ôîëüê- ëîðíûõ àíñàìáëÿõ.  àíñàìáëÿõ çíàêî- ìÿòñÿ ñ ëèòîâñêèìè îáû÷àÿìè, îäåâàþòñÿ â íàðîäíûå êîñòþìû, â ýêñïåäèöèÿõ ñëó- øàþò, ôèêñèðóþò è ó÷àò ëèòîâñêèå ïåñíè.  Áåëàðóñè, â Ãåðâÿòñêîì êðàå, ëèòîâ- ñêàÿ ïåâ÷åñêàÿ òðàäèöèÿ óìèðàåò. Ïîþò áåç èñêëþ÷åíèÿ òîëüêî ïîæèëûå æåíùè- íû 60–87 ëåò. Ñðåäíåå ïîêîëåíèå ïåñåí íå ïåðåíÿëî. Òðàäèöèÿ ïåðåäàåòñÿ â åäèíè÷- íûõ ñëó÷àÿõ è òîëüêî ïî æåíñêîé ëèíèè. Ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè Ãåðâÿòñêî- ãî êðàÿ êàê ôîðìà îáùåíèÿ è ñòàðèííàÿ ôîðìà ïðîâåäåíèÿ äîñóãà ñ ïåñíåé ñî- õðàíèëèñü äî íàøèõ äíåé.  àíñàìáëÿõ êóëüòèâèðóåìîå ëèòîâñêîå ýòíîêóëüòóð- íîå íàñëåäèå ñïîñîáñòâîâàëî ïîääåðæêå ëèòîâñêîé èäåíòè÷íîñòè íå òîëüêî ñàìèõ ó÷àñòíèö, íî è âñåé ìåñòíîé ëèòîâñêîé îáùèíû. Ëèòåðàòóðà 1. Brubaker R. Nationalism Reframed. – Cambridge : Cambridge University Press, 1996. 2. Eriksen T. H. Akimirkos tironija. Greitasis ir lėtasis laikas informacijos amžiuje. – Vilnius, 2004. 3. Garšva K. Etninių žemių lietuviai dabartinėje Baltarusijoje. – Vilnius, 1999. 4. Plasseraud Y. Les minorités. – Vilnius, 2006. 5. Âíóêîâi÷ Þ. ². Ëiòî¢öû Áåëàðóñi. Ýòíàëàãi÷íàå äàñëåäàâàíèå. – Ìiíñê, 2010. 6. Vaitkevičius V. Kompleksinė ekspedicija Gervėčiuose // Tautosakos darbai. – 2010. – XL. – P. 280–285. 7. Zabielienė A. Folkloro ansambliai dabartinėje Lietuvoje: etnologinis aspektas. – Vilnius, 2010. 8. Zabielienė A. Ethno-cultural identity manifestation: Varėna District children’s folklore groups // Lituanistika. – 2010. – T. 56. – N 1–4. – P. 144–154. 9. Zimmer O. Boundary Mechanisms and Symbolic Resources: Towards a Process-oriented Approach to National Identity // Nations and Nationalism. – 2003. – N 9 (2). – S. 173–193. Ïðèìå÷àíèÿ 1 Èññëåäîâàíèÿ ðàçíûõ ìîòèâàöèé ôîëüê- ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ è äåòñêèõ ôîëüêëîðíûõ êîëëåêòèâîâ Ëèòâû àâòîðîì ñòàòüè ïðîâîäÿòñÿ ñ 2004 ãîäà. Îáùàÿ ñòà- òèñòèêà (îïðîøåíî 1057 ðåñïîíäåíòîâ) ìîòè- âàöèé ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ ôîëüêëîðíûõ êîëëåêòèâîâ Ëèòâû: 1) îòäûõ è ïðîâåäåíèå äîñóãà – 23,4 %; 2) ïåíèå, ñàìîâûðàæåíèå – 21,3 %; 3) îáùåíèå – 14,7 %; 4) ïðîäîëæåíèå òðàäèöèé – 12,7 %; 5) äðóãèå ðàçíûå ïðè÷èíû – 12,3 %; 6) êîíöåðòû è ïî- åçäêè – 9,7 %. http://www.etnolog.org.ua