Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья
Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребност...
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Матеріали до української етнології |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
irk-123456789-207927 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
irk-123456789-2079272025-10-17T00:17:36Z Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья Забелене, А. Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребность создавать и укреплять, а при необходимости и подчеркивать свой этнокультурный идентитет. Удержаться и не раствориться в чужой национальной среде этническим меньшинствам эффективнее всего способствуют такие инструменты, как родной язык, песни, традиции, одежда, история. Все эти элементы заключают в себе фольклорные ансамбли. Какова их сегодняшняя роль, являются ли они тем фактором, который объединяет литовцев, живущих в окружении разных национальностей? Through the centuries on the Lithuanian-Byelorussian border, the East and West cultures have not only been reuniting but also, contrariwise, developing a political and ideological confrontation with advancing the «own» and «foreign» concepts. Thereby, a necessity has arisen for a frontier’s population on either side to originate and strengthen, as well as to accentuate when necessary its own ethno-cultural identity. Such instruments as a native language, songs, traditions, clothes, and history are the most effectually conducive in the ethnic minorities to refrain from dissolving in a foreign national environment. The folklore groups involve all these elements. What is the actual role of such groups, and are they a factor uniting the Lithuanians surrounded by the diverse nations? 2011 Article Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 2313-8505 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927 ru Матеріали до української етнології application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя |
| spellingShingle |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя Забелене, А. Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья Матеріали до української етнології |
| description |
Не одно десятилетие на Литовско-Белорусской границе восточная и западная культуры не только воссоединялись, но и наоборот – формировали политическое и идеологическое противостояние, выдвигали такие понятия, как «свои» и «чужие». Таким образом, у жителей пограничья с обеих сторон возникала потребность создавать и укреплять, а при необходимости и подчеркивать свой этнокультурный идентитет. Удержаться и не раствориться в чужой национальной среде этническим меньшинствам эффективнее всего способствуют такие инструменты, как родной язык, песни, традиции, одежда, история. Все эти элементы заключают в себе фольклорные ансамбли. Какова их сегодняшняя роль, являются ли они тем фактором, который объединяет литовцев, живущих в окружении разных национальностей? |
| format |
Article |
| author |
Забелене, А. |
| author_facet |
Забелене, А. |
| author_sort |
Забелене, А. |
| title |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| title_short |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| title_full |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| title_fullStr |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| title_full_unstemmed |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| title_sort |
проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья |
| publisher |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Етнокультурні трансформації та міжкультурні взаємини в умовах пограниччя |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207927 |
| citation_txt |
Проблемы этнокультуры в фольклорных ансамблях пограничья / А. Забелене // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 348-352. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
| series |
Матеріали до української етнології |
| work_keys_str_mv |
AT zabelenea problemyétnokulʹturyvfolʹklornyhansamblâhpograničʹâ |
| first_indexed |
2025-10-17T01:02:05Z |
| last_indexed |
2025-10-18T01:07:23Z |
| _version_ |
1846279818634592256 |
| fulltext |
348
Àóøðà Çàáåëåíå
(Âèëüíþñ, Ëèòâà)
ÏÐÎÁËÅÌÛ ÝÒÍÎÊÓËÜÒÓÐÛ
 ÔÎËÜÊËÎÐÍÛÕ ÀÍÑÀÌÁËßÕ ÏÎÃÐÀÍÈ×Üß
Íå îäíî äåñÿòèëåòèå íà Ëèòîâñêî-Áåëîðóññêîé ãðàíèöå âîñòî÷íàÿ è çàïàäíàÿ êóëüòóðû íå
òîëüêî âîññîåäèíÿëèñü, íî è íàîáîðîò – ôîðìèðîâàëè ïîëèòè÷åñêîå è èäåîëîãè÷åñêîå ïðîòè-
âîñòîÿíèå, âûäâèãàëè òàêèå ïîíÿòèÿ, êàê «ñâîè» è «÷óæèå». Òàêèì îáðàçîì, ó æèòåëåé ïî-
ãðàíè÷üÿ ñ îáåèõ ñòîðîí âîçíèêàëà ïîòðåáíîñòü ñîçäàâàòü è óêðåïëÿòü, à ïðè íåîáõîäèìîñòè
è ïîä÷åðêèâàòü ñâîé ýòíîêóëüòóðíûé èäåíòèòåò.
Óäåðæàòüñÿ è íå ðàñòâîðèòüñÿ â ÷óæîé íàöèîíàëüíîé ñðåäå ýòíè÷åñêèì ìåíüøèíñòâàì
ýôôåêòèâíåå âñåãî ñïîñîáñòâóþò òàêèå èíñòðóìåíòû, êàê ðîäíîé ÿçûê, ïåñíè, òðàäèöèè,
îäåæäà, èñòîðèÿ. Âñå ýòè ýëåìåíòû çàêëþ÷àþò â ñåáå ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè. Êàêîâà èõ ñå-
ãîäíÿøíÿÿ ðîëü, ÿâëÿþòñÿ ëè îíè òåì ôàêòîðîì, êîòîðûé îáúåäèíÿåò ëèòîâöåâ, æèâóùèõ â
îêðóæåíèè ðàçíûõ íàöèîíàëüíîñòåé?
Êëþ÷åâûå ñëîâà: èäåíòè÷íîñòü, ýòíè÷åñêèå ìåíüøèíñòâà, ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè.
Through the centuries on the Lithuanian-Byelorussian border, the East and West cultures have
being not only reuniting but also contrariwise – developing a political and ideological confrontation
with advancing the «own» and «foreign» concepts. Thereby a necessity has arisen for a frontier’s
population on either side to originate and strengthen as well as to accentuate when necessary its
own ethno-cultural identite.
Such instruments as a native language, songs, traditions, clothes and history are the most
effectually conducive for the ethnic minorities to refrain from dissolving in a foreign national
environment. The folklore groups involves all these elements. What is an actual role of such groups
and are they a factor uniting the Lithuanians surrounded by the diverse nations?
Keywords: identity, ethnic minorities, folklore groups.
 ñòàòüå àíàëèçèðóþòñÿ äâà ñëó÷àÿ
èç ïîãðàíè÷üÿ Ëèòâû è Áåëàðóñè (ñì. êàð-
òó), ïîçâîëÿþùèå îñîçíàòü íàöèîíàëü-
íîñòü íå êàê î÷åâèäíóþ è íàìå÷åííóþ, à
êàê çàâèñèìóþ îò îáñòîÿòåëüñòâ. Ðàçíûå
èñòîðè÷åñêèå îáñòîÿòåëüñòâà, ìåíÿþùè-
åñÿ ãðàíèöû, ïîëèòè÷åñêèå è ýêîíîìè÷å-
ñêèå ïåðèïåòèè ÷àñòî ïðåâðàùàþò èäåí-
òèòåò èíäèâèäà â «íåíàäåæíûé êîíñòðóêò
ìûøëåíèÿ» [1]. Ïðè èçó÷åíèè èäåíòèòåòà
êàê ïðîöåññà íåîáõîäèìî íàùóïàòü åãî
îñíîâíûå ÷àñòè. Î. Çèìåð [9, s. 177–178]
âûäåëèë äâà íàïðàâëåíèÿ àíàëèçà ýòíè-
÷åñêîãî èäåíòèòåòà:
1) ÷åðåç ìåõàíèçì ÷åð÷åíèÿ ãðàíåé,
ò. å. êîãäà èäåò ïðîöåññ (ðå)êîíñòðóêöèè
èäåíòèòåòà â êîíêðåòíîå âðåìÿ, â êîí-
êðåòíîì ìåñòå;
2) ÷åðåç ñèìâîëè÷åñêèå ðåñóðñû (èí-
ñòðóìåíòû), êîòîðûå óïîòðåáëÿþòñÿ ïðè
(ðå)êîíñòðóêöèè ãðàíåé ýòíè÷åñêîãî
èäåíòèòåòà.
Ïî ñòàòèñòè÷åñêèì äàííûì, â ïîãðàíè-
÷üå Ëèòâû è Áåëàðóñè, â Øàëü÷èíèíêàé-
ñêîì ðàéîíå, ïðîæèâàåò 79,5 % ïîëÿêîâ,
10,4 % ëèòîâöåâ, 5 % ðóññêèõ, 2,9 % áåëî-
ðóñîâ è 1,2 % ïðåäñòàâèòåëåé äðóãèõ íà-
öèîíàëüíîñòåé, â òîì ÷èñëå è óêðàèíöåâ.
Óíèêàëüíàÿ ÷åðòà ýòîãî ðàéîíà – ïîëüñêî-
ëèòîâñêîå äâóÿçû÷èå è áîëüøîå êîëè÷å-
ñòâî ñìåæíûõ ñåìåé. Çäåñü, êàê è âî âñåì
Âèëåíñêîì êðàå, ïðîöåññû ýòíè÷åñêîé
àññèìèëÿöèè ðàçâèâàþòñÿ ïî ñåé äåíü.
Ïàðàäîêñàëüíî, íî â ýòîì ðåãèîíå Ëèòâû
ëèòîâñêàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ äîâîëüíî ÷àñòî
ñòàëêèâàåòñÿ ñ ïðîáëåìàìè, ñâîéñòâåí-
íûìè ýòíè÷åñêèì ìåíüøèíñòâàì. Âîçíè-
êàåò âîïðîñ, êàêèì îáðàçîì 10,4 % ëè-
òîâöåâ êîíñòðóèðóþò è óäåðæèâàþò ñâîé
ýòíè÷åñêèé êóëüòóðíûé èäåíòèòåò? Êà-
êóþ ðîëü èãðàþò ëèòîâñêèå ôîëüêëîðíûå
àíñàìáëè â êðàå, ãäå áîëüøèíñòâî æèòå-
ëåé íàçûâàþò ñåáÿ «òóòåéøàìè» è ãîâî-
ðÿò «ïîïðîñòó»?
 2009 ãîäó â Øàëü÷èíèíêàéñêîì ðà-
éîíå àíàëèçèðîâàëàñü ñïåöèôèêà äåÿòåëü-
íîñòè âñåõ äåòñêèõ ôîëüêëîðíûõ êîë-
ëåêòèâîâ ýòîãî êðàÿ (èõ îêàçàëîñü äâà).
Ïóòåì ñòðóêòóðèðîâàííîãî èíòåðâüþ
ñ ðóêîâîäèòåëÿìè âûÿñíÿëèñü ìåòîäèêà
è ïðîáëåìàòèêà, àêòóàëüíûå ïðîáëåìû
http://www.etnolog.org.ua
349
äåÿòåëüíîñòè ëèòîâñêèõ äåòñêèõ êîëëåê-
òèâîâ â äàííîì ïîãðàíè÷íîì ðàéîíå. Âû-
ÿñíÿëèñü êðèòåðèè, ïî êîòîðûì ñîñòàâëÿ-
åòñÿ ðåïåðòóàð, îáùèå èäåè è ìîòèâàöèè
äåÿòåëüíîñòè àíñàìáëÿ. Ó÷àñòíèêè àí-
ñàìáëåé – äåòè è ïîäðîñòêè – çàïîëíÿëè
àíêåòó, â êîòîðîé, ðÿäîì ñ äðóãèìè âî-
ïðîñàìè, ñïðàøèâàëîñü, êàêèì ïóòåì îíè
ïðèøëè â àíñàìáëü, ÷òî çíà÷èò äëÿ íèõ
ôîëüêëîðíàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê íà íåå ðå-
àãèðóþò èõ ñâåðñòíèêè è ò. ä.
Ôîëüêëîðíûì àíñàìáëåì «Aušrelė»
(«Çîðþøêà») ëèòîâñêîé ñðåäíåé øêîëû
ãîðîäêà Äåâÿíèøêåñ Øàëü÷èíèíêàéñêîãî
ðàéîíà ðóêîâîäèò åãî ñîçäàòåëü, ó÷èòåëü
ìóçûêè Ãèíòàðàñ Ñòàíþëèñ.  íåì ó÷à-
ñòâóþò 15 ó÷åíèêîâ, íî ñ êàæäûì ó÷åá-
íûì ãîäîì ÷èñëî ó÷àñòíèêîâ ìåíÿåòñÿ. Çà
îñíîâó ðåïåðòóàðà áåðåòñÿ ìóçûêàëüíîå
íàñëåäèå ìåñòíîãî ëèòîâñêîãî íàñåëåíèÿ.
Òàêæå èñïîëüçóþòñÿ ïåñíè èç ó÷åáíèêîâ
ïî ìóçûêå. Ñòàðøèå äåòè ñ ðóêîâîäèòåëåì
õîäèëè ïî îêðåñòíîñòÿì, ñîáèðàëè è çà-
ïèñûâàëè ïåñíè ó ìåñòíûõ ëèòîâöåâ. Ïðè
âûÿñíåíèè, ÷òî âàæíî ïðè ðàáîòå ñ äåò-
ñêèì êîëëåêòèâîì, ðóêîâîäèòåëü ïîä÷åðê-
íóë, ÷òî íåîáõîäèìî äåòåé çàèíòåðåñîâàòü
ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòüþ. Äåòÿì èëè
ïîäðîñòêàì âñåãäà õî÷åòñÿ ÷åãî-òî íîâîãî,
îíè ñ íåòåðïåíèåì æäóò êîíöåðòîâ è îñî-
áåííî ïîåçäîê.
Ôîëüêëîðíûì àíñàìáëåì «Versekėlė»
ëèòîâñêîé ãèìíàçèè ãîðîäêà Åéøèøêåñ
ðóêîâîäèò òàêæå ó÷èòåëüíèöà ìóçûêè
ßäâèãà Ñèíêåâè÷. Ýòîò êîëëåêòèâ ñîñòàâ-
ëÿþò äâå ãðóïïû – ìëàäøàÿ (9 ó÷àñòíè-
êîâ) è ñòàðøàÿ (6 ó÷àñòíèêîâ). Ãèìíàçèÿ
ïîëó÷èëà â ïîäàðîê 10 ìóçûêàëüíûõ èí-
ñòðóìåíòîâ – êàíêëåñ, è âñå ó÷àñòíèêè
àíñàìáëÿ îáó÷àþòñÿ íà íèõ èãðàòü. Îíè
êàæäîå ëåòî åçäÿò íà ëåòíèå êóðñû â ãî-
ðîäîê Óæïàëÿé, ãäå ñîõðàíèëèñü ñòàðûå
òðàäèöèè èãðû íà êàíêëåñå. Ñ äåòüìè
òàì çàíèìàþòñÿ ñïåöèàëèñòû. Íà ýòèõ
êóðñàõ âûó÷åííûé èíñòðóìåíòàëüíûé
ðåïåðòóàð ïîïîëíÿåòñÿ ïåñíÿìè, êîòî-
ðûå äåòè ñàìè çàïèñûâàþò ó æèòåëåé
îêðåñòíîñòåé ãîðîäêà Åéøèøêåñ. Äåòè,
ïî ñëîâàì ðóêîâîäèòåëüíèöû, îñîáåííî
öåíÿò èìåííî òå ïåñíè, êîòîðûå ñàìè
çàôèêñèðîâàëè è ïåðåíÿëè ó òåõ îñòàâ-
øèõñÿ íåìíîãèõ ìåñòíûõ ëèòîâöåâ. Áó-
äó÷è åäèíñòâåííûìè ïðîäîëæàòåëÿìè
ìåñòíîé ëèòîâñêîé æèâîé ìóçûêàëüíîé
òðàäèöèè, ó÷àñòíèêè àíñàìáëÿ ÷óâñòâó-
þò ñâîþ çíà÷èìîñòü.
Òî, ÷òî äåòè è ïîäðîñòêè ýòèõ àíñàìá-
ëåé ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæàòåëÿìè èìåííî ëè-
òîâñêîãî ìóçûêàëüíîãî íàñëåäèÿ, ñ îäíîé
ñòîðîíû – åñòåñòâåííûé, íî ñ äðóãîé –
äîâîëüíî ïðîáëåìàòè÷íûé ôàêò. Âåäü èç
îïðîøåííûõ 30 ó÷àñòíèêîâ – 15 ñ÷èòàþò
ñåáÿ ïîëÿêàìè. Òàê æå ðóêîâîäèòåëü îä-
íîãî àíñàìáëÿ – ß. Ñèíêåâè÷ – ïîëÿ÷êà.
Âîçíèêàåò âîïðîñ, êàê ó äåòåé ôîðìèðóåò-
ñÿ ëèòîâñêèé ýòíîêóëüòóðíûé èäåíòèòåò,
êîãäà ìíîãèå èç íèõ ðàñòóò â ñìåæíûõ
ñåìüÿõ, à ïîëîâèíà âîîáùå ñåáÿ ñ÷èòàþò
ïîëÿêàìè. Âûÿñíèëîñü, êàêàÿ îãðîìíàÿ
îòâåòñòâåííîñòü ëåæèò íà ïëå÷àõ ìåñòíûõ
ëèòîâñêèõ øêîë, èõ ó÷èòåëåé è îñîáåí-
íî íà ïëå÷àõ ðóêîâîäèòåëåé ëèòîâñêèõ
ôîëüêëîðíûõ àíñàìáëåé. Âåäü â îñíîâíîì
â ýòîì ðåãèîíå òîëüêî øêîëà è àíñàìáëü
ÿâëÿþòñÿ òåìè îñòðîâêàìè èçíà÷àëüíîé
ëîêàëüíîé ëèòîâñêîé ýòíîêóëüòóðû.
 ïðîöåññàõ ôîðìèðîâàíèÿ ýòíîêóëü-
òóðíîãî èäåíòèòåòà îñîáóþ ðîëü èãðàåò
ñåìüÿ. Ò. Ýðèêñåí îòìå÷àåò, ÷òî ÷åì äè-
íàìè÷íåå è ãëîáàëüíåå ïåðåìåíû, òåì
òðóäíåå ïåðåäàòü êóëüòóðíîå íàñëåäèå èç
ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå. Îïûò è ìóäðîñòü
ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ íå îáÿçàòåëüíî îñîç-
íàåòñÿ è ïðèíèìàåòñÿ [2, p. 157–158].
Ó ðåñïîíäåíòîâ ñïðàøèâàëîñü, êàêèå ó
íèõ ñåìåéíûå ìóçûêàëüíûå òðàäèöèè (äè-
àãðàììà 1). 30 % äåòåé óêàçàëè, ÷òî ìóçè-
öèðîâàëè èõ äåäû è 10 % – èõ ðîäèòåëè.
Âñåãî ïîëó÷àåòñÿ 40 % óòâåðäèòåëüíûõ
îòâåòîâ. Êñòàòè, â íèõ óæå âûäåëÿåòñÿ
Êàðòà
http://www.etnolog.org.ua
350
ÿâíàÿ ñòóïåíü ìåæäó äâóìÿ ïîêîëåíèÿìè.
Ó îñòàëüíûõ 60 % ðåñïîíäåíòîâ ñåìåéíûõ
ìóçûêàëüíûõ òðàäèöèé íå áûëî. Â èõ
ñëó÷àå âîçíèêàåò ñëåäóþùèé âîïðîñ: êàê
îíè âîîáùå ïðèøëè â ôîëüêëîðíûé àí-
ñàìáëü? Â àíêåòå íà ïðåäúÿâëåííûé âî-
ïðîñ «Êòî ïîîùðèë èëè ïîçâàë ïðèéòè
èõ â àíñàìáëü?» ó÷àñòíèêè îòâåòèëè òàê
(äèàãðàììà 2).
Äèàãðàììà 1
Ïåðåäà÷à
ýòíîìóçûêàëüíûõ òðàäèöèé â ñåìüÿõ
Äèàãðàììà 2
Èíèöèàòîðû
ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè
Âàæíî íå òîëüêî ñîáðàòü äåòåé. Òî, ÷òî
ðóêîâîäèòåëè îáîèõ êîëëåêòèâîâ ÿâëÿ-
þòñÿ ó÷èòåëÿìè ìóçûêè, èì íàìíîãî îá-
ëåã÷àåò ýòî çàäàíèå. Íå ìåíåå âàæíî ïî-
òîì ýòèõ äåòåé óäåðæàòü. Âåäü â øêîëàõ
ìíîãî ðàçíûõ çàíèìàòåëüíûõ êðóæêîâ è
ó÷åíèêè, îñîáåííî ñòàðøèõ êëàññîâ, õî-
òÿò ñåáÿ èñïðîáîâàòü íà ðàçíûõ ïîïðè-
ùàõ. Òàê êàêèå æå ìîòèâàöèè ïîîùðÿþò
äåòåé ó÷àñòâîâàòü èìåííî â ôîëüêëîðíîé
äåÿòåëüíîñòè? (äèàãðàììà 3). Òî, ÷òî ó
äåòåé è ïîäðîñòêîâ ãëàâíîé ìîòèâàöèåé
èõ äåÿòåëüíîñòè îêàçàëîñü èìåííî ïåíèå,
ñòàëî íåîæèäàííîñòüþ. Óäîâîëüñòâèå îò
ñàìîãî ïðîöåññà ïåíèÿ ÷àùå àêöåíòèðó-
þò ðåñïîíäåíòû ñòàðøåãî âîçðàñòà 1 [7,
p. 200]. Ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî ãëàâíîå äëÿ
äåòåé – ýòî îáùåíèå. Íî òàê êàê îáùåíèå
çàíÿëî âòîðîå ìåñòî â îáùåé øêàëå ìî-
òèâàöèé, çíà÷èò îíî òàêæå î÷åíü âàæíî.
Äåòÿì è îñîáåííî ïîäðîñòêàì íåîáõîäèìî
âñòðå÷àòüñÿ ñ åäèíîìûøëåííèêàìè, ïîòî-
ìó ÷òî ó ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ îíè äàëåêî íå
âñåãäà ïîëó÷àþò ïîääåðæêó. 6 % ðåñïîí-
äåíòîâ óêàçàëè, ÷òî ñâåðñòíèêè íàä íèìè
îòêðûòî ñìåþòñÿ. Ïî ýòîé ïðè÷èíå îíè íå
õîòÿò âûñòóïàòü â ñâîåé øêîëå èëè ãîðîä-
êå. 19 % ó÷àñòíèêîâ â àíêåòàõ íàïèñàëè,
÷òî ðåàêöèÿ ñâåðñòíèêîâ ñî âðåìåíåì èç-
ìåíèëàñü. Íàñìåøêè ïðåêðàòèëèñü ïîñëå
óäà÷íûõ âûñòóïëåíèé. Òî, ÷òî äðóçüÿ è
îäíîêëàññíèêè íèêàê íå ðåàãèðóþò íà èõ
ôîëüêëîðíóþ äåÿòåëüíîñòü, çàìåòèë 31 %
ðåñïîíäåíòîâ, à 44 % óêàçàëè, ÷òî ñâåð-
ñòíèêè èõ ïîääåðæèâàþò (äèàãðàììà 4).
Ýòà äîáðîæåëàòåëüíàÿ ïîääåðæêà äåòÿì
î÷åíü âàæíà. Âòÿíóâøèñü â ôîëüêëîðíóþ
äåÿòåëüíîñòü, îíè ñî âðåìåíåì íà÷èíàþò
ïîíèìàòü çíà÷èìîñòü è àêòóàëüíîñòü ýòî-
ãî äåëà. Ìóçèöèðîâàíèå (ïåíèå), îáùåíèå
è ïðîäîëæåíèå ýòíîêóëüòóðíûõ òðàäè-
öèé – ýòè òðè ãëàâíûå íàçâàííûå ðåñïîí-
äåíòàìè ìîòèâàöèè íàãëÿäíî óêàçûâàþò
íà õîðîøóþ ðàçúÿñíèòåëüíóþ ðàáîòó,
ïðîâîäèìóþ ðóêîâîäèòåëÿìè. Òàêèì îá-
ðàçîì, ó äåòåé íàïðàâëåííî ôîðìèðóåòñÿ
èõ ýòíîêóëüòóðíîå ñàìîñîçíàíèå. Ìîæ-
íî óòâåðæäàòü, ÷òî ó÷àñòèå ó÷åíèêîâ â
ôîëüê ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè, äà è ñàì ôàêò
íàëè÷èÿ àíñàìáëÿ â øêîëå, óæå âëèÿåò íà
ôîðìèðîâàíèå ëèòîâñêîãî íàöèîíàëüíîãî
èäåíòèòåòà âñåé øêîëüíîé îáùèíû.
Äèàãðàììà 3
Ìîòèâàöèè ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè
Äèàãðàììà 4
Ðåàêöèÿ ñâåðñòíèêîâ
Áîëåå ñëîæíàÿ ñèòóàöèÿ ñêëàäûâàåòñÿ
â ñîñåäíåì ðåãèîíå – â Áåëàðóñè.
 2010–2011 ãîäàõ ìåæäóíàðîäíóþ
êîìïëåêñíóþ ýêñïåäèöèþ îðãàíèçîâàëè
ãîñóäàðñòâåííûå óíèâåðñèòåòû Âèëüíþñà
è Ìèíñêà (ðóêîâîäèòåëü ýêñïåäèöèè àð-
õåîëîã Â. Âàéòêåâè÷þñ). Â íåé ïðèíèìàëè
ó÷àñòèå ó÷åíûå ðàçíûõ íàó÷íûõ äèñöè-
ïëèí. Â Îñòðîâåöêèé ðàéîí, â Ãåðâÿòñêèé
êðàé, ñúåõàëèñü ýòíîëîãè, ëèíãâèñòû, àð-
õåîëîãè, ýòíîìóçûêîëîãè, ôîëüêëîðèñòû.
Àâòîð ñòàòüè âìåñòå ñ ýòíîìóçûêîëîãàìè
http://www.etnolog.org.ua
351
ôèêñèðîâàëà ïåñíè, ðàññêàçû, áèîãðàôèè
è âîñïîìèíàíèÿ ïåâèö Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ.
Âî âðåìÿ èññëåäîâàíèé âûÿñíèëîñü,
÷òî èíñòðóìåíòàëüíàÿ òðàäèöèÿ ýòîãî
êðàÿ âìåñòå ñ ïîñëåäíèìè ìóçûêàíòàìè
óæå óìåðëà, à ïåâ÷åñêàÿ – îòìèðàåò. Ïåâ-
÷åñêàÿ òðàäèöèÿ âûõîäèò èç àêòèâíîãî
ïîòðåáëåíèÿ. Ïîþò áåç èñêëþ÷åíèÿ òîëü-
êî ïîæèëûå æåíùèíû 60–87 ëåò. Ñðåäíåå
ïîêîëåíèå ïåñåí íå ïåðåíÿëî. Íåêîòîðûå
íàäåæäû ïîäàåò òîò ôàêò, ÷òî â ãîðîäîê
Ðèìäæþíàé, â ëèòîâñêèé öåíòð êóëüòó-
ðû, ñ 2008 ãîäà ðàç â íåäåëþ ñ Ëèòâû åç-
äèò ýòíîìóçûêîëîã Àðâèäàñ Êèðäà. Îí íå
òîëüêî ôèêñèðóåò ëîêàëüíóþ ïåâ÷åñêóþ
òðàäèöèþ, íî è çíàêîìèò ñ íåé ó÷åíèêîâ
åäèíñòâåííîé ëèòîâñêîé øêîëû. ×àñòü
äåòåé, ñ êîòîðûìè â î÷åíü ñëîæíûõ óñ-
ëîâèÿõ ðàáîòàåò ñïåöèàëèñò, ÿâëÿþòñÿ
âíóêàìè òåõ, åùå ïîþùèõ, áàáóøåê. Äå-
òÿì èçðåäêà ïðèõîäèòñÿ ñëûøàòü è âèäåòü
æèâîå, àóòåíòè÷íîå, èñïîëíåíèå ïåñåí.
Óâû, ìíîãèå äåòè ñâîå áóäóùåå ñâÿçûâàþò
ñ Ëèòâîé èëè äðóãèìè çàðóáåæíûìè ñòðà-
íàìè. Ñòðåìÿñü ñîõðàíèòü ñâîé ëèòîâñêèé
èäåíòèòåò, ìåñòíàÿ ìîëîäåæü ïîñòóïàåò â
óíèâåðñèòåòû Ëèòâû. Ïîñëå ñòóäèé ÷à-
ñòî â Ëèòâå è îñòàåòñÿ. Òàêèì îáðàçîì,
êóëüòóðíûå è äåìîãðàôè÷åñêèå ïåðåìåíû
â Ãåðâÿòñêîì êðàå íåèçáåæíû. Òîò ôàêò,
÷òî ïîñòåïåííî óãàñàåò è ëèòîâñêèé ÿçûê,
è äàâíÿÿ òðàäèöèîííàÿ ëèòîâñêàÿ êóëü-
òóðà, îòìå÷àåò è íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü
âûøå óïîìÿíóòîé êîìïëåêñíîé ýêñïåäè-
öèè Â. Âàéòêåâè÷þñ [6, p. 280].
Îêîëî 18 000 ëèòîâöåâ, ïðîæèâàþùèõ
íà ñåâåðî-çàïàäå Áåëàðóñè, è â íàøè äíè
çàïèñûâàþò ïîëÿêàìè, áåëîðóñàìè, ðóñ-
ñêèìè. Èõ èìåíà è ôàìèëèè â ïàñïîð-
òà çàïèñûâàþò â ñëàâÿíñêîì ñòèëå [3,
p. 4–5]. Ïî ýòîé ïðè÷èíå, ïî äàííûì ïåðå-
ïèñè íàñåëåíèÿ 1999 ãîäà, âñþ ëèòîâñêóþ
ýòíè÷åñêóþ ãðóïïó ñîñòàâëÿëî âñåãî 6387
÷åëîâåê.  Ãðîäíåíñêîé îáëàñòè ïðîæè-
âàåò áîëüøàÿ ÷àñòü (2964) ëèòîâöåâ. Ïî
÷èñëåííîñòè ëèòîâñêàÿ ýòíè÷åñêàÿ ãðóïïà
â Áåëàðóñè çàíèìàåò 9 ìåñòî ïîñëå áåëî-
ðóñîâ, ðóññêèõ, ïîëÿêîâ, óêðàèíöåâ, åâðå-
åâ, àðìÿí, òàòàð è äàæå öûãàí [5, p. 35].
Íå îäíî ñòîëåòèå Ëèòîâñêî-Áåëîðóñ-
ñêîå ïîãðàíè÷üå áûëî òåì ïåðåêðåñòêîì,
íà êîòîðîì êóëüòóðû Âîñòîêà è Çàïàäà
ìåæäó ñîáîé íå òîëüêî âîññîåäèíÿëèñü,
íî è ïðîòèâîñòîÿëè äðóã äðóãó, ôîðìèðóÿ
ïîëèòè÷åñêèå è èäåîëîãè÷åñêèå ïîíÿòèÿ
«ìû» è «îíè». Òàêèì îáðàçîì, âîçíèêàëà
ïîòðåáíîñòü ïîä÷åðêèâàòü ñâîå ýòíîêóëü-
òóðíîå ñàìîñîçíàíèå, êîíñòðóèðîâàòü è
äåêëàðèðîâàòü íàöèîíàëüíûé èäåíòèòåò.
Ëèòîâöàì ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì äëÿ
ýòîé öåëè ïîñëóæèë ëèòîâñêèé ÿçûê. Îí
ñîõðàíèëñÿ è â áûòó, è â êîñòåëàõ, è â
ïåñíÿõ. Ëèòîâöû Áåëàðóñè äîëãîå âðåìÿ
áûëè îòðèöàåìûå, íî âñå æå åùå ïîäà-
þò çíàêè ñâîåé æèçíåñïîñîáíîñòè, ãëàâ-
íàÿ ÷àñòü êîòîðîé – èõ êóëüòóðíàÿ äåÿ-
òåëüíîñòü.
Èç òðåõ ñóùåñòâóþùèõ â Ãåðâÿòñêîì
êðàå ôîëüêëîðíûõ àíñàìáëåé ñàìûì èç-
âåñòíûì ÿâëÿåòñÿ àíñàìáëü «Æèëüâèòèñ»
(«Âåðáà»). Åìó óæå áîëåå 40 ëåò. Òåïåðü
â íåì ïîåò øåñòü æåíùèí. Òàêæå øåñòü
ïîþùèõ æåíùèí òîëüêî ãîä íàçàä ñîáðàë
âûøå óïîìÿíóòûé À. Êèðäà. Òðåòèé æåí-
ñêèé àíñàìáëü åñòü â ïîñåëêå Ðèìäæþ-
íàé. Ó÷àñòíèöû âñåõ òðåõ êîëëåêòèâîâ
ïåëè âñþ ñâîþ æèçíü. Îíè â ìîëîäîñòè
âìåñòå õîäèëè è íà êîëõîçíûå ðàáîòû,
è íà òàíöû. Ïîñëå íèõ ñ ïåñíÿìè âìåñòå
øëè äîìîé. Òàêæå ïåëè íà ñâàäüáàõ, ïî-
õîðîíàõ è â êîñòåëå. Òðàäèöèè îáùåãî ïå-
íèÿ, îáúåäèíÿâøåãî äåðåâåíñêèå îáùèíû
ñòîëåòèÿìè, â Ëèòâå ïîñòåïåííî óãàñëè, à
â Ãåðâÿòñêîì êðàå ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè
êàê ôîðìà îáùåíèÿ â ïåñíå, ïðîâåäåíèÿ
äîñóãà ñîõðàíèëèñü äî íàøèõ äíåé. Ëè-
òîâñêèå ïåñíè â ÷óæîé íàöèîíàëüíîé ñðå-
äå ïîìîãàëè óäåðæàòüñÿ è íå çàòåðÿòüñÿ.
Òåïåðåøíèå ïîæèëûå æåíùèíû âûó÷èëè
ïåñíè Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ ó ñâîèõ ìàòåðåé,
ñàìè ñ ïîäðóãàìè ñòàëè èõ ïåòü â ðàí-
íåé ìîëîäîñòè, ïîþò è ïî ñåé äåíü, ïîêà
ïîçâîëÿþò ñèëû. Íî êîãäà èõ ñïðîñèëè,
êòî ïðîäîëæèò òðàäèöèþ ïåíèÿ, òîëüêî
ãðóñòíî óëûáàëèñü…
Îíè ðàññêàçûâàëè, ÷òî äî÷åðè è ñû-
íîâüÿ íà çàñòîëüÿõ â ðîäèòåëüñêîì äîìå
åùå èíîãäà ïîþò. Âíóêè ÷àùå âñåãî áû-
âàþò ïàññèâíûìè ñëóøàòåëÿìè. Ñòàðûìè
ìåñòíûìè òðàäèöèÿìè, ïåñíÿìè ýòî ïîêî-
ëåíèå óæå ïðàêòè÷åñêè íå èíòåðåñóåòñÿ.
Òîëüêî ó îäíîé ïåâèöû îáå äî÷åðè ïîþò â
ôîëüêëîðíîì àíñàìáëå â Âèëüíþñå. Åùå
ó îäíîé äî÷ü ïîåò â õîðå. Ñåìåéíàÿ ìó-
çûêàëüíàÿ òðàäèöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ î÷åíü
âÿëî è òîëüêî ïî æåíñêîé ëèíèè. Ó÷àñò-
íèöû îïðîøåííûõ àíñàìáëåé, ïîíèìàÿ,
÷òî èõ ïåñåí óæå íåêîìó ïåðåíÿòü, î÷åíü
ðàäû, ÷òî, ïîñåùàÿ ýòè êðàÿ, ýòíîìóçûêî-
ëîã À. Êèðäà äåëàåò àóäèî- è âèäåîçàïèñè
ñàìûõ öåííûõ ëîêàëüíûõ ñòàðûõ ïåñåí.
Âûïóùåííûé êîìïàêò-äèñê áàáóøêè ïî-
http://www.etnolog.org.ua
352
êàçûâàëè íàì ñ áîëüøîé ãîðäîñòüþ. Ýòî
äëÿ íèõ ñàìàÿ âûñîêàÿ îöåíêà èõ ôîëüê-
ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè.
Òàêæå âûÿñíÿëîñü, êàêèå èìåííî ïåñ-
íè áîëüøå âñåãî íðàâÿòñÿ ïåâèöàì, ïîþò
ëè îíè ïåñíè òîëüêî Ãåðâÿòñêîãî êðàÿ
èëè æå âñåé Ëèòâû? Òåïåðü Ãåðâÿòñêèé
êðàé óæå íå ÿâëÿåòñÿ îñòðîâîì, èìåþùèì
òîëüêî åìó ñâîéñòâåííûå ÷åðòû ëîêàëü-
íîé, çàìêíóòîé êóëüòóðû. Ïðîáëåìàòè÷-
íî îòñëåäèòü ñòàðûå è íîâûå êóëüòóðíûå
ýëåìåíòû. Ïåâ÷åñêàÿ òðàäèöèÿ, õîòÿ è
ñîõðàíèëà íåêîòîðûå àðõàè÷åñêèå ÷åðòû,
âñå æå íåèçáåæíî ìåíÿëàñü è ìåíÿåòñÿ.
Ðàíüøå ïî÷òè âñå ïåñíè áûëè ìåñòíûå –
ëèòîâñêèå, íî ìàíåðà èõ èñïîëíåíèÿ áûëà
áîëåå ñëàâÿíñêàÿ. Ïåëè êðåïêèì, îòêðû-
òûì ãîëîñîì ñ ÿðêî âûðàæåííûìè îáåð-
òîíàìè. Ñåé÷àñ ïîþò áîëåå êóëüòóðíûì,
íåæíûì ãîëîñîì, ïîäâèæíåå. Ýòè èçìå-
íåíèÿ ïðèõîäÿò ñ Ëèòâû. Æåíùèíû ñìî-
òðÿò è ñëóøàþò ëèòîâñêèå ìóçûêàëüíûå
ïåðåäà÷è ïî òåëåâèäåíèþ è íåñîçíàòåëüíî
ïåðåíèìàþò è íîâûé ðåïåðòóàð, è íîâûé
ñòèëü ïåíèÿ.
Äîëãèå äåñÿòèëåòèÿ íåáîëüøîé ëèòîâ-
ñêèé îñòðîâ – Ãåðâÿòñêèé êðàé, îêðóæåí-
íûé íåïðîõîäèìûìè áîëîòàìè, áûë âäà-
ëåêå îò ïåðåêðåñòêîâ ìåæäó òðàäèöèåé è
íîâàöèåé, ãëîáàëüíûì è ëîêàëüíûì, ñåé-
÷àñ ñòîëêíóëñÿ ñ ðåøàþùåé î÷íîé ñòàâêîé
ìåæäó â÷åðàøíèì è çàâòðàøíèì. Â÷åðàø-
íåå âñïîìèíàåòñÿ ñ âåñåëûìè è ãðóñòíûìè
ìîìåíòàìè, à çàâòðàøíåå âûçûâàåò òîëüêî
òðåâîãó è ïðåä÷óâñòâèå êîíöà.
***
 ïîãðàíè÷üè Ëèòâû è Áåëàðóñè, â
Øàëü÷èíèíêàéñêîì ðàéîíå, ãäå ëèòîâöû
ñîñòàâëÿþò ýòíè÷åñêîå ìåíüøèíñòâî (èõ
âñåãî 10,4 %), äåòè è ïîäðîñòêè äîâîëüíî
àêòèâíî ñâîé ëèòîâñêèé ýòíîêóëüòóðíûé
èäåíòèòåò ôîðìèðóþò â øêîëàõ è ôîëüê-
ëîðíûõ àíñàìáëÿõ. Â àíñàìáëÿõ çíàêî-
ìÿòñÿ ñ ëèòîâñêèìè îáû÷àÿìè, îäåâàþòñÿ
â íàðîäíûå êîñòþìû, â ýêñïåäèöèÿõ ñëó-
øàþò, ôèêñèðóþò è ó÷àò ëèòîâñêèå ïåñíè.
 Áåëàðóñè, â Ãåðâÿòñêîì êðàå, ëèòîâ-
ñêàÿ ïåâ÷åñêàÿ òðàäèöèÿ óìèðàåò. Ïîþò
áåç èñêëþ÷åíèÿ òîëüêî ïîæèëûå æåíùè-
íû 60–87 ëåò. Ñðåäíåå ïîêîëåíèå ïåñåí íå
ïåðåíÿëî. Òðàäèöèÿ ïåðåäàåòñÿ â åäèíè÷-
íûõ ñëó÷àÿõ è òîëüêî ïî æåíñêîé ëèíèè.
Ôîëüêëîðíûå àíñàìáëè Ãåðâÿòñêî-
ãî êðàÿ êàê ôîðìà îáùåíèÿ è ñòàðèííàÿ
ôîðìà ïðîâåäåíèÿ äîñóãà ñ ïåñíåé ñî-
õðàíèëèñü äî íàøèõ äíåé. Â àíñàìáëÿõ
êóëüòèâèðóåìîå ëèòîâñêîå ýòíîêóëüòóð-
íîå íàñëåäèå ñïîñîáñòâîâàëî ïîääåðæêå
ëèòîâñêîé èäåíòè÷íîñòè íå òîëüêî ñàìèõ
ó÷àñòíèö, íî è âñåé ìåñòíîé ëèòîâñêîé
îáùèíû.
Ëèòåðàòóðà
1. Brubaker R. Nationalism Reframed. –
Cambridge : Cambridge University Press, 1996.
2. Eriksen T. H. Akimirkos tironija. Greitasis
ir lėtasis laikas informacijos amžiuje. – Vilnius,
2004.
3. Garšva K. Etninių žemių lietuviai
dabartinėje Baltarusijoje. – Vilnius, 1999.
4. Plasseraud Y. Les minorités. – Vilnius,
2006.
5. Âíóêîâi÷ Þ. ². Ëiòî¢öû Áåëàðóñi.
Ýòíàëàãi÷íàå äàñëåäàâàíèå. – Ìiíñê, 2010.
6. Vaitkevičius V. Kompleksinė ekspedicija
Gervėčiuose // Tautosakos darbai. – 2010. –
XL. – P. 280–285.
7. Zabielienė A. Folkloro ansambliai
dabartinėje Lietuvoje: etnologinis aspektas. –
Vilnius, 2010.
8. Zabielienė A. Ethno-cultural identity
manifestation: Varėna District children’s
folklore groups // Lituanistika. – 2010. –
T. 56. – N 1–4. – P. 144–154.
9. Zimmer O. Boundary Mechanisms and
Symbolic Resources: Towards a Process-oriented
Approach to National Identity // Nations and
Nationalism. – 2003. – N 9 (2). – S. 173–193.
Ïðèìå÷àíèÿ
1 Èññëåäîâàíèÿ ðàçíûõ ìîòèâàöèé ôîëüê-
ëîðíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ è äåòñêèõ
ôîëüêëîðíûõ êîëëåêòèâîâ Ëèòâû àâòîðîì
ñòàòüè ïðîâîäÿòñÿ ñ 2004 ãîäà. Îáùàÿ ñòà-
òèñòèêà (îïðîøåíî 1057 ðåñïîíäåíòîâ) ìîòè-
âàöèé ôîëüêëîðíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ
ôîëüêëîðíûõ êîëëåêòèâîâ Ëèòâû: 1) îòäûõ
è ïðîâåäåíèå äîñóãà – 23,4 %; 2) ïåíèå,
ñàìîâûðàæåíèå – 21,3 %; 3) îáùåíèå – 14,7 %;
4) ïðîäîëæåíèå òðàäèöèé – 12,7 %; 5) äðóãèå
ðàçíûå ïðè÷èíû – 12,3 %; 6) êîíöåðòû è ïî-
åçäêè – 9,7 %.
http://www.etnolog.org.ua
|