Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре....
Gespeichert in:
| Datum: | 2012 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
2012
|
| Schriftenreihe: | Матеріали до української етнології |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
irk-123456789-208162 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
irk-123456789-2081622025-10-21T00:01:04Z Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях Вергеенко, С. Етнічність та етнокультура зарубіжжя В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре. The article discusses theoretical understanding of the concept of «motive» as a plot-units in the study of folklore. Based on the theoretical concepts proposed by the author, Russian scientists determine a motive in the zagovornom genre. 2012 Article Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 2313-8505 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162 ru Матеріали до української етнології application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Етнічність та етнокультура зарубіжжя Етнічність та етнокультура зарубіжжя |
| spellingShingle |
Етнічність та етнокультура зарубіжжя Етнічність та етнокультура зарубіжжя Вергеенко, С. Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях Матеріали до української етнології |
| description |
В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре. |
| format |
Article |
| author |
Вергеенко, С. |
| author_facet |
Вергеенко, С. |
| author_sort |
Вергеенко, С. |
| title |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| title_short |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| title_full |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| title_fullStr |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| title_full_unstemmed |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| title_sort |
концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях |
| publisher |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| publishDate |
2012 |
| topic_facet |
Етнічність та етнокультура зарубіжжя |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162 |
| citation_txt |
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
| series |
Матеріали до української етнології |
| work_keys_str_mv |
AT vergeenkos koncepciâmotivakaksûžetoobrazuûŝejedinicyvfolʹklorističeskihissledovaniâh |
| first_indexed |
2025-10-21T01:19:08Z |
| last_indexed |
2025-10-22T01:08:30Z |
| _version_ |
1846642276387782656 |
| fulltext |
19
Ñâåòëàíà Âåðãååíêî
(Ãîìåëü, Áåëàðóñü)
ÊÎÍÖÅÏÖÈß ÌÎÒÈÂÀ ÊÀÊ ÑÞÆÅÒÎÎÁÐÀÇÓÞÙÅÉ
ÅÄÈÍÈÖÛ Â ÔÎËÜÊËÎÐÈÑÒÈ×ÅÑÊÈÕ
ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈßÕ
 ñòàòüå ðàññìàòðèâàåòñÿ âîïðîñ òåîðåòè÷åñêîãî îñìûñëåíèÿ ïîíÿòèÿ «ìîòèâ» êàê ñþ-
æåòîîáðàçóþùåé åäèíèöû â ôîëüêëîðèñòèêå. Íà îñíîâå òåîðåòè÷åñêèõ êîíöåïöèé ðîññèéñêèõ
ó÷åíûõ àâòîð ïðåäëàãàåò îïðåäåëåíèÿ ìîòèâà â çàãîâîðíîì æàíðå.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: ìîòèâ, ìîòèôåìà, àëëîìîòèâ, ñóáìîòèâ, ìèêðîìîòèâ, ñòðóêòóðà,
ñóáúåêò, äåéñòâèå ñóáúåêòà, îáúåêò.
The article discusses theoretical understanding of the concept of «motive» as a plot-units in the
study of folklore. Based on the theoretical concepts proposed by the author of Russian scientists
determine a motive in zagovornom genre.
Keywords: motif, motipheme, allomotif, submotif, micromotif, structure, character, character
activities, object.
 ñîâðåìåííîé ôîëüêëîðèñòè÷åñ-
êîé íàóêå îñòàåòñÿ íåðåøåííûì âîïðîñ
îïðåäåëåíèÿ òåðìèíîëîãè÷åñêîãî ïî-
íÿòèÿ «ìîòèâ». Ê ýòîé ïðîáëåìå â ðàç-
íîå âðåìÿ îáðàùàëèñü èññëåäîâàòåëè
æàíðîâ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà.
Ïî ìíåíèþ Á. Ïóòèëîâà, åùå «îñòàåòñÿ
äèñêóññèîííûì îïðåäåëåíèå (îñîáåííî
â ïðàêòèêå êîíêðåòíûõ èññëåäîâàíèé)
ãðàíèö è îáúåìà ñîäåðæàíèÿ òåðìè-
íà» [1]. Ó÷åíûé îáðàùàåò âíèìàíèå íà
íåîäíîçíà÷íîñòü ïîíèìàíèÿ ìîòèâà
À. Âåñåëîâñêèì, ÷òî ïðèâåëî ê ïîÿâëå-
íèþ «íåñêîëüêèõ óðîâíåé ñþæåòèêè,
êîòîðûå íåïðàâîìåðíî îáîçíà÷àòü îäíèì
òåðìèíîì... Çà ìîòèâîì îñòàþòñÿ äâà
âçàèìîñâÿçàííûõ çíà÷åíèÿ: âî-ïåðâûõ,
ñõåìû, ôîðìóëû, åäèíèöû ñþæåòà â âèäå
íåêîåãî ýëåìåíòàðíîãî îáîáùåíèÿ è, âî-
âòîðûõ, ñàìîé ýòîé åäèíèöû â âèäå êîí-
êðåòíîãî òåêñòîâîãî âîïëîùåíèÿ» [1].
Àíàëèç ôîëüêëîðèñòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê
ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü
òðè îñíîâíûå êîíöåïöèè îñìûñëåíèÿ ïî-
íÿòèÿ «ìîòèâ»:
1) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñþæåòî-
îáðàçóþùàÿ åäèíèöà (Ñ. Íåêëþäîâ,
Ò. Àãàïêèíà, Á. Ïóòèëîâ);
2) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñòðóê-
òóðîîáðàçóþùàÿ åäèíèöà ôîëüêëîðíîãî
òåêñòà (Á. Ïóòèëîâ);
3) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ ñ òî÷êè çðå-
íèÿ åãî ñòðóêòóðû (Â. Àíèêèí, Í. Âåäåð-
íèêîâà, Í. Êðèíè÷íàÿ, Â. Êëÿóñ, Ë. Ïàð-
ïóëîâà, Í. ×åðíÿåâà).
Îñòàíîâèìñÿ áîëåå ïîäðîáíî íà ïåð-
âîé êîíöåïöèè, ðàññìàòðèâàþùåé ìîòèâ
êàê ñþæåòîîáðàçóþùóþ åäèíèöó. Ñ. Íå-
êëþäîâ, ðàçðàáàòûâàÿ òåîðèþ ìîòèâà â
ôîëüêëîðèñòèêå, îòíîñèë ìîòèâ «ê ÷èñëó
íàèáîëåå ñëîæíûõ äëÿ èçó÷åíèÿ ïðåä-
ìåòîâ ôèëîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ».
Ïðè ýòîì àâòîð áåññïîðíî îòìå÷àåò, ÷òî
«äàííîå ïîíÿòèå îñòàåòñÿ ñîâåðøåííî
íåîáõîäèìûì äëÿ ôîëüêëîðèñòîâ è âîîá-
ùå äëÿ èññëåäîâàòåëåé òðàäèöèîííîé ñëî-
âåñíîñòè, îáîéòèñü áåç íåãî íå óäàåòñÿ íè
ïðè ñåìàíòè÷åñêîì, íè ïðè ñþæåòíî-êîì-
ïîçèöèîííîì àíàëèçå» [2]. Èññëåäîâàòåëü
ñîîòíîñèò ìîòèâ è ñþæåò êàê «÷àñòü è öå-
ëîå (ñ òàêîé òî÷êè çðåíèÿ ìîòèâ åñòü ñî-
ñòàâíîé ýëåìåíò ñþæåòà)» [2]. Îí ñ÷èòàåò,
÷òî «îáû÷íî ñþæåòó ñîîòâåòñòâóåò íå îäèí
ìîòèâ, à öåëàÿ ñåðèÿ âçàèìîñâÿçàííûõ
è âçàèìîîáóñëîâëåííûõ ìîòèâîâ» [2].
 îòíîøåíèè ê çàãîâîðàì è áûëè÷êàì èñ-
ñëåäîâàòåëü îòìå÷àåò ñïîñîáíîñòü «ìîòèâà
“ðàçâîðà÷èâàòüñÿ” â ñþæåò è, íàïðîòèâ,
ñïîñîáíîñòü ñþæåòà “ñâîðà÷èâàòüñÿ” äî
îáúåìà ìîòèâà» [2].
Ò. Àãàïêèíà â ïðåäèñëîâèè ê êíèãå
«Ïîëåññêèå çàãîâîðû (â çàïèñÿõ 1970–
1990 ãã.)» [3], àðãóìåíòèðóÿ ñâîå âèäåíèå
ïîíÿòèé «ñþæåò» è «ìîòèâ», ïîä÷åðêèâà-
åò: «...ìû ïîäõîäèì ê íèì ïðåèìóùåñòâåí-
íî òèïîëîãè÷åñêè, ýòî çíà÷èò, îáîçíà÷àåì
èõ åäèíèöàìè ñîäåðæàòåëüíûìè è ïåðå-
http://www.etnolog.org.ua
20
äàåì ýòî ñîäåðæàíèå íåêîòîðîé òèïîâîé
ñòðóêòóðíîé ñõåìîé» [3, ñ. 17]. Íå áåç
îñíîâàíèé èññëåäîâàòåëü îáúåäèíÿåò òåð-
ìèíîì «ìîòèâ» «åäèíèöû ðàçíîãî ìàñøòà-
áà è óðîâíÿ – îò îáîáùåííî-ôîðìóëüíûõ
(ñïîñîáíûõ ê ñîäåðæàòåëüíîìó âàðüèðî-
âàíèþ â ðàìêàõ îáùåé òåìû èëè ñåìàí-
òè÷åñêîé ñòðóêòóðû ôîðìóëû) äî [...]
êîíêðåòíûõ è ïî÷òè íå âàðüèðóåìûõ» [3,
ñ. 17]. Ìîæíî ñîãëàñèòüñÿ ñ Ò. Àãàïêèíîé,
÷òî èìåííî òàêîé ïîäõîä ê îñìûñëåíèþ
ïîíÿòèé «ìîòèâ» è «ñþæåò» «îáúÿñíÿåòñÿ
èçâåñòíûì íåñîâåðøåíñòâîì èìåþùåãî
ìåñòî ïîíÿòèéíîãî àïïàðàòà ôîëüêëîðèñ-
òèêè, íî ïðåæäå âñåãî îñîáåííîñòÿìè çà-
ãîâîðà êàê æàíðà ãåòåðîãåííîãî, êîòîðûé
íà ïðîòÿæåíèè èñòîðèè ñâîåãî ñòàíîâëå-
íèÿ âîáðàë öåëûé ðÿä êóëüòóðíûõ òðàäè-
öèé (óñòíûõ è ïèñüìåííûõ) è æàíðîâûõ
ôîðì» [3, ñ. 17]. Â ýòîé ñâÿçè ðåçîííûì
ÿâëÿåòñÿ ìíåíèå Â. Êëÿóñà î òîì, ÷òî «ñèñ-
òåìàòèçàöèÿ çàãîâîðíî-çàêëèíàòåëüíûõ
òåêñòîâ, â îòëè÷èå îò äðóãèõ æàíðîâ
ôîëüêëîðà, ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíàÿ çàäà-
÷à, ÷òî îïðåäåëÿåòñÿ îñîáåííîé ïðèðî-
äîé æàíðà – åãî òåñíîé è íåðàçðûâíîé
ñâÿçüþ ñ ìàãè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè
è âåðîâàíèÿìè, åãî ôóíêöèîíèðîâàíèåì
èñêëþ÷èòåëüíî â ðèòóàëüíûõ ñèòóàöèÿõ,
åãî èñêëþ÷èòåëüíî ïðàãìàòè÷åñêîé íà-
ïðàâëåííîñòüþ è â òî æå âðåìÿ âûñîêîé
ïîýòè÷íîñòüþ» [4, ñ. 84].
Á. Ïóòèëîâ â ðàáîòå «Ìîòèâ êàê ñþ-
æåòîîáðàçóþùèé ýëåìåíò» [5] ðåøàåò
ïðîáëåìû îïðåäåëåíèÿ ðîëè è îòíîøå-
íèÿ ìîòèâîâ â ðàìêàõ ñþæåòà ôîëüê ëîð-
íîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Èññëåäîâàòåëü
íåáåç îñíîâàòåëüíî ñ÷èòàåò, ÷òî «äëÿ áîëü-
øèíñòâà ôîëüêëîðèñòîâ ìîòèâ â ôîëüê-
ëîð íîì ïðîèçâåäåíèè – ýòî îòíîñèòåëüíî
ñàìîñòîÿòåëüíûé, çàêîí÷åííûé è îòíîñè-
òåëüíî ýëåìåíòàðíûé îòðåçîê ñþæåòà» [5,
ñ. 143]. Àâòîð âûñêàçûâàåò ñïðàâåäëèâîå
ìíåíèå, ÷òî «...ïóòü ê ïîíèìàíèþ ñþæåòà,
ïðîèçâåäåíèÿ â öåëîì, ëåæèò ÷åðåç ñàìîå
äåòàëüíîå ðàññìîòðåíèå ìîòèâîâ, êîòîðûå
åãî ñîñòàâëÿþò» [5, ñ. 143]. Òðàäèöèîííûå
ïðåäñòàâëåíèÿ è âçãëÿäû íà ìîòèâ êàê íà
ñþæåòîîáðàçóþùóþ åäèíèöó, ÷òî áåðóò
íà÷àëî îò À. Âåñåëîâñêîãî è ïðåîáëàäà-
þò â ñîâðåìåííîé íàóêå, Á. Ïóòèëîâ ñ÷è-
òàåò íåäîñòàòî÷íûìè è ñõåìàòè÷åñêèìè,
îñîáåííî «â ñâåòå ñîâðåìåííûõ ñòðóêòóð-
íî-òèïîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ôîëüê-
ëîðà...» [5, ñ. 143]. Ìîòèâ, ïî ìíåíèþ
ó÷åíîãî, ÿâëÿåòñÿ ýëåìåíòîì «ýïè÷åñêîé
ñþæåòíîé ñèñòåìû. Ìîòèâ ôóíêöèîíè-
ðóåò â ñîñòàâå ñèñòåìû, òóò îí íàõîäèò
ñâîå îïðåäåëåííîå ìåñòî, òóò ïîëíîñòüþ
ïðîÿâëÿåòñÿ åãî êîíêðåòíîå ñîäåðæàíèå.
Âìåñòå ñ äðóãèìè ìîòèâàìè (è äðóãèìè
òèïè÷íûìè ýëåìåíòàìè) äàííûé ìîòèâ
îáðàçóåò ñèñòåìó» [5, ñ. 144]. Òàêèì îá-
ðàçîì, ñþæåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó
ìîòèâîâ, è êàê ýëåìåíòû ýòîé ñèñòåìû,
«îíè ñàìè ïðåäñòàâëÿþò ìèêðîñèñòåìû,
êîòîðûå èìåþò ñâîþ ñòðóêòóðó, ñâîè
îñîáåííîñòè è âîçìîæíîñòè» [5, ñ. 144].
Ïîýòîìó, ÷òîáû ïîíÿòü ñþæåò, êàê ïðà-
âèëüíî îòìå÷àåò èññëåäîâàòåëü, íåîáõîäè-
ìî äåòàëüíî ðàññìîòðåòü ìîòèâû, êîòîðûå
åãî ñîñòàâëÿþò: «Âûäåëåíèå ìîòèâîâ,
ðàçäåëåíèå ñþæåòîâ íà ìîòèâû, êîòîðûå
åãî ñîñòàâëÿþò, èçó÷åíèå ìîòèâîâ ñ òî÷êè
çðåíèÿ ãåíåçèñà, áûòîâîé è èñòîðè÷åñêîé
ïðèóðî÷åííîñòè, ðàçâèòèÿ, âàðüèðîâà-
íèÿ, à ãëàâíîå – ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ õó-
äîæåñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê öåëîìó, ò. å.
ê ñþæåòó – âñå ýòî òåïåðü ïðåäñòàâëÿåò
îáÿ çàòåëüíóþ è íàéâàæíåéøóþ ÷àñòü èñ-
òîðèêî-ôîëüêëîðíîãî àíàëèçà» [5, ñ. 143].
Á. Ïóòèëîâ òàêæå îòìå÷àåò, ÷òî «èçó-
÷åíèå ôîëüêëîðíîãî ñþæåòà èìååò â âèäó
àíàëèç ñîâîêóïíîñòè âñåõ ýëåìåíòîâ,
âûÿâëåíèå ñåìàíòè÷åñêèõ, ñòðóêòóðíûõ
ñâÿçåé, îòíîøåíèé ìåæäó ïåðñîíàæàìè,
âûÿâëåíèå ñêðûòûõ ïëàíîâ», ïîýòîìó,
«÷òîáû ïðî÷èòàòü ñþæåò, íóæíî ïîäâåð-
ãíóòü àíàëèçó âîøåäøèå â íåãî ìîòèâû –
íå òîëüêî â èõ óñòîé÷èâûõ çíà÷åíèÿõ, íî
è â íîâîì èõ îáëè÷üå» [1].
Íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ìíåíè-
åì Á. Ïóòèëîâà, êîòîðûé îòìåòèë, ÷òî
«ìîòèâ – ÿâëåíèå ñëèøêîì æèâîå, íå-
îäíîçíà÷íîå, ñêîëüçÿùåå, ñëèøêîì ïî-
âÿçàííîå ñ ïåñòðîòîé, ìíîãîîáðàçèåì
ïîâåñòâîâàòåëüíûõ è íåïîâåñòâîâàòåëüíûõ
ñèñòåì ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ. Î÷åâèäíî,
÷òî ìîòèâû ñèëüíî ðàçíÿòñÿ ïî ñîîòíîøå-
íèþ äèíàìè÷åñêîãî è ñòàòè÷åñêîãî, íàððà-
òèâíîãî è îïèñàòåëüíîãî, ïî ôóíêöèÿì,
ïî ðîëè â ñþæåòîîáðàçîâàíèè è ñþæåò-
íîé îðãàíèçàöèè òåêñòîâ» [1]. Íåîáõîäèìî
îòìåòèòü, ÷òî áîëüøèíñòâî ïðåäëîæåííûõ
îïðåäåëåíèé áûëè ðàçðàáîòàíû íà ìàòå-
ðèàëå ýïè÷åñêèõ ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ, è
òîëüêî ðîññèéñêèé èññëåäîâàòåëü Â. Êëÿ-
óñ îáðàùàëñÿ ê çàãîâîðíûì ìîòèâàì. Ïà-
ðàëëåëüíî ñ ïîíÿòèåì «ìîòèâ» íåêîòîðûå
èññëåäîâàòåëè, àíàëèçèðóÿ ôîëüêëîðíûå
ýïè÷åñêèå æàíðû, èñïîëüçóþò è êàòåãî-
ðèè «ìîòèôåìà», «àëëîìîòèâ». Òàê, ìîòè-
http://www.etnolog.org.ua
21
ôåìà ñîîòâåòñòâóåò ôóíêöèè (À. Äàíäåñ,
Ë. Ïàðïóëîâà è äð.), à â çàãîâîðíîì æàí-
ðå, êàê îòìå÷àåò Â. Êëÿóñ, ýòè ôóíêöèè
ñâîäÿòñÿ ê äâóì ãðóïïàì: «À – óíè÷òî-
æåíèå, ëèêâèäàöèÿ êîãî-íèáóäü èëè ÷å-
ãî-íèáóäü; Â – îáðàçîâàíèå, ñîõðàíåíèå,
èñïîëüçîâàíèå» [6, ñ. 14].  êà÷åñòâå
áûëèííîé ìîòèôåìû, íàïðèìåð, Í. ×åð-
íÿåâà ïðèâîäèò ìîòèôåìó «Ãåðîé óáèâàåò
àíòàãîíèñòà». Åñëè ïîëüçîâàòüñÿ òàêèì
îïðåäåëåíèåì, òî â ëå÷åáíûõ çàãîâîðàõ
ìîòèôåìà ñîîòâåòñòâóåò ôóíêöèè áîðüáû
ñ áîëåçíüþ – «Ïåðñîíàæ áîðåòñÿ ñ áî-
ëåçíüþ». Äëÿ çàãîâîðà ìîòèôåìà èìååò
îáîáùåííûé õàðàêòåð è ïðîÿâëÿåòñÿ âî
âñåõ òåêñòàõ ëå÷åáíûõ çàãîâîðîâ. Ñïîñîáû
ðåàëèçàöèè îáîçíà÷åííîé ìîòèôåìû â
çàãîâîðíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ äîñòàòî÷íî
ðàçíîîáðàçíûå: îò îïðåäåëåíèÿ ïðè÷èí
áîëåçíè äî íåïîñðåäñòâåííûõ ñïîñîáîâ
èçáàâëåíèÿ îò áîëåçíè.  äàííîì ñëó÷àå
íàèáîëüøèé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò áîëåå
êîíêðåòíîå ïðîÿâëåíèå ìîòèôåìû, ÷òî
âûðàçèòåëüíî ïðåäñòàâëåíî â çàãîâîðíûõ
òåêñòàõ ðàçíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ãðóïï.
Ñ ðàçëè÷íûìè áîëåçíÿìè áîðþòñÿ ðàçíûå
ïåðñîíàæè ïðè ïîìîùè ðàçëè÷íûõ
ñðåäñòâ. Èìåííî ïîýòîìó îòíîñèòåëüíî çà-
ãîâîðíîãî æàíðà áîëåå ïðàâèëüíî ãîâîðèòü
íå ïðî ìîòèôåìó, à ïðî ìîòèâ, ñòðóêòóðó
êîòîðîãî îáðàçóþò òàêèå êîìïîíåíòû, êàê
ñóáúåêò, åãî äåéñòâèå, îáúåêò, íà êîòîðûé
íàïðàâëåíî äåéñòâèå è äðóãèå îáñòîÿòåëü-
ñòâà äåéñòâèÿ.
Íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ âûâîäàìè èñ-
ñëåäîâàòåëåé îá ýëåìåíòàðíîñòè ìîòèâà,
îäíàêî îòíîñèòåëüíî çàãîâîðíîãî æàíðà
ñïîðíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå,
íàïðèìåð, À. Âåñåëîâñêîãî, êîòîðûé
îòìå÷àë, ÷òî ïðè âàðüèðîâàíèè ýëåìåíòîâ
ìîòèâà «ïðîèñõîäèò íå ðàçëîæåíèå, à âîç-
íèêíîâåíèå íîâûõ àëëîìîòèâîâ – ñî ñâî-
èìè ñîäåðæàòåëüíûìè îòòåíêàìè è äàæå
èíûìè ñìûñëàìè è [...] ñþæåòîîáðàçóþ-
ùèìè âîçìîæíîñòÿìè» [1]. Íåîáõîäèìî
îòìåòèòü, ÷òî ïðè âàðüèðîâàíèè ýëåìåíòîâ
çàãîâîðíîãî ìîòèâà ïðîèñõîäèò åãî êîí-
êðåòèçàöèÿ íà ðàçëè÷íûõ «ñìûñëîâûõ
óðîâíÿõ» (Ð. Áàðò) [7, ñ. 391], ïîýòîìó â
îòíîøåíèè ê àíàëèçó êàòåãîðèè ìîòèâà
êàê îñíîâíîé ñòðóêòóðíîé è ñþæåòîîáðà-
çóþùåé åäèíèöå çàãîâîðíîãî òåêñòà íåîá-
õîäèìî, íà ìîé âçãëÿä, ââåäåíèå â íàó÷íûé
îáîðîò äðóãèõ ïîíÿòèé, òàêèõ, êàê «ñóá-
ìîòèâ» è «ìèêðîìîòèâ». Íàçâàííûå ïî-
íÿòèÿ ïîçâîëÿò áîëåå ãëóáîêî ïîñòè÷ü õà-
ðàêòåð ðåàëèçàöèè ìîòèâà â ñþæåòå, òåì
áîëåå, ÷òî «ñåìàíòè÷åñêèé ñïåêòð» ìîòè-
âà «âñåãäà áîëåå øèðîêèé, ÷åì îòäåëüíîå
ñþæåòíîå âîïëîùåíèå è îõâàòûâàåò áîëåå
çíà÷èòåëüíîå ñåìàíòè÷åñêîå ïîëå êóëü-
òóðíîé òðàäèöèè» [8, ñ. 5]. Âûäåëåíèå
êàòåãîðèé «ñóáìîòèâ» è «ìèêðîìîòèâ»
äàåò âîçìîæíîñòü ïðîñëåäèòü êàê ïðîöåññ
ñòðóêòóðíîãî îáðàçîâàíèÿ ìîòèâîâ, òàê è
îïðåäåëèòü èõ ôóíêöèîíàëüíóþ ðîëü, à
òàêæå õàðàêòåð èõ âçàèìîäåéñòâèÿ âî âðå-
ìÿ ñîçäàíèÿ ñþæåòà. Òàê, íàïðèìåð, ìî-
òèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî...» íà
îáúåêòíîì ñìûñëîâîì óðîâíå ðåàëèçóåòñÿ
÷åðåç ñóáìîòèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþ-
ùåãî ê õðèñòèàíñêèì ïåðñîíàæàì» (êîãäà
êîíêðåòèçèðóåòñÿ îäèí èç ñòðóêòóðíûõ
êîìïîíåíòîâ ìîòèâà – îáúåêò). Â äàííîì
ñëó÷àå â êà÷åñòâå îáúåêòîâ âûñòóïàþò
õðèñòèàíñêèå ïåðñîíàæè, ñðåäè êîòîðûõ
ìîæíî íàçâàòü Ïðå÷èñòóþ Ìàòü, Èèñóñà
Õðèñòà, àíãåëîâ è äð. Äàëüíåéøàÿ êîí-
êðåòèçàöèÿ ñóáìîòèâà íà îáúåêòíîì óðîâ-
íå ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ìèêðîìîòèâîâ,
íàïðèìåð «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî ê
Ïðå÷èñòîé Ìàòåðè», «Îáðàùåíèå çàãîâà-
ðèâàþùåãî ê Èèñóñó Õðèñòó» è äð.
Âûäåëåíèå ñóá- è ìèêðîìîòèâîâ íà
êîíêðåòíîì ñìûñëîâîì óðîâíå çàâèñèò
îò íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ êîíñòàíòíî-
ãî êîìïîíåíòà. Òàê, íàïðèìåð, êîãäà â
ìîòèâå «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî...»
êîíñòàíòíûìè ÿâëÿþòñÿ è ñóáúåêò, è ïðåäè-
êàò, òî âûäåëåíèå ñóá- è ìèêðîìîòèâîâ
âîçìîæíî òîëüêî íà îáúåêòíîì ñìûñëîâîì
óðîâíå, à êîãäà, íàïðèìåð, â ìîòèâå «Ìè-
ôîëîãè÷åñêèé öåíòð, â êîòîðîì íàõîäèòñÿ
ëåêàðü» êîíñòàíòíûé êîìïîíåíò îòñóòñòâó-
åò, òî ñóá- è ìèêðîìîòèâû ìîæíî âûäåëèòü
íà ëþáîì ñìûñëîâîì óðîâíå.
Òàêèì îáðàçîì, ïîä ñóáìîòèâîì (ïîäìî-
òèâîì) ïîíèìàåòñÿ êîíêðåòíàÿ ðåàëèçà-
öèÿ ìîòèâà íà îäíîì èç ñìûñëîâûõ óðîâ-
íåé (ñóáúåêòíîì, ïðåäèêàòíîì, îáúåêòíîì,
îáñòîÿòåëüñòâåííîì). Ïðè ýòîì ñóáìîòèâ
èìååò ñïîñîáíîñòü ê äàëüíåéøåé êîíêðå-
òèçàöèè íà òîì èëè äðóãîì ñìûñëîâîì
óðîâíå, ðåçóëüòàòîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ìè-
êðîìîòèâ êàê âûñøàÿ ñòåïåíü êîíêðåòèçà-
öèè ñóáìîòèâà. ×òî êàñàåòñÿ ïîíÿòèÿ «ìî-
òèâ» â çàãîâîðíîì æàíðå, òî ïîä íèì àâòîð
ïðåäëàãàåò ïîíèìàòü ñîäåðæàòåëüíóþ,
ñåìàíòè÷åñêè çàêîí÷åííóþ åäèíèöó òåê-
ñòà, ýëåìåíò, êîòîðûé âûïîëíÿåò ñþæåòî-
(îáðàçîâûâàåò êîìïëåêñ âçàèìîñâÿçàííûõ
è âçàèìîîáóñëîâëåííûõ ìîòèâîâ, ïîä ýòèì
http://www.etnolog.org.ua
22
êîìïëåêñîì ìîòèâîâ ïîíèìàåòñÿ ñþæåò)
è ñòðóêòóðîîáðàçóþùóþ (îáðàçîâûâàåò
îïðåäåëåííûå êîìïîçèöèîííûå ÷àñòè ïðî-
èçâåäåíèÿ) ôóíêöèè. Êàê îòíîñèòåëüíî
ñàìîñòîÿòåëüíûé ôðàãìåíò ïðîèçâåäåíèÿ
èìååò îïðåäåëåííóþ ñòðóêòóðó (ñóáúåêò,
åãî äåéñòâèå, îáúåêò, íà êîòîðûé íàïðàâ-
ëåíî äåéñòâèå ñóáúåêòà è äðóãèå îáñòî-
ÿòåëüñòâà), êîìïîíåíòû êîòîðîé ïðîÿâ-
ëÿþò ñïîñîáíîñòü ê äåòàëèçàöèè, ÷åì è
îáóñëîâëåíà ñòåïåíü êîíêðåòèçàöèè ìîòè-
âà íà óðîâíÿõ ñóáìîòèâà è ìèêðîìîòèâà.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû êîíêðåòíî ïîêàçàòü,
êàêèì îáðàçîì ìîòèâ è ñþæåò ñîîòíî-
ñÿòñÿ ìåæäó ñîáîé êàê ÷àñòü è öåëîå â
ïðîèçâåäåíèÿõ çàãîâîðíîãî æàíðà, êà-
êèì îáðàçîì ìîòèâ êàê îñíîâíàÿ åäè-
íèöà â ìîäåëèðîâàíèè òåêñòîâ ñâÿçàí ñ
ñþæåòíûì ðàçíîîáðàçèåì çàãîâîðîâ, íå-
îáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ïîäðîáíîìó ðàñ-
ñìîòðåíèþ îòäåëüíûõ âàðèàíòîâ ëå÷åá-
íûõ çàãîâîðîâ, ê ïðèìåðó, Ãîìåëüùèíû,
â ðàìêàõ êîíêðåòíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ
ãðóïï. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî âûäå-
ëåíèå ìîòèâîâ – âàæíîå óñëîâèå ñèñòå-
ìàòèçàöèè ñþæåòíûõ òèïîâ çàãîâîðíûõ
òåêñòîâ. Ïðè ïðîâåäåíèè òàêîãî àíàëèçà
ó÷èòûâàëñÿ ôîëüêëîðèñòè÷åñêèé îïûò
ïðåäñòàâèòåëåé ïîëüñêîé øêîëû, êîòî-
ðûå, èñõîäÿ èç âñåìèðíûõ ôóíäàìåíòàëü-
íûõ òåîðåòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê ïðîáëåìû
«ìîòèâ è ñþæåò», âûäåëÿþò íåñêîëüêî
ôóíêöèé ìîòèâà: êîíñòèòóòèâíóþ, èí-
ôîðìàòèâíî-ïîèñêîâóþ, ýêñïëèêàòèâíóþ,
ìîäåëèðóþùóþ [9, ñ. 256–272].
Äëÿ òîãî, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî
ìîòèâ ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî ÷àñòüþ òåêñòà,
à ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñþæåòîîáðàçóþùóþ
åäèíèöó, íåîáõîäèìî ñäåëàòü ìîðôîëîãè-
÷åñêèé àíàëèç çàãîâîðîâ. Ñ. Íåáæåãîâ-
ñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ ïðåäëàãàåò äâà ñïîñîáà
òàêîãî àíàëèçà – âíåøíèé è âíóòðåííèé:
«Ïåðâûé èìååò â âèäó ñðàâíåíèå âàðè-
àíòîâ òåêñòà, ÷òî ïîçâîëÿåò îïðåäåëÿòü,
êàêèå ÷àñòè ïîâòîðÿþòñÿ êàê íåäåëèìûå
öåëüíûå ñòðóêòóðû, ýòî çíà÷èò ïðåäñòà-
âèòü êîìïîçèöèîííóþ ñòðóêòóðó òåêñòà.
Âòîðîé ñïîñîá àíàëèçà îñíîâàí íà èçó÷å-
íèè âíóòðåííèõ îòíîøåíèé ìåæäó ÷àñòÿ-
ìè òåêñòà, ýòî çíà÷èò èññëåäîâàíèå èçìå-
íåíèé â ðàçâèòèè òåìû, èíòåíöèè, ñìåíå
ñóáúåêòîâ ðå÷è» [9, ñ. 260]. Èññëåäîâà-
òåëü îòìå÷àåò, ÷òî «âíóòðåííèé àíàëèç
òåêñòà ïîçâîëÿåò âûäåëèòü, îáîçíà÷èòü è
äàòü îïðåäåëåíèå ÷àñòÿì òåêñòà, êîòîðûå
ìîæíî íàçâàòü òåêñòîâûìè ìîðôåìàìè, –
ýòî ìîòèâû-ïðåäëîæåíèÿ, êîòîðûå èäóò
îäèí çà îäíèì» [9, ñ. 263], îäíàêî, âîç-
íèêàåò ïðîáëåìà, «êàêèì îáðàçîì îïèñàòü
âûäåëåííûå ìîòèâû. Èõ ìîæíî îïðåäå-
ëÿòü è çàïèñûâàòü ïî-ðàçíîìó, íà ðàçíûõ
óðîâíÿõ îáîáùåíèÿ: îò íèçøåãî (èñïîëü-
çóÿ ñëîâà è âûñêàçûâàíèÿ èç òåêñòà,
÷òî èìååò ñìûñë â ñëó÷àÿõ óñòîé÷èâûõ
ôîðìóë) äî âûñøåãî, àáñòðàêòíîãî» [9,
ñ. 263]. Ïðîâåäåííûé àíàëèç çàãîâîðîâ
ïîçâîëèë ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðè îïðåäå-
ëåíèè ìîòèâîâ íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü
îáà ïóòè, êîòîðûå ïðåäëàãàåò ïîëüñêàÿ
èññëåäîâàòåëüíèöà.
Ó÷èòûâàÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî
çàãîâîðíûõ òåêñòîâ, â êà÷åñòâå ïðèìåðà
áûëà èçáðàíà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåí-
íàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà (çàãîâîðû
«Îò ñóðîêîâ») è ìèêðîìîòèâ «Îáðàùåíèå
çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷èñòîé Ìàòåðè»,
êîòîðûé ïðèñóòñòâóåò â 14,95 % îò âñå-
ãî êîëè÷åñòâà çàãîâîðîâ Ãîìåëüùèíû íà-
çâàííîé ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû 1. Äëÿ
òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü ñþæåòíîå ðàçíî-
îáðàçèå çàãîâîðîâ äàííîé ôóíêöèîíàëü-
íîé ãðóïïû ñ âûøåîáîçíà÷åííûì ìîòèâîì,
ïðèìåíÿëñÿ âíóòðåííèé àíàëèç òåêñòîâ:
«Ãîñïîäó Áîãó ïîìîëþñà, Ïðà÷³ñòîé Áî-
æîé Ìàö³ ïîêëîíþñà. Ïðà÷³ñòà Áîæà
Ìàö³, ïð³ñòóï³, ïîìîæ³ (³ìÿ) âðîê³ â³ãî-
âîðàö³. Íà ñ³íåìó ìîð³ ëåæûò êàìåíü, íà
òîì êàìåí³ ²ñóñ Õð³ñòîñ øàáëåþ ìàõàº,
îò (³ìÿ) âðîê³ îäãàíÿå. ²äçåø âû, âðîê³,
ç õàòû äûìîì, ç äâîðà âåòðîì, îòêóëú
ïð³è¿ë³, òóäà ³äç³öå. Àì³íü» (çàïèñàíî
îò Îëüãè Íèêîëàåâíû Ïîëÿê, 1934 ã. ð.,
ä. Ñòàðî-Âûñîêîå Åëüñêîãî ð-íà) èëè
«Ãîñïàäó Áîãó ïàìàëþñü, ïðû÷ûñòàé
Ìàö³ ïàêëàíþñü, Ïðû÷ûñòàÿ Ìàö³,
ïðûñòóï³ñÿ, ïàìàæû. Íà ñ³í³ì ìîðû, íà
ëóêàìîðû ñòà³öü êàìåíü. Íà òîì êàì-
íþ ñÿäç³öü áàáêà, êóæàë³íêó ïðàäçå, êó-
äçåëüêó äàïðàäàå, ç-ïàä ÿå àãîíü àïàëÿå.
ßê òîé áàáê³ àäòóëü íå çíÿöü, òàê ðàáû
Áîæîé (ͳíå) ïðûñòðýêó íå áûâàöú» [3,
ñ. 148, ¹ 230]. Ïðèâåäåííûå ïðèìåðû èç
ðÿäà ìíîãèõ ïðîàíàëèçèðîâàííûõ òåê-
ñòîâ ïîçâîëÿþò âûñêàçàòü ïðåäïîëîæåíèå
îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâîãî õàðàêòåðà ïî-
âòîðåíèÿ êîìïëåêñà ìîòèâîâ («Îáðàùå-
íèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷èñòîé Ìàòå-
ðè», «Èñòî÷íèêè áîëåçíè», «Îòñûëàíèå
áîëåçíè èç ÷àñòåé òåëà», «Îòñûëàíèå
áîëåçíè íà...», «Ìèôîëîãè÷åñêèé öåíòð,
â êîòîðîì íàõîäèòñÿ ëåêàðü»), êîòîðûå
îáðàçóþò ñþæåòû çàãîâîðîâ. ×òî êàñàåò-
http://www.etnolog.org.ua
23
ñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòè èõ ðàçìåùåíèÿ â
ñþæåòíîé öåïî÷êå, òî îáû÷íî ìèêðîìîòèâ
«Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷è-
ñòîé Ìàòåðè» ïðåäøåñòâóåò äðóãèì ìîòè-
âàì. Íà ìîé âçãëÿä, ãîâîðèòü î ñëó÷àéíîñ-
òè òàêîãî îáúåäèíåíèÿ ìîòèâîâ â äàííîì
ñëó÷àå íåëüçÿ. Ïîðÿäîê èõ ðàçìåùåíèÿ
ïîçâîëÿåò óòâåðæäàòü, ÷òî òàêîé õàðàê-
òåð èõ ñî÷åòàíèÿ îáóñëîâëåí âíóòðåííåé
ëîãèêîé ðàçâèòèÿ ñþæåòà ëå÷åáíûõ çàãî-
âîðîâ. Îñîáåííîñòè ñþæåòîâ çàãîâîðíîé
ãðóïïû «Îò ñóðîêîâ», åñëè èìåòü â âèäó
õàðàêòåðèñòèêó ìîòèâîâ, çàêëþ÷àåòñÿ â
íàëè÷èè â òåêñòàõ ýòîé ôóíêöèîíàëüíîé
ãðóïïû ìåæôóíêöèîíàëüíûõ (ýòî çíà÷èò
òàêèõ, «êîòîðûå âñòðå÷àþòñÿ â íåñêîëü-
êèõ ôóíêöèîíàëüíûõ ãðóïïàõ» [3, ñ. 19])
ìîòèâîâ êàê îñíîâíûõ.
Ëèòåðàòóðà:
1. Ïóòèëîâ Á. Í. Ôîëüêëîð è íàðîäíàÿ
êóëüòóðà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Á. Í. Ïóòè-
ëîâ. – Ñ.Ïá. : Íàóêà, 1994. – Ðåæèì äîñòó-
ïà : http://www.infoliolib.info/philol/putilov/7.
html. – Äàòà äîñòóïà : 09.01.2011.
2. Íåêëþäîâ Ñ. Þ. Ìîòèâ è òåêñò [Ýëåê-
òðîííûé ðåñóðñ] / Ñ. Þ. Íåêëþäîâ // ßçûê
êóëüòóðû: ñåìàíòèêà è ãðàììàòèêà. Ê 80-ëå-
òèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ àêàäåìèêà Íèêèòû
Èëüè÷à Òîëñòîãî (1923–1996) / îòâ. ðåä.
Ñ. Ì. Òîëñòàÿ. – Ì. : Èíäðèê, 2004. –
Ñ. 236–247. – Ðåæèì äîñòóïà : www.ruthenia.
ru/folklore/neckludovl6.htm. – Äàòà äîñòóïà :
08.01.2011.
3. Ïîëåññêèå çàãîâîðû (â çàïèñÿõ 1970–
1990 ãã.) / ñîñò., ïîäãîòîâêà òåêñòîâ è êîì-
ìåíò. Ò. À. Àãàïêèíîé [è äð.]. – Ì. : Èíäðèê,
2003. – 752 ñ.
4. Êëÿóñ Â. Òåîðåòè÷åñêèå ïðîáëåìû ñèñòå-
ìàòèçàöèè çàãîâîðíî-çàêëèíàòåëüíîãî ôîëüê-
ëîðà / Â. Êëÿóñ // Ôîëüêëîðèñòèêà â êîíòåê-
ñòå íàóê î òðàäèöèîííîé äóõîâíîé êóëüòóðå.
Âîïðîñû òåîðèè è ìåòîäîëîãèè. Ñáîðíèê
ìàòåðèàëîâ òåìàòè÷åñêîãî áëîêà XIV Ìåæ-
äóíàðîäíîãî ñúåçäà ñëàâèñòîâ (Ìàêåäîíèÿ,
Îõðèä, 2008 ã.). – Ì. : Ãîñóäàðñòâåííûé
ðåñïóáëèêàíñêèé öåíòð ðóññêîãî ôîëüêëîðà,
2008. – Ñ. 76–86.
5. Ïóòèëîâ Á. Í. Ìîòèâ êàê ñþæåòîîáðà-
çóþùèé ýëåìåíò / Á. Í. Ïóòèëîâ // Òèïîëîãè-
÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïî ôîëüêëîðó. Ñáîðíèê
ñòàòåé ïàìÿòè Â. ß. Ïðîïïà (1895–1970). –
Ì., 1975. – Ñ. 141–155.
6. Êëÿóñ B. Ë. Ñþæåòèêà çàãîâîðíûõ
òåêñòîâ ñëàâÿí â ñðàâíèòåëüíîì èçó÷åíèè.
Ê ïîñòàíîâêå ïðîáëåìû / B. Ë. Êëÿóñ. –
Ì. : ÈÌËÈ ÐÀÍ, «Íàñëåäèå», 2000. – 192 ñ.
7. Áàðò Ð. Ââåäåíèå â ñòðóêòóðíûé àíàëèç
ïîâåñòâîâàòåëüíûõ òåêñòîâ / Ð. Áàðò // Çàðó-
áåæíàÿ ýñòåòèêà è òåîðèÿ ëèòåðàòóðû Õ²Õ–
ÕÕ ââ. : òðàêòàòû, ñòàòüè, ýññå. – Ì. : ÌÃÓ,
1987. – Ñ. 387–422.
8. Íåêëþäîâ Ñ. Þ. Ãîëîñ è ýõî ìèôà (çà-
ìåòêè î ìèôîëîãè÷åñêîì òåêñòå) / Ñ. Þ. Íå-
êëþäîâ // Æèâàÿ ñòàðèíà. – 2008. – ¹ 1
(57). – Ñ. 2–5.
9. Íåáæåãîâñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ Ñ. Ðîëü
ìîòèâà â îïèñàíèè ìîäåëè òåêñòà / Ñ. Íå-
áæåãîâñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ // ßçûê êóëüòóðû:
Ñåìàíòèêà è ãðàììàòèêà. Ê 80-ëåòèþ ñî äíÿ
ðîæäåíèÿ àêàäåìèêà Íèêèòû Èëüè÷à Òîëñòî-
ãî (1923–1996) / îòâ. ðåä. Ñ. Ì. Òîëñòàÿ. –
Ì. : Èíäðèê, 2004. – Ñ. 256–273.
Ïðèìå÷àíèÿ
1 Çäåñü íåîáõîäèìî îãîâîðèòüñÿ, ÷òî äëÿ
àíàëèçà èñïîëüçîâàëèñü íå òîëüêî îïóáëèêî-
âàííûå ìàòåðèàëû, íî è òåêñòû çàãîâîðîâ, êî-
òîðûå áûëè çàïèñàíû â ïîñëåäíèå äåñÿòèëå-
òèÿ ñòóäåíòàìè, àñïèðàíòàìè è ñîòðóäíèêàìè
êàôåäðû áåëîðóññêîé êóëüòóðû è ôîëüêëîðè-
ñòèêè ó÷ðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ «Ãîìåëüñêèé
ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èìåíè Ôðàíöè-
ñêà Ñêîðèíû» â ïîëåâûõ ýêñïåäèöèÿõ íà òåð-
ðèòîðèè Ãîìåëüùèíû ïîä ðóêîâîäñòâîì çàâå-
äóþùåé êàôåäðîé, äîêòîðà ôèëîëîãè÷åñêèõ
íàóê, ïðîôåññîðà Âàëåíòèíû Ñòàíèñëàâîâíû
Íîâàê è õðàíÿòñÿ â àðõèâå êàôåäðû.
http://www.etnolog.org.ua
|