Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях

В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2012
1. Verfasser: Вергеенко, С.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України 2012
Schriftenreihe:Матеріали до української етнології
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-208162
record_format dspace
spelling irk-123456789-2081622025-10-21T00:01:04Z Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях Вергеенко, С. Етнічність та етнокультура зарубіжжя В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре. The article discusses theoretical understanding of the concept of «motive» as a plot-units in the study of folklore. Based on the theoretical concepts proposed by the author, Russian scientists determine a motive in the zagovornom genre. 2012 Article Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 2313-8505 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162 ru Матеріали до української етнології application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Етнічність та етнокультура зарубіжжя
Етнічність та етнокультура зарубіжжя
spellingShingle Етнічність та етнокультура зарубіжжя
Етнічність та етнокультура зарубіжжя
Вергеенко, С.
Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
Матеріали до української етнології
description В статье рассматривается вопрос теоретического осмысления понятия «мотив» как сюжетообразующей единицы в фольклористике. На основе теоретических концепций российских ученых автор предлагает определения мотива в заговорном жанре.
format Article
author Вергеенко, С.
author_facet Вергеенко, С.
author_sort Вергеенко, С.
title Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
title_short Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
title_full Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
title_fullStr Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
title_full_unstemmed Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
title_sort концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях
publisher Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
publishDate 2012
topic_facet Етнічність та етнокультура зарубіжжя
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208162
citation_txt Концепция мотива как сюжетообразующей единицы в фольклористических исследованиях / С. Вергеенко // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2012. — Вип. 11(14). — С. 19-23. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.
series Матеріали до української етнології
work_keys_str_mv AT vergeenkos koncepciâmotivakaksûžetoobrazuûŝejedinicyvfolʹklorističeskihissledovaniâh
first_indexed 2025-10-21T01:19:08Z
last_indexed 2025-10-22T01:08:30Z
_version_ 1846642276387782656
fulltext 19 Ñâåòëàíà Âåðãååíêî (Ãîìåëü, Áåëàðóñü) ÊÎÍÖÅÏÖÈß ÌÎÒÈÂÀ ÊÀÊ ÑÞÆÅÒÎÎÁÐÀÇÓÞÙÅÉ ÅÄÈÍÈÖÛ Â ÔÎËÜÊËÎÐÈÑÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈßÕ Â ñòàòüå ðàññìàòðèâàåòñÿ âîïðîñ òåîðåòè÷åñêîãî îñìûñëåíèÿ ïîíÿòèÿ «ìîòèâ» êàê ñþ- æåòîîáðàçóþùåé åäèíèöû â ôîëüêëîðèñòèêå. Íà îñíîâå òåîðåòè÷åñêèõ êîíöåïöèé ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ àâòîð ïðåäëàãàåò îïðåäåëåíèÿ ìîòèâà â çàãîâîðíîì æàíðå. Êëþ÷åâûå ñëîâà: ìîòèâ, ìîòèôåìà, àëëîìîòèâ, ñóáìîòèâ, ìèêðîìîòèâ, ñòðóêòóðà, ñóáúåêò, äåéñòâèå ñóáúåêòà, îáúåêò. The article discusses theoretical understanding of the concept of «motive» as a plot-units in the study of folklore. Based on the theoretical concepts proposed by the author of Russian scientists determine a motive in zagovornom genre. Keywords: motif, motipheme, allomotif, submotif, micromotif, structure, character, character activities, object.  ñîâðåìåííîé ôîëüêëîðèñòè÷åñ- êîé íàóêå îñòàåòñÿ íåðåøåííûì âîïðîñ îïðåäåëåíèÿ òåðìèíîëîãè÷åñêîãî ïî- íÿòèÿ «ìîòèâ». Ê ýòîé ïðîáëåìå â ðàç- íîå âðåìÿ îáðàùàëèñü èññëåäîâàòåëè æàíðîâ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà. Ïî ìíåíèþ Á. Ïóòèëîâà, åùå «îñòàåòñÿ äèñêóññèîííûì îïðåäåëåíèå (îñîáåííî â ïðàêòèêå êîíêðåòíûõ èññëåäîâàíèé) ãðàíèö è îáúåìà ñîäåðæàíèÿ òåðìè- íà» [1]. Ó÷åíûé îáðàùàåò âíèìàíèå íà íåîäíîçíà÷íîñòü ïîíèìàíèÿ ìîòèâà À. Âåñåëîâñêèì, ÷òî ïðèâåëî ê ïîÿâëå- íèþ «íåñêîëüêèõ óðîâíåé ñþæåòèêè, êîòîðûå íåïðàâîìåðíî îáîçíà÷àòü îäíèì òåðìèíîì... Çà ìîòèâîì îñòàþòñÿ äâà âçàèìîñâÿçàííûõ çíà÷åíèÿ: âî-ïåðâûõ, ñõåìû, ôîðìóëû, åäèíèöû ñþæåòà â âèäå íåêîåãî ýëåìåíòàðíîãî îáîáùåíèÿ è, âî- âòîðûõ, ñàìîé ýòîé åäèíèöû â âèäå êîí- êðåòíîãî òåêñòîâîãî âîïëîùåíèÿ» [1]. Àíàëèç ôîëüêëîðèñòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü òðè îñíîâíûå êîíöåïöèè îñìûñëåíèÿ ïî- íÿòèÿ «ìîòèâ»: 1) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñþæåòî- îáðàçóþùàÿ åäèíèöà (Ñ. Íåêëþäîâ, Ò. Àãàïêèíà, Á. Ïóòèëîâ); 2) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñòðóê- òóðîîáðàçóþùàÿ åäèíèöà ôîëüêëîðíîãî òåêñòà (Á. Ïóòèëîâ); 3) ìîòèâ ðàññìàòðèâàåòñÿ ñ òî÷êè çðå- íèÿ åãî ñòðóêòóðû (Â. Àíèêèí, Í. Âåäåð- íèêîâà, Í. Êðèíè÷íàÿ, Â. Êëÿóñ, Ë. Ïàð- ïóëîâà, Í. ×åðíÿåâà). Îñòàíîâèìñÿ áîëåå ïîäðîáíî íà ïåð- âîé êîíöåïöèè, ðàññìàòðèâàþùåé ìîòèâ êàê ñþæåòîîáðàçóþùóþ åäèíèöó. Ñ. Íå- êëþäîâ, ðàçðàáàòûâàÿ òåîðèþ ìîòèâà â ôîëüêëîðèñòèêå, îòíîñèë ìîòèâ «ê ÷èñëó íàèáîëåå ñëîæíûõ äëÿ èçó÷åíèÿ ïðåä- ìåòîâ ôèëîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ». Ïðè ýòîì àâòîð áåññïîðíî îòìå÷àåò, ÷òî «äàííîå ïîíÿòèå îñòàåòñÿ ñîâåðøåííî íåîáõîäèìûì äëÿ ôîëüêëîðèñòîâ è âîîá- ùå äëÿ èññëåäîâàòåëåé òðàäèöèîííîé ñëî- âåñíîñòè, îáîéòèñü áåç íåãî íå óäàåòñÿ íè ïðè ñåìàíòè÷åñêîì, íè ïðè ñþæåòíî-êîì- ïîçèöèîííîì àíàëèçå» [2]. Èññëåäîâàòåëü ñîîòíîñèò ìîòèâ è ñþæåò êàê «÷àñòü è öå- ëîå (ñ òàêîé òî÷êè çðåíèÿ ìîòèâ åñòü ñî- ñòàâíîé ýëåìåíò ñþæåòà)» [2]. Îí ñ÷èòàåò, ÷òî «îáû÷íî ñþæåòó ñîîòâåòñòâóåò íå îäèí ìîòèâ, à öåëàÿ ñåðèÿ âçàèìîñâÿçàííûõ è âçàèìîîáóñëîâëåííûõ ìîòèâîâ» [2].  îòíîøåíèè ê çàãîâîðàì è áûëè÷êàì èñ- ñëåäîâàòåëü îòìå÷àåò ñïîñîáíîñòü «ìîòèâà “ðàçâîðà÷èâàòüñÿ” â ñþæåò è, íàïðîòèâ, ñïîñîáíîñòü ñþæåòà “ñâîðà÷èâàòüñÿ” äî îáúåìà ìîòèâà» [2]. Ò. Àãàïêèíà â ïðåäèñëîâèè ê êíèãå «Ïîëåññêèå çàãîâîðû (â çàïèñÿõ 1970– 1990 ãã.)» [3], àðãóìåíòèðóÿ ñâîå âèäåíèå ïîíÿòèé «ñþæåò» è «ìîòèâ», ïîä÷åðêèâà- åò: «...ìû ïîäõîäèì ê íèì ïðåèìóùåñòâåí- íî òèïîëîãè÷åñêè, ýòî çíà÷èò, îáîçíà÷àåì èõ åäèíèöàìè ñîäåðæàòåëüíûìè è ïåðå- http://www.etnolog.org.ua 20 äàåì ýòî ñîäåðæàíèå íåêîòîðîé òèïîâîé ñòðóêòóðíîé ñõåìîé» [3, ñ. 17]. Íå áåç îñíîâàíèé èññëåäîâàòåëü îáúåäèíÿåò òåð- ìèíîì «ìîòèâ» «åäèíèöû ðàçíîãî ìàñøòà- áà è óðîâíÿ – îò îáîáùåííî-ôîðìóëüíûõ (ñïîñîáíûõ ê ñîäåðæàòåëüíîìó âàðüèðî- âàíèþ â ðàìêàõ îáùåé òåìû èëè ñåìàí- òè÷åñêîé ñòðóêòóðû ôîðìóëû) äî [...] êîíêðåòíûõ è ïî÷òè íå âàðüèðóåìûõ» [3, ñ. 17]. Ìîæíî ñîãëàñèòüñÿ ñ Ò. Àãàïêèíîé, ÷òî èìåííî òàêîé ïîäõîä ê îñìûñëåíèþ ïîíÿòèé «ìîòèâ» è «ñþæåò» «îáúÿñíÿåòñÿ èçâåñòíûì íåñîâåðøåíñòâîì èìåþùåãî ìåñòî ïîíÿòèéíîãî àïïàðàòà ôîëüêëîðèñ- òèêè, íî ïðåæäå âñåãî îñîáåííîñòÿìè çà- ãîâîðà êàê æàíðà ãåòåðîãåííîãî, êîòîðûé íà ïðîòÿæåíèè èñòîðèè ñâîåãî ñòàíîâëå- íèÿ âîáðàë öåëûé ðÿä êóëüòóðíûõ òðàäè- öèé (óñòíûõ è ïèñüìåííûõ) è æàíðîâûõ ôîðì» [3, ñ. 17].  ýòîé ñâÿçè ðåçîííûì ÿâëÿåòñÿ ìíåíèå Â. Êëÿóñà î òîì, ÷òî «ñèñ- òåìàòèçàöèÿ çàãîâîðíî-çàêëèíàòåëüíûõ òåêñòîâ, â îòëè÷èå îò äðóãèõ æàíðîâ ôîëüêëîðà, ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíàÿ çàäà- ÷à, ÷òî îïðåäåëÿåòñÿ îñîáåííîé ïðèðî- äîé æàíðà – åãî òåñíîé è íåðàçðûâíîé ñâÿçüþ ñ ìàãè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè è âåðîâàíèÿìè, åãî ôóíêöèîíèðîâàíèåì èñêëþ÷èòåëüíî â ðèòóàëüíûõ ñèòóàöèÿõ, åãî èñêëþ÷èòåëüíî ïðàãìàòè÷åñêîé íà- ïðàâëåííîñòüþ è â òî æå âðåìÿ âûñîêîé ïîýòè÷íîñòüþ» [4, ñ. 84]. Á. Ïóòèëîâ â ðàáîòå «Ìîòèâ êàê ñþ- æåòîîáðàçóþùèé ýëåìåíò» [5] ðåøàåò ïðîáëåìû îïðåäåëåíèÿ ðîëè è îòíîøå- íèÿ ìîòèâîâ â ðàìêàõ ñþæåòà ôîëüê ëîð- íîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Èññëåäîâàòåëü íåáåç îñíîâàòåëüíî ñ÷èòàåò, ÷òî «äëÿ áîëü- øèíñòâà ôîëüêëîðèñòîâ ìîòèâ â ôîëüê- ëîð íîì ïðîèçâåäåíèè – ýòî îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíûé, çàêîí÷åííûé è îòíîñè- òåëüíî ýëåìåíòàðíûé îòðåçîê ñþæåòà» [5, ñ. 143]. Àâòîð âûñêàçûâàåò ñïðàâåäëèâîå ìíåíèå, ÷òî «...ïóòü ê ïîíèìàíèþ ñþæåòà, ïðîèçâåäåíèÿ â öåëîì, ëåæèò ÷åðåç ñàìîå äåòàëüíîå ðàññìîòðåíèå ìîòèâîâ, êîòîðûå åãî ñîñòàâëÿþò» [5, ñ. 143]. Òðàäèöèîííûå ïðåäñòàâëåíèÿ è âçãëÿäû íà ìîòèâ êàê íà ñþæåòîîáðàçóþùóþ åäèíèöó, ÷òî áåðóò íà÷àëî îò À. Âåñåëîâñêîãî è ïðåîáëàäà- þò â ñîâðåìåííîé íàóêå, Á. Ïóòèëîâ ñ÷è- òàåò íåäîñòàòî÷íûìè è ñõåìàòè÷åñêèìè, îñîáåííî «â ñâåòå ñîâðåìåííûõ ñòðóêòóð- íî-òèïîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ôîëüê- ëîðà...» [5, ñ. 143]. Ìîòèâ, ïî ìíåíèþ ó÷åíîãî, ÿâëÿåòñÿ ýëåìåíòîì «ýïè÷åñêîé ñþæåòíîé ñèñòåìû. Ìîòèâ ôóíêöèîíè- ðóåò â ñîñòàâå ñèñòåìû, òóò îí íàõîäèò ñâîå îïðåäåëåííîå ìåñòî, òóò ïîëíîñòüþ ïðîÿâëÿåòñÿ åãî êîíêðåòíîå ñîäåðæàíèå. Âìåñòå ñ äðóãèìè ìîòèâàìè (è äðóãèìè òèïè÷íûìè ýëåìåíòàìè) äàííûé ìîòèâ îáðàçóåò ñèñòåìó» [5, ñ. 144]. Òàêèì îá- ðàçîì, ñþæåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ìîòèâîâ, è êàê ýëåìåíòû ýòîé ñèñòåìû, «îíè ñàìè ïðåäñòàâëÿþò ìèêðîñèñòåìû, êîòîðûå èìåþò ñâîþ ñòðóêòóðó, ñâîè îñîáåííîñòè è âîçìîæíîñòè» [5, ñ. 144]. Ïîýòîìó, ÷òîáû ïîíÿòü ñþæåò, êàê ïðà- âèëüíî îòìå÷àåò èññëåäîâàòåëü, íåîáõîäè- ìî äåòàëüíî ðàññìîòðåòü ìîòèâû, êîòîðûå åãî ñîñòàâëÿþò: «Âûäåëåíèå ìîòèâîâ, ðàçäåëåíèå ñþæåòîâ íà ìîòèâû, êîòîðûå åãî ñîñòàâëÿþò, èçó÷åíèå ìîòèâîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ ãåíåçèñà, áûòîâîé è èñòîðè÷åñêîé ïðèóðî÷åííîñòè, ðàçâèòèÿ, âàðüèðîâà- íèÿ, à ãëàâíîå – ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ õó- äîæåñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê öåëîìó, ò. å. ê ñþæåòó – âñå ýòî òåïåðü ïðåäñòàâëÿåò îáÿ çàòåëüíóþ è íàéâàæíåéøóþ ÷àñòü èñ- òîðèêî-ôîëüêëîðíîãî àíàëèçà» [5, ñ. 143]. Á. Ïóòèëîâ òàêæå îòìå÷àåò, ÷òî «èçó- ÷åíèå ôîëüêëîðíîãî ñþæåòà èìååò â âèäó àíàëèç ñîâîêóïíîñòè âñåõ ýëåìåíòîâ, âûÿâëåíèå ñåìàíòè÷åñêèõ, ñòðóêòóðíûõ ñâÿçåé, îòíîøåíèé ìåæäó ïåðñîíàæàìè, âûÿâëåíèå ñêðûòûõ ïëàíîâ», ïîýòîìó, «÷òîáû ïðî÷èòàòü ñþæåò, íóæíî ïîäâåð- ãíóòü àíàëèçó âîøåäøèå â íåãî ìîòèâû – íå òîëüêî â èõ óñòîé÷èâûõ çíà÷åíèÿõ, íî è â íîâîì èõ îáëè÷üå» [1]. Íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ìíåíè- åì Á. Ïóòèëîâà, êîòîðûé îòìåòèë, ÷òî «ìîòèâ – ÿâëåíèå ñëèøêîì æèâîå, íå- îäíîçíà÷íîå, ñêîëüçÿùåå, ñëèøêîì ïî- âÿçàííîå ñ ïåñòðîòîé, ìíîãîîáðàçèåì ïîâåñòâîâàòåëüíûõ è íåïîâåñòâîâàòåëüíûõ ñèñòåì ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ. Î÷åâèäíî, ÷òî ìîòèâû ñèëüíî ðàçíÿòñÿ ïî ñîîòíîøå- íèþ äèíàìè÷åñêîãî è ñòàòè÷åñêîãî, íàððà- òèâíîãî è îïèñàòåëüíîãî, ïî ôóíêöèÿì, ïî ðîëè â ñþæåòîîáðàçîâàíèè è ñþæåò- íîé îðãàíèçàöèè òåêñòîâ» [1]. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî áîëüøèíñòâî ïðåäëîæåííûõ îïðåäåëåíèé áûëè ðàçðàáîòàíû íà ìàòå- ðèàëå ýïè÷åñêèõ ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ, è òîëüêî ðîññèéñêèé èññëåäîâàòåëü Â. Êëÿ- óñ îáðàùàëñÿ ê çàãîâîðíûì ìîòèâàì. Ïà- ðàëëåëüíî ñ ïîíÿòèåì «ìîòèâ» íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè, àíàëèçèðóÿ ôîëüêëîðíûå ýïè÷åñêèå æàíðû, èñïîëüçóþò è êàòåãî- ðèè «ìîòèôåìà», «àëëîìîòèâ». Òàê, ìîòè- http://www.etnolog.org.ua 21 ôåìà ñîîòâåòñòâóåò ôóíêöèè (À. Äàíäåñ, Ë. Ïàðïóëîâà è äð.), à â çàãîâîðíîì æàí- ðå, êàê îòìå÷àåò Â. Êëÿóñ, ýòè ôóíêöèè ñâîäÿòñÿ ê äâóì ãðóïïàì: «À – óíè÷òî- æåíèå, ëèêâèäàöèÿ êîãî-íèáóäü èëè ÷å- ãî-íèáóäü;  – îáðàçîâàíèå, ñîõðàíåíèå, èñïîëüçîâàíèå» [6, ñ. 14].  êà÷åñòâå áûëèííîé ìîòèôåìû, íàïðèìåð, Í. ×åð- íÿåâà ïðèâîäèò ìîòèôåìó «Ãåðîé óáèâàåò àíòàãîíèñòà». Åñëè ïîëüçîâàòüñÿ òàêèì îïðåäåëåíèåì, òî â ëå÷åáíûõ çàãîâîðàõ ìîòèôåìà ñîîòâåòñòâóåò ôóíêöèè áîðüáû ñ áîëåçíüþ – «Ïåðñîíàæ áîðåòñÿ ñ áî- ëåçíüþ». Äëÿ çàãîâîðà ìîòèôåìà èìååò îáîáùåííûé õàðàêòåð è ïðîÿâëÿåòñÿ âî âñåõ òåêñòàõ ëå÷åáíûõ çàãîâîðîâ. Ñïîñîáû ðåàëèçàöèè îáîçíà÷åííîé ìîòèôåìû â çàãîâîðíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ äîñòàòî÷íî ðàçíîîáðàçíûå: îò îïðåäåëåíèÿ ïðè÷èí áîëåçíè äî íåïîñðåäñòâåííûõ ñïîñîáîâ èçáàâëåíèÿ îò áîëåçíè.  äàííîì ñëó÷àå íàèáîëüøèé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò áîëåå êîíêðåòíîå ïðîÿâëåíèå ìîòèôåìû, ÷òî âûðàçèòåëüíî ïðåäñòàâëåíî â çàãîâîðíûõ òåêñòàõ ðàçíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ãðóïï. Ñ ðàçëè÷íûìè áîëåçíÿìè áîðþòñÿ ðàçíûå ïåðñîíàæè ïðè ïîìîùè ðàçëè÷íûõ ñðåäñòâ. Èìåííî ïîýòîìó îòíîñèòåëüíî çà- ãîâîðíîãî æàíðà áîëåå ïðàâèëüíî ãîâîðèòü íå ïðî ìîòèôåìó, à ïðî ìîòèâ, ñòðóêòóðó êîòîðîãî îáðàçóþò òàêèå êîìïîíåíòû, êàê ñóáúåêò, åãî äåéñòâèå, îáúåêò, íà êîòîðûé íàïðàâëåíî äåéñòâèå è äðóãèå îáñòîÿòåëü- ñòâà äåéñòâèÿ. Íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ âûâîäàìè èñ- ñëåäîâàòåëåé îá ýëåìåíòàðíîñòè ìîòèâà, îäíàêî îòíîñèòåëüíî çàãîâîðíîãî æàíðà ñïîðíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå, íàïðèìåð, À. Âåñåëîâñêîãî, êîòîðûé îòìå÷àë, ÷òî ïðè âàðüèðîâàíèè ýëåìåíòîâ ìîòèâà «ïðîèñõîäèò íå ðàçëîæåíèå, à âîç- íèêíîâåíèå íîâûõ àëëîìîòèâîâ – ñî ñâî- èìè ñîäåðæàòåëüíûìè îòòåíêàìè è äàæå èíûìè ñìûñëàìè è [...] ñþæåòîîáðàçóþ- ùèìè âîçìîæíîñòÿìè» [1]. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ïðè âàðüèðîâàíèè ýëåìåíòîâ çàãîâîðíîãî ìîòèâà ïðîèñõîäèò åãî êîí- êðåòèçàöèÿ íà ðàçëè÷íûõ «ñìûñëîâûõ óðîâíÿõ» (Ð. Áàðò) [7, ñ. 391], ïîýòîìó â îòíîøåíèè ê àíàëèçó êàòåãîðèè ìîòèâà êàê îñíîâíîé ñòðóêòóðíîé è ñþæåòîîáðà- çóþùåé åäèíèöå çàãîâîðíîãî òåêñòà íåîá- õîäèìî, íà ìîé âçãëÿä, ââåäåíèå â íàó÷íûé îáîðîò äðóãèõ ïîíÿòèé, òàêèõ, êàê «ñóá- ìîòèâ» è «ìèêðîìîòèâ». Íàçâàííûå ïî- íÿòèÿ ïîçâîëÿò áîëåå ãëóáîêî ïîñòè÷ü õà- ðàêòåð ðåàëèçàöèè ìîòèâà â ñþæåòå, òåì áîëåå, ÷òî «ñåìàíòè÷åñêèé ñïåêòð» ìîòè- âà «âñåãäà áîëåå øèðîêèé, ÷åì îòäåëüíîå ñþæåòíîå âîïëîùåíèå è îõâàòûâàåò áîëåå çíà÷èòåëüíîå ñåìàíòè÷åñêîå ïîëå êóëü- òóðíîé òðàäèöèè» [8, ñ. 5]. Âûäåëåíèå êàòåãîðèé «ñóáìîòèâ» è «ìèêðîìîòèâ» äàåò âîçìîæíîñòü ïðîñëåäèòü êàê ïðîöåññ ñòðóêòóðíîãî îáðàçîâàíèÿ ìîòèâîâ, òàê è îïðåäåëèòü èõ ôóíêöèîíàëüíóþ ðîëü, à òàêæå õàðàêòåð èõ âçàèìîäåéñòâèÿ âî âðå- ìÿ ñîçäàíèÿ ñþæåòà. Òàê, íàïðèìåð, ìî- òèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî...» íà îáúåêòíîì ñìûñëîâîì óðîâíå ðåàëèçóåòñÿ ÷åðåç ñóáìîòèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþ- ùåãî ê õðèñòèàíñêèì ïåðñîíàæàì» (êîãäà êîíêðåòèçèðóåòñÿ îäèí èç ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ìîòèâà – îáúåêò).  äàííîì ñëó÷àå â êà÷åñòâå îáúåêòîâ âûñòóïàþò õðèñòèàíñêèå ïåðñîíàæè, ñðåäè êîòîðûõ ìîæíî íàçâàòü Ïðå÷èñòóþ Ìàòü, Èèñóñà Õðèñòà, àíãåëîâ è äð. Äàëüíåéøàÿ êîí- êðåòèçàöèÿ ñóáìîòèâà íà îáúåêòíîì óðîâ- íå ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ìèêðîìîòèâîâ, íàïðèìåð «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷èñòîé Ìàòåðè», «Îáðàùåíèå çàãîâà- ðèâàþùåãî ê Èèñóñó Õðèñòó» è äð. Âûäåëåíèå ñóá- è ìèêðîìîòèâîâ íà êîíêðåòíîì ñìûñëîâîì óðîâíå çàâèñèò îò íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ êîíñòàíòíî- ãî êîìïîíåíòà. Òàê, íàïðèìåð, êîãäà â ìîòèâå «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî...» êîíñòàíòíûìè ÿâëÿþòñÿ è ñóáúåêò, è ïðåäè- êàò, òî âûäåëåíèå ñóá- è ìèêðîìîòèâîâ âîçìîæíî òîëüêî íà îáúåêòíîì ñìûñëîâîì óðîâíå, à êîãäà, íàïðèìåð, â ìîòèâå «Ìè- ôîëîãè÷åñêèé öåíòð, â êîòîðîì íàõîäèòñÿ ëåêàðü» êîíñòàíòíûé êîìïîíåíò îòñóòñòâó- åò, òî ñóá- è ìèêðîìîòèâû ìîæíî âûäåëèòü íà ëþáîì ñìûñëîâîì óðîâíå. Òàêèì îáðàçîì, ïîä ñóáìîòèâîì (ïîäìî- òèâîì) ïîíèìàåòñÿ êîíêðåòíàÿ ðåàëèçà- öèÿ ìîòèâà íà îäíîì èç ñìûñëîâûõ óðîâ- íåé (ñóáúåêòíîì, ïðåäèêàòíîì, îáúåêòíîì, îáñòîÿòåëüñòâåííîì). Ïðè ýòîì ñóáìîòèâ èìååò ñïîñîáíîñòü ê äàëüíåéøåé êîíêðå- òèçàöèè íà òîì èëè äðóãîì ñìûñëîâîì óðîâíå, ðåçóëüòàòîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ìè- êðîìîòèâ êàê âûñøàÿ ñòåïåíü êîíêðåòèçà- öèè ñóáìîòèâà. ×òî êàñàåòñÿ ïîíÿòèÿ «ìî- òèâ» â çàãîâîðíîì æàíðå, òî ïîä íèì àâòîð ïðåäëàãàåò ïîíèìàòü ñîäåðæàòåëüíóþ, ñåìàíòè÷åñêè çàêîí÷åííóþ åäèíèöó òåê- ñòà, ýëåìåíò, êîòîðûé âûïîëíÿåò ñþæåòî- (îáðàçîâûâàåò êîìïëåêñ âçàèìîñâÿçàííûõ è âçàèìîîáóñëîâëåííûõ ìîòèâîâ, ïîä ýòèì http://www.etnolog.org.ua 22 êîìïëåêñîì ìîòèâîâ ïîíèìàåòñÿ ñþæåò) è ñòðóêòóðîîáðàçóþùóþ (îáðàçîâûâàåò îïðåäåëåííûå êîìïîçèöèîííûå ÷àñòè ïðî- èçâåäåíèÿ) ôóíêöèè. Êàê îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíûé ôðàãìåíò ïðîèçâåäåíèÿ èìååò îïðåäåëåííóþ ñòðóêòóðó (ñóáúåêò, åãî äåéñòâèå, îáúåêò, íà êîòîðûé íàïðàâ- ëåíî äåéñòâèå ñóáúåêòà è äðóãèå îáñòî- ÿòåëüñòâà), êîìïîíåíòû êîòîðîé ïðîÿâ- ëÿþò ñïîñîáíîñòü ê äåòàëèçàöèè, ÷åì è îáóñëîâëåíà ñòåïåíü êîíêðåòèçàöèè ìîòè- âà íà óðîâíÿõ ñóáìîòèâà è ìèêðîìîòèâà. Äëÿ òîãî, ÷òîáû êîíêðåòíî ïîêàçàòü, êàêèì îáðàçîì ìîòèâ è ñþæåò ñîîòíî- ñÿòñÿ ìåæäó ñîáîé êàê ÷àñòü è öåëîå â ïðîèçâåäåíèÿõ çàãîâîðíîãî æàíðà, êà- êèì îáðàçîì ìîòèâ êàê îñíîâíàÿ åäè- íèöà â ìîäåëèðîâàíèè òåêñòîâ ñâÿçàí ñ ñþæåòíûì ðàçíîîáðàçèåì çàãîâîðîâ, íå- îáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ïîäðîáíîìó ðàñ- ñìîòðåíèþ îòäåëüíûõ âàðèàíòîâ ëå÷åá- íûõ çàãîâîðîâ, ê ïðèìåðó, Ãîìåëüùèíû, â ðàìêàõ êîíêðåòíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ãðóïï. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî âûäå- ëåíèå ìîòèâîâ – âàæíîå óñëîâèå ñèñòå- ìàòèçàöèè ñþæåòíûõ òèïîâ çàãîâîðíûõ òåêñòîâ. Ïðè ïðîâåäåíèè òàêîãî àíàëèçà ó÷èòûâàëñÿ ôîëüêëîðèñòè÷åñêèé îïûò ïðåäñòàâèòåëåé ïîëüñêîé øêîëû, êîòî- ðûå, èñõîäÿ èç âñåìèðíûõ ôóíäàìåíòàëü- íûõ òåîðåòè÷åñêèõ ðàçðàáîòîê ïðîáëåìû «ìîòèâ è ñþæåò», âûäåëÿþò íåñêîëüêî ôóíêöèé ìîòèâà: êîíñòèòóòèâíóþ, èí- ôîðìàòèâíî-ïîèñêîâóþ, ýêñïëèêàòèâíóþ, ìîäåëèðóþùóþ [9, ñ. 256–272]. Äëÿ òîãî, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî ìîòèâ ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî ÷àñòüþ òåêñòà, à ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñþæåòîîáðàçóþùóþ åäèíèöó, íåîáõîäèìî ñäåëàòü ìîðôîëîãè- ÷åñêèé àíàëèç çàãîâîðîâ. Ñ. Íåáæåãîâ- ñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ ïðåäëàãàåò äâà ñïîñîáà òàêîãî àíàëèçà – âíåøíèé è âíóòðåííèé: «Ïåðâûé èìååò â âèäó ñðàâíåíèå âàðè- àíòîâ òåêñòà, ÷òî ïîçâîëÿåò îïðåäåëÿòü, êàêèå ÷àñòè ïîâòîðÿþòñÿ êàê íåäåëèìûå öåëüíûå ñòðóêòóðû, ýòî çíà÷èò ïðåäñòà- âèòü êîìïîçèöèîííóþ ñòðóêòóðó òåêñòà. Âòîðîé ñïîñîá àíàëèçà îñíîâàí íà èçó÷å- íèè âíóòðåííèõ îòíîøåíèé ìåæäó ÷àñòÿ- ìè òåêñòà, ýòî çíà÷èò èññëåäîâàíèå èçìå- íåíèé â ðàçâèòèè òåìû, èíòåíöèè, ñìåíå ñóáúåêòîâ ðå÷è» [9, ñ. 260]. Èññëåäîâà- òåëü îòìå÷àåò, ÷òî «âíóòðåííèé àíàëèç òåêñòà ïîçâîëÿåò âûäåëèòü, îáîçíà÷èòü è äàòü îïðåäåëåíèå ÷àñòÿì òåêñòà, êîòîðûå ìîæíî íàçâàòü òåêñòîâûìè ìîðôåìàìè, – ýòî ìîòèâû-ïðåäëîæåíèÿ, êîòîðûå èäóò îäèí çà îäíèì» [9, ñ. 263], îäíàêî, âîç- íèêàåò ïðîáëåìà, «êàêèì îáðàçîì îïèñàòü âûäåëåííûå ìîòèâû. Èõ ìîæíî îïðåäå- ëÿòü è çàïèñûâàòü ïî-ðàçíîìó, íà ðàçíûõ óðîâíÿõ îáîáùåíèÿ: îò íèçøåãî (èñïîëü- çóÿ ñëîâà è âûñêàçûâàíèÿ èç òåêñòà, ÷òî èìååò ñìûñë â ñëó÷àÿõ óñòîé÷èâûõ ôîðìóë) äî âûñøåãî, àáñòðàêòíîãî» [9, ñ. 263]. Ïðîâåäåííûé àíàëèç çàãîâîðîâ ïîçâîëèë ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðè îïðåäå- ëåíèè ìîòèâîâ íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü îáà ïóòè, êîòîðûå ïðåäëàãàåò ïîëüñêàÿ èññëåäîâàòåëüíèöà. Ó÷èòûâàÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî çàãîâîðíûõ òåêñòîâ, â êà÷åñòâå ïðèìåðà áûëà èçáðàíà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåí- íàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà (çàãîâîðû «Îò ñóðîêîâ») è ìèêðîìîòèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷èñòîé Ìàòåðè», êîòîðûé ïðèñóòñòâóåò â 14,95 % îò âñå- ãî êîëè÷åñòâà çàãîâîðîâ Ãîìåëüùèíû íà- çâàííîé ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû 1. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü ñþæåòíîå ðàçíî- îáðàçèå çàãîâîðîâ äàííîé ôóíêöèîíàëü- íîé ãðóïïû ñ âûøåîáîçíà÷åííûì ìîòèâîì, ïðèìåíÿëñÿ âíóòðåííèé àíàëèç òåêñòîâ: «Ãîñïîäó Áîãó ïîìîëþñà, Ïðà÷³ñòîé Áî- æîé Ìàö³ ïîêëîíþñà. Ïðà÷³ñòà Áîæà Ìàö³, ïð³ñòóï³, ïîìîæ³ (³ìÿ) âðîê³ â³ãî- âîðàö³. Íà ñ³íåìó ìîð³ ëåæûò êàìåíü, íà òîì êàìåí³ ²ñóñ Õð³ñòîñ øàáëåþ ìàõàº, îò (³ìÿ) âðîê³ îäãàíÿå. ²äçåø âû, âðîê³, ç õàòû äûìîì, ç äâîðà âåòðîì, îòêóëú ïð³è¿ë³, òóäà ³äç³öå. Àì³íü» (çàïèñàíî îò Îëüãè Íèêîëàåâíû Ïîëÿê, 1934 ã. ð., ä. Ñòàðî-Âûñîêîå Åëüñêîãî ð-íà) èëè «Ãîñïàäó Áîãó ïàìàëþñü, ïðû÷ûñòàé Ìàö³ ïàêëàíþñü, Ïðû÷ûñòàÿ Ìàö³, ïðûñòóï³ñÿ, ïàìàæû. Íà ñ³í³ì ìîðû, íà ëóêàìîðû ñòà³öü êàìåíü. Íà òîì êàì- íþ ñÿäç³öü áàáêà, êóæàë³íêó ïðàäçå, êó- äçåëüêó äàïðàäàå, ç-ïàä ÿå àãîíü àïàëÿå. ßê òîé áàáê³ àäòóëü íå çíÿöü, òàê ðàáû Áîæîé (ͳíå) ïðûñòðýêó íå áûâàöú» [3, ñ. 148, ¹ 230]. Ïðèâåäåííûå ïðèìåðû èç ðÿäà ìíîãèõ ïðîàíàëèçèðîâàííûõ òåê- ñòîâ ïîçâîëÿþò âûñêàçàòü ïðåäïîëîæåíèå îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâîãî õàðàêòåðà ïî- âòîðåíèÿ êîìïëåêñà ìîòèâîâ («Îáðàùå- íèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷èñòîé Ìàòå- ðè», «Èñòî÷íèêè áîëåçíè», «Îòñûëàíèå áîëåçíè èç ÷àñòåé òåëà», «Îòñûëàíèå áîëåçíè íà...», «Ìèôîëîãè÷åñêèé öåíòð, â êîòîðîì íàõîäèòñÿ ëåêàðü»), êîòîðûå îáðàçóþò ñþæåòû çàãîâîðîâ. ×òî êàñàåò- http://www.etnolog.org.ua 23 ñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòè èõ ðàçìåùåíèÿ â ñþæåòíîé öåïî÷êå, òî îáû÷íî ìèêðîìîòèâ «Îáðàùåíèå çàãîâàðèâàþùåãî ê Ïðå÷è- ñòîé Ìàòåðè» ïðåäøåñòâóåò äðóãèì ìîòè- âàì. Íà ìîé âçãëÿä, ãîâîðèòü î ñëó÷àéíîñ- òè òàêîãî îáúåäèíåíèÿ ìîòèâîâ â äàííîì ñëó÷àå íåëüçÿ. Ïîðÿäîê èõ ðàçìåùåíèÿ ïîçâîëÿåò óòâåðæäàòü, ÷òî òàêîé õàðàê- òåð èõ ñî÷åòàíèÿ îáóñëîâëåí âíóòðåííåé ëîãèêîé ðàçâèòèÿ ñþæåòà ëå÷åáíûõ çàãî- âîðîâ. Îñîáåííîñòè ñþæåòîâ çàãîâîðíîé ãðóïïû «Îò ñóðîêîâ», åñëè èìåòü â âèäó õàðàêòåðèñòèêó ìîòèâîâ, çàêëþ÷àåòñÿ â íàëè÷èè â òåêñòàõ ýòîé ôóíêöèîíàëüíîé ãðóïïû ìåæôóíêöèîíàëüíûõ (ýòî çíà÷èò òàêèõ, «êîòîðûå âñòðå÷àþòñÿ â íåñêîëü- êèõ ôóíêöèîíàëüíûõ ãðóïïàõ» [3, ñ. 19]) ìîòèâîâ êàê îñíîâíûõ. Ëèòåðàòóðà: 1. Ïóòèëîâ Á. Í. Ôîëüêëîð è íàðîäíàÿ êóëüòóðà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] / Á. Í. Ïóòè- ëîâ. – Ñ.Ïá. : Íàóêà, 1994. – Ðåæèì äîñòó- ïà : http://www.infoliolib.info/philol/putilov/7. html. – Äàòà äîñòóïà : 09.01.2011. 2. Íåêëþäîâ Ñ. Þ. Ìîòèâ è òåêñò [Ýëåê- òðîííûé ðåñóðñ] / Ñ. Þ. Íåêëþäîâ // ßçûê êóëüòóðû: ñåìàíòèêà è ãðàììàòèêà. Ê 80-ëå- òèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ àêàäåìèêà Íèêèòû Èëüè÷à Òîëñòîãî (1923–1996) / îòâ. ðåä. Ñ. Ì. Òîëñòàÿ. – Ì. : Èíäðèê, 2004. – Ñ. 236–247. – Ðåæèì äîñòóïà : www.ruthenia. ru/folklore/neckludovl6.htm. – Äàòà äîñòóïà : 08.01.2011. 3. Ïîëåññêèå çàãîâîðû (â çàïèñÿõ 1970– 1990 ãã.) / ñîñò., ïîäãîòîâêà òåêñòîâ è êîì- ìåíò. Ò. À. Àãàïêèíîé [è äð.]. – Ì. : Èíäðèê, 2003. – 752 ñ. 4. Êëÿóñ Â. Òåîðåòè÷åñêèå ïðîáëåìû ñèñòå- ìàòèçàöèè çàãîâîðíî-çàêëèíàòåëüíîãî ôîëüê- ëîðà / Â. Êëÿóñ // Ôîëüêëîðèñòèêà â êîíòåê- ñòå íàóê î òðàäèöèîííîé äóõîâíîé êóëüòóðå. Âîïðîñû òåîðèè è ìåòîäîëîãèè. Ñáîðíèê ìàòåðèàëîâ òåìàòè÷åñêîãî áëîêà XIV Ìåæ- äóíàðîäíîãî ñúåçäà ñëàâèñòîâ (Ìàêåäîíèÿ, Îõðèä, 2008 ã.). – Ì. : Ãîñóäàðñòâåííûé ðåñïóáëèêàíñêèé öåíòð ðóññêîãî ôîëüêëîðà, 2008. – Ñ. 76–86. 5. Ïóòèëîâ Á. Í. Ìîòèâ êàê ñþæåòîîáðà- çóþùèé ýëåìåíò / Á. Í. Ïóòèëîâ // Òèïîëîãè- ÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïî ôîëüêëîðó. Ñáîðíèê ñòàòåé ïàìÿòè Â. ß. Ïðîïïà (1895–1970). – Ì., 1975. – Ñ. 141–155. 6. Êëÿóñ B. Ë. Ñþæåòèêà çàãîâîðíûõ òåêñòîâ ñëàâÿí â ñðàâíèòåëüíîì èçó÷åíèè. Ê ïîñòàíîâêå ïðîáëåìû / B. Ë. Êëÿóñ. – Ì. : ÈÌËÈ ÐÀÍ, «Íàñëåäèå», 2000. – 192 ñ. 7. Áàðò Ð. Ââåäåíèå â ñòðóêòóðíûé àíàëèç ïîâåñòâîâàòåëüíûõ òåêñòîâ / Ð. Áàðò // Çàðó- áåæíàÿ ýñòåòèêà è òåîðèÿ ëèòåðàòóðû Õ²Õ– ÕÕ ââ. : òðàêòàòû, ñòàòüè, ýññå. – Ì. : ÌÃÓ, 1987. – Ñ. 387–422. 8. Íåêëþäîâ Ñ. Þ. Ãîëîñ è ýõî ìèôà (çà- ìåòêè î ìèôîëîãè÷åñêîì òåêñòå) / Ñ. Þ. Íå- êëþäîâ // Æèâàÿ ñòàðèíà. – 2008. – ¹ 1 (57). – Ñ. 2–5. 9. Íåáæåãîâñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ Ñ. Ðîëü ìîòèâà â îïèñàíèè ìîäåëè òåêñòà / Ñ. Íå- áæåãîâñêàÿ-Áàðòìèíüñêàÿ // ßçûê êóëüòóðû: Ñåìàíòèêà è ãðàììàòèêà. Ê 80-ëåòèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ àêàäåìèêà Íèêèòû Èëüè÷à Òîëñòî- ãî (1923–1996) / îòâ. ðåä. Ñ. Ì. Òîëñòàÿ. – Ì. : Èíäðèê, 2004. – Ñ. 256–273. Ïðèìå÷àíèÿ 1 Çäåñü íåîáõîäèìî îãîâîðèòüñÿ, ÷òî äëÿ àíàëèçà èñïîëüçîâàëèñü íå òîëüêî îïóáëèêî- âàííûå ìàòåðèàëû, íî è òåêñòû çàãîâîðîâ, êî- òîðûå áûëè çàïèñàíû â ïîñëåäíèå äåñÿòèëå- òèÿ ñòóäåíòàìè, àñïèðàíòàìè è ñîòðóäíèêàìè êàôåäðû áåëîðóññêîé êóëüòóðû è ôîëüêëîðè- ñòèêè ó÷ðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ «Ãîìåëüñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èìåíè Ôðàíöè- ñêà Ñêîðèíû» â ïîëåâûõ ýêñïåäèöèÿõ íà òåð- ðèòîðèè Ãîìåëüùèíû ïîä ðóêîâîäñòâîì çàâå- äóþùåé êàôåäðîé, äîêòîðà ôèëîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîðà Âàëåíòèíû Ñòàíèñëàâîâíû Íîâàê è õðàíÿòñÿ â àðõèâå êàôåäðû. http://www.etnolog.org.ua