Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ

Статья посвящена изложению результатов исследования научного потенциала Академии педагогических наук (АПН) Украины, проведенного в 2008—2009 гг. На основе анализа статистических данных, анкетирования ученых и интервью с директорами научных учреждений были выявлены основные тенденции в развитии АПН,...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2010
Автори: Исакова, Н.Б., Живага, О.В.
Формат: Стаття
Мова:Ukrainian
Опубліковано: Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України 2010
Назва видання:Наука та наукознавство
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/30818
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ / Н.Б. Исакова, О.В. Живага // Наука та наукознавство. — 2010. — № 2. — С. 51-61. — Бібліогр.: 21 назв. — укр.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-30818
record_format dspace
spelling irk-123456789-308182012-02-15T12:23:30Z Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ Исакова, Н.Б. Живага, О.В. Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу Статья посвящена изложению результатов исследования научного потенциала Академии педагогических наук (АПН) Украины, проведенного в 2008—2009 гг. На основе анализа статистических данных, анкетирования ученых и интервью с директорами научных учреждений были выявлены основные тенденции в развитии АПН, созданной в 1992 году со статусом высшего отраслевого научного учреждения для научного обеспечения системы образования и воспитания. Стаття присвячена викладу результатів дослідження наукового потенціалу Академії педагогічних наук (АПН) України, проведеного у 2008—2009 рр. На основі аналізу статистичних даних, анкетування вчених та інтерв’ю з директорами наукових закладів було виявлено головні тенденції у розвитку АПН, створеної у 1992 р. зі статусом найвищого галузевого наукового закладу для наукового забезпечення системи освіти і виховання. The article contains results of a study devoted to the scientific potential of the Academy of Pedagogical Sciences (APS) of Ukraine, conducted in 2008-2009. Main tendencies in the development of the APS (created in 1992 with the status of the higher sectoral scientific establishment for scientific support to higher, secondary, primary and pre-school education system) are found by analyzing statistical data, questioning of scientists and interviews with directors of research institutions. 2010 Article Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ / Н.Б. Исакова, О.В. Живага // Наука та наукознавство. — 2010. — № 2. — С. 51-61. — Бібліогр.: 21 назв. — укр. 0374-3896 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/30818 uk Наука та наукознавство Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Ukrainian
topic Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
spellingShingle Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Исакова, Н.Б.
Живага, О.В.
Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
Наука та наукознавство
description Статья посвящена изложению результатов исследования научного потенциала Академии педагогических наук (АПН) Украины, проведенного в 2008—2009 гг. На основе анализа статистических данных, анкетирования ученых и интервью с директорами научных учреждений были выявлены основные тенденции в развитии АПН, созданной в 1992 году со статусом высшего отраслевого научного учреждения для научного обеспечения системы образования и воспитания.
format Article
author Исакова, Н.Б.
Живага, О.В.
author_facet Исакова, Н.Б.
Живага, О.В.
author_sort Исакова, Н.Б.
title Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
title_short Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
title_full Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
title_fullStr Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
title_full_unstemmed Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ
title_sort научный потенциал академии педагогических наук украины: науковедческий анализ
publisher Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
publishDate 2010
topic_facet Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/30818
citation_txt Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ / Н.Б. Исакова, О.В. Живага // Наука та наукознавство. — 2010. — № 2. — С. 51-61. — Бібліогр.: 21 назв. — укр.
series Наука та наукознавство
work_keys_str_mv AT isakovanb naučnyjpotencialakademiipedagogičeskihnaukukrainynaukovedčeskijanaliz
AT živagaov naučnyjpotencialakademiipedagogičeskihnaukukrainynaukovedčeskijanaliz
first_indexed 2025-07-03T11:11:41Z
last_indexed 2025-07-03T11:11:41Z
_version_ 1836623962423951360
fulltext Наука та наукознавство, 2010, № 2 51 Проблеми розвитку науково- технологічного потенціалу Статья посвящена изложению ре- зультатов исследования научного по- тенциала Академии педагогических наук (АПН) Украины. Актуальность работы обусловлена изменениями, которые произошли в организации пе- дагогической науки за последние годы и новыми вызовами, связанными с за- дачей интеграции украинской науки и образования в европейское научное и образовательное пространство [1—3]. В развитии системы образования Украины выделяют следующие устой- чивые тенденции: внедрение новой парадигмы образования, распростра- нение и углубление его гуманизации и гуманитаризации, постепенное депо- литизирование образования, формиро- вание гражданского сознания учеников и студентов, диверсификация образо- вания, усложнение его инфраструкту- ры, стандартизация подходов к учебно- воспитательному процессу и управле- нию, создание системы мониторинга и внедрение процедур измерения каче- ства образования, распространение ин- новационной деятельности, ускорение информатизации образования [4]. Вышеуказанные тенденции, про- блемы реформирования образования в Украине и развития педагогической науки рассматриваются в публикациях ученых, политиков и практиков [5—8]. По информации Министерства финансов Украины расходы на обра- зование по общему и специальному фонду государственного бюджета за 2008 год составили 21554,3 млн. грн. (6,97 % ВВП) [9]. Эффективность использования бюд жетного финансирования в зна- чительной мере зависит от научно обо- снованного выбора и качественной ре- ализации образовательных стратегий, концепций, методов и содержания об- учения. Педагогическая наука призва- на научно обеспечивать все уровни си- стемы образования, претерпевающей в последние десятилетия кардинальные изменения под влиянием мировых тен- денций и задач, поставленных необхо- димостью сформировать общество и Н.Б.Исакова, О.В. Живага Научный потенциал Академии педагогических наук Украины: науковедческий анализ Статья посвящена изложению результатов исследования научного потенциала Академии педагогических наук (АПН) Украины, проведенного в 2008—2009 гг. На основе анализа статистических данных, анкетирования ученых и интервью с ди- ректорами научных учреждений были выявлены основные тенденции в развитии АПН, созданной в 1992 году со статусом высшего отраслевого научного учрежде- ния для научного обеспечения системы образования и воспитания. © Н.Б. Исакова,, О.В. Живага, 2010 Н.Б. Исакова, О.В. Живага Science and Science of Science, 2010, № 252 экономику знаний. Институционная структура педагогической науки Укра- ины представлена двумя основными составляющими: высшими учебными заведениями, прежде всего педаго- гического профиля, и государствен- ной Академией педагогических наук. Именно от эффективности научной деятельности в вузах и АПН Украи- ны и успешного внедрения результа- тов в практику образования зависит в конечном итоге качество подготовки специалистов для всех сфер экономи- ки и общества, ориентированных на знание. В 2008—2009 гг. специалисты ЦИ- ПИН им. Г.М. Доброва НАН Украины провели комплексное исследование научного потенциала Академии педа- гогических наук Украины, которое яв- ляется частью научных проектов, по- священных изучению академического сектора науки Украины. Аналогичные исследования были проведены в На- циональной академии наук Украины в 2001—2003 гг. и в Украинской ака- демии аграрных наук в 2003—2004 гг., а результаты представлены в публика- циях [10—13]. В работе научный потенциал рас- сматривается как система ресурсов, которые обеспечивают выполнение заданий, возложенных на академию. Согласно классическому определе- нию научного потенциала [14], авто- ры рассматривают тенденции в раз- витии таких компонентов потенциа- ла, как организационная структура академии, обеспеченность научными кадрами, материально-техническая и финансовая обеспеченность и ин фор- ма ционно-методическая база. Резуль- тативный аспект научной деятельно- сти нашел свое отражение в оценке публикационной активности ученых и описании примеров внедрения на- учных результатов в практику образо- вания. Научный потенциал АПН Украи- ны был исследован с применением разнообразных методов и источни- ков информации, включая историко- науковедческий анализ, анализ стати- стических данных, социологический опрос ученых и интервью с руководи- телями научных учреждений. В соот- ветствии с программой исследования специалисты ЦИПИН НАН Украи- ны провели 8 углубленных интервью с директорами (табл.1) и опросили 212 ученых в 11 научных учреждениях (табл.2). Разделы анкеты и вопросы углубленных интервью с директорами институтов включали: общие сведения; изменения в тематике и типе исследо- ваний; научные кадры и подготовку аспирантов; финансовое, информа- ционное и материально-техническое обеспечение; сотрудничество с уче- ными в стране и за границей; резуль- тативность и использование результа- тов; оценку внешней среды и законо- дательства. Одной из ключевых целей в исследовании было выяснить, какие изменения необходимы в организации научных исследований и управлении академией. Академия педагогических наук, которая относится к отраслевым ака- демиям, была создана в 1992 году на базе потенциала Института педагоги- ки и Института психологии — научных учреждений с многолетним опытом проведения психолого-педагогических исследований, плодотворно работав- ших в советское время. За годы свое- го существования АПН Украины по- следовательно наращивала кадровый потенциал высшей квалификации и в 2007 году в ее состав входили 51 дей- НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Наука та наукознавство, 2010, № 2 53 ствительный член, 90 членов-кор рес- пон дентов, 28 иностранных чле нов и 8 почетных академиков [15]. На сегодняшний день в соста ве академии 20 государственных учреж- де ний, среди которых 10 научно-ис- следовательских институтов, 2 выс ших учебных заведения последип ломного образования, 6 научно-практических центров. Научные уч реж дения ака- демии охватывают практически весь спектр учебных и воспитательных проблем в образовательной сети — от дошкольного воспитания до последи- пломного образования. В структуре АПН 5 отделений: теории и истории педагогики; дидактики, методики и информационных технологий в обра- зовании; психологии возрастной фи- зиологии и дефектологии; педагогики и психологии высшей школы; педаго- гики и психологии профессионально- технического образования. Численность работников в науч- ных организациях АПН Украины по- стоянно возрастала с 1995 по 2006 год. Исследователи АПН Украины состав- ляют весомую часть кадрового потен- циала педагогической и психологиче- ской науки, а именно 87,8% [16]. Отмечается положительная дина- мика роста числа докторов и канди- датов наук в общей численности спе- циалистов АПН, которые выполняют научные и научно-технические работы (включая исследователей и техников). Доктора наук в 2007 году составляли 8,9%, а кандидаты наук — 34,7% [14]. Рост численности научных кадров сопровождался увеличением объема финансирования академии: за послед- ние пять лет объемы бюджетных ас- сигнований АПН возросли более чем в 4 раза — с 14,3 млн. гривен до 62 млн. гривен, а средства специального фонда возросли более чем в 10 раз [14]. Основная часть средств была из- расходована на выплату заработной платы, начисления на заработную плату и стипендии (86% всех рас- ходов), часть направлена на укрепле- ние материально-технической базы, издание учебной и научной продук- ции. На фундаментальные исследо- Таблица 1 Директора институтов, с которыми были проведены углубленные интервью Бех Иван Дмитриевич, доктор психол. наук, профессор, действительный член АПН Украины, директор Института проблем воспитания Бондарь Виталий Иванович, доктор пед. наук, профессор, действительный член АПН Украины, директор Института специальной педагогики Зязюн Иван Андреевич, доктор филос. наук, профессор, действительный член АПН Украины, директор Института педагогического образования и образования взрослых Камышин Владимир Викторович, кандидат техн. наук, директор Института одарен- ного ребенка Луговой Владимир Илларионович, доктор пед. наук, профессор, действительный член АПН Украины, директор Института высшего образования Мадзигон Василий Николаевич, доктор пед. наук, профессор, действительный член АПН Украины, директор Института педагогики Радкевич Валентина Александровна, кандидат пед. наук, член-корреспондент АПН Украины, и.о. директора Института профессионально-технического образования Слюсаревский Николай Николаевич, кандидат техн. наук, член-корреспондент АПН Украины, директор Института социальной и политической психологии Н.Б. Исакова, О.В. Живага Science and Science of Science, 2010, № 254 вания было выделено почти 35 млн. гривен (56%), на подготовку научных и научно-педагогических кадров — свыше 3 млн. гривен (около 5%), пе- реподготовку и повышение квалифи- кации педагогических и руководящих кадров — 8,4 млн. гривен (13,5 %), подготовку рабочих кадров — 4,8 млн. гривен (около 8%) [14]. Академическая наука ориентиро- вана, как правило, на проведение фун- даментальных исследований, однако в последние годы в АПН наблюдает- ся тенденция увеличения доли при- кладных исследований. Соотноше- ние фундаментальных и прикладных исследований зависит от специфики конкретных научных учреждений и часто подвержено влиянию со сторо- ны вышестоящих организаций, таких, например, как МОН Украины и Ми- нистерство финансов Украины. Руко- водители институтов не имеют полной свободы выбора типа научных иссле- дований. Институт педагогического образования и образования взрослых выполняет восемь тем, три из которых фундаментального направления (ин- тервью с Зязюном И.А.). В «новом» Ин- ституте одаренного ребенка почти все исследования — прикладные, так как он создан, чтобы быть «проводником» образовательных технологий в прак- тику (интервью с Камышиным В.В.). В отличие от недавно созданных ин- ститутов в Институте педагогики фун- даментальные исследования состав- ляют 80%, тем не менее, планируется, что прикладные исследования будут составлять 50% (интервью с Мадзиго- ном В.Н.). За прошедшие годы изменилось ни только соотношение фундаменталь- ных и прикладных исследований, но и тематика научных работ. Социаль- ный заказ является решающим фак- тором в изменении научной тематики институтов АПН и создании новых учреждений (с новой тематикой) для адекватного реагирования на потреб- Таблица 2 Структура выборки по уровню квалификации, возрасту и полу респондентов Тип респондентов Процент респондентов Доктор наук 12,7 Кандидат наук 49,1 Ученый без научной степени 38,2 Младше 30 лет 13,1 31—40 21,6 41—50 19,1 51—60 27,1 Старше 60 лет 19,1 Женщины 70,7 Мужчины 29,3 Число респондентов 212 НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Наука та наукознавство, 2010, № 2 55 ности общества и образования. Другим фактором изменения тематики стали мировые тенденции в педагогической науке и образовании. В Институте проблем воспитания тематика иссле- дований за последние годы изменилась под влиянием социального заказа, ко- торый был «транслирован», по словам директора института, Министерством образования и науки Украины. Среди исследований, выполняемых по пред- ложениям министерства, темы, свя- занные с патриотическим воспитани- ем; здоровым образом жизни, беспри- зорностью детей, проблемами детей из школ-интернатов и проблемами се- мьи. Кроме того, институт вносит свой вклад в модернизацию образования, разрабатывая новые образовательные стандарты, критерии, новые учебные программы и учебники. Процент тем научных исследований, выбранных самостоятельно руководством инсти- тута, очень небольшой (интервью с Бе- хом И.Д.). Тематика Института педагоги- ческого образования и образования взрослых изменилась настолько, что это повлекло за собой изменение на- звания института, который прежде назывался Институтом педагогики и психологии профессионального об- разования. В течение двух последних лет (2006—2008) научные работники института исследуют проблемы подго- товки учителя, опираясь на тенденции мировой педагогической науки (ин- тервью с Зязюном И.А.). Тематика исследований в АПН опе ративно реагирует на потребности образовательной практики и на изме- нения в обществе, в особенности это касается Института педагогики, так как он дает общее содержательное напол- нение общеобразовательной школы и в первую очередь реагирует на те из- менения, которые происходят в стране (интервью с Мадзигоном В.М.). Политика руководства АПН от- носительно соотношения фундамен- тальных и прикладных исследований в пользу последних обусловлена не- отложной необходимостью реформи- рования национального образования, которое требует активной разработки новых учебных программ, методик, учебников, словарей и т.п. Одна- ко со временем эта тенденция может стать препятствием для развития оте- чественной педагогической науки, а украинские ученые рискуют оказаться на «обочине» магистрального пути раз- вития мировой педагогической науки. Важнейшим элементом научного потенциала являются научные кадры благодаря их способности к производ- ству нового знания, а также к самовос- производству. От качества (и количе- ства) научных кадров зависит уровень и результативность науки, ее авторитет и влияние на общество [17]. В условиях недостаточного финан- сирования науки, в том числе низкого уровня заработной платы ученых, мно- гие научные работники вынуждены работать в нескольких организациях по совместительству или иметь другие дополнительные источники доходов. В зависимости от типа дополнитель- ной занятости и затрачиваемого вре- мени дополнительная занятость мо- жет препятствовать или содействовать основной научной деятельности и вли- ять на эффективность использования научных кадров. По оценкам респондентов зарплата в институте составляет в среднем 62,4% общего личного дохода в месяц. Было выявлено, что 42,5% респондентов не имели дополнительных доходов. Пре- Н.Б. Исакова, О.В. Живага Science and Science of Science, 2010, № 256 подавательская деятельность, которая скорее содействует, а не препятству- ет научной работе, упоминалась чаще других видов дополнительной деятель- ности. Доля респондентов, которые имели дополнительный доход из ис- точников, не связанных с профессией, составила 4,8%. Полученные данные позволяют авторам статьи сделать до- пущение, что дополнительная заня- тость исследователей научных инсти- тутов АПН не является препятствием для выполнения плановых тем. Возрастная структура сотрудников АПН отражает тенденцию постаре- ния научных кадров, присущую всей украинской науке. Средний возраст докторов наук в Украине составляет 62 года, а кандидатов наук — 52 года [18]. Среди ученых, которые принима- ли участие в опросе, почти половина сотрудников относится к возрастной категории «50 лет и старше». Молодые ученые в возрасте до 30 лет составили 13,1% выборки. Наличие аспирантуры практически во всех институтах за исключением тех, которые были основаны совсем недав- но (2007 г), и 8 специализированных советов по защите докторских и кан- дидатских диссертаций [19] позволяет АПН выполнять одну из ее функций, а именно осуществлять подготовку научно-педагогических кадров выс- шей квалификации. По оценкам респондентов, за по- следние 5 лет (2003—2007) уровень под- готовки аспирантов в научных институ- тах АПН Украины повысился. Так счи- тают 45,8% респондентов, прежде всего доктора наук (55,6%) и кандидаты наук (47,1%). В 2002—2007 гг. аспирантуру закончили 584 человека, из них 34,1% с защитой диссертации или представле- нием ее к защите (по Украине этот по- казатель составляет 18%). За годы трансформации эконо- мики и науки дефицит финансовых средств негативно отразился на мате- риальной базе научных учреждений. Результаты опроса свидетельствуют, что проблемы в материальном обе- спечении существуют, хотя 40,9% ре- спондентов считают, что имеют все необходимое на своем рабочем месте: компьютер, оргтехнику, расходные материлы и удовлетворительные усло- вия для работы. Ситуация с материальным обеспе- чением научного труда варьируется среди институтов и в зависимости от квалификационного уровня респон- дентов. Больше тех, кто имеет все не- обходимое для работы, в Институте одаренного ребенка (86,7% респон- дентов), Институте информационных технологий (75%) и Институте выс- шего образования (60%). По оценкам респондентов, доктора наук обеспе- чены всем необходимым лучше, чем кандидаты наук и ученые без научной степени: все необходимое имеют 63% докторов наук, 39,2% кандидатов наук и 35,4% ученых без научной степени. Основным источником материаль- ного обеспечения в институтах АПН является базовое бюджетное финанси- рование: процент респондентов, кото- рые дали такой ответ, варьировался от 100% в Институте педагогики, Инсти- туте одаренного ребенка и библиотеке до 61,1% в Университете менеджмен- та, а в среднем по академии составлял 82%. Для многих ученых (особенно докторов наук) источником матери- ального обеспечения являются личные сбережения или поддержка спонсо- ров. Гранты Министерства образова- ния и науки, Государственного фонда фундаментальных исследований, на- НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Наука та наукознавство, 2010, № 2 57 циональные программы, заказы мини- стерств и ведомств и международные гранты составляют незначительную часть в общем объеме материального обеспечения. Одним из факторов эффективно- сти научной деятельности является уровень информационного обеспече- ния, включая традиционные источ- ники информации, такие как фонды библиотек, и новые электронные ре- сурсы, получившие получили широкое распространение в последние годы. При наличии компьютерной тех- ники, свободного доступа к Интернету и необходимых навыков современные информационные и коммуникацион- ные технологии (ИКТ) могут суще- ственно улучшать информационное обеспечение, расширять круг источ- ников информации и изменять методы работы с ней. По оценкам специалистов, совре- менные информационные технологии могут и должны использоваться на всех этапах жизненного цикла научных ис- следований от определения предмет- ной отрасли и формулировки пробле- мы и до технологического освоения результатов, включая конкурентоспо- собность разрабатываемого продукта [20, 21]. Для ученых АПН библиотеки яв- ляются самым распространенным ис- точником научной информации, как указали 73,6% респондентов. На вто- ром месте по частоте упоминания на- ходится Интернет (54,7% респонден- тов). Активно используется также ме- тод получения научной информации «из первых рук», то есть через общение с коллегами в Украине (27,8% респон- дентов) и за рубежом (10,4% респон- дентов). Доктора наук более активно общаются с коллегами за рубежом по сравнению с другими категориями ре- спондентов, которые чаще указывали общение с коллегами в Украине. «Отсутствие возможностей выпи- сывать зарубежные журналы» и «отсут- ствие доступа к специализированным (платным) базам данных» были назва- ны учеными АПН как наиболее акту- альные проблемы информационного обеспечения, что отрицательно сказы- вается на публикационной активности ученых, в частности за рубежом. Несмотря на проблемы ресурсного обеспечения научных исследований, в 2007 году по результатам научных ис- следований членами Академии педа- гогических наук и научными работни- ками подведомственных учреждений опубликовано свыше 3 тысяч трудов, в том числе 73 монографии, 224 учеб- ников и учебных пособий, 49 учебных программ и концепций, 204 методиче- ских пособий и рекомендаций, 15 сло- варей и справочников, выпущено 77 сборников научных трудов [14]. В данном проекте для оценки ре- зультативности научного труда ре- спондентам было предложено указать количество их вышедших моногра- фий, опубликованных научных статей, научных отчетов, докладов, выступле- ний на конференциях и тому подобное отдельно по Украине, СНГ и другим странам за 2003—2007 годы суммарно. Целью было не столько получить абсолютные цифры относительно пу- бликационной активности ученых АПН, ведь эта информация более точ- но представлена в сборниках Госком- стата и ежегодных отчетах научных учреждений академии, сколько вы- яснить, какие именно виды печатных работ наиболее характерны для иссле- дователей педагогической академиче- ской науки и насколько активно уче- Н.Б. Исакова, О.В. Живага Science and Science of Science, 2010, № 258 ные публикуются за рубежом. Наиболее распространенным ви- дом научных результатов в АПН, как и в других государственных академиях, являются статьи в научных профессио- нальных журналах, число которых уве- личилось за период 2005—2007 гг. Го- сударственная статистика не содержит отдельно информацию относительно печатных работ за рубежом, что не дает возможности оценить вклад украин- ских ученых в мировые научные до- стижения по педагогике и психологии. В проведенном опросе инфор- мацию относительно количества пе- чатных работ и других результатов за последние 5 лет предоставили 85,4% респондентов. По многим видам на- учных результатов, особенно по пу- бликациям за рубежом, подавляющее большинство респондентов указало «0 единиц». По числу единиц научных результатов на первом месте находятся «Научные статьи в профессиональных журналах ВАК», далее следуют «До- клады на научных конференциях», «Статьи в сборниках научных трудов» и «Опубликованные тезисы научных конференций». Значительное внима- ние ученые АПН уделяют также подго- товке «монографий, учебных пособий и учебников в соавторстве», что связа- но со спецификой внедрения научных результатов в практику образования. Полученные данные свидетель- ствуют, что украинские ученые в об- ласти психолого-педагогических наук пока еще не стали неотъемлемой ча- стью мировой науки. Действительно, масштабы публикационной активно- сти ученых институтов АПН в Украине и за рубежом (в СНГ и других странах мира) несопоставимы (табл.3). В 2007 году ученые учреждений АПН Украины проводили эксперимен- тальную работу на базе 882 экспери- ментальных образовательных учрежде- ний и организаций. В ходе 127 экспери- ментов различных уровней, в частности 18 всеукраинских, экспериментально отрабатывались 149 педагогических и психологических инноваций [14]. Согласно информации, полученной методом интервью, результаты исследо- ваний активно внедряются в практику образования. Однако директора инсти- тутов отмечали, что внедрение научных результатов недостаточно обеспечено финансированием. По словам дирек- тора Института педагогики Мадзигона В.Н. внедрение научных результатов не отвечает масштабам проводимых ис- следований. Институт имеет утверж- денные Министерством образования и науки Украины экспериментальные школы, но учителя не заинтересованы в инновациях, так как это приводит к до- полнительной нагрузке без получения дополнительной оплаты. Для успешно- го масштабного внедрения педагогиче- ских инноваций необходимо обеспечи- вать финансирование для оплаты труда учителей-экспериментаторов. Научные результаты Института педагогического образования и обра- зования взрослых преимущественно внедряются в педагогических универ- ситетах Украины. Кроме того, инсти тут принимает участие в создании ка федр психолого-педагогического про филя в политехнических вузах. Проводятся анализ и апробация учебных программ для взрослых; международные сравни- тельные исследования и изучается опыт функционирования открытых универ- ситетов (интервью с Зязюном И.А.). Директор Института социальной и политической психологии Слюсарев- ский Н.Н. считает внедрением резуль- татов исследований института предо- НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Наука та наукознавство, 2010, № 2 59 Таблица 3 Научные результаты респондентов за пять лет (2003—2007) Виды научных резуль- татов * Украина СНГ Другие страны Число респон- дентов** Единиц научной продук- ции Число респон- ден- тов** Единиц научной продук- ции Число респон- дентов** Единиц научной продук- ции Научные статьи в профессиональных журналах ВАК (SCI) 140 1842 11 38 9 24 Выступления на на- учных конференциях 142 1627 10 25 14 58 Статьи в сборниках научных трудов 122 1018 5 15 2 4 Опубликованные тезисы научных кон- ференций 123 930 8 16 12 50 Научные статьи в других журналах 95 887 6 15 4 28 Учебные программы и концепции 91 423 2 2 0 0 Монографии, учеб- ные пособия, учебни- ки в соавторстве 98 384 5 7 3 3 Методические посо- бия и рекомендации 95 341 2 5 0 0 Темы и проекты 128 339 0 0 4 6 Научные отчеты 107 329 0 0 3 4 Завершенные научно-технические разработки 56 132 0 0 1 1 Личные монографии, учебные пособия, учебники 35 108 3 3 0 0 Словари и справоч- ники 29 36 0 0 0 0 Патенты и авт. свиде- тельства 5 5 0 0 0 0 *Виды научных результатов расположены в порядке уменьшения количества единиц продук- ции, напечатанной в Украине. **Число респондентов, которые указали количество научных результатов за пять лет. Источник: Результаты опроса 2008 г. ставление информационных материа- лов в государственные органы власти и проведение консультационной работы. Специалисты института оказывают со- циальную психологическую помощь детям, родителям и учителям; руково- дителям и персоналу государственных и частных учреждений и предприятий; консультируют молодежь по проблемам семейной жизни; проводят профилак- Н.Б. Исакова, О.В. Живага Science and Science of Science, 2010, № 260 тическую работу с группами риска и т.п. По результатам проведенного ис- следования авторы пришли к следую- щим выводам. Академия педагогических наук Украины, созданная в 1992 году со ста- тусом высшего отраслевого научного учреждения для научного обеспечения системы образования и воспитания, за период 1992-2008 гг. претерпела каче- ственные и количественные изменения: были созданы новые институты, увели- чилось количество научных работников и объемы финансирования, расширился фронт научной тематики, активно функ- ционирует система подготовки кадров высшей квалификации, поддерживается взаимодействие с системой образования и воспитания, активнее стало междуна- родное научное сотрудничество. Более эффективному использова- нию научного потенциала АПН препят- ству ют неблагоприятная макро эко но ми- ческая ситуация, действующее за ко но да- тельство, организацион но-уп рав лен чес- кие и административные проблемы. Несмотря на отдельные успешные примеры международного научного со- трудничества, число публикаций в зару- бежных журналах очень незначительно. По оценкам директоров институ- тов и ученых АПН, недостаточное фи- нансирование, в том числе отсутствие фонда гуманитарных исследований, ограничивают возможности развития психолого-педагогических наук и вне- дрения научных результатов в образо- вательную практику. По мнению директоров, АПН Ук- раины не нуждается в радикальной реорганизации, а требует лишь неко- торого реформирования, «достройки» и должна учитывать в работе новые тенденции в образовании, экономике и социальной сфере. Проблемы, достижения и результа- тивность научной деятельности АПН сопоставимы с ситуацией в институтах секции гуманитарных и общественных наук НАН Украины и служат еще од- ним подтверждением, что естественно- научные и технологические науки де- монстрируют более весомые достиже- ния, признанные не только в стране, но и за рубежом. Актуальной задачей научной по- литики является активизация мер поддержки гуманитарных и обще- ственных наук, в том числе психолого- педагогической науки. Современная действительность ста- вит перед учеными АПН новые ис- следовательские задачи, в том числе изучение таких явлений, как информа- тизация общества, коммерциализация высшего образования, восстановле- ние на современной основе системы профессионально-технического образо- вания, формирование у нового поколе- ния восприимчивости инновационной культуры, клерикализация образова- ния, сбалансированность численности выпускников вузов по отдельным спе- циальностям и потребности отраслей в 1. Вища освіта: європейський вимір та українські перспективи: Матеріали слухань у Комітеті Верховної Ради України з питань науки і освіти, 18 червня 2008 р. / Верховна Рада України. Комітет з питань науки і освіти; В.І. Полохало (голова ред.кол.). — К. : Парламентське видавництво, 2009. — 632 с. 2. Кремень В. Г. Освіта і наука в Україні- інноваційні аспекти. Стратегія. Реалізація. Результати / В.Г.Кремень. — К. : Грамота, 2005. — 448 с. 3. Болонський процес: модернізація системи вищої освіти України: Матеріали VI Міжнар. наук. конф. «Модернізація системи вищої освіти відповідно до Програми розвитку освіти в Україні на 2005— 2010 роки», м. Судак, Автономна Республіка Крим, 20 травня 2006 р., та Всеукр. наук.-практ. конф. «Вища НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ: НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Наука та наукознавство, 2010, № 2 61 освіта в контексті державної політики України», м. Київ, МАУП, 14 грудня 2006 р. / Міжрегіональна академія управління персоналом; В.М. Чирков (відп.ред.) — К. : МАУП, 2007. — 328 с. 4. Лунячек В.Е. Стратегія розвитку освіти в Україні в контексті загальноцивілізаційних тенденцій [Електронний ресурс]. — Режим доступу: www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/apdu/2009-2/doc/2/08.pdf. 5. Кремень В.Г. Філософія людиноцентризму в стратегіях освітнього простору: монографія / В.Г.Кремень. — К. : Педагогічна думка, 2009. — 520 с. 6. Карпенко М.М. Модернізація української освітньої системи:здобутки і проблеми 2005—2009 рр. / М.М.Карпенко // Проблеми та перспективи входження України в європейський інтелектуальний простір: освітні аспекти : зб. наук.- експерт. мат.; за ред. Н. В. Грицяк. — К.: НІСД, 2009. — С. 8—22. 7. Кремень В.Г. Філософія національної ідеї. Лідина. Освіта. Соціум / В.Г.Кремень. — К. : Гра- мота, 2007. — 575 с. 8. Адаменко О.В. Українська педагогічна наука в другій половині ХХ століття / О.В.Адаменко. — Луганськ : Альма-матер, 2005. — 703 с. 9. Комітет з питань науки і освіти ВР України. Про виконання Державного бюджету України за 2008 рік в частині фінансування освіти і науки та пропозиції щодо виконання Декларації цілей та за- вдань бюджету на 2010 рік (Бюджетної декларації) в освітянській та науковій сферах. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://kno.rada.gov.ua/komosviti/control/uk/publish. 10. Національна Академія наук України: проблеми розвитку та входження в Європейський нау- ковий простір.; за ред. О.С. Онищенка, Б.А. Маліцького. — К., 2007. 11. Функціонування і перспективи розвитку Національної академії наук України (Короткий звіт про результати соціологічного опитування вчених). [Маліцький Б.А., Кавуненко Л.П., Ісакова Н.Б., Красовська О.В., Грига В.Ю. ]. — К.: Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії нау- ки ім. Г.М.Доброва НАН України, 2005. — 36 с. 12. Лузан К.О. Комплексна оцінка науково-технічного потенціалу Української академії аграрних наук та її місце в академічному секторі науки України: дис... канд. екон. наук: 08.02.02 / К.О.Лузан. — К., 2006. — 294 с. 13. Исакова Н.Б. Современные тенденции в руководстве научными коллективами / Н.Б.Исакова, Л.Ф.Кавуненко // Наука и науковедение. — 2005. — № 1.— С.18—29. 14. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность [Г.М. Добров, В.Е. Тонкаль, А.А Савельев, Б.А. Малицкий]. — Киев: Наук. думка, 1987. — 347 с. 15. Кремень В.Г. Про діяльність АПН України у 2002—2007 рр.: Доповідь на Загальних звітно- виборних зборах 15 листопада 2007 р. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.apsu/org. ua/ua/news/InOD. 16. Наука та інноваційна діяльність у 2007. — К., Держкомстат України, 2008. 17. Москвичев Л.Н. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманитарных дисци- плин / Л.Н.Москвичев // Социологические исследования. — 1998. — № 5. — С. 54—64. 18. Дробноход М.І. До концепції реформування наукової сфери України [Електронний ре- сурс]. — Режим доступу: http://www.anvsu.org.ua/index.files/Articles/Drobnokhod1.htm - 13.06.2007. 19. Офіційний сайт ВАК України [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.vak.org. ua/docs//spec_boards/spec_list.doc . 20. Геєць В.М. Інноваційні перспективи України / В.М.Геєць, В.П.Семиноженко // Харків: Константа. — 2006. — 272 с. 21. Палагин А.В. Современные информационные технологии в научных исследованиях / А.В.Палагин // Искусственный интеллект. — 1999. — № 2. Спец.вып. — С.20—33. Получено 12.02.2010 Н.Б.Ісакова, О.В.Живага Науковий потенціал Академії педагогічних наук України: наукознавчий аналіз Стаття присвячена викладу результатів дослідження наукового потенціалу Академії педагогічних наук (АПН) України, проведеного у 2008—2009 рр. На основі аналізу статистичних даних, анкетування вчених та інтерв’ю з директорами наукових закладів було виявлено головні тенденції у розвитку АПН, створеної у 1992 р. зі статусом найвищого галузевого наукового закладу для наукового забезпечення си- стеми освіти і виховання.