Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства

Определены первоочередные действия (ключевые шаги) для формирования партнерства в научно-технологической сфере, выделены особенности развития таких партнерств на региональном уровне, стимулы развития партнерства государства и частного сектора....

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2011
Автори: Соловьев, В.П., Казьмина, Е.П.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України 2011
Назва видання:Наука та наукознавство
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/49267
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства / В.П. Соловьев, Е.П. Казьмина // Наука та наукознавство. — 2011. — № 2. — С. 93-108. — Бібліогр.: 20 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-49267
record_format dspace
spelling irk-123456789-492672013-09-15T03:07:06Z Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства Соловьев, В.П. Казьмина, Е.П. Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу Определены первоочередные действия (ключевые шаги) для формирования партнерства в научно-технологической сфере, выделены особенности развития таких партнерств на региональном уровне, стимулы развития партнерства государства и частного сектора. Визначено першочергові дії (ключові кроки) для формування партнерства в науково-технологічній сфері, виокремлено особливості розвитку таких партнерств на регіональному рівні, стимули розвитку партнерства держави і приватного сектору. Primary actions (key measures) are outlined for partnerships building in science & technology sphere, peculiarities of such partnerships at regional level, stimuli for expanding partnerships between government and private sector are defined. 2011 Article Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства / В.П. Соловьев, Е.П. Казьмина // Наука та наукознавство. — 2011. — № 2. — С. 93-108. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. 0374-3896 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/49267 ru Наука та наукознавство Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
spellingShingle Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
Соловьев, В.П.
Казьмина, Е.П.
Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
Наука та наукознавство
description Определены первоочередные действия (ключевые шаги) для формирования партнерства в научно-технологической сфере, выделены особенности развития таких партнерств на региональном уровне, стимулы развития партнерства государства и частного сектора.
format Article
author Соловьев, В.П.
Казьмина, Е.П.
author_facet Соловьев, В.П.
Казьмина, Е.П.
author_sort Соловьев, В.П.
title Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
title_short Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
title_full Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
title_fullStr Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
title_full_unstemmed Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
title_sort стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства
publisher Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
publishDate 2011
topic_facet Проблеми розвитку науково-технологічного потенціалу
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/49267
citation_txt Стимулы и шаги развития научно-технологического партнерства / В.П. Соловьев, Е.П. Казьмина // Наука та наукознавство. — 2011. — № 2. — С. 93-108. — Бібліогр.: 20 назв. — рос.
series Наука та наукознавство
work_keys_str_mv AT solovʹevvp stimulyišagirazvitiânaučnotehnologičeskogopartnerstva
AT kazʹminaep stimulyišagirazvitiânaučnotehnologičeskogopartnerstva
first_indexed 2025-07-04T10:16:12Z
last_indexed 2025-07-04T10:16:12Z
_version_ 1836711069270147072
fulltext Наука та наукознавство, 2011, № 2 93 Мировой экономический кризис оказал негативное влияние на экономи- ку всех стран, болезненно ударив также и по экономике Украины. Если гово- рить о сфере инновационного развития, кризис усилил регрессивные процессы последних лет. Следует констатировать все возрастающее сокращение доли предприятий, осуществляющих инно- вационную деятельность, и объемов производимой инновационной продук- ции, хотя в сфере государственного ре- гулирования научно-технологической и инновационной деятельности заметны положительные изменения. На госу- дарственном уровне осознана необхо- димость стимулирования разработок, инновационная деятельность провоз- глашена одним из приоритетов государ- ственной политики и осуществляются попытки ее координации. Важным при этом является нахож- дение эффективных механизмов взаи- модействия между субъектами научно- технологической сферы. Ведь, несмотря на уменьшающееся с каждым годом ко- личество научных учреждений, мораль- ное старение их оборудования и сокра- щение количества научных сотрудников, потенциал украинских разработок оце- нивается довольно высоко и главный во- прос возникает с их коммерциализацией. При этом следует учесть, что значитель- ная часть ресурсов и конечных резуль- татов научных исследований находятся в государственной собственности. Из-за отсутствия механизмов и стимулов взаи- модействия науки с частным сектором с соблюдением интереса собственника (в данном случае государства) наиболее быстро окупаемые из них уже ушли из Украины (часто вместе с разработчика- ми), другие положены на дальнюю полку, а научные кадры и целые институты об- служивают частные заказы зарубежных компаний, часто по демпинговым ценам. Т.е., несмотря на значительные усилия по созданию условий для инновацион- ного развития Украины, существующие стимулы дают пока незначительный ре- зультат и необходимо найти те действен- ные механизмы, которые оживят научно- технологическую деятельность и будут выгодны для всех участников процесса. Таким механизмом может быть научно- технологическое партнерство, принципы которого отображены нами в [1]. Поскольку сам институт партнер- ства только начинает развиваться в усло- виях рыночной экономики Украины, его исследованию посвящено пока что немного работ отечественных ученых. В частности, вопросами государственно- частного партнерства в инновацион- ной сфере занимается О.Н. Головинов. М. Цыганкова указывает на взаимную заинтересованность в партнерстве и го- сударства, и частного сектора. А.С. Та та - В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Стимулы и шаги развития научно- технологического партнерства Определены первоочередные действия (ключевые шаги) для формирования парт- нерства в научно-технологической сфере, выделены особенности развития таких партнерств на региональном уровне, стимулы развития партнерства государства и частного сектора. © В.П. Соловьев, Е.П. Казьмина, 2011 В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 294 ринцева определяет партнерство как форму нахождения эффективного системно-комплексного взаимодейст- вия субъектов хозяйствования путем создания условий для удовлетворения индивидуальных экономических ин- тересов за счет эффекта синергии [2]. М.Ю. Авксентьев исследует вопросы привлечения инвестиций и определяет государственно-частное партнерство как объединение умений и возможно- стей государства и частных институтов для предоставления общественно необ- ходимых услуг, при котором партнеры договариваются делить риски и при- были совместного проекта [3]. Иссле- довали также вопросы государственно- частного партнерства такие украинские ученые, как В. Скубенко, О. Берданова, В. Беседин, В. Вакуленко, М. Василен- ко. Из зарубежных ученых вопросам партнерства посвятили работы Г. Эцко- виц, М. Джеррард, В. Варнавский и другие. Однако если механизмы социально- го партнерства уже начали внедряться в деятельность предприятий Украины, а в инфраструктурных отраслях получе- ны первые результаты партнерства го- сударства и частного бизнеса, вопросы научно-технологического партнерства пока что не получили своего эффектив- ного решения. И воспользоваться поло- жительным опытом в этой сфере очень трудно, поскольку у партнерства в сфе- ре науки есть существенные отличия по составу участников и принципам их взаимодействия. Поэтому, а также учи- тывая важное значение партнерства в научно-технологической сфере для ин- новационного развития экономики, не- обходимы углубленные научные иссле- дования в этой сфере с целью обоснова- ния путей создания таких партнерств. В частности, нужно определить перво- очередные действия для формирования партнерства в научно-технологической сфере, выделить особенности разви- тия таких партнерств на региональном уровне, найти и внедрить действенные стимулы эффективного партнерства всех учасников процесса. Ключевые шаги по формированию партнерских отношений в научно- технологической сфере Анализ и обобщение мирового опыта 1960—1990-х годов, когда был заложен фундамент государственно- частного партнерства, позволяют утверждать, что последовательность формирования устойчивых и взаимо- выгодных партнерских отношений власти, бизнеса, науки и образования является следующей. Первый шаг. Стимулировать пере- дачу технологий, находящихся в госу- дарственной собственности и разрабо- танных за счет государства, регионам (местным администрациям), а также частному сектору для их освоения и коммерциализации на рынке. При этом государственные научные учреждения обязаны принимать активное участие в указанной передаче технологий, для чего в крупных научных учреждениях необходимо создать подразделения по внедрению технологий. В США этот шаг был реализован путем принятия в 1980 году закона Стивенсона-Уайдлера [4]. Второй шаг. Разрешить НИИ, уни- верситетам, бесприбыльным орга- низациям и фирмам малого бизнеса получать право собственности на изо- бретения, полученные за счет средств государства, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности на изобретение на ранней стадии от рас- крытия его описания, разрешить на- учным лабораториям, находящимся в собственности и под управлением го- СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 95 сударства, выдавать исключительные лицензии на патенты. Третий шаг. Обязать министерства и ведомства выделять специальные фон- ды для финансирования исследований и разработок, осуществляемых малым бизнесом по направлениям деятельно- сти этих ведомств, учредить Исследо- вательскую программу по инновациям в малом бизнесе (ИПИМБ). Перечисленные выше шаги долж- ны положить начало изменению тра- диционной государственной политики инвестирования в фундаментальные и технологические исследования, со- риентировать их на участие в коммер- ческом использовании полученных результатов, опираясь на формальные механизмы передачи государствен- ных технологий в частный сектор. Это позволит максимальным образом ис- пользовать коммерческий потенциал результатов исследований, выполнен- ных за счет государственного бюджета, а также развивать коммерческую ини- циативу частного сектора. Сложившее- ся во второй половине ХХ века в техно- логически развитых странах разделение научного процесса на исследования и разработки было воспринято и страна- ми Центральной и Восточной Европы. Это привело к тому, что если научная деятельность не входит в область фун- даментальных исследований, то она почти автоматически попадает в область коммерческих разработок, где по зако- ну государство не принимает активного финансового участия. Очевидно, что такое разделение и соответствующий порядок финансирования со стороны государства оставляют за пределами государственного внимания базовые технологические исследования — кри- тическую область научно-технического и экономического прогресса. В ре- зультате предприниматели с большой неохотой вкладывают средства в долго- срочные и высокорисковые технологи- ческие исследования, даже если они, безусловно, могут принести значитель- ные выгоды обществу в целом. То есть в жертву приносится интеллектуальный потенциал будущего развития страны. Перечисленные выше шаги должны по крайней мере смягчить этот процесс. Правовые акты, которые призва- ны содействовать реализации указан- ных выше шагов, должны поставить в центр внимания вопросы активизации государственного стимулирования создания базовых технологий (как в промышленности, так и в научных ла- бораториях), коммерциализации раз- рабатываемых базовых технологий и создания для этих целей партнерств государственных научных лаборато- рий и центров с частнопромышленным сектором. Одним из результатов таких действий ожидается радикальное из- менение ролей во взаимоотношениях правительства и промышленного сек- тора исследований и разработок. Если ранее многие отрасли выступали лишь в качестве исполнителя оплаченных государством заказов, то теперь у про- мышленных подразделений появится возможность взять на себя роль «рав- ных партнеров» в деле реализации НИОКР. Это означает, что промыш- ленные партнеры не только на равных участвуют в затратах, но и получают право голоса при выборе проектов, управлении ими и использовании по- лученных результатов. Четвертый шаг. Прежде всего сле- дует позаботиться о том, чтобы анти- монопольное законодательство стало более «избирательным» по отношению к субъектами хозяйствования в зави- симости от оценки перспектив вклю- чения их в инновационный процесс. Антимонопольное законодатель- В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 296 ство, построенное по традиционной американской схеме, как правило, ограничивает возможности увеличе- ния конкурентоспособности компа- ний на мировом рынке, поскольку эта схема во главу угла ставит сохранение конкуренции на внутреннем рынке, не дает им возможности осуществлять со- вместные работы по многим направле- ниям деятельности, включая проведе- ние совместных НИОКР. Однако для снятия некоторых антитрестовских ограничений относительно межфир- менных объединений в сфере науки и технологий в США в 1984 г. был при- нят «Закон о кооперационных исследовани- ях» [5]. Этим законом было разрешено объединение хозяйствующих субъек- тов в сфере доконкурентных исследо- ваний и разработок, а также создание консорциумов в области науки и тех- нологий, включающих государствен- ные учреждения и компании частного сектора, для стимулирования передачи федеральных технологий, повышения конкурентоспособного уровня про- мышленности, снижения опасности неконкурентного поведения частных компаний. Указанный закон, либе- рализовав антитрестовское законо- дательство в отношении компаний, желающих объединить свои исследо- вательские ресурсы и осуществлять совместные НИОКР на доконкурент- ной стадии, стал основой создания, в частности, таких консорциумов, как «Корпорация исследований в области полупроводников» (SRC) и «Корпора- ция по микроэлектронике и компью- терным технологиям» (МСС). В Украине аналогичная попытка вовлечь корпоративные силы в раз- витие технологий была осуществлена путем принятия в 1998 году закона, регулирующего создание и функцио- нирование технологических парков при трех научно-технических ком- плексах Национальной академии на- ук Украины [6]. Однако жесткая ори- ентация данного закона на мощные научно-технологические комплексы, уже имеющие реальные возможности кооперации с производством и власт- ными структурами, мало что дала для свободного развития партнерских от- ношений менее мощных участников инновационного процесса. Другим примером может служить создание концернов — объединений промыш- ленных предприятий и научных орга- низаций, которые могут также вклю- чать банки, торговые, транспортные и другие предприятия. Количество концернов в Украине постепенно воз- растает и превысило уже 400 единиц. Одним из наиболее успешных являет- ся Научно-технологический концерн «Алкон» Национальной академии наук Украины, преуспевающий в высоко- технологической сфере материалове- дения и сверхтвердых материалов. Пятый шаг. Необходимо разрешить научным лабораториям, находящим- ся в собственности государства и под централизованным управлением, само- стоятельно принимать решения о выда- че лицензий на принадлежащие им па- тенты. Следует также разрешить органу хозяйственного управления и развития государственных лабораторий получать роялти по патентам, используемым в исследованиях и разработках или в обу- чении, а частным компаниям, вне зави- симости от их размера, получать исклю- чительные лицензии. При этом научные лаборатории университетов и беспри- быльных организаций могли бы без ограничений сохранять за собой право собственности на научные результаты. Шестой шаг. Для Украины очень важ- но максимально адаптировать к местным условиям «Закон о передаче федеральных СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 97 технологий», принятый в США в 1986 г., которым были внесены значительные из- менения в закон Стивенсона—Уайдлера 1980 г. [7]. В частности, в рамках такого закона целесообразно: — обязать всех ученых и инженеров государственных НИИ заниматься во- просами передачи технологий; — установить, что обязанность ре- шения вопросов передачи технологий должна включаться в должностные обязанности персонала; — установить нижний предел полу- чения роялти изобретателями, находя- щимися на государственной службе, — 15% и учредить систему поощрений для других инноваторов; — утвердить в законодательном порядке типовой устав консорциума научных учреждений по передаче тех- нологий и обеспечить финансовый механизм для выполнения этой орга- низацией своих функций; — установить особые требования, стимулы и полномочия по передаче и приобретению технологий для госу- дарственных научных учреждений; — наделить каждое министерство и ведомство полномочиями выдавать директорам НИИ, находящимся в соб- ственности государства и под ведом- ственным управлением, разрешение принимать участие в кооперационных (совместных) соглашениях в области исследований и разработок и согласо- вывать условия лицензионных догово- ров под контролем управляющей орга- низации или ведомства; — разрешить государственным НИИ заключать перспективные со- глашения с большими и малыми ком- паниями на право владения изобрете- ниями и лицензиями на изобретения, полученными в результате выполне- ния кооперационных соглашений в области исследований и разработок; — разрешить директорам НИИ, находящихся в собственности и под управлением государства, заключать лицензионные соглашения на исполь- зование изобретений, созданных в этих НИИ; — установить условия обмена пер- соналом, услугами и оборудованием между НИИ, находящимися в соб- ственности и под управлением госу- дарства, и их частными партнерами по исследовательской деятельности; — сделать возможным предостав- ление и отказ от прав собственности на изобретения и иные интеллектуаль- ные продукты НИИ, находящихся в собственности и под управлением го- сударства; — разрешить бывшим и действую- щим сотрудникам, занятым на госу- дарственной службе, участвовать в коммерческих разработках, если это не вызывает конфликта интересов. Седьмой шаг должен способствовать использованию украинскими государ- ственными и частными компаниями иностранных технологий, что также бу- дет способствовать коммерциализации научно-технологических результатов, повышению конкурентоспособности науки и техники. При этом необхо- димо, чтобы заимствование и импорт технологий осуществлялись в рамках специальных программ, утвержден- ных правительством. Здесь должно быть продолжено формирование усло- вий эффективной кооперации госу- дарственного и частного сектора для обеспечения полного использования результатов НИОКР и ресурсов. Для этого, в частности, следует создавать центры передачи промышленных техноло- гий, региональные службы промышленного обслуживания и информационные центры по сопровождению региональных техноло- гических программ. В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 298 Показательными в данном случае являются энциклопедический пример японского «экономического чуда» и более свежий опыт Китайской Народ- ной Республики. Развитие производ- ства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно не тормозить развитие собственных тех- нологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой по сравнению с зарубежными анало- гами продукции. Поэтому официаль- ная государственная политика Китая, во-первых, ставила барьеры на пути импорта в страну устаревших или вто- ростепенных технологий, а во-вторых, стимулировала создание иностранны- ми корпорациями научных и исследо- вательских центров непосредственно на территории КНР. Третьим важным шагом было принятие в 1988 году гене- ральной программы развития китай- ской науки и техники «ФАКЕЛ», глав- ной целью которой стало быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. В резуль- тате уже с середины 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты собираются на 100 процентов из китайских комплектую- щих изделий [8]. Восьмой шаг. Включить в процесс перехода национальной экономики на инновационный путь развития воен- ные (оборонные) инженерные лабо- ратории и исследовательские центры. Разрешить им участвовать в коопера- ционных соглашениях в области ис- следований и разработок, а также раз- решить воинским частям финансиро- вать определенный процент стоимости кооперационных проектов. Очевидно, что при этом необходимо установить соответствующий порядок охраны ин- формации и инноваций, используемых и созданных в рамках кооперативных соглашений, а также в законодатель- ном порядке отрегулировать вопро- сы передачи технологий, связанных с созданием ядерного оружия и других средств массового уничтожения. Пере- численные меры послужат формиро- ванию моделей эффективного участия центральных и местных органов госу- дарственной власти, государственных гражданских НИИ и малого бизнеса в кооперативной или совместной дея- тельности, в том числе и с целью раз- работки и реализации Национального плана развития технологий оборонной промышленности. Реализация данного шага должна предусматривать совершен- ствование системы отчетности с обяза- тельным включением в соответствую- щие формы отчетности предложений по улучшению и повышению эффективности партнерства при передаче технологий и создании инноваций. Важную роль здесь должны играть Госкомстат и Государ- ственный департамент по интеллекту- альной собственности. Девятый шаг. Расширить деятель- ность по организации в инновационной сфере и сфере трансфера технологий бла- готворительности и меценатства. Это прежде всего означает разрешение дирек- торам НИИ передавать в качестве да- ра учебным институтам и бесприбыль- ным организациям излишки оборудова- ния. В развитие требований «третьего шага» целесообразно учредить много- летнюю программу передачи техноло- гий малому бизнесу со стороны На- циональной академии наук, Мини- стерства промышленной политики, Министерства здравоохранения, Ми- нистерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины. Контролирующие функции в рамках этой программы могли бы быть воз- ложены на Государственное агентство Украины по науке, инновациям и ин- СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 99 форматизации. Программой должно быть предусмотрено, что пять указан- ных выше министерств и ведомств обя- заны финансировать кооперативные исследовательские проекты с участием малых фирм, университетов, финан- сируемых из государственного бюдже- та центров исследований и разработок и бесприбыльных исследовательских центров. Новые подходы к формиро- ванию партнерских отношений в об- ласти НИОКР могут помочь как во- енным, так и гражданским ведомствам лучше удовлетворить технологические потребности страны, используя как военные, так и гражданские техноло- гии и рынки. Десятый шаг. Особого внимания и концентрации усилий государства требует заключительный этап иннова- ционного цикла. Образование техно- логических партнерств государства и частного сектора как нельзя лучше отвечает этим целям [9]. Подобное партнерство государства с частной промышленностью также ориентиро- валось на активизацию привлечения частных финансовых ресурсов для реализации общественных целей в условиях необходимости сокращения бюджетного дефицита (в том числе за счет сокращения выделяемых государ- ственных средств на науку и техноло- гии). При формировании указанных партнерств должно учитываться сло- жившееся разделение ответственно- сти между их главными участниками: правительством, частным промыш- ленным сектором, НИИ, университе- тами и органами местного самоуправ- ления (рис. 1). Участие в технологических пар- тнерствах местных органов власти является одним из наиболее принци- пиальных моментов государственно- частной кооперации. В государствен- ной научно-технологической полити- ке последних лет все большее внима- ние уделяется привлечению регионов к финансированию исследований и разработок в рамках государственных программ, к совместной выработке на- циональных научно-технологических приоритетов и использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах. Ряд орга- нов местного самоуправления разра- ботали региональные инновационные стратегии развития своих территорий, предусматривающие эффективные си- стемы поддержки промышленности [10]. Наиболее успешно данные страте- гии реализуются в регионах, имеющих сильную научную базу (г.Киев, Харь- Рис. 1. Схема разделения ответственности между участниками партнерств В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 2100 ковская, Донецкая, Днепропетровская и Львовская области). К настоящему времени практиче- ски во всех органах государственного управления областного уровня суще- ствуют управления, отвечающие за научно-технологическое и инноваци- онное развитие региона. Теперь следу- ет наладить планирование процессов инновационного развития, включения научно-технологических компонент в планы социально-экономического развития, сфокусировать внимание на создании высокотехнологичных фирм и использовании передовых техноло- гий в традиционных производствах и сфере услуг. Для того, чтобы эта работа была слаженной и организованной по всей стране, необходим соответствую- щий координационный орган по типу рабочей группы при Национальной ас- социации губернаторов США [11]. Одиннадцатый шаг. На первом эта- пе налаживания кооперационных отношений в инновационной и тех- нологической сферах целесообразно инициировать разработку и выполне- ние программ, прямо направленных на усиление конкурентных позиций отечественной промышленности. Од- на из программ должна осуществлять грантовое финансирование компаний, стремящихся к разработке и коммер- циализации базовых технологий. Дру- гая программа должна обеспечивать консультативное и техническое содей- ствие малым производственным фир- мам в части соответствия международ- ным стандартам качества и эффектив- ности. Эта программа должна быть на- правлена на поощрение исследований и разработок, результативность кото- рых имеет высокую степень риска, и, следовательно, она будет стимулиро- вать создание венчурных фирм, раз- витие доконкурентных исследований. Эти две программы, охватывая только малую часть государственного бюджета в области НИОКР, значительно повы- шают отдачу вложенных государствен- ных и частных средств и содействуют привлечению частных инвестиций в промышленное освоение полученных технологий. В качестве примера разработки и реализации таких программ можно использовать опыт США [12], Швей- царии [13], России [14]. При поддерж- ке государства и венчурных фондов Швейцария вошла в число лидеров в мировой фармацевтике. Финансиро- вание прикладных исследований на начальных стадиях их разработки осу- ществляет Комиссия по технологиям и инновациям. Комиссия оказывает фи- нансовую поддержку проектам через систему грантов (около 700 в год) и по- могает университетам и коммерческим структурам организовать совместную работу над проектом. В России в 2005 году при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере начала действовать программа «ТЕМП», в рамках которой предоставляется без- возвратное и безвозмездное финанси- рование проводимых малым предпри- ятием НИОКР, которые необходимо выполнить лицензиату (в основном) и лицензиару для освоения лицензий на новые технологии и технические ре- шения, приобретаемые у российских университетов, академических и от- раслевых институтов. Кроме указанных целевых про- грамм, финансируемых из государ- ственного бюджета, уместно иниции- ровать разработку и реализацию межве- домственной программы, поддержива- ющей развитие малого инновационно- го бизнеса. Это можно осуществить по аналогии со SBIR-программой (Small СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 101 Business Innovation Research Programme) в США, где правительственные депар- таменты и исследовательские советы с 1992 г. взяли на себя обязательства пре- доставлять по 2,5% своих бюджетов на исследовательские нужды малого биз- неса (при запуске данной программы в 1982 г. эта доля составляла 0,2%). В рам- ках такой программы на конкурсной основе должны предоставляться гранты малым предприятиям для их участия в программах исследований и разработок министерств и ведомств. Каждое мини- стерство и ведомство, в сферу деятель- ности которого входит осуществление исследований и разработок, выделяет малому бизнесу небольшой процент средств, предназначенных для проведе- ния исследований на кооперационной основе. Схематически приведенные один- надцать шагов отображены на рис. 2. Развитие партнерств на региональном уровне Перечисленные одиннадцать основ- ных шагов создания в государстве си- стемы партнерства, направленного на инновационное развитие экономики, не обеспечивают автоматического ре- шения этой задачи. В рамках реализации данных шагов должна осуществляться единая структурная и организационная политика, использоваться единые мето- дические подходы. При этом необходи- мо обеспечить выполнение следующих организационно-коммуникационных мероприятий: — Создание региональных центров передачи технологий, которые связы- вают технологические инициативы регионов с государственными научно- технологическими организациями. — Разработка и реализация различ- ных программ исследовательских цен- тров, координируемых Государствен- ным фондом фундаментальных ис- следований, Национальной академией наук Украины, другими министер- ствами и ведомствами, направленных на объединение усилий частных фирм, академических и университетских ис- следователей. Региональные центры передачи технологий и программы исследова- тельских центров дополняют тради- ционную роль центральных органов исполнительной власти, заключающу- юся в поддержке долгосрочных фунда- ментальных и прикладных исследова- ний и технологических разработок, от- вечающих направлениям деятельности министерств и ведомств. Уточняя роль органов местного са- моуправления, следует отметить, что региональные органы власти фокуси- руют свою деятельность на реализации относительно коротких по времени программ исследований и разработок, а также на вопросах коммерциализа- ции технологий, где они имеют пре- имущество ввиду более близкого рас- положения к рынку. Все инициативы регионов формируются под сильным влиянием частных фирм и отражают знание местных рынков продукции и услуг как внутри региона, так и на гра- ничащих с ним территориях. Включае- мые в программы направления работ и виды продукции и услуг отвечают пре- жде всего местным потребностям и на- целены исключительно на получение конкретного коммерческого эффекта. Следует также обратить внимание на технологии, имеющие перспективы реализации на государственном, и тем более на мировом рынке. Таким образом, в государственно- частных технологических партнерстваx регионы обеспечивают учет местных интересов и реализацию краткосроч- В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 2102 Р ис . 2 . К лю че вы е ш аг и по ф ор м ир ов ан ию п ар тн ер ск их о тн ош ен ий СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 103 ных проектов, а центральное прави- тельство отражает национальные ин- тересы и реализацию долгосрочных целей, а также обеспечивает правовую основу научно-технологической ко- операции. Роль органов местного са- моуправления заключается также: — в обеспечении эффективного процесса передачи технологий из госу- дарственных НИИ в частный сектор; — в осуществлении содействия раз- витию частной промышленности; — в укреплении взаимодействия в области научных исследований между академическим сообществом и част- ным сектором. Организация партнерства государ- ства и регионов требует совместных действий не только при реализации программ, но и при их подготовке на самых ранних стадиях. Это потребует структурных изменений национальной инновационной системы в направле- нии более эффективного использова- ния научно-технологического и орга- низационного потенциала регионов. Для выработки оптимальных принци- пов поведения участников партнер- ства государства и регионов необходи- мо проведение целевого исследования в этой области специальной рабочей группой. Данная целевая группа долж- на выработать комплекс механизмов совместной политики центральных органов исполнительной власти и ор- ганов местного самоуправления для облегчения совместного планирова- ния научно-технологической деятель- ности в рамках партнерств, а также ряд мер по совершенствованию их функ- ционирования. В ряде случаев целесообразно раз- вивать партнерские отношения госу- дарства и регионов в области образо- вания и долгосрочных исследований, нацеленные на долгосрочное эконо- мическое развитие. При этом регионы обеспечивают финансовую поддержку учреждений высшего образования, а центральное правительство — под- держку проводимых в них долгосроч- ных исследований. Такие партнерства в конечном итоге призваны обеспе- чить формирование кадров той квали- фикации, которая требуется в регионе, предоставление местной промышлен- ности, исполнительным и законода- тельным властям требуемой консуль- тационной поддержки, а также разно- образных услуг частному сектору. В США и Западной Европе можно выделить пять способов, которые по- зволяют вузам трансформироваться в инновационные и предприниматель- ские институты с диверсифицирован- ной финансовой базой. В четырех из пяти способов речь идет о технических и исследовательских вузах, которые сумели расширить свою финансо- вую базу путем укрепления связей с региональным бизнесом и промыш- ленностью. Большие университеты США, являясь федерально значимыми научно-образовательными центрами, в большинстве случаев выступают мощ- ным фактором развития регионов, в которых размещаются, благодаря фор- мированию при них технопарковых структур [15]. В Германии система совместного содействия исследованиям федерации, земель и бизнес-структур стала ста- билизирующим фактором и быстро- действующим инструментарием. Наи- большую часть (59,5%) вносит бизнес, федерация финансирует около 22% и федеральные земли — 16% затрат на исследования и разработки. При том, что фундаментом исследований явля- ются вузы, дорогие исследовательские проекты, которые возможно реализо- вать только в большом коллективе, с В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 2104 дорогой техникой и чрезвычайно вы- сокими финансовыми затратами, ис- полняются в содержащихся совместно федерацией и землями исследователь- ских учреждениях [16]. Однако потенциал партнерства го- сударства и регионов не ограничивает- ся только программами, нацеленными на экономический рост. Предполага- ется расширение участия регионов в национальных программах, предусма- тривающих получение значительных научно-технологических достижений в отдельных отраслях хозяйства: транс- порте, информатике, энергетике и пр. Стимулы развития партнерства государства и частного сектора Программы государственно-част- ных партнерств главным образом ори- ентированы на содействие частному сектору в разработке передовых и вы- сокорисковых технологий с длитель- ным циклом разработки, эффектив- ном использовании достижений науки в производстве, что призвано стимули- ровать развитие национальной эконо- мики. В результате должна появиться но- вая парадигма государственно-частного взаимодействия, в которой правительство и частный сектор являются партнерами в разработке и использовании новых техно- логий. Сегодня задача создания, рас- пространения и использования новых технологий должна быть поставлена в число главных государственных прио- ритетов. Для усиления конкурентоспособных позиций экономики в государственной научно-технологической политике дол- жны использоваться такие инструмен- ты, как научно-технологическое про- гнозирование, определение критиче- ских технологий, обеспечение прозрач- ности расходования бюджета. В этом ряду совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в сфере НИОКР должно рассматриваться сегодня как один из наиболее эффектив- ных механизмов осуществления нацио- нальных целей. Важнейшим фактором формирования политики государства является учет реальных условий проведе- ния исследований и разработок в тех или иных отраслях и регионах. При этом для разных отраслей и регионов, вообще го- воря, должны применяться своя научно- технологическая политика и свой набор регулирующих инструментов. Эффективное партнерство государ- ства с частным сектором обуславливает активное использование широкого на- бора косвенных средств регулирования НТП для привлечения частных инвести- ций в сферу науки и технологий. К таким стимулам относятся следующие: Налоговые стимулы. Успех налого- вого регулирования достигается толь- ко при его целевом ориентировании, например, для целей поощрения рас- пространения технологий, обучения и переподготовки кадров, сотрудни- чества науки и промышленности или стимулирования отдельных стадий развития компаний. Внешнеторговая политика. Внеш- неторговая политика заключается в регулировании и стимулировании экс- порта и прямых иностранных инве- стиций или же ограничении доступа национальных компаний к иностран- ным технологиям и ограничении ино- странных инвестиций в национальные исследования и разработки. Регулирование используемых норма- тивов. Это средство является эффек- тивным инструментом стимулирова- ния частных инвестиций в инновации. При этом такое регулирование должно быть гибким и учитывать возможные СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 105 последствия, в частности в области эко- логии. Упрощение разработки стандартов. Стимулирование установления ком- мерчески опробованных стандартов (в отличие от директивно устанавлива- емых) способствует процессу иннова- ционного развития и развитию рынка. Законодательство об охране интеллек- туальной собственности. Патентная по- литика и политика в области авторских прав являются интегральной частью государственной технологической по- литики при создании государственно- частных партнерств. Система государственных заказов. Громадная покупательная способность государства является мощным рычагом для создания новых высокотехноло- гичных рынков. В рамках партнерств государство может выступать также заказчиком научно-технологической продукции и услуг. Антимонопольное законодательство и политика в области конкурентоспособ- ности. Глобализация и другие факторы изменили природу современной кон- куренции. Политики учитывают меж- дународную конкуренцию и новые, а не только ценовые, конкурентные па- раметры. При этом расширяются усло- вия создания новых технологических партнерств. Анализ научно-технологической по- литики и достижение консенсуса при ее формировании. Учет мнений различных общественных кругов при выработке государственной научно-технической политики является очень важной от- личительной чертой системы фор- мирования государственной научно- технологической политики. Необхо- димо активизировать общественный консенсус в формировании и осущест- влении государственной политики в сфере науки и технологий, укрепить общественную убежденность в необ- ходимости расширения инвестиций в сферу науки и технологий для обеспе- чения будущего. Капиталовложения в НТП в офи- циальных правительственных доку- ментах должны именоваться также, как и в США, не иначе, как «инвестициями в будущее». Такое название закрепилось, в частности, в официальных докумен- тах Белого дома за инвестициями в науку и технологии со времени выхо- да совместного документа президента США Б. Клинтона и вице-президента США А. Гора в феврале 1993 г. «Тех- нологии для экономического роста Америки». Твердая государственная поддержка науки и техники должна рассматриваться как часть широкой программы оживления экономики и обновления роли правительства в развитии страны. А для этого необхо- димо сформулировать и реализовать новую научно-техническую политику, в которой должны учитываться новые условия глобальной конкуренции, тех- нологические вызовы будущего, об- разовательное и демографическое со- стояние трудовых ресурсов. Главные принципы такой полити- ки — сохранение за промышленным сектором основной роли в выборе при- оритетов. Правительство через госу- дарственные заказы на НИОКР долж- но стимулировать рынок гражданских технологий и распространение инфор- мации о промышленных технологиях. Уместно напомнить, что в США еще Администрация Клинтона поставила цель превращения американской научной политики в часть промышленной политики для стимулирования инноваций в промыш- ленности [17]. Это был радикальный отход от политики администраций Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего, ко- торые рассматривали как общепри- В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 2106 знанную функцию государства только поддержку фундаментальных исследо- ваний, основываясь на том, что рынок сам по себе не может обеспечивать их адекватного финансирования. Адми- нистрации Рейгана и Буша-старшего не видели необходимости в государ- ственной поддержке промышленных и «околорыночных» исследований. Ад- министрация Клинтона отвела науке новую роль в экономической деятель- ности государства: перевод государ- ственной поддержки научных иссле- дований и разработок в реальные эко- номические результаты. В странах Ев- ропы (Италия, Франция) прямое госу- дарственное финансирование НИОКР начиная с 80-х годов является важным элементом научно-технической поли- тики. Целевая поддержка инноваций и предшествующих им исследований и разработок являлась одним из приори- тетов Плана действий государственной помощи на 2005—2009 гг. в ЕС [18]. Ярким примером скоординирован- ного использования всех средств госу- дарственного регулирования НТП явля- ются разработка и реализация Програм- мы национальной информационной инфра структуры США и технологий Интернета. Разработка этой программы проводилась не традиционными ранее методами директивного администри- рования. Роль государства не сводилась только к государственному финансиро- ванию и разработке необходимых ор- ганизационных структур и процедур: почти каждый государственный орган или ведомство имели и имеют право участвовать как в разработке програм- мы, так и в совершенствовании или из- менении отдельных ее направлений. Исходя из опыта других стран, пар- тнерство в научно-технологической сфере должно инициироваться имен- но государством вследствие его доми- нирующей заинтересованности в раз - витии инновационной экономики страны, более полном использовании ресурсного и интеллектуального по- тенциала частного сектора в обще- ственных сферах деятельности и зо- нах традиционной ответственности государства [19]. Первым шагом в этом направлении стало принятие 1 июля 2010 года Закона Украины «О государственно-частном партнер- стве». Сразу стоит отметить, что закон направлен в первую очередь на полу- чение инвестиций от частного партне- ра, и инвестиций именно финансовых, а не интеллектуальных или каких-либо других. Т.е. позиция государства тако- ва, что партнерство — это способ об- легчения нагрузки для бюджета. Такая позиция, возможно, будет эффектив- на для партнерства в коммунальной или инфраструктурной сфере, однако научно-технологическое партнерство строится по другим принципам. Остановимся детальнее на законе. Первым свойством партнерских отно- шений он определяет обеспечение бо- лее высоких технико-экономических показателей в результате партнерской деятельности, чем без привлечения частного партнера. Одно из следую- щих положений — передача частно- му партнеру части рисков, тогда как в процессе создания разработок и их внедрения от государства ожидается участие в партнерстве для повышения эффективности и уменьшения рисков. Сферы применения закона о партнер- стве предусматривают в первую оче- редь добычу полезных ископаемых и производство энергоресурсов, строи- тельство транспортной инфраструкту- ры и некоторые другие сферы, среди которых научная и инновационная деятельность не упоминаются. Упо- минание об инновационности встре- СТИМУЛЫ И ШАГИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Наука та наукознавство, 2011, № 2 107 чается только в подзаконном акте, определяющем порядок предоставле- ния государственной поддержки осу- ществлению государственно-частного партнерства [20]. Фактически можно сказать, что закон сформулирован для создания условий развития концессий и других аналогичных форм взаимодействия, когда частный партнер хочет получить доступ к государственным ресурсам. Конечно, при этом доступ к конкрет- ному ресурсу должен осуществляться на конкурсных основаниях. Обращает на себя внимание только то, что госу- дарство не готово полностью гаранти- ровать неизменность условий данного партнерства, в частности таких быстро изменяемых в нашей стране положе- ний налогового, валютного и таможен- ного законодательства. А это уже не раз было причиной провала изначально перспективных проектов и продолжа- ет отпугивать инвесторов, не готовых играть в излишне рискованные игры с государством. Государственно-частное партнер- ство показало высокую эффективность в области передачи технологий из инсти- тутов и лабораторий, финансируемых государством, в частнопромышленный сектор. Новая модель технологической политики, характерная для многих про- мышленно развитых стран в начале XXI в., основана на стимулировании при- влечения частных инвестиций в раз- работку и эффективное использование технологий, направленных на достиже- ние общественных целей и целей част- нопромышленного сектора. При этом государство расширяет инвестирование в фундаментальную науку — фабрику знаний, в образование и подготовку ис- следовательских и инженерных кадров. Человеческий фактор остается одним из главнейших элементов инновацион- ного потенциала нации. Пока что в Украине «государственно- частное партнерство» становится таким же популярным термином, как и «ин- новационный путь развития экономи- ки». Главное, чтобы за этими словами стояли понимание их действительной роли в улучшении экономики страны и реальные механизмы их действия. В частности, относительно научно- технологического партнерства следует интегрировать законодательный опыт передовых в плане инновационного развития стран и таким образом создать требуемые условия. Для этого необхо- димы законодательные инициативы, которые закрепят описанные выше 11 шагов для достижения целей эффектив- ного взаимодействия всех участников научно-технологических партнерств. 1. Соловьев В.П. Принципы и механизмы формирования партнерств с целью решения задач инновационного развития экономики / В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина // Наука та наукознавство. — 2008. — № 3. — С. 38—52. 2. Татаринцева А.С. Планування і регулювання партнерських відносин у сфері туризму: автореф. дис. ... канд. екон. наук / А.С. Татаринцева. — Запоріжжя, 2009. — 20 с. 3. Авксєнтьєв М.Ю. Державно-приватне партнерство як сучасний механізм залучення інвестицій в інфраструктурні галузі України: автореф. дис. ... канд. екон. наук / М. Ю. Авксєнтьєв. — К., 2010. — 20 с. 4. Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 (Public Law 96-480). 5. National Cooperative Research Act (Public Law 98-462). 6. Закон України «Про спеціальний режим інвестиційної та інноваційної діяльності технологічних парків «Напівпровідникові технології та матеріали, оптоелектроніка та сенсорна техніка», «Інститут електрозварювання ім.Є.О.Патона», «Інститут монокристалів» від 16 липня 1999 р. 7. Federal Technology Transfer Act of 1986 (Public Law PL 99-502). В.П.Соловьев, Е.П.Казьмина Science and Science of Science, 2011, № 2108 8. Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее / И.В.Мажаров // PC Week, 1999. 9. См. например: Investing in Innovation: Towards a Consensus Strategy for Federal Technology Policy. — Cambridge, 1997. 10. Бубенко П.Т. Регіональні аспекти інноваційного розвитку: Монографія / П.Т.Бубенко. — Харків: НТУ «ХПІ», 2002. — 316 с. 11. Science and Technology Council of Stales — STCS. 12. The Advanced Technology Program: Assessing Outcomes. National Academy Press. — Wash., 2001. 13. Алексеева А. Без маленьких никак / А.Алексеева // Эксперт. — 2007. — №12. 14. Хлунов А.В. Государственно-частное партнерство как механизм регуляции государственной инновационной политики в Российской Федерации / А.В.Хлунов // Инновации. — 2006. — № 1. 15. Радзієвська Л.Ф. Інтеграція наукового потенціалу вищих навчальних закладів та вироб- ництва в країнах світу, як фактор науково-технологічного розвитку регіонів / Л.Ф.Радзієвська, В.М.Євтушенко // Інтернет-журнал «Інновації в Києві». — 2006. — №1. 16. Факти про Німеччину. — Франкфурт-на-Майні: Societats-Verlag, 1994. 17. Eskovitz J. Science Policy in the Clinton Administration: the Transition from Military to Civilian Norms. Science and Technology Policy / J.Eskovitz. — Wash., 1993. 18. State Aid Action Plan. Commission of the European communities. — Brussels, 2005. 19. Головінов О.М. Державно-приватне партнерство в інноваційній сфері / О.М.Головінов // Вісник економічної науки України. — 2010. — №1. — С. 47—51. 20. Постановление КМУ № 279 от 17.03.2011 г. Получено 17.05.2011 В.П.Соловйов, О.П.Казьміна Стимули та кроки розвитку науково-технологічного партнерства Визначено першочергові дії (ключові кроки) для формування партнерства в науково-технологічній сфері, виокремлено особливості розвитку таких партнерств на регіональному рівні, стимули розвитку партнерства держави і приватного сектору.