Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос

Целью данной работы явилось выявление технологических возможностей использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос. Обычно перед настройкой стана под прокатку определяют величину требуемого превышения толщины полосы над номинальной на выходе из последней клети. Предложено ура...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2009
Main Authors: Путноки, А.Ю., Иванченко, В.Г., Тилик, В.Т.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України 2009
Series:Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
Subjects:
Online Access:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/62910
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос / А.Ю. Путноки, В.Г. Иванченко, В.Т. Тилик // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2009. — Вип. 19. — С. 194-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-62910
record_format dspace
spelling irk-123456789-629102014-05-29T03:01:40Z Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос Путноки, А.Ю. Иванченко, В.Г. Тилик, В.Т. Прокатное производство Целью данной работы явилось выявление технологических возможностей использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос. Обычно перед настройкой стана под прокатку определяют величину требуемого превышения толщины полосы над номинальной на выходе из последней клети. Предложено уравнение для расчета величины этого превышения пропорционально фактическому значению поперечной разнотолщинности полосы, что позволяет удерживать толщину прокатываемых полос в поле попусков на допустимом уровне. Метою даної роботи є виявлення технологічних можливостей використання всього поля допусків по товщині при гарячому прокатуванні смуг. Звичайно перед настройкою стану під прокатування визначають величину необхідного перевищення товщини смуги над номінальною на виході з останньої кліті. Запропоновано рівняння для розрахунку величини цього перевищення пропорційно фактичному значенню поперечної різнотовщинності смуги, що дало змогу утримувати товщину готового прокату на допустимому рівні. The purpose of the research is occurrence of technological capabilities of using the whole field of thickness tolerances during hot strip rolling. Usually before adjustment of the mill for rolling one defines the magnitude of the required excess of the strip thickness above the nominal one when leaving the last stand. The equation for calculation of magnitude of this excess is suggested and it is proportional to actual magnitude of crosscut gage interference of the strip, this allows to hold on the thickness of the rolled strips in the field of blanks on allowable level. 2009 Article Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос / А.Ю. Путноки, В.Г. Иванченко, В.Т. Тилик // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2009. — Вип. 19. — С. 194-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. XXXX-0070 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/62910 621.771.23.016.3.04 ru Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Прокатное производство
Прокатное производство
spellingShingle Прокатное производство
Прокатное производство
Путноки, А.Ю.
Иванченко, В.Г.
Тилик, В.Т.
Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
description Целью данной работы явилось выявление технологических возможностей использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос. Обычно перед настройкой стана под прокатку определяют величину требуемого превышения толщины полосы над номинальной на выходе из последней клети. Предложено уравнение для расчета величины этого превышения пропорционально фактическому значению поперечной разнотолщинности полосы, что позволяет удерживать толщину прокатываемых полос в поле попусков на допустимом уровне.
format Article
author Путноки, А.Ю.
Иванченко, В.Г.
Тилик, В.Т.
author_facet Путноки, А.Ю.
Иванченко, В.Г.
Тилик, В.Т.
author_sort Путноки, А.Ю.
title Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
title_short Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
title_full Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
title_fullStr Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
title_full_unstemmed Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
title_sort технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос
publisher Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України
publishDate 2009
topic_facet Прокатное производство
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/62910
citation_txt Технологические возможности использования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос / А.Ю. Путноки, В.Г. Иванченко, В.Т. Тилик // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2009. — Вип. 19. — С. 194-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.
series Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
work_keys_str_mv AT putnokiaû tehnologičeskievozmožnostiispolʹzovaniâvsegopolâdopuskovpotolŝineprigorâčejprokatkepolos
AT ivančenkovg tehnologičeskievozmožnostiispolʹzovaniâvsegopolâdopuskovpotolŝineprigorâčejprokatkepolos
AT tilikvt tehnologičeskievozmožnostiispolʹzovaniâvsegopolâdopuskovpotolŝineprigorâčejprokatkepolos
first_indexed 2025-07-05T13:43:27Z
last_indexed 2025-07-05T13:43:27Z
_version_ 1836814705206755328
fulltext 194 УДК 621.771.23.016.3.04 А.Ю.Путноки, В.Г.Иванченко, В.Т.Тилик ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕГО ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПО ТОЛЩИНЕ ПРИ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКЕ ПОЛОС Институт черной металлургии НАН Украины, ОАО «Запорожсталь» Целью данной работы явилось выявление технологических возможностей ис- пользования всего поля допусков по толщине при горячей прокатке полос. Обыч- но перед настройкой стана под прокатку определяют величину требуемого пре- вышения толщины полосы над номинальной на выходе из последней клети. Предложено уравнение для расчета величины этого превышения пропор- ционально фактическому значению поперечной разнотолщинности полосы, что позволяет удерживать толщину прокатываемых полос в поле попусков на допус- тимом уровне. горячая прокатка полос, настройка стана, расмет, разнотолщинность, поле попусков Рассмотрен способ корректировки настройки последней клети непрерывного широкополосного стана за одну кампанию рабочих валков в зависимости от изме- няющейся в процессе прокатки поперечной разнотолщинности горячекатаных полос, поставляемых на минимально или максимально допустимом уровне по толщине. Показано, что применение предлагаемого уточненного способа настрой- ки последней клети НШС позволит при горячей прокатке полос полностью ис- пользовать поле допусков по толщине и поддерживать конечную толщину готово- го проката на минимально или максимально допустимом уровне. Постановка задачи. В зависимости от технологических возможно- стей и условий поставки металла, горячая прокатка полос на непрерывном широкополосном стане (НШС) может осуществляться как в минусовом, так и в плюсовом поле допусков по ГОСТ 19903. Прокатка в минусовом поле допусков осуществляется с целью экономии металла. Полностью используют плюсовое поле допусков при прокатке особотонких полос, толщиной менее 2–х мм. Это дает возможность за счет повышения тол- щины улучшить температурно–деформационные условия прокатки ме- талла в клетях НШС. Нижней границей минусового поля допусков при прокатке «на минус» для готовой продукции является предельное мину- совое отклонение согласно требований ГОСТ 19903, а верхней границей плюсового поля допусков при прокатке «на плюс» для готовой продукции является предельное плюсовое отклонение, регламентированное тем же стандартом. Методика исследования. Для полного использования минусового или плюсового поля допусков при настройке НШС под прокатку обычно учитываются все значимые факторы, влияющие на конечную толщину горячекатаных полос. С этой целью перед настройкой НШС под прокатку 195 определяют величину «Д» требуемого превышения толщины полосы над номинальной на выходе из последней клети. Величина «Д» носит назва- ние «уставки» и рассчитывается по уравнениям [1]: Для прокатки в минусовом поле допусков Д = 0,5hф – ∆hп.р. + ∆hп.т. – ∆hминус – для нетравленого и недрессирован- ного проката; Д = 0,5hф – ∆hп.р. + ∆hтр. + ∆hдр. + ∆hп.т. – ∆hминус – для травленого и дрессированного проката. Для прокатки в плюсовом поле допусков Д = 0,5hф – ∆hп.р. – ∆hп.т. +∆hплюс – для нетравленого и недрессирован- ного проката; Д = 0,5hф – ∆hп.р. + ∆hтр. + ∆hдр. –∆hп.т. + ∆hплюс – для травленого и дрес- сированного проката, где: hф – диапазон фактического изменения толщины проката в преде- лах допусков, мм; ∆hп.р. – поперечная разнотолщинность прокатываемого профилераз- мера полосы, мм; ∆hтр. – толщина металла, снимаемая в результате травления, мм; ∆hдр. – величина абсолютного обжатия при дрессировке, мм; ∆hп.т. – погрешность толщиномера, мм; ∆hминус – предельно допустимое минусовое отклонение толщины по- лосы от номинального по ГОСТ 19903, мм; ∆hплюс – предельно допустимое плюсовое отклонение толщины поло- сы от номинального по ГОСТ 19903, мм. Установленный, согласно рассчитанной «уставки», раствор валков в последней клети НШС позволяет получать полосу на выходе из стана толщиной выше номинальной на величину «Д», но при этом в готовом прокате (в состоянии поставки) обеспечивает толщину, не выходящую за пределы поля допусков. Эти величины «уставки» и раствора валков оста- ются неизменными для каждого профилеразмера, а перестройку осущест- вляют только при переходе на прокатку полос другого размера. При этом также постоянными являются величины, входящие в уравнение для расче- та «уставки». Для того чтобы толщина прокатываемых полос не выходила за пределы допускаемых отклонений, в уравнениях для расчета «Д» вели- чину поперечной разнотолщинности (∆hп.р.) принимают не только посто- янной, но и принимающей наибольшее максимально возможное наблю- даемое для конкретного профиля значение. Изложение основных результатов исследования. Исследованиями, проведенными на НШС с различной длиной бочки валков, было установ- лено, что величина наибольшей поперечной разнотолщинности горячека- таных полос непостоянна, и зависит от ширины проката и износа поверх- ности рабочих валков последней клети стана. Износ поверхности рабочих валков последней клети, в свою очередь, зависит от количества прокатан- ного на них металла с момента завалки в клеть. 196 Начиная с момента завалки перешлифованных валков в последнюю клеть НШС, на первой тысяче тонн прокатанных полос их поперечная разнотолщинность сохраняется одинаковой. По мере увеличения количе- ства прокатанного металла, в интервале 1000÷3000 т, поперечная разно- толщинность горячекатаных полос растет, а после прокатки 3000 т метал- ла поперечная разнотолщинность полос достигает своего максимального значения и при дальнейшем увеличении количества прокатываемого ме- талла на тех же валках, она практически не изменяется. Что касается количественной оценки поперечной разнотолщинности горяче- катаных полос, то она различна для трех групп ширины: I–ая группа – 800÷1240 мм; II–ая группа – 1250÷1500 мм; III–тья группа –1510÷2000 мм. Значения попе- речной разнотолщинности горячекатаных полос в зависимости от количества про- катанного металла за одну кампанию рабочих валков последней клети представ- лены в таблице. Как следует из представленных в таблице данных, на первых 3000 т прокатываемого металла в расчетах по определению «уставки» «Д» используют величину поперечной разнотолщинности ∆hп.р. большую, чем фактическая. Поддерживая значение «уставки», пропорционально фактическому значению поперечной разнотолщинности, которая изменяется в процессе прокатки, удастся удерживать толщину прокатываемых полос на минимально или максимально до- пустимом уровне. Поэтому в расчетах по определению величины «уставки» пред- лагается дополнительно корректировать величину поперечной разнотолщинности в зависимости от ширины и массы полос, которые прокатываются за одну кампа- нию рабочих валков последней клети НШС, определяя поперечную разнотолщин- ности из следующей зависимости [2,3]: ∆hп.р. = 0,005(М/1000)2 + 0,005(М/1000) + k; где М – масса металла, прокатанная с начала кампания рабочих вал- ков НШС (1000≤М≤3000), т; k – поправочный коэффициент: k=0,01 для полос шириной 800÷1240 мм; k=0,09 для полос шириной 1250÷1500 мм; k=0,11 для полос шириной 1510÷2000 мм. Таблица. Изменение значений поперечной разнотолщинности горячекатаных по- лос за одну кампанию рабочих валков последней клети Поперечная разнотолщинность, мм Количество металла, прокатанного на рабочих валках последней клети с момента завалки, т Ширина по- лос, мм 1000 2000 3000 4000 5000 800÷1240 0,02 0,04 0,07 0,07 0,07 1250÷1500 0,10 0,12 0,15 0,15 0,15 1510÷2000 0,12 0,14 0,17 0,17 0,17 Заключение. Применение предлагаемого уточненного способа на- стройки последней клети НШС позволит при горячей прокатке полос полностью использовать поле допусков по толщине и поддерживать ко- нечную толщину готового проката на минимально или максимально до- пустимом уровне. 197 1. Повышение точности листовой прокатки / Ю.В.Коновалов, Д.П.Галкин, В.Г.Додока и др. // М.: Металлургия. – 1978. – 296с. 2. А.с. СССР. Способ горячей прокатки полос. № 1467845 от 15.11.1987. 3. Патент України. Спосіб гарячої прокатки надтонких штаб. № 78125 від 15.02.2007. Бюлл. №2. Статья рекомендована к печати: заместитель ответственного редактора раздела «Прокатное производство» канд.техн.наук, И.Ю.Приходько А.Ю.Путнокі, В.Г.Іванченко, В.Т.Тілік Технологічні можливості використання всього поля допусків по товщині при гарячому прокатуванні смуг Метою даної роботи є виявлення технологічних можливостей використання всього поля допусків по товщині при гарячому прокатуванні смуг. Звичайно пе- ред настройкою стану під прокатування визначають величину необхідного пере- вищення товщини смуги над номінальною на виході з останньої кліті. Запропоно- вано рівняння для розрахунку величини цього перевищення пропорційно фактич- ному значенню поперечної різнотовщинності смуги, що дало змогу утримувати товщину готового прокату на допустимому рівні.