2025-02-23T06:45:02-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: Query fl=%2A&wt=json&json.nl=arrarr&q=id%3A%22irk-123456789-70517%22&qt=morelikethis&rows=5
2025-02-23T06:45:02-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: => GET http://localhost:8983/solr/biblio/select?fl=%2A&wt=json&json.nl=arrarr&q=id%3A%22irk-123456789-70517%22&qt=morelikethis&rows=5
2025-02-23T06:45:02-05:00 DEBUG: VuFindSearch\Backend\Solr\Connector: <= 200 OK
2025-02-23T06:45:02-05:00 DEBUG: Deserialized SOLR response

Келермесская пантера (опыт культурологического анализа)

В статье рассматриваются иконографические особенности изображения пантеры из Келермесских курганов, которые многими исследователями отмечаются как нескифские. Это особенности позы зверя, имеющего четыре лапы, пропорционального построения его фигуры, воспроизведения каплевидного инкрустированного уха...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Main Author: Полидович, Ю.Б.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут археології НАН України 2010
Series:Археологический альманах
Online Access:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/70517
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Description
Summary:В статье рассматриваются иконографические особенности изображения пантеры из Келермесских курганов, которые многими исследователями отмечаются как нескифские. Это особенности позы зверя, имеющего четыре лапы, пропорционального построения его фигуры, воспроизведения каплевидного инкрустированного уха и пасти с языком. На основании приведенных стилистических и семантических аналогий делается вывод о том, что келермесская пантера является уникальным произведением раннескифского искусства, которое отразило сложные коллизии начального этапа развития скифского “звериного стиля”. В стилистике проявились признаки, которые характерны для изображений хищников в раннескифском искусстве, прежде всего, западных регионов скифского мира, а в ряде случаев – восточных регионов. Кроме того, мастер был знаком и с переднеазиатской ювелирной техникой, что выразилось в способе инкрустации уха и глаза пантеры. Высказано предположение, что композицион- ные особенности изображения (наличие четырех лап и двух ушей, зооморфные превращения, числовые закономерности) были предопределены семантическим содержанием образа келермесской пантеры, связанным с пространственной символикой и космогоническим мифом.