Келермесская пантера (опыт культурологического анализа)

В статье рассматриваются иконографические особенности изображения пантеры из Келермесских курганов, которые многими исследователями отмечаются как нескифские. Это особенности позы зверя, имеющего четыре лапы, пропорционального построения его фигуры, воспроизведения каплевидного инкрустированного уха...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Видавець:Інститут археології НАН України
Дата:2010
Автор: Полидович, Ю.Б.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 2010
Назва видання:Археологический альманах
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/70517
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Цитувати:Келермесская пантера (опыт культурологического анализа) / Ю.Б. Полидович // Археологический альманах. — 2010. — № 21. — С. 225-250. — Бібліогр.: в кінці статті. — рос.

Репозиторії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье рассматриваются иконографические особенности изображения пантеры из Келермесских курганов, которые многими исследователями отмечаются как нескифские. Это особенности позы зверя, имеющего четыре лапы, пропорционального построения его фигуры, воспроизведения каплевидного инкрустированного уха и пасти с языком. На основании приведенных стилистических и семантических аналогий делается вывод о том, что келермесская пантера является уникальным произведением раннескифского искусства, которое отразило сложные коллизии начального этапа развития скифского “звериного стиля”. В стилистике проявились признаки, которые характерны для изображений хищников в раннескифском искусстве, прежде всего, западных регионов скифского мира, а в ряде случаев – восточных регионов. Кроме того, мастер был знаком и с переднеазиатской ювелирной техникой, что выразилось в способе инкрустации уха и глаза пантеры. Высказано предположение, что композицион- ные особенности изображения (наличие четырех лап и двух ушей, зооморфные превращения, числовые закономерности) были предопределены семантическим содержанием образа келермесской пантеры, связанным с пространственной символикой и космогоническим мифом.