Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая

Статья посвящена звериному стилю раннего железного века, скифского времени. В статье рассматривается метод изучения развития художественного стиля древнего искусства через системное изучение многофигурных композиций. Исследуются изображения кочевых культур Саяно-Алтая, украшающих предметы вооружения...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2010
Автор: Рукавишникова, И.В.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 2010
Назва видання:Археологический альманах
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/70519
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая / И.В. Рукавишникова // Археологический альманах. — 2010. — № 21. — С. 287-319. — Бібліогр.: 58 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-70519
record_format dspace
spelling irk-123456789-705192014-11-08T03:01:23Z Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая Рукавишникова, И.В. Статья посвящена звериному стилю раннего железного века, скифского времени. В статье рассматривается метод изучения развития художественного стиля древнего искусства через системное изучение многофигурных композиций. Исследуются изображения кочевых культур Саяно-Алтая, украшающих предметы вооружения, украшений, узды, предметов быта. Сравниваются классификации многофигурных композиций пазырыкской культуры, с одной, и алдыбельской и саглыбажинской-уюкской культур Тувы с другой стороны. Классификации анализируются хронологически, а также сравниваются по составу звериных образов, по материалу предметов, по частоте встречаемости разных типов композиции. Доказывается универсальность подхода для изучения вариантов звериного стиля евразийских степей. Выделяются сходства в классификациях и их различия, в том числе: аналогии композициям пазырыкской культуры в ахеменидской традиции искусства Древнего Ирана, в отличие от тувинских изображений. Выделяются на основе классификаций относительные периоды развития звериного стиля ранних кочевников на исследуемых территориях. Багатофігурна композиція – це складна знакова система мистецтва стародавнього світу. У звіриному стилі мистецтва ранніх кочовиків цей вид зображень представлено обмеженим числом типів композиційних схем. Вивчення таких композицій Гірського Алтаю і Туви дозволяє розглянути цей вид зображень на репрезентативному матеріалі. Це надає можливість вивчення розвитку звіриного стилю даних регіонів. Стосовно до мети і завдань дослідження було розроблено класифікацію багатофігурних зображень для Гірського Алтаю і Туви, і проведено їх зіставлення, що дає можливість оцінити ступінь подібності та відмінності у проявах образотворчих особливостей звіриного стилю на території обох регіонів. Таким чином, у статті досліджується звіриний стиль Саяно-Алтаю шляхом вивчення й порівняння принципу формування знакових зображень декорованих предметів, що походять з пам’яток Південного Сибіру (Гірського Алтаю, Туви) VII-III ст. до н.е. Multifigural composition is complicated symbol system of art of antic world. This form of images is represented by a limited quantity of types of composition schemes in the animal style of the art of early nomads. But the investigation of these types from Sayno-Altay region lets us to study this on the representative material. This helps to resource the animal style from these territories. The author created classifications of multifigural compositions for Pazyryk (Altay Mountains) culture and for Aldybelskaya and Saglybazhinskaya cultures of the Scythian time (Tuva Region). These classifications were compared, that gave possibility to understand difference and similarity of variants of art style from these archeological cultures. Thus, this article is devoted to study animal style, as the study of principles of shaping the symbol images by decorated artifacts came from antiquities of South Siberia by VII-III centuries BC. 2010 Article Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая / И.В. Рукавишникова // Археологический альманах. — 2010. — № 21. — С. 287-319. — Бібліогр.: 58 назв. — рос. 2306-6164 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/70519 ru Археологический альманах Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description Статья посвящена звериному стилю раннего железного века, скифского времени. В статье рассматривается метод изучения развития художественного стиля древнего искусства через системное изучение многофигурных композиций. Исследуются изображения кочевых культур Саяно-Алтая, украшающих предметы вооружения, украшений, узды, предметов быта. Сравниваются классификации многофигурных композиций пазырыкской культуры, с одной, и алдыбельской и саглыбажинской-уюкской культур Тувы с другой стороны. Классификации анализируются хронологически, а также сравниваются по составу звериных образов, по материалу предметов, по частоте встречаемости разных типов композиции. Доказывается универсальность подхода для изучения вариантов звериного стиля евразийских степей. Выделяются сходства в классификациях и их различия, в том числе: аналогии композициям пазырыкской культуры в ахеменидской традиции искусства Древнего Ирана, в отличие от тувинских изображений. Выделяются на основе классификаций относительные периоды развития звериного стиля ранних кочевников на исследуемых территориях.
format Article
author Рукавишникова, И.В.
spellingShingle Рукавишникова, И.В.
Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
Археологический альманах
author_facet Рукавишникова, И.В.
author_sort Рукавишникова, И.В.
title Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
title_short Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
title_full Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
title_fullStr Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
title_full_unstemmed Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая
title_sort возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля саяно-алтая
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 2010
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/70519
citation_txt Возможности изучения композиций звериного стиля раннего железного века как археологического источника на примере звериного стиля Саяно-Алтая / И.В. Рукавишникова // Археологический альманах. — 2010. — № 21. — С. 287-319. — Бібліогр.: 58 назв. — рос.
series Археологический альманах
work_keys_str_mv AT rukavišnikovaiv vozmožnostiizučeniâkompozicijzverinogostilârannegoželeznogovekakakarheologičeskogoistočnikanaprimerezverinogostilâsaânoaltaâ
first_indexed 2023-10-18T18:58:43Z
last_indexed 2023-10-18T18:58:43Z
_version_ 1796145674869276672