О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа
Предложены подход и методика расчета управляющего струйного препятствия сверхзвуковому потоку в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа при впрыске в пристеночный слой окислительного компонента топлива через выдвигаемый в поток твердый интерцептор. Рассмотрены принципиальные схемы од...
Gespeichert in:
Datum: | 2008 |
---|---|
1. Verfasser: | |
Format: | Artikel |
Sprache: | Russian |
Veröffentlicht: |
Інститут технічної механіки НАН України і НКА України
2008
|
Schriftenreihe: | Техническая механика |
Online Zugang: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88046 |
Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Zitieren: | О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа / Г.Н. Коваленко // Техническая механика. — 2008. — № 1. — С. 108-114. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-88046 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-880462015-11-08T03:02:01Z О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа Коваленко, Г.Н. Предложены подход и методика расчета управляющего струйного препятствия сверхзвуковому потоку в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа при впрыске в пристеночный слой окислительного компонента топлива через выдвигаемый в поток твердый интерцептор. Рассмотрены принципиальные схемы одноточечного и многоточечного управляющих воздействий интерцепторного устройства на сверхзвуковой поток сопла с целью регулирования его вектора тяги. The approach and calculation procedure of control jet obstacle to a supersonic stream in a nozzle of the liquid-propellant rocket engine with ring blowing of the exhaust turbine gas at injection of a fuel oxidizing component to a wall layer through a rigid interceptor are proposed. Basic schemes of one- and multi-point control actions of the interceptor onto a supersonic stream of a nozzle with the purpose of its traction vector adjustment are considered. 2008 Article О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа / Г.Н. Коваленко // Техническая механика. — 2008. — № 1. — С. 108-114. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 1561-9184 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88046 621.45:533.6.013 ru Техническая механика Інститут технічної механіки НАН України і НКА України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Russian |
description |
Предложены подход и методика расчета управляющего струйного препятствия сверхзвуковому потоку в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа при впрыске в пристеночный слой окислительного компонента топлива через выдвигаемый в поток твердый интерцептор. Рассмотрены принципиальные схемы одноточечного и многоточечного управляющих воздействий интерцепторного устройства на сверхзвуковой поток сопла с целью регулирования его вектора тяги. |
format |
Article |
author |
Коваленко, Г.Н. |
spellingShingle |
Коваленко, Г.Н. О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа Техническая механика |
author_facet |
Коваленко, Г.Н. |
author_sort |
Коваленко, Г.Н. |
title |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
title_short |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
title_full |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
title_fullStr |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
title_full_unstemmed |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
title_sort |
о форме управляющего струйного интерцептора в сопле жрд с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа |
publisher |
Інститут технічної механіки НАН України і НКА України |
publishDate |
2008 |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88046 |
citation_txt |
О форме управляющего струйного интерцептора в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа / Г.Н. Коваленко // Техническая механика. — 2008. — № 1. — С. 108-114. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
series |
Техническая механика |
work_keys_str_mv |
AT kovalenkogn oformeupravlâûŝegostrujnogointerceptoravsopležrdskolʹcevymvduvomvyhlopnogoturbinnogogaza |
first_indexed |
2025-07-06T15:44:54Z |
last_indexed |
2025-07-06T15:44:54Z |
_version_ |
1836912942997569536 |
fulltext |
108
УДК 621.45:533.6.013
Г.Н. КОВАЛЕНКО
О ФОРМЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО СТРУЙНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ В СОПЛЕ
ЖРД С КОЛЬЦЕВЫМ ВДУВОМ ВЫХЛОПНОГО ТУРБИННОГО ГАЗА
Предложены подход и методика расчета управляющего струйного препятствия сверхзвуковому по-
току в сопле ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа при впрыске в пристеночный слой
окислительного компонента топлива через выдвигаемый в поток твердый интерцептор. Рассмотрены
принципиальные схемы одноточечного и многоточечного управляющих воздействий интерцепторного
устройства на сверхзвуковой поток сопла с целью регулирования его вектора тяги.
The approach and calculation procedure of control jet obstacle to a supersonic stream in a nozzle of the liq-
uid-propellant rocket engine with ring blowing of the exhaust turbine gas at injection of a fuel oxidizing compo-
nent to a wall layer through a rigid interceptor are proposed. Basic schemes of one- and multi-point control ac-
tions of the interceptor onto a supersonic stream of a nozzle with the purpose of its traction vector adjustment are
considered.
Для регулирования вектора тяги ракетных двигателей большой интерес
представляют газодинамические системы, основанные на выдвижении в
сверхзвуковой поток твердого интерцептора с впрыском через него жидкого
компонента топлива. Впрыск жидкости через интерцепторы и ее двойное ис-
пользование, а именно, для тепловой защиты интерцептора и для создания
боковых усилий, управляющих вектором тяги сопла, позволяет создать рабо-
тоспособную конструкцию интерцептора, выполненного из широко применя-
емой конструкционной жаропрочной стали, и высокоэкономичную систему
регулирования вектора тяги, обладающую высокими и стабильными динами-
ческими и статическими характеристиками [1 – 3]. Особый интерес и преиму-
щества имеют описанные системы впрыска при регулировании вектора тяги
ЖРД со вдувом выхлопного турбинного газа в сверхзвуковую часть сопла.
Создаваемое интерцепторным узлом впрыска боковое усилие, управляю-
щее вектором тяги, представляют [1] в виде двух составляющих: жидкоструй-
ной и твердого интерцептора. Оптимальное соотношение вкладов каждой со-
ставляющей и рациональная организация процесса впрыска окислителя могут
повысить энергомассовые и конструктивные характеристики системы регу-
лирования вектора тяги [3]. Известные интерцепторные узлы впрыска, успеш-
но прошедшие огневые испытания в камере ЖРД и описанные в [1, 4], создава-
ли такие условия для распыла, испарения и сгорания жидкости, чтобы форми-
ровалось трехмерное управляющее препятствие максимальных размеров.
Рабочие процессы при впрыске жидкости через интерцепторы в пристеноч-
ный слой выхлопного турбинного газа и вся система регулирования вектора тяги
[2, 3] имеют свои особенности и существенно отличаются от исследованных ра-
нее. Исследование упомянутых особенностей по организации процессов в сопле
и по определению параметров струйного интерцепторного устройства с впрыс-
ком окислительного компонента топлива являются целью настоящей работы.
Из общего анализа следует, что эффективность и параметры упомянутых
составляющих интерцепторной системы впрыска в сильной степени зависят
от энергомассовых эквивалентов двигательной установки и от величин сред-
нетраекторных управляющих усилий [1 – 3, 5]. При малых среднетраектор-
ных управляющих усилиях òðñðóÐ , характерных для двигателей верхних
ступеней ракет, доля системы впрыска в создании максимальных управляю-
щих усилий возрастает. Твердый интерцептор при этом выполняется малых
размеров, следовательно, имеем небольшую массу конструкции интерцепто-
Техн. механика. – 2008. – № 1. Г.Н.Коваленко, 2008
109
ра и его привода. Эквивалентная (суммарная) масса системы управления векто-
ром тяги ЖРД с увеличением доли жидкостной составляющей в создании управ-
ляющих усилий возрастает сравнительно мало, так как рабочее тело расходуется,
главным образом, на создание максимальных управляющих усилий, которые
требуются кратковременно [5].
Особенностью процессов термогазодинамического регулирования векто-
ра тяги ЖРД с кольцевым вдувом выхлопного турбинного газа (рис. 1) явля-
ется то, что газовый поток камеры 1, истекающий из сопла 2, имеет двух-
слойную структуру за коллектором 3 кольцевого вдува отработанного на
турбине 4 газа, вырабатываемого в газогенераторе 5, при этом в пристеноч-
ном слое газа 3ПС имеем по сравнению с основным потоком сопла 2ОП
большой избыток горючего компонента, в связи с чем для впрыскиваемого
через интерцепторный узел 6 окислительного компонента топлива «О» резко
улучшаются условия для химического взаимодействия его с набегающим по-
током. В результате этого повышается эффективность создания жидкостной
составляющей управляющего бокового усилия. Интерцептор 7, снабженный
приводом 8, выполняется с минимальными размерами, достаточными для
организации впрыска жидкости в сопло и для создания части среднетра-
екторного управляющего усилия. Первостепенной задачей интерцептора ста-
новится обеспечение формирования развитой области смешения впрыскива-
емого окислителя с пристеночным слоем 3ПС генераторного газа ГГ.
Рис. 1
Из этого следует, что высота интерцептора над обтекаемой поверхностью
должна выбираться в пределах толщины пристеночного слоя, впрыск через
интерцептор окислительного компонента топлива, процессы распыла, испаре-
ния и сгорания жидкости должны протекать в тонком пристеночном слое.
Для обеспечения такого режима взаимодействия двухслойного набегаю-
щего потока газа и вторичного потока жидкости «О» необходимо на форсун-
ках 9 создать перепад давления, достаточный для проникновения жидкости в
110
поперечное сечение сопла. При этом для достижения большой глубины про-
никновения жидкости в поток оси боковых форсунок впрыска целесообразно
направить под небольшим углом ( вп < 15о) навстречу набегающему потоку
[6]. Учитывая относительно малую долю бокового усилия, создаваемого
твердым интерцептором, а также рекомендованные выше параметры впрыска
жидкости, интерцептор целесообразно выполнять с двухпозиционным поло-
жением; нулевое II-Н – утоплен заподлицо в стенку; рабочее II-Р – макси-
мально выдвинут в поток (рис. 1). При этом достигается простота конструк-
ции и функциональной схемы интерцепторного узла впрыска.
При описанном впрыске жидкости струйно-интерцепторное препятствие
на пути набегающего сверхзвукового потока (рис. 2) имеет форму тела 10
сложной структуры и конфигурации, примыкающего вдоль сопла 2 к обтекае-
мой поверхности, полупроницаемого для набегающего потока. Конфигурация
и размеры этого препятствия в меньшей мере зависят от размеров выдвигаемой
части твердого интерцептора 7, а больше всего от боковых размеров ô и про-
тяженности ñòðâ факела распыла впрыскиваемой жидкости (рис. 2 – I).
Передняя зона факела распыла жидкости ЗП вместе с твердым интерцеп-
тором 7 при одноточечной инжекции жидкости (рис. 2 – по А) практически
непроницаема для набегающего потока. Последнему приходится обтекать эту
зону подобно обтеканию твердого препятствия.
Рис. 2
За передней зоной факел распыла жидкости расширяется и может стано-
виться полупроницаемым для набегающего потока; в этой области реализу-
ется сложное течение двухфазного потока с интенсивным испарением и вы-
горанием впрыскиваемой жидкости. Скорость испарения и выгорания впрыс-
киваемой жидкости можно характеризовать мощностью источников массы и
111
тепла, расположенных в объеме неадиабатического течения за сечением
впрыска вниз по потоку сопла. Следовательно, при боковом распыливании
жидкости в пристеночном слое вдуваемого газа передняя зона факела и ниже
по потоку зона массотеплоподвода в поперечном сечении могут быть пред-
ставлены в форме прямоугольника, скругленного по бокам. По мере удале-
ния от сечения впрыска форма прямоугольника размывается, размеры попе-
речного сечения и его газовая проницаемость зависят от изменения мощно-
сти источников массы т и тепла q . Для реальных условий (впрыск окисли-
тельного компонента топлива в поток высокотемпературного восстанови-
тельного газа) зону тепломассоподвода в продольном сечении сопла можно
принять с максимальной мощностью источников в области впрыска жидко-
сти и снижающейся до нуля у среза сопла.
При одноточечном впрыске жидкости через круглый интерцептор диа-
метром èíd ширина струйного препятствия ïðñòðâ (рис. 2 – по А) определя-
ется глубиной бокового проникновения струи ñòðâ , так что
èíñòðïðñòð dââ 2 .
Пренебрегая влиянием стенки сопла на параметры взаимодействия струи
с набегающим потоком, величину ñòðâ можно определить, используя уравне-
ние, полученное в [7] для глубины проникновения боковой струи в свободное
пространство над поверхностью, обтекаемой сверхзвуковым потоком
6250250 ,
âïoâï
0,625
æ
,
âïñòð // ppMDqMDâ ,
здесь âïD – диаметр отверстия впрыска, q ж и âïîp – относительный ско-
ростной напор и давление впрыскиваемой жидкости, Ì , ð – число Маха
и статическое давление набегающего потока.
Высоту твердого интерцептора èíòh можно принять равной толщине
слоя выхлопного газа ãâûõ , зависящей от соотношения расходов и парамет-
ров основного и вдуваемого потоков в месте впрыска жидкости
âäâä
âäñ
ãâûõèíò
4 W
W
ò
òD
h
,
здесь т вд и т – расходы вдуваемого и основного потоков через сопло; âä ,
âäW , , W – плотности и скорости вдуваемого и основного потока сопла
в сечении сопла с диаметром cD , в котором выполнялся впрыск жидкости.
Поперечные размеры факела распыла единичной струи жидкости по вы-
соте ô интерцепторного препятствия определяются динамикой разрушения
струи и распыливания жидкости, в данном случае для расчетных оценок ис-
пользуется эмпирическая зависимость, полученная в [7],
1330
72
,
âïîâïô /, ððD .
Остается определить место расположения инжектирующего отверстия на
выступающей части твердого интерцептора. Следует заметить, что при вдуве
112
газа через аналогичный интерцептор навстречу набегающему потоку реко-
мендуется [8] инжектирующие отверстия располагать ближе к обтекаемой
поверхности, при этом создаются большая отрывная область и большие бо-
ковые силы, управляющие вектором тяги. В рассматриваемом случае впрыс-
ка жидкости картина взаимодействия потоков существенно отличается от
упомянутой в [8], поэтому рекомендации могут быть приняты только для
впрыска в переднюю отрывную область.
Для расположения форсунок впрыска на боковой поверхности интерцептора
необходимо определить оптимальное сочетание параметров èíòh , ô , ãâûõ ,
ñòðâ , âïD с учетом количества îòân отверстий впрыска. Если ãâûõèíòô h ,
то отверстия впрыска следует выполнять на удалении от стенки сопла, равном
1330
35150
,
âïîâïôèíòîòâ /,, ððDh ;
если ôãâûõèíò 2h , то целесообразно выполнять по высоте интерцепто-
ра два ряда отверстий впрыска и т.д.
Протяженность ñòðâ и поперечные размеры ô факела распыла жидко-
сти зависят от угла наклона èíâï отверстий впрыска к вектору скорости
набегающего потока, слияние которого можно учесть коэффициентом Ê ,
тогда
KððÌDâ 1
6250,
âïîâïñòð // ,
KððD 172
1330,
âïîâïô /, .
Для увеличения протяженности и ширины факела распыла единичной
струи боковые отверстия впрыска в данном случае следует выполнять под
небольшим углом 15èíòâï навстречу набегающему потоку [8, 9]. Вели-
чина К(α) определяется экспериментально и в первом приближении оценива-
ется равной ~ 0,05.
В реальных конструкциях газодинамических систем регулирования век-
тора тяги применяют многоточечную инжекцию в сопло газа или жидкости,
т.е. в каждой четверти сопла устанавливают в секторе сопла âï 30 не-
сколько инжекторов ...,,,èíæ 432n . Тогда протяженность лобового
струйного препятствия при впрыске окислителя в пристеночный слой сопла
ЖРД будет равна
öñòðñòðèíæöèíæñòðñòðèíæ
n
ïðñòð dâKndnâKnâ ZZ 2112 ,
где ñòðZK – коэффициент совмещения факелов распыливания впрыскивае-
мых струй.
Известно, что в процессе проникновения боковой струи в набегающий
сверхзвуковой поток образуется факел распыливания жидкости с неравномер-
ной концентрацией газа по длине и в поперечном сечении факела [10 – 12].
Граничная линия факела распыла жидкости ГФ по длине факела (координа-
та Х) описывается в [10] логарифмической зависимостью (рис. 2 – линия ГФ), в
других работах – кривой, близкой к параболе, в частности в [11] предложено
113
2300414073 ,,
æâï ,/ XqDZ .
Форму струйного факела распыла в поперечном сечении представляют
[11, 12] в виде эллипса, усеченного со стороны обтекаемой поверхности с
большей вертикальной осью. Из анализа физической картины процессов и
экспериментальных данных [10 – 12] форму упомянутого эллипса в сечении
âïhX можно записать уравнением
1
50
50 2
2
2
2
âïâï
âï
,
,
D
Ó
h
hZ
.
Конфигурация и структура струйного препятствия при многоточечной
инжекции показаны на рисунке 2 – вид по Б. Известно, что граничную линию
факела распыла жидкости формируют крупные капли, однако решетка дви-
жущихся крупных капель наиболее прозрачна для набегающего потока. Учи-
тывая это, а также то, что с лобовой поверхности инжектора подается неко-
торый расход жидкости, необходимый для теплозащиты интерцептора, мож-
но считать, что на периферии факела распыла жидкости концентрация газа
будет намного большей, чем в ядре факела. С этих позиций целесообразно
несколько выровнять концентрацию газа по сечению зоны массотеплоподво-
да путем совмещения периферийных зон соседних факелов распыла жидко-
сти. Из анализа профилей концентрации капель по длине факела распыла бо-
ковых струй жидкости [11, 12] следует, что расстояние между двумя сосед-
ними интерцепторами целесообразно сократить на (10-15) %, т.е. коэффици-
ент ñòðZK (0,85 0,9). В этом случае (20-30) % длины встречных факелов
будут совмещены. Конкретные значения коэффициента ñòðZK определяются
из конструктивных условий размещения интерцепторных устройств впрыска
при угле сектора впрыска âï 30о. Высота струйного препятствия мало за-
висит от количества инжекторов и может определяться с использованием со-
отношений, полученных для одноточечной инжекции.
Выводы. Описанные подход и методика расчета являются основой рас-
четно-методической базы для исследований по выбору принципиальных схем
и расчета геометрических параметров управляющего струйного препятствия
в сопле ЖРД, возникающего при интерцепторном впрыске окислительного
компонента топлива в пристеночный слой вдуваемого восстановительного
газа. Показано, что в отличие от конструкции известных интерцепторных си-
стем впрыска, для управления вектором тяги ЖРД с кольцевым вдувом вы-
хлопного турбинного газа в сверхзвуковую часть сопла следует применять
многоточечные интерцепторные устройства, обеспечивающие максимальное
проникновение впрыскиваемого компонента топлива в боковые стороны. В
результате анализа и обобщения многочисленных экспериментальных дан-
ных предложены зависимости геометрических параметров создаваемого
струйно-интерцепторного препятствия от параметров инжектирующих
устройств и параметров двухфазного газового потока сопла, приемлемые для
инженерных расчетов на этапе проектирования систем регулирования векто-
ра тяги ЖРД.
114
1. Коваленко Н.Д. Ракетный двигатель как исполнительный орган системы управления полетом ракет. –
Днепропетровск: Институт технической механики НАНУ и НКАУ, 2003. – 412 с.
2. Коваленко Н.Д., Стрельников Г.А., Коваленко Г.Н. Некоторые принципиальные схемы систем термога-
зодинамического регулирования вектора тяги жидкостных ракетных двигателей // Техническая механи-
ка.. – 2003. – № 2. – С.33 – 40.
3. Патент Україны на винахід № 71862. Рідинна ракетна двигунна установка щільного компонування з
регульованим вектором тяги / Коваленко М.Д., Стрельников Г.О., Коваленко Г.М. – Рішення 15.05.2006
за заявкою № 20031213350 від 31.12.2003 р. – Бюл. 5, 2006.
4. Коваленко Н.Д., Харитонов В.В. Исследование интерцепторов с впрыском жидкости в сверхзвуковой поток //
Прикладные вопросы аэродинамики летательных аппаратов. – 1986. – С.150 – 153.
5. Коваленко Г.Н. О формировании диаграмм управляющих усилий для управления полетом баллистических
ракет и ракет-носителей // Вестник ДНУ. Ракетно-космическая техника. – 2006. – № 7. – С.45 – 53.
6. Коваленко, Г.Н., Сироткина Н.П. Гидродинамика боковых струй, управляющих сверхзвуковым пото-
ком // Проблемы высокотемпературной техники. – Днепропетровск: ДНУ. – 2007. – С.54 – 60.
7. Колпин, Хорн, Райхенбах. Исследование проникновения струи жидкости, впрыскиваемой в сверхзвуко-
вой поток. // Ракетная техника и космонавтика. – 1968. – № 5. – С.101 – 108.
8. Коваленко Н.Д., Стрельников Г.А., Коваленко Г.Н. Взаимодействие сверхзвукового потока в сопле Ла-
валя с цилиндрическим препятствием на стенке и инжектируемым через него газом // Техническая ме-
ханика. – 2002. – № 2. – С.71 – 77.
9. Джоши, Шец. Влияние формы инжекционного отверстия на глубину и ширину проникновения струи
жидкости в поток газа // Ракетная техника и космонавтика. – 1975.– № 9. – С.12 – 14.
10. Прудников А.Г., Волынский А.С., Сагалович В.Н. Процессы смесеобразования и горения в воздушно-
реактивных двигателях. – М.: Машиностроение, 1971. – 356 с.
11. Шайхутдинов З.Г., Клеванский В.М. Распространение и смешение жидкости, впрыскиваемой в сверхз-
вуковой сносящий поток // ИВУЗ. Авиац. техника. – 1976.– № 1. – С.99 – 108.
12. Шерман, Шец. Распад жидких пленок и струй в сверхзвуковом потоке газа // Ракетная техника и космонав-
тика.– 1971. – № 4. – С.154 – 163.
Институт технической механики Получено 12.03.08,
НАН Украины и НКА Украины, в окончательном варианте 07.04.08
Днепропетровск
|