Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов

Цель работы – определение возможности использования транспортных систем с различным числом сверхпроводящих магнитов. Методы – теоретические численные. Приводятся результаты теоретических исследований пространственных колебаний экипажей электродинамической транспортной системы при их левитационном дв...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2014
Hauptverfasser: Радченко, Н.А., Звонарева, О.В., Губа, Т.Л.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут технічної механіки НАН України і НКА України 2014
Schriftenreihe:Техническая механика
Online Zugang:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88489
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов / Н.А. Радченко, О.В. Звонарева, Т.Л. Губа // Техническая механика. — 2014. — № 3. — С. 28-32. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-88489
record_format dspace
spelling irk-123456789-884892015-11-17T03:01:50Z Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов Радченко, Н.А. Звонарева, О.В. Губа, Т.Л. Цель работы – определение возможности использования транспортных систем с различным числом сверхпроводящих магнитов. Методы – теоретические численные. Приводятся результаты теоретических исследований пространственных колебаний экипажей электродинамической транспортной системы при их левитационном движении вдоль плоской путевой структуры прямолинейного и криволинейного очертания в плане в случаях, когда на донных поверхностях тележек крепится различное число сверхпроводящих магнитов, равное 32, 24 и 16, для системы с четырьмя рядами сверхпроводящих магнитов и двумя рядами прямоугольных короткозамкнутых путевых контуров. Значимость и новизна работы обусловлены возможностью использования транспортных систем с уменьшенным числом сверхпроводящих магнитов. Ціль роботи – визначення можливості використання транспортних систем з різним числом надпровідних магнітів. Методи – теоретичні, числові. Надаються результати теоретичних досліджень просторових коливань екіпажів електродинамічної транспортної системи при їх левітаційному русі вдовж плоскої шляхової структури прямолінійного і криволінійного окреслення в плані в випадках, коли на донних поверхнях візків кріпиться різна кількість надпровідних магнітів, що дорівнює 32, 24 та 16, для системи з чотирма рядами надпровідних магнітів і двома рядами прямокутних, коротко замкнутих шляхових контурів. Значимість і новизна роботи обумовлені можливістю використання транспортних систем зі зменшеним числом надпровідних магнітів. The work goal is to determine the possibility of using transport systems with a different number of super-conducting magnets. Theoretical numerical methods are employed. The results from theoretical studies of 3D vibrations of vehicles of an electrodynamic transport system are presented considering their levitation motions along a plane track structure of straight and curved contours in plan when a different number of superconducting magnets were mounted on a bottom surface of bogies equal to 32, 24 and 16 for the system with four rows of superconducting magnets and two rows of rectangle short-closed tracks contours. The importance and novelty of the study are validated by the possibility of using transport systems with a decreased number of superconducting magnets. 2014 Article Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов / Н.А. Радченко, О.В. Звонарева, Т.Л. Губа // Техническая механика. — 2014. — № 3. — С. 28-32. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 1561-9184 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88489 001.5.629.11.534.143 ru Техническая механика Інститут технічної механіки НАН України і НКА України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description Цель работы – определение возможности использования транспортных систем с различным числом сверхпроводящих магнитов. Методы – теоретические численные. Приводятся результаты теоретических исследований пространственных колебаний экипажей электродинамической транспортной системы при их левитационном движении вдоль плоской путевой структуры прямолинейного и криволинейного очертания в плане в случаях, когда на донных поверхностях тележек крепится различное число сверхпроводящих магнитов, равное 32, 24 и 16, для системы с четырьмя рядами сверхпроводящих магнитов и двумя рядами прямоугольных короткозамкнутых путевых контуров. Значимость и новизна работы обусловлены возможностью использования транспортных систем с уменьшенным числом сверхпроводящих магнитов.
format Article
author Радченко, Н.А.
Звонарева, О.В.
Губа, Т.Л.
spellingShingle Радченко, Н.А.
Звонарева, О.В.
Губа, Т.Л.
Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
Техническая механика
author_facet Радченко, Н.А.
Звонарева, О.В.
Губа, Т.Л.
author_sort Радченко, Н.А.
title Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
title_short Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
title_full Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
title_fullStr Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
title_full_unstemmed Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
title_sort устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов
publisher Інститут технічної механіки НАН України і НКА України
publishDate 2014
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88489
citation_txt Устойчивость движения и колебания экипажей электродинамических транспортных систем при различном числе сверхпроводящих магнитов / Н.А. Радченко, О.В. Звонарева, Т.Л. Губа // Техническая механика. — 2014. — № 3. — С. 28-32. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.
series Техническая механика
work_keys_str_mv AT radčenkona ustojčivostʹdviženiâikolebaniâékipažejélektrodinamičeskihtransportnyhsistemprirazličnomčislesverhprovodâŝihmagnitov
AT zvonarevaov ustojčivostʹdviženiâikolebaniâékipažejélektrodinamičeskihtransportnyhsistemprirazličnomčislesverhprovodâŝihmagnitov
AT gubatl ustojčivostʹdviženiâikolebaniâékipažejélektrodinamičeskihtransportnyhsistemprirazličnomčislesverhprovodâŝihmagnitov
first_indexed 2025-07-06T16:17:00Z
last_indexed 2025-07-06T16:17:00Z
_version_ 1836914962575917056
fulltext 28 УДК 001.5.629.11.534.143 Н.А. РАДЧЕНКО, О.В. ЗВОНАРЕВА, Т.Л. ГУБА УСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И КОЛЕБАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЧИСЛЕ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ МАГНИТОВ Цель работы – определение возможности использования транспортных систем с различным числом сверхпроводящих магнитов. Методы – теоретические численные. Приводятся результаты теоретических исследований пространственных колебаний экипажей электродинамической транспортной системы при их левитационном движении вдоль плоской путевой структуры прямолинейного и криволинейного очер- тания в плане в случаях, когда на донных поверхностях тележек крепится различное число сверхпроводя- щих магнитов, равное 32, 24 и 16, для системы с четырьмя рядами сверхпроводящих магнитов и двумя рядами прямоугольных короткозамкнутых путевых контуров. Значимость и новизна работы обусловлены возможностью использования транспортных систем с уменьшенным числом сверхпроводящих магнитов. Ціль роботи – визначення можливості використання транспортних систем з різним числом надпро- відних магнітів. Методи – теоретичні, числові. Надаються результати теоретичних досліджень просторо- вих коливань екіпажів електродинамічної транспортної системи при їх левітаційному русі вдовж плоскої шляхової структури прямолінійного і криволінійного окреслення в плані в випадках, коли на донних поверхнях візків кріпиться різна кількість надпровідних магнітів, що дорівнює 32, 24 та 16, для системи з чотирма рядами надпровідних магнітів і двома рядами прямокутних, коротко замкнутих шляхових конту- рів. Значимість і новизна роботи обумовлені можливістю використання транспортних систем зі зменше- ним числом надпровідних магнітів. The work goal is to determine the possibility of using transport systems with a different number of super- conducting magnets. Theoretical numerical methods are employed. The results from theoretical studies of 3D vibrations of vehicles of an electrodynamic transport system are presented considering their levitation motions along a plane track structure of straight and curved contours in plan when a different number of superconducting magnets were mounted on a bottom surface of bogies equal to 32, 24 and 16 for the system with four rows of superconducting magnets and two rows of rectangle short-closed tracks contours. The importance and novelty of the study are validated by the possibility of using transport systems with a decreased number of superconducting magnets. В рассмотренной ранее [1] электродинамической транспортной системе с плоской структурой и двумя полосами путевых контуров предполагается, что на тележках экипажей крепятся по шестнадцать сверхпроводящих магни- тов (по восемь на каждой из полос путевых контуров). Это количество маг- нитов, размещенных в виде четырех полос, является, по мнению авторов, оправданным из условия безопасности движения экипажа при аварийных ре- жимах, обусловленных полным или частичным обесточиванием сверхпрово- дящих магнитов, нагруженности путевой структуры от действия сверхпрово- дящих магнитов, устойчивости невозмущенного левитационного движения экипажа в прямолинейных и криволинейных участках путевой структуры. Эта система запатентована в Украине, внесена в базу данных НАН Украины как одна из перспективных конструкций. Целесообразно провести исследо- вания возможностей использования такой транспортной системы с умень- шенным числом сверхпроводящих магнитов, равным восьми или двенадцати (варианты А1 и А2), по сравнению с шестнадцатью на одну тележку. Для вариантов А1 и А2 транспортных систем размеры соленоидов сверх- проводящих магнитов в каждой из четырех их полос принимались рацио- нальными и равными в продольном и поперечном направлениях 1,2 и 0,25 м при поперечном зазоре между ними 0,16 м в каждой из двух пар полос, раз- несенных в продольном (вариант А1) и поперечном направлениях по краям тележек. Продольные и поперечные размеры путевых контуров прямоуголь- ного очертания приняты равными 1,0 и 0,5 м. Остальные основные параметры экипажа были приняты следующими:  Н.А. Радченко, О.В. Звонарева, Т.Л. Губа, 2014 Техн. механика. – 2014. – № 3. 29 масса кузова – 25 т; масса каждой из двух тележек – 3,75 т; тележки опира- ются на кузов посредством восьми упруго-диссипативных элементов, жест- кости которых приняты по 200 кН/м; коэффициент вязкого сопротивления – 20 кН/м. Путевая структура принята следующего очертания в плане: прямо- линейный участок длиной 300 м; входная переходная кривая длиной 500 м; круговая кривая радиусом 8000 м с углом поперечного наклона ее поверхно- сти к горизонтальной плоскости в сторону центра кривизны 0,1 рад и длиной 150 м; выходная переходная кривая 400 м и прямая 250 м. Углы наклона по- верхности путевой структуры к горизонтальной плоскости в переходных кривых принимались пропорциональными кривизне пути, которая изменя- лась по синусоидальной зависимости [1, 2] от нулевого значения до значения, равного кривизне пути в круговой кривой. Уравнения состояния транспортной системы: движущийся экипаж и из- менение токов в токопроводящих контурах путевой структуры будем описы- вать с помощью уравнений Лагранжа II-го рода, которые можно представить в виде: N)1,2,...,(v ,  vqvqvqv QD (1) и уравнений токов, которые в матричном виде имеют вид: frI dt dI L  , (2) где );,( ; ; ; sLv v qv v qv vv qv FFfQ q qq T q T dt d D                (3) vQ – обобщенные силы, являющиеся функцией электродинамических сил sL FF , , действующих на экипаж в поперечных, вертикальных плоскостях вдоль нормалей и касательных к поверхностям сверхпроводящих магнитов; N – число степеней свободы; ikLL  – матрица коэффициентов самоиндук- ции ( ki  ) и взаимоиндукции ( ki  ) путевых контуров; r – активное со- противление путевого контура, I – вектор-столбец токов ki в k-х путевых контурах, f – вектор э.д.с. kf , наводимых экипажными сверхпроводящими магнитами в k-х путевых контурах. В выражениях (1), (2), (3): vqvqvqv QD ,,,  – дифференциальные опера- торы и обобщенные силы, соответствующие обобщенным координатам  , T, ;vq – кинетическая, потенциальная энергия и функция рассеяния си- стемы; SL FF , – нормальные и касательные электродинамические силы взаи- модействия сверхпроводящих магнитов и путевых контуров, определяемые в соответствии с [1]. Величины fk определяются из выражения: 30      n m kmc mk t M if 1 , (4) где kmM – коэффициенты взаимоиндукции между m-м сверхпроводящим магнитом и k-м контуром; n – число поездных сверхпроводящих магнитов; c mi – ток в m-м сверхпроводящем магните. Электродинамические силы взаимодействия сверхпроводящих магнитов с путевыми контурами FLm, smF вдоль нормали и касательной к поверхно- стям в поперечной плоскости определяются из выражений:           p k m k c msm p k m km k c mLm M iiF M iiF 1 1 , ; (5) где Δm и m – значения смещений зазоров, т. е. смещений m-ых сверхпрово- дящих магнитов относительно контуров путевой структуры в вертикальном и поперечном направлениях; р – число учитываемых контуров. Решения дифференциальных систем уравнений вида (1), (2) получены с помощью метода Адамса–Башфорта. Результаты решения для варианта А1 (восемь сверхпроводящих магнитов) приведены на графиках зависимостей линейных и угловых перемещений кузова и тележек, ускорений кузова в вер- тикальном z и поперечном y направлениях и левитационных зазоров под сверхпроводящими магнитами от пройденного пути на рис. 1, 2 при скорости левитационного движения экипажа 100 м/с. На рисунке 1 отображены зависимости вертикальных перемещений z (а), углов галопирования φ (б), бокового относа y (в) и боковой качки ϴ (г) кузо- ва (3) и тележек (1, 2); на рисунке 2 – зависимости поперечных δj (а) и верти- кальных Δj (б) перемещений j–ых ( j = 1, 2, 7, 8) магнитов, углов виляния ψ (в) кузова (3) и тележек (1, 2), ускорений кузова (г) от пройденного пути для скорости 100 м/с. Как видно из приведенных графиков, движение экипажа устойчиво в рассматриваемом диапазоне скоростей как в прямолинейных, так и в криволинейных участках путевой структуры, перемещения твердых тел системы (кузова и тележек) небольшие и значения левитационных зазоров и ускорений кузова приемлемы. При скорости 30 м/с, как и при скорости 100 м/с, левитационное движение экипажа устойчиво. Однако максимальные значения ускорений кузова в вертикальном направлении существенно боль- ше при скорости 30 м/с по сравнению с ускорением для скорости 100 м/с (0,25 м/с2 по сравнению с 0,1 м/с2). Для варианта А2 (двенадцать сверхпроводящих магнитов, приходящихся на одну тележку) получены аналогичные результаты. Однако, если для сверхпроводящих магнитов варианта А1 значение намагничивающих сил в соленоидах получено равным 7,05105 ампер-витков, то для соленоидов вари- анта А2 – 5,8 · 105 ампер-витков. 31 Рис. 1 В случае, если принять размеры соленоидов сверхпроводящих магнитов соответственно равными в продольном и поперечном направлениях 1,2 и 0,4 м с поперечным зазором между ними для каждой их пары 0,1 м, а про- дольные и поперечные размеры путевых контуров 1,0 и 0,4 м при разрежен- ном их расположении вдоль путевой структуры с продольным зазором между контурами 1,1 м в диапазоне скоростей 30 и 100 м/с, также имеет место устойчивое левитационное движение в прямолинейных и криволинейных участках пути для экипажей конструктивных схем транспортных систем, со- ответствующих вариантам А1 и А2, также как и небольшие значения пере- мещений твердых тел систем и левитационных зазоров при значениях намаг- ничивающих сил в соленоидах 7,02 · 105 и 6,7 · 105 ампер-витков. Однако значения вертикальных ускорений кузова при скорости 30 м/с значительно больше нормативных из условий комфорта пассажиров и их экстремальные значения составляют соответственно 2,5 и 1,2 м/с2 для вариантов А1 и А2. 32 Рис. 2 Таким образом, для транспортной системы с четырьмя полосами сверх- проводящих магнитов и двумя полосами путевых контуров при рациональ- ном выборе основных параметров может быть обеспечено устойчивое леви- тационное движение экипажа в прямолинейных и криволинейных участках путевой структуры при установке на каждой тележке 16, 12 и 8 сверхпрово- дящих магнитов. 1. Дзензерский В. А. Динамика экипажей нетрадиционных конструкций на сверхпроводящих магнитах / В. А. Дзензерский, Н. А. Радченко, В. В. Малый. – Днепропетровск : Арт-Пресс, 2011. – 248 с. 2. Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь / Г. М. Шахунянц. – М. : Транспорт, 1969. – 336 с. Институт транспортных систем Получено 17.02.14, и технологий в окончательном варианте 25.10.14 Национальной академии наук Украины «Трансмаг», Днепропетровск