Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя

Сообщаются результаты разработки и исследования бифункциональной системы управления вектором тяги маршевого жидкостного ракетного двигателя верхних перспективных ступеней ракет-носителей типа «Циклон-4М», позволяющей в несколько раз расширить диапазон регулирования вектора тяги и функциональные возм...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2015
Автори: Коваленко, Т.А., Сироткина, Н.П., Коваленко, Н.Д.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут технічної механіки НАН України і НКА України 2015
Назва видання:Техническая механика
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88518
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя / Т.А. Коваленко, Н.П. Сироткина, Н.Д. Коваленко // Техническая механика. — 2015. — № 1. — С. 42-54. — Бібліогр.: 13 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-88518
record_format dspace
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description Сообщаются результаты разработки и исследования бифункциональной системы управления вектором тяги маршевого жидкостного ракетного двигателя верхних перспективных ступеней ракет-носителей типа «Циклон-4М», позволяющей в несколько раз расширить диапазон регулирования вектора тяги и функциональные возможности системы при сохранении высоких статических, динамических и габаритно-массовых характеристик исполнительных органов ситемы управления полетом летательного аппарата, расширить область устойчивости режимов стабилизации полета, повысить надежность работы и уменьшить энергозатраты на управление траекторией полета летательного аппарата; система основана на совместном использовании механической (качание двигателя, установленного в карданном подвесе) и газодинамической (выдвижение в сверхзвуковой поток сопла твердого интерцептора с впрыском через него компонента топлива) систем регулирования вектора тяги; сравниваются динамические качества и управляемость полетом ступени ракеты-носителя при использовании автономно и в совокупности упомянутых механической и газодинамической систем управления вектором тяги; определены рациональные режимы работы каждого типа системы регулирования вектора тяги при их совместном функционировании.
format Article
author Коваленко, Т.А.
Сироткина, Н.П.
Коваленко, Н.Д.
spellingShingle Коваленко, Т.А.
Сироткина, Н.П.
Коваленко, Н.Д.
Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
Техническая механика
author_facet Коваленко, Т.А.
Сироткина, Н.П.
Коваленко, Н.Д.
author_sort Коваленко, Т.А.
title Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
title_short Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
title_full Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
title_fullStr Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
title_full_unstemmed Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
title_sort бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя
publisher Інститут технічної механіки НАН України і НКА України
publishDate 2015
url http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88518
citation_txt Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя / Т.А. Коваленко, Н.П. Сироткина, Н.Д. Коваленко // Техническая механика. — 2015. — № 1. — С. 42-54. — Бібліогр.: 13 назв. — рос.
series Техническая механика
work_keys_str_mv AT kovalenkota bifunkcionalʹnaâsistemaupravleniâvektoromtâgidvigatelâkosmičeskojstupeniraketynositelâ
AT sirotkinanp bifunkcionalʹnaâsistemaupravleniâvektoromtâgidvigatelâkosmičeskojstupeniraketynositelâ
AT kovalenkond bifunkcionalʹnaâsistemaupravleniâvektoromtâgidvigatelâkosmičeskojstupeniraketynositelâ
first_indexed 2023-10-18T19:37:52Z
last_indexed 2023-10-18T19:37:52Z
_version_ 1796147484413657088
spelling irk-123456789-885182015-11-17T03:02:28Z Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя Коваленко, Т.А. Сироткина, Н.П. Коваленко, Н.Д. Сообщаются результаты разработки и исследования бифункциональной системы управления вектором тяги маршевого жидкостного ракетного двигателя верхних перспективных ступеней ракет-носителей типа «Циклон-4М», позволяющей в несколько раз расширить диапазон регулирования вектора тяги и функциональные возможности системы при сохранении высоких статических, динамических и габаритно-массовых характеристик исполнительных органов ситемы управления полетом летательного аппарата, расширить область устойчивости режимов стабилизации полета, повысить надежность работы и уменьшить энергозатраты на управление траекторией полета летательного аппарата; система основана на совместном использовании механической (качание двигателя, установленного в карданном подвесе) и газодинамической (выдвижение в сверхзвуковой поток сопла твердого интерцептора с впрыском через него компонента топлива) систем регулирования вектора тяги; сравниваются динамические качества и управляемость полетом ступени ракеты-носителя при использовании автономно и в совокупности упомянутых механической и газодинамической систем управления вектором тяги; определены рациональные режимы работы каждого типа системы регулирования вектора тяги при их совместном функционировании. Повідомляються результати розробки і дослідження біфункціональної системи управління вектором тяги маршевого рідинного ракетного двигуна верхніх перспективних ступенів ракет-носіїв типа «Циклон-4М», що дозволяє у декілька разів розширити діапазон регулювання вектора тяги і функціональні можливості системи при збереженні високих статичних, динамічних та габаритно-масових характеристик виконавчих органів системи управління польотом літального апарату, розширити область стійкості режимів стабілізації польоту, повисити надійність роботи та зменшити енергозатрати на управління траекторією польоту літального апарату; система заснована на спільному використанні механічної (хитання двигуна, встановленого в карданному підвісі) і газодинамічної (висунення в надзвуковий потік сопла твердого інтерцептора з вприскуванням через нього компонента палива) систем регулювання вектора тяги; порівнюються динамічні якості і керованість польотом ступеня ракети-носія при використанні автономно і в сукупності згаданих механічної і газодинамічної систем управління вектором тяги; визначені раціональні режими роботи кожного типа системи регулювання вектора тяги при їх спільному функціонуванні. The results of the development and research of a bifunctional thrust-vector control system of the liquid rocket cruise engine for advanced upper stages of the Cyclon-4M type launch vehicle are reported to extend the capabilities of thrust-vector control in several times and functional system capabilities in retaining high static, dynamic and overall-mass characteristics of actuator devices for the flight control system of a flight vehicle, to improve the stability of conditions of the flight stabilization and an operational reliability and to decrease power consumption for the flight vehicle trajectory control. The system is based on a simultaneous use of mechanic (gimbal engine swinging) and gas dynamic (a solid plug-type spoiler in supersonic flow for propellant injection) systems. Dynamic qualities and the flight control of the launch vehicle stage are compared under autonomous conditions and in combination with the abovementioned mechanical and gas dynamical systems of the thrust-vector control. Rational operational conditions for every type of the thrust-vector control system are determined in their simultaneous operation. Physical bases for creating controlled forces and the results of calculations of static and dynamic (controlled) characteristics of every system are presented. 2015 Article Бифункциональная система управления вектором тяги двигателя космической ступени ракеты-носителя / Т.А. Коваленко, Н.П. Сироткина, Н.Д. Коваленко // Техническая механика. — 2015. — № 1. — С. 42-54. — Бібліогр.: 13 назв. — рос. 1561-9184 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/88518 629.78.533.6.013:621.45 ru Техническая механика Інститут технічної механіки НАН України і НКА України