Движущие силы нежелательных реформ: уроки украинского переходного периода
В работе исследуются политико-экономические механизмы, ведущие к экономическим реформам, даже если государство ”захвачено” искателями ренты, как это было с Украиной в 1990-е годы. Мы доказываем, что поиск ренты может быть устойчивым в течение длительного времени явлением, только если участников проц...
Збережено в:
Дата: | 2010 |
---|---|
Автори: | , , , , , |
Формат: | Стаття |
Мова: | Russian |
Опубліковано: |
Iнститут соціології НАН України
2010
|
Назва видання: | Социология: теория, методы, маркетинг |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/90004 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Движущие силы нежелательных реформ: уроки украинского переходного периода / В. Дубровский, Я. Ширмер, У. Грейвс-Третий, Е. Головаха, А, Гарань, Р. Павленко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 1. — С. 56–72. — Бібліогр.: 29 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | В работе исследуются политико-экономические механизмы, ведущие к экономическим реформам, даже если государство ”захвачено” искателями ренты, как это было с Украиной в 1990-е годы. Мы доказываем, что поиск ренты может быть устойчивым в течение длительного времени явлением, только если участников процесса принудительно координирует авторитарный арбитр — если только социальный капитал не окажется довольно мощным, чтобы самостоятельно решить проблемы координации. Такое построение взаимосвязано с человеческой пассивностью и неспособностью постичь преимущества рыночной координации на основе прав частной собственности.
Пока не произойдет такой смены общественного сознания, когда уже возникшие рыночные институции начнут вытеснять структуры, связанные с поиском ренты, ослабление авторитарного контроля и координации в результате технического и общественного прогресса будут оставаться главным долгосрочным фактором реформ. Хотя подобное ослабление не только не может остановить поиск ренты, но даже способно облегчить его, недостаток контроля делает его неустойчивым и, в конечном счете, требует замены принудительной координации рыночной на основании общей защиты прав собственности. С другой стороны,чем дольше продолжается эта стадия, тем более сильными становятся про межуточные (нередко неофициальные и даже незаконные) социальные структуры и практики поиска ренты, подпитываемые поступлениями из неконтролируемых ее источников и способные в дальнейшем препятствовать установлению рыночного порядка. За счет этого механизма рыночные реформы могут происходить при отсутствии как “альтруистского” реформистского правительства, так и соответствующих групп интересов. |
---|