Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения
В статье рассматривается необходимость формализации социологических теорий. Формализация нужна для проверки теорий, то есть выяснения их соответствия данным исследований, а следовательно, адекватности описания или объяснения социальной реальности. Теория определяется как набор концептов, которые мож...
Збережено в:
Дата: | 2010 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Russian |
Опубліковано: |
Iнститут соціології НАН України
2010
|
Назва видання: | Социология: теория, методы, маркетинг |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/90036 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения / Т. Теличко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 154–172. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-90036 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-900362015-12-21T03:03:35Z Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения Теличко, Т. В статье рассматривается необходимость формализации социологических теорий. Формализация нужна для проверки теорий, то есть выяснения их соответствия данным исследований, а следовательно, адекватности описания или объяснения социальной реальности. Теория определяется как набор концептов, которые можно эмпирически измерить, а также связи между ними, которые в совокупности описывают или объясняют определенную часть социальной реальности. Такую теорию изображают в виде причинной модели, включающей множество взаимосвязанных гипотез. Формализация рассматривается как перевод вербальных утверждений теории на язык математических формул. Рассмотрены трудности и ограничения формализации социологических теорий. Речь идет о некоторых технических моментах формализации, связанных с количественной природой данных, на которых осуществляется верификация теории. На основе работ исследователей, занимавшихся формализацией теории (Г.Блейлок, Дж.Гиббс, Г.Зеттерберг),выводятся общие положения рекомендаций по формализации социологических теорий, а также рассматриваются правила формализации отдельных теоретических утверждений. Рассматриваются три случая формализации социологических теорий и этапы формализации в пределах каждого из них. Эти три случая: а) формализация социологических теорий исследователем (группой исследователей) на основании вербально оформленных работ других ученых; б) формализация теоретических предположений исследователя при проведении исследования; в) повторная, после ранее осуществленной другими исследователями формализация теорий, с целью приспособления к конкретным данным. 2010 Article Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения / Т. Теличко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 154–172. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. 1563-4426 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/90036 303.09 ru Социология: теория, методы, маркетинг Iнститут соціології НАН України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Russian |
description |
В статье рассматривается необходимость формализации социологических теорий. Формализация нужна для проверки теорий, то есть выяснения их соответствия данным исследований, а следовательно, адекватности описания или объяснения социальной реальности. Теория определяется как набор концептов, которые можно эмпирически измерить, а также связи между ними, которые в совокупности описывают или объясняют определенную часть социальной реальности. Такую теорию изображают в виде причинной модели, включающей множество взаимосвязанных гипотез. Формализация рассматривается как перевод вербальных утверждений теории на язык математических формул. Рассмотрены трудности и ограничения формализации социологических теорий. Речь идет о некоторых технических моментах формализации, связанных с количественной природой данных, на которых осуществляется верификация теории. На основе работ исследователей, занимавшихся формализацией теории (Г.Блейлок, Дж.Гиббс, Г.Зеттерберг),выводятся общие положения рекомендаций по формализации социологических теорий, а также рассматриваются правила формализации отдельных теоретических утверждений. Рассматриваются три случая формализации социологических теорий и этапы формализации в пределах каждого из них. Эти три случая: а) формализация социологических теорий исследователем (группой исследователей) на основании вербально оформленных работ других ученых; б) формализация теоретических предположений исследователя при проведении исследования; в) повторная, после ранее осуществленной другими исследователями формализация теорий, с целью приспособления к конкретным данным. |
format |
Article |
author |
Теличко, Т. |
spellingShingle |
Теличко, Т. Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения Социология: теория, методы, маркетинг |
author_facet |
Теличко, Т. |
author_sort |
Теличко, Т. |
title |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
title_short |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
title_full |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
title_fullStr |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
title_full_unstemmed |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
title_sort |
формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения |
publisher |
Iнститут соціології НАН України |
publishDate |
2010 |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/90036 |
citation_txt |
Формализация социологических теорий: необходимость и возможности применения / Т. Теличко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 154–172. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. |
series |
Социология: теория, методы, маркетинг |
work_keys_str_mv |
AT teličkot formalizaciâsociologičeskihteorijneobhodimostʹivozmožnostiprimeneniâ |
first_indexed |
2023-10-18T19:41:10Z |
last_indexed |
2023-10-18T19:41:10Z |
_version_ |
1796147631222685696 |