Контрактуалізм в політичній філософії Дж. Ролза та Ю. Габермаса: порівняльний аналіз
Предметом исследования статьи стали основные понятия и принципы теорий общественного договора Дж. Роулза и Ю. Хабермаса и их место в проблемном поле современной социальной и политической философии. Проанализирована связь и отличие контрактуализма Дж. Роулза та Ю. Габермаса. Оба автора придерживаю...
Збережено в:
Дата: | 2013 |
---|---|
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Ukrainian |
Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2013
|
Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/92444 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
Цитувати: | Контрактуалізм в політичній філософії Дж. Ролза та Ю. Габермаса: порівняльний аналіз / Д.В. Усов // Культура народов Причерноморья. — 2013. — № 262. — С. 176-180. — Бібліогр.: 7 назв. — укр. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of UkraineРезюме: | Предметом исследования статьи стали основные понятия и принципы теорий
общественного договора Дж. Роулза и Ю. Хабермаса и их место в проблемном поле современной
социальной и политической философии. Проанализирована связь и отличие контрактуализма
Дж. Роулза та Ю. Габермаса. Оба автора придерживаются идеи процедурной справедливости и на
основании принципа общественного договора стремятся найти универсальные процедуры достижения
справедливых решений, а не субстанцию справедливости. Свойственные их теориям условия
достижения справедливости достаточно похожи: равенство участников при отсутствии у них
скрытых мотивов и наличии свободного доступа к обсуждаемым принципам. А основополагающий для
обеих концепций принцип беспристрастности является синонимом идеальной речевой ситуации
Хабермаса и принципа рефлективного равновесия Роулза. В работах Ю. Хабермаса, в отличие от
Дж. Роулза, речь идет об основанном на требовании равного уважения к достоинству каждого
человека практическом дискурсе. Благодаря такому подходу Хабермас выходит за пределы
гипотетического договора Роулза, равноправные участники которого вынуждены абстрагироваться
от важных обстоятельств своей жизни, и постепенно выстраивает «реалистическую утопию прав
человека». |
---|