Мифологема русалки как индикатор романтической традиции

В статье рассматривается трансформация мифологемы русалки в романтической традиции европейской и русской литературы XIX – XX вв. Архаические верования использовались в романтической культуре в нескольких планах. Русалка представала как медиатор между реальным и потусторонним мирами. Романтический...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2014
Автор: Темненко, Г.М.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2014
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/93347
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Мифологема русалки как индикатор романтической традиции / Г.М. Темненко // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 276. — С. 73-77. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Опис
Резюме:В статье рассматривается трансформация мифологемы русалки в романтической традиции европейской и русской литературы XIX – XX вв. Архаические верования использовались в романтической культуре в нескольких планах. Русалка представала как медиатор между реальным и потусторонним мирами. Романтический герой, бунтуя против пошлой обыденности, стремился преодолеть границу между ними. Сюжеты баллад и сказок подчёркивали смертельную опасность такого деяния, значительность личности героев и переживаемых страстей. Архаическая амбивалентность русалки коррелировала с демоническими чертами романтического героя. В раннем стихотворении Ахматовой «Мне больше ног моих не надо» отказ от мотивов романтических сюжетов преображает смысловое прочтение мифологемы русалки, сохраняя подчёркнутую значимость лирического чувства. Таинственное иномирие древних верований трансформируется в сферу трагически запутанных человеческих страстей. Отказ от демонического начала женского персонажа позволяет по-иному представить отношения влюблённых. Связь между их мирами невозможно прервать, так же как невозможно отказаться от души или от любви. Тема взаимной вины в этом стихотворении дополняется темой понимания и прощения. Миф сохраняет своё значение как средство сакрализации лирического чувства.