Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов
В статье анализируются художественные средства изображения врага и дополняются новыми наблюдениями выводы современных исследователей о характерном для соцреализма 1920–1930- х годов – так же, как и для стиля большевистской риторики в целом, – уподоблении классовой борьбы войне тьмы и света. Рисуя...
Збережено в:
Видавець: | Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
---|---|
Дата: | 2014 |
Автор: | |
Формат: | Стаття |
Мова: | Russian |
Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2014
|
Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
Теми: | |
Онлайн доступ: | http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/93992 |
Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
Цитувати: | Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов / Е.Г. Демина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 2. — С. 175-178. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
Репозиторії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraineid |
irk-123456789-93992 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
irk-123456789-939922016-02-06T03:02:29Z Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов Демина, Е.Г. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье анализируются художественные средства изображения врага и дополняются новыми наблюдениями выводы современных исследователей о характерном для соцреализма 1920–1930- х годов – так же, как и для стиля большевистской риторики в целом, – уподоблении классовой борьбы войне тьмы и света. Рисуя вооруженного врага в «Цементе», Ф. Гладков прибегает к приему расчеловечивания, обезличивания персонажа. В образе побежденного врага доминируют мотивы деградации, болезни, разложения, смерти. Основные источники образности в изображении политического противника у Ф. Гладкова – народная демонология и Библия. Фундаментальная символика (бесы – свиньи) соседствует у писателя с пропагандистскими клише (бешеные псы). У статті проаналізовано художню специфіку втілення образу ворога у творах Ф. Гладкова. висновки сучасних дослідників доповнюються новими спостереженнями щодо характерного для соцреалізму 1920-1930-х років, власне, як і для стилю більшовицької риторики в цілому уподібненні класової боротьби війні темряви і світла. Змальовуючи озброєного ворога в «Цементі», Ф. Гладков залучає прийом знелюднення, знеособлення персонажу. В образі переможеного ворога домінують мотиви деградації, хвороби, розкладання, смерті. Основні джерела образності в зображенні політичного противника у Ф. Гладкова - народна демонологія й Біблія. Фундаментальна символіка (біси - свині) у письменника стоїть поряд із пропагандистськими кліше (скажені пси). In the article artistic means for imaging enemy are analyzed and the conclusions are supplemented by new observations of modern researchers dealing with obvious features in social realism of 1920s-1930s, as well as in the style of “Stalin's writer” and the Bolshevik rhetoric in general – assimilation of the class struggle. Depicting an armed enemy in “Cement”, F. Gladkov uses the technique of dehumanization, depersonalization of the character emphasizing the beast in his image. In “Cement” and “Energy” vermin are hidden at the plant management – they are either somebody inherently inanimate (“neat dummies”, “wax figures of the panopticon”, “stuffed beings”, “pale masks”) or physical freaks (one of them has a eunuch face, another – “a double skull”), necrophilia motif can be heard from the characterization of some heroes. “New Land” is particularly rich in chthonic symbolism where vermin women are depicted as witches, demons, rabid dogs. The main feature of non-human-enemies in “Energy” and “New Land” is the magical ability to direct primal fear to others that only can be protected by collective vigilance. The main sources of imagery in depicting a political opponent by F. Gladkov are folk demonology and the Bible. The fundamental symbols (devils – pigs) adjoin propaganda clichés (mad dogs). 2014 Article Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов / Е.Г. Демина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 2. — С. 175-178. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. 1562-0808 http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/93992 82.0 (47+57) ru Культура народов Причерноморья Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
collection |
DSpace DC |
language |
Russian |
topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Демина, Е.Г. Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов Культура народов Причерноморья |
description |
В статье анализируются художественные средства изображения врага и дополняются
новыми наблюдениями выводы современных исследователей о характерном для соцреализма 1920–1930-
х годов – так же, как и для стиля большевистской риторики в целом, – уподоблении классовой борьбы
войне тьмы и света. Рисуя вооруженного врага в «Цементе», Ф. Гладков прибегает к приему
расчеловечивания, обезличивания персонажа. В образе побежденного врага доминируют мотивы
деградации, болезни, разложения, смерти. Основные источники образности в изображении
политического противника у Ф. Гладкова – народная демонология и Библия. Фундаментальная
символика (бесы – свиньи) соседствует у писателя с пропагандистскими клише (бешеные псы). |
format |
Article |
author |
Демина, Е.Г. |
author_facet |
Демина, Е.Г. |
author_sort |
Демина, Е.Г. |
title |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов |
title_short |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов |
title_full |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов |
title_fullStr |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов |
title_full_unstemmed |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов |
title_sort |
метафорика образа врага в прозе ф. гладкова 1920–1930-х годов |
publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
publishDate |
2014 |
topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
url |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/93992 |
citation_txt |
Метафорика образа врага в прозе Ф. Гладкова 1920–1930-х годов / Е.Г. Демина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 2. — С. 175-178. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
series |
Культура народов Причерноморья |
work_keys_str_mv |
AT deminaeg metaforikaobrazavragavprozefgladkova19201930hgodov |
first_indexed |
2023-10-18T19:50:00Z |
last_indexed |
2023-10-18T19:50:00Z |
_version_ |
1796148035575611392 |