Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом
Представлен новый способ гибридной сварки для изготовления изделий с толстой стенкой (труб для строительства трубопроводов или деталей, используемых в судостроении) — гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом. Показаны преимущества и недостатки данного процесса, а также рассмотрено соответствие шв...
Збережено в:
| Дата: | 2009 |
|---|---|
| Автори: | , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
2009
|
| Назва видання: | Автоматическая сварка |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/100736 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом / У. Райзген, С. Ольшок // Автоматическая сварка. — 2009. — № 4 (672). — С. 46-51. — Бібліогр.: 21 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-100736 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1007362025-02-09T13:42:28Z Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом Laser-submerged arc hybrid welding Райзген, У. Ольшок, С. Производственный раздел Представлен новый способ гибридной сварки для изготовления изделий с толстой стенкой (труб для строительства трубопроводов или деталей, используемых в судостроении) — гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом. Показаны преимущества и недостатки данного процесса, а также рассмотрено соответствие швов, выполненных этим способом сварки, промышленным требованиям. This paper presents a novel method-laser-submerged arc hybrid welding-for the production of thick-walled parts, for example, structural tubes in pipeline construction or shipbuilding sections. The process-specific advantages and disadvantages are explained. It is further examined whether the welds which have been produced by this method will meet the requirements of the industry and which problems, if any, might occur. Институт сварки и соединений хочет выразить благодарность компаниям, которые содействовали данным исследованиям и в первую очередь ESAB GmbH и AMT Maschinen- und Geraеtetechnik 2009 Article Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом / У. Райзген, С. Ольшок // Автоматическая сварка. — 2009. — № 4 (672). — С. 46-51. — Бібліогр.: 21 назв. — рос. 0005-111X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/100736 621.791.72 ru Автоматическая сварка application/pdf Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Производственный раздел Производственный раздел |
| spellingShingle |
Производственный раздел Производственный раздел Райзген, У. Ольшок, С. Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом Автоматическая сварка |
| description |
Представлен новый способ гибридной сварки для изготовления изделий с толстой стенкой (труб для строительства трубопроводов или деталей, используемых в судостроении) — гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом. Показаны преимущества и недостатки данного процесса, а также рассмотрено соответствие швов, выполненных этим способом сварки, промышленным требованиям. |
| format |
Article |
| author |
Райзген, У. Ольшок, С. |
| author_facet |
Райзген, У. Ольшок, С. |
| author_sort |
Райзген, У. |
| title |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| title_short |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| title_full |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| title_fullStr |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| title_full_unstemmed |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| title_sort |
гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом |
| publisher |
Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України |
| publishDate |
2009 |
| topic_facet |
Производственный раздел |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/100736 |
| citation_txt |
Гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом / У. Райзген, С. Ольшок // Автоматическая сварка. — 2009. — № 4 (672). — С. 46-51. — Бібліогр.: 21 назв. — рос. |
| series |
Автоматическая сварка |
| work_keys_str_mv |
AT rajzgenu gibridnaâlazernodugovaâsvarkapodflûsom AT olʹšoks gibridnaâlazernodugovaâsvarkapodflûsom AT rajzgenu lasersubmergedarchybridwelding AT olʹšoks lasersubmergedarchybridwelding |
| first_indexed |
2025-11-26T08:04:00Z |
| last_indexed |
2025-11-26T08:04:00Z |
| _version_ |
1849839315763331072 |
| fulltext |
УДК 621.791.72
ГИБРИДНАЯ ЛАЗЕРНО-ДУГОВАЯ СВАРКА ПОД ФЛЮСОМ
У. РАЙЗГЕН, С. ОЛЬШОК (Ин-т сварки и соединений, г. Аахен, Германия)
Представлен новый способ гибридной сварки для изготовления изделий с толстой стенкой (труб для строительства
трубопроводов или деталей, используемых в судостроении) — гибридная лазерно-дуговая сварка под флюсом. По-
казаны преимущества и недостатки данного процесса, а также рассмотрено соответствие швов, выполненных этим
способом сварки, промышленным требованиям.
К л ю ч е в ы е с л о в а : гибридная сварка, лазерный луч, им-
пульсная дуга, конструкционная сталь, разделка кромок,
проплавление, формирование шва, энергетическая эффек-
тивность
Способ гибридной лазерно-дуговой сварки извес-
тен уже более 20 лет. Для этого процесса харак-
терно то, что лазерный луч и дуга одновременно
действуют в одной зоне сварки. В промышлен-
ности применяют два варианта гибридного лазер-
но-дугового процесса. Гибридная лазерная сварка
с использованием ТИГ процесса позволяет сое-
динять с очень высокой скоростью тонкие листы
алюминия для изготовления подъемных приспо-
соблений в задней части кузова грузового авто-
мобиля и выполнять поверхностные швы высо-
кого качества. Способ гибридной лазерно-дуговой
сварки с использованием МАГ процесса приме-
няется для соединения стальных и алюминиевых
конструкций в судостроении и автомобильной
промышленности. При исследованиях, выполнен-
ных в Институте сварки и соединений (ISF) гиб-
ридной лазерно-дуговой сварки, выявлен ряд
проблем, например, появление пор в корне шва
при сварке листов толщиной более 12 мм, что
объясняется недостаточной дегазацией глубоких
и узких лазерных швов [1].
С этой целью были предприняты попытки по-
высить эффективность гибридного процесса.
Улучшение дегазации ожидается за счет замены
МАГ сварки дуговой сваркой под флюсом (SA),
поскольку при использовании последней металл
находится дольше в расплавленном состоянии.
При гибридной лазерно-дуговой сварке дуго-
вой процесс сопровождается понижением повер-
хности расплавленной ванны, и благодаря сни-
жению положения фокуса увеличивается глубина
проплавления шва [2, 3]. Последняя главным об-
разом зависит от мощности и формы лазерного
луча, ширина шва в основном определяется дугой
(в частности, напряжением на дуге). По сравне-
нию с чисто лазерно-лучевым процессом увели-
чение скорости сварки до 100 % было достигнуто
при постоянной мощности лазерного луча [4, 5].
Энергетическая эффективность данного процесса
сварки увеличивается за счет применения источ-
ника питания дуги, который по сравнению с ла-
зером работает с более высокой эффективностью.
Ввод энергии лазерного излучения в изделие осу-
ществляется путем фокусирования, тепловложе-
ние при этом низкое. Отмечаются такие преиму-
щества как, например, небольшая зона термичес-
кого влияния (ЗТВ) или высокая скорость сварки
при выполнении швов с большим коэффициентом
формы. Недостатками являются значительная сто-
имость оборудования и низкая эффективность
процесса при незначительной возможности перек-
рытия зазора.
При гибридной лазерно-дуговой сварке вве-
дение присадочного материала происходит за счет
дугового процесса. Технология МАГ процесса
имеет преимущество в том, что присадочная про-
волока расплавляется за счет относительно не-
дорогой энергии, в то время как применением до-
рогой высококачественной энергии лазерного лу-
ча достигается лишь увеличение глубины проп-
лавления. С позиционированием проволоки отно-
сительно лазерного луча, как правило, проблем
не бывает, поскольку расположение дуги относи-
© У. Райзген, С. Ольшок, 2009
Рис. 1. Схема гибридной лазерно-дуговой сварки: 1 — лазер-
ный луч; 2 — плазма; 3 — парогазовый канал; 4 — жидкая
ванна; 5 — свариваемый материал; 6 — сопло GMA; 7 —
присадочная проволока; 8 — горелка GMA
46 4/2009
тельно парогазового канала может фиксироваться
визуально (рис. 1).
Применяется импульсная дуга от обычных ис-
точников сварки МАГ [6] или дуга постоянного
тока в большинстве случаев в виде дуги со струй-
ным переносом металла. Защита зоны сварки такая
же, как и при сварке лазерным лучом в углекислом
газе, гелии [2] или смеси гелия с аргоном. Приса-
дочные материалы, как правило, те же, что и при
сварке МАГ [7].
Для сварки толстых пластин используют в ос-
новном лазерный луч в углекислом газе, посколь-
ку они обеспечивают более высокую мощность
процесса, чем Nd:YAG-лазеры [8].
Стык подготавливают без скоса кромок, а так-
же с V- и Y-образной их разделкой. В отличие
от сварки лазерным лучом с применением холод-
ной присадочной проволоки энергия лазерного
луча не должна использоваться для расплавления
присадочного материала, поскольку проволока
подводится уже в расплавленном виде [9]. При-
садочный материал оказывает определенное ме-
таллургическое влияние на металл сварной кон-
струкции [10, 11].
В то время, как при сварке лазерным лучом
получают в основном параллельные швы с вы-
соким коэффициентом формы (рис. 2, а), гибрид-
ные лазерно-дуговые швы имеют расширение в
верхней части (рис. 2, в), вследствие чего они
приобретают треугольную форму в виде грибка
или колокольчика [9].
Положение дуговой горелки относительно ла-
зерного луча может быть разным. Горелка разме-
щается по направлению сварки перед лазером (ве-
домое положение) [12] или после лазерного луча
(ведущее положение) [13–16]. Сварка горелкой,
направленной от валика, используется в основном
при гибридной сварке алюминия, поскольку это
обеспечивает контакт дуги без образования оксид-
ного слоя (устранен лазерным лучом), что значи-
тельно повышает стабильность процесса [17].
Как следует из результатов исследований, вы-
полненных ISF и университетом г. Аахен RWTH,
при гибридной сварке (в частности, при соеди-
нении листов толщиной более 12 мм) имеет место
склонность к образованию пор [18]. Причиной
этого является наличие глубокого канала дега-
зации. Избежать появления пор можно за счет
длительного удержания расплавленной ванны.
При гибридной лазерно-дуговой сварке под
флюсом (LUPuS) удержание расплавленной ван-
ны более продолжительное, что создает благоп-
риятные условия для дегазации. Оба источника
энергии при этом перемещаются к зоне сварки
на максимально близкое расстояние (13…15 мм).
Дуговая сварка под флюсом — это высокока-
чественный, надежный и эффективный процесс, ко-
торый на протяжении многих лет успешно приме-
няли в судостроении, машиностроении и при стро-
ительстве трубопроводов. При этом способе сварки
горение дуги невидимое, внутри парогазового ка-
нала дуга защищена от атмосферного влияния. По-
лость сварки окружена жидким шлаком, состоящим
из расплавленного сварочного флюса. Шлак создает
высокую степень тепловой эффективности с хоро-
шей дегазацией расплавленной ванны, а также спо-
собствует образованию гладкого валика, имеющего
поверхность без зазубрин. При использовании ком-
бинации проволока–флюс, адаптированной к основ-
ному материалу, получают швы высокого качества.
Недостатками являются малая глубина проплавле-
ния и большой объем расплавленной массы, что
делает необходимым применение подкладки.
Комбинация лазер–дуга под флюсом как спо-
соб соединения исследован не был. Насколько из-
вестно, комбинация сварки под флюсом и сварку
лазерным лучом исследовалась мало [19, 20]. В
исследованиях пространственное положение этих
двух процессов и разделение шва на область ла-
зерного шва и шва, выполненного под флюсом,
было значительным. При этом смешивания ма-
териала швов не происходило. Во время свароч-
ного процесса с использованием лазерного луча
они подверглись только предварительному наг-
реву, который заканчивался эффектом синергии
точечного увеличения скорости процесса сварки
под флюсом.
Соединить два процесса — сварку лазерным лу-
чом и сварку дугой под флюсом в одной сварочной
ванне, как оказалось, сложно, поскольку флюс про-
валивается в парогазовый канал лазерного луча, при
этом лазерное излучение поглощается флюсом, а
не свариваемым материалом. По этой причине ак-
туальной задачей является разработка и выпуск обо-
рудования, которое предотвращало бы выпадение
флюса. Одним из вариантов может быть исполь-
зование разделительной пластины (разработка
RWTH), которая устанавливается между лазерным
лучом и механизмом подачи флюса (рис. 3) [21].
Защитный газ, необходимый для сварки лазерным
лучом, поступает против направления сварки на раз-
делительную пластину, чтобы сдувать флюс, ко-
торый может попасть в зону лазерной сварки через
зазор между изделием и листом.
Рис. 2. Макрошлифы сварных соединений, выполненных ла-
зерной (а), дуговой (б) и гибридной лазерно-дуговой (в)
сваркой
4/2009 47
Расстояние между разделительной пластиной
и сварным изделием имеет немаловажное значе-
ние. Оно должно быть таким коротким, чтобы
как можно меньше выпадало флюса, и в то же
время настолько длинным, чтобы выпавший шлак
не прилипал к разделительной пластине. Угол ее
наклона также имеет важное значение: если он
достаточно большой, то лазерный луч может
попадать на разделительную пластину и быть ею
поглощенным, если же слишком мал, то дуга мо-
жет гореть между разделительной пластиной и
присадочной проволокой. При этом поток защит-
ного газа не должен быть слишком интенсивным,
поскольку дуга процесса SA может быть им сдута,
что приведет к образованию пор в сварном шве.
На рис. 4 представлены макрошлифы швов, вы-
полненных указанными гибридными способами
сварки.
При дуговом процессе глубокое проплавление
не достигается. На рис. 5 показано, что при ла-
зерной сварке уменьшение твердости металла
имеет место главным образом в корне шва, а так-
же возможно в его центре.
На микрошлифах видно, что тепловложение
в изделие при гибридной сварке выше, чем при
лазерной сварке (рис. 6). На рисунке хорошо вид-
но, что полосы перлита в ЗТВ этого шва длиннее,
чем в лазерном шве. Структура металла гибрид-
ного шва в его лазерной части более мелкозер-
нистая. Это тот эффект, который достигается при
гибридной сварке, вследствие получения более
пластичного по сравнению с лазерой сваркой ме-
талла шва.
Верхний валик, выполненный гибридным спо-
собом, идентичен шву, выполненному сваркой
под флюсом. Для него характерен плавный пе-
реход к листу без подрезов, при этом можно вли-
ять на усиление шва путем использования выбора
подходящей скорости подачи проволоки и нап-
ряжения. Внешний вид корня шва отличается от
корня шва, полученного при сварке лазерным лу-
чом: шлакообразующие элементы процесса SA
способствуют формированию узкого, бесчешуй-
чатого, блестящего, низкого валика.
При испытаниях гибридного способа сварки
использовали осевой быстроточный лазер
(Trumph Lasertechnik) c неустойчивым резонато-
ром TLF 20.000, полноcтью электронный, со вспо-
могательным выключателем и программируемым
управлением источник питания для МИГ/МАГ
импульсно-дуговой сварки (тип Гибрид 6000 МР,
АМТ), а также специальную головку для лазерной
Рис. 3. Схема гибридной лазерно-дуговой сварки под флю-
сом: 1 — бункер для флюса; 2 — контактная трубка; 3 —
флюс; 4 — жидкая ванна; 5 — твердый шлак; 6 — металл
шва; 7 — проволочный электрод для дуговой сварки под
флюсом; 8 — полость шва с дугой; 9 — струя гелия; 10 —
парогазовый канал; 11 — жидкий шлак; 12 — плазма с пара-
ми металла; 13 — разделительная пластина; 14 — лазерный
луч
Рис. 4. Макрошлифы швов, выполненных лазерной (а), ду-
говой (б) и лазерно-дуговой (в) сваркой
Рис. 5. Распределение твердости HV 1 в металле сварных соединений, выполненных лазерной (а) и LUPuS (б) сваркой
48 4/2009
гибридной сварки. На рис. 7 показана установка
для осуществления гибридного процесса сварки.
При испытаниях применяли следующие мате-
риалы: сталь АН 36 толщиной 8,0 и 20,3 мм, ис-
пользуемую в судостроении; конструкционную
сталь S355 J2G3 толщиной 14 мм; высокопроч-
ную, термомеханически обработанную, прокат-
ную, мелкозернистую, конструкционную сталь
Х65 толщиной 38 мм, а также такие присадочные
материалы, как проволока SA S2Si диаметром
1,6 мм и флюс SA OP 122.
Испытания проводили в нижнем положении,
в некоторых случаях применяли подкладку.
Специально для судостроения выполнены ис-
следования сварки листов стали АН 36 толщиной
8 мм с кромками, полученными плазменной рез-
кой. Целью экспериментов было показать возмож-
ность перекрытия зазоров (от 0 до 0,4 мм) в тон-
ких листах стали. При этом скорость сварки была
следующая: 1,6 м/мин (нулевой зазор), 1,4 м/мин
(зазор 0,2 мм) и 1,2 м/мин (зазор 0,4 мм) (рис. 8).
Расплавленный металл имел склонность к разру-
шению в следующих случаях: при установлении
широкого зазора, малом напряжении, сварки под
флюсом и недостаточном проплавлении. При
сварке тонких стальных пластин ширина зазора
играет важную роль. Для устранения зазора мо-
жно использовать более тонкую проволоку, что
позволяет лучше дозировать напряжение во время
сварки. Определено, что процесс гибридной
сварки хорошо подходит для работ в судостро-
ении, если сварка выполняется без зазоров.
Y-образная разделка кромок применяется при
сооружении трубопроводов. При испытаниях
кромки подготавливали газовым пламенем, а по-
том грубо зачищали. Неточность в разделке кро-
мок была результатом непровара корня шва и сос-
тавляла в основном менее 5 мм. На рис. 9 пред-
ставлены макрошлифы такого шва. Шов, показан-
ный на рис. 9, а, сварен за один проход как и
шов, представленный на рис. 9, б, на режиме vсв =
= 0,8 м/мин, P = 12 кВ; обратный проход осу-
ществлен способом SA. Этот шов, выполненный
двухсторонней сваркой с одним проходом, был
подвергнут поперечному испытанию на растяже-
ние и на изгиб с надрезом при температуре –20 °С.
Результаты испытания на растяжение показали,
что все образцы разрушались по основному ма-
териалу, который не был подвержен влиянию,
кроме шва. При испытании на растяжение (ори-
Рис. 6. Микрошлифы центральной части швов, выполненных
лазерной (а) и гибридной (б) сваркой
Рис. 7. Установка для процесса гибридной сварки
Рис. 8. Макрошлифы сварных соединений, выполненных на листах стали толщиной 8 мм с V-образной разделкой кромок
плазменной резкой с нулевым зазором (а), а также с зазором 0,2 (б) и 0,4 мм (в)
4/2009 49
ентация на центр шва) значения ударной вязкости
находились в диапазоне 78...152 Дж, поверхность
излома указывает на наличие зоны перехода кри-
вой AV/T.
Таким образом, еще раз были продемонстри-
рованы преимущества этого способа сварки. По-
лученный шов по механико-технологическим
свойствам удовлетворял нормативным требова-
ниям. Для определения возможностей данного спо-
соба сварки еще больше увеличили глубину проп-
лавления. Как известно из области лазерной сварки,
при глубине проплавления 15 мм расплавленный ме-
талл имеет склонность к разрушению. Это является
причиной того, что, начиная с указанной толщины
пластины стали, большая часть сварочных дефор-
маций распределяется в поперечном направлении.
С целью противодействия этому при испытаниях
применяли флюсовую подкладку. На рис. 10 пред-
ставлен макрошлиф шва, выполненного лазером с
мощностью 20 кВт при скорости сварки 0,8 м/мин.
Доказано, что можно сваривать лист с одной стороны
приблизительно за 20 мин.
Для определения наиболее экономически вы-
годного способа сварки толстостенных деталей,
т. е. сварки с минимальным количеством прохо-
дов, проведены исследования поверхности при-
тупления, которая при двухсторонней однопро-
ходной сварке бывает очень широкой. Результаты
испытаний представлены на рис. 11. Рентгенов-
ский контроль подтвердил, что в металле шва пор
нет, заметно глубокое проплавление. В дальней-
шем запланированы испытания с большими по-
верхностями притупления. В этой работе иссле-
довали возможность применения гибридного спо-
соба сварки для наплавки валиков на стальные
листы толщиной от 8 до 38 мм и получения со-
единений с различными типами разделки кромок.
В дальнейшем ожидается усовершенствование
указанного способа сварки и более широкое его
применение с использованием эффективных твер-
дотельных лазеров, благодаря которым умень-
шается риск плазменного экранирования излу-
чения. Более короткая волна излучения твердо-
тельного лазера легче поглощается в обрабаты-
ваемом материале. Оборудование также легче усо-
вершенствовать при более короткой длине волны,
поскольку можно избежать сложного способа на-
ведения луча через оптику, лазерный луч можно
наводить через световодные кабели и оптику сва-
рочной головки. Постоянный прогресс в области
разработки способов лазерной сварки дает воз-
можность для дальнейшего широкого использо-
вания этого способа сварки. С целью улучшения
дегазации и качества шва (с минимальным ко-
личеством пор или без них) предпринято расши-
рение или стабилизация парогазового канала. Это
можно осуществить путем сварки с приспособ-
ленной для этого колеблющейся оптикой.
Добавление защитных газов (или газа) также
следует испробовать при дальнейшей работе в
этой области. При использовании эффективных
твердотельных (волоконных) лазеров можно при-
менять защитный газ, который будет распреде-
ляться и сжиматься воздушной струей с целью
очистки зоны лазерной обработки, что делает дан-
ный способ сварки более экономичным.
В итоге установлено, что LUPuS является наи-
более приемлемым для промышленности вариан-
том гибридной лазерно-дуговой сварки. Этот спо-
соб сварки будет и дальше развиваться с исполь-
зованием менее дорогих, более надежных и уни-
версальных источников питания лазера.
Рис. 9. Макрошлифы швов, выполненных на листах стали
толщиной 11 мм с Y-образной разделкой кромок под углом
16° с нулевым зазором: а, б — см. в тексте
Рис. 10. Макрошлиф шва, выполненного на листах стали
толщиной 20,3 мм с V-образной разделкой кромок пламенной
резкой с нулевым зазором
Рис. 11. Макрошлиф сварных соединений, полученных на
пластинах стали шириной 38 мм двухсторонней однопроход-
ной сваркой с разделкой кромок под углом 70°
50 4/2009
Институт сварки и соединений хочет выра-
зить благодарность компаниям, которые содейс-
твовали данным исследованиям и в первую оче-
редь ESAB GmbH и AMT Maschinen- und Ge-
raеtetechnik.
1. Dilthey U., Olschok S. Untersuchungen zur Nutzung der Sy-
nergieeffekte beim Hochleistungs-Laser Hybridschweiβen
von dickwandigen Rohrkoеrpern aus C–Mn–Staеhlen: (Ab-
schlussbericht des AiF-Forschungsvorhabens). — 2004. —
№ 13. — 407 S.
2. Abe N., Hayashi M. Trends in laser arc combination welding
methods // Welding Intern. — 2002. — 16, № 2. — P. 94–
98.
3. Hybrid welding of steel for offshore applications / C. Walz,
I. Stiebe-Springer, M. El Rayes, T. Seefeld et al. // Proc. of
the 11th Intern. offshore and polar engineering conference
and exhibition (ISOPE 2001), Stavanger, Norwegen, 2001.
— Stavanger, 2001. — P. 263–266.
4. Dilthey U., Luder F., Wieschemann A. Laserstrahlschweiβen
in der Fertigung — Einsatz und Entwicklung, Baеnder Blec-
he Rohre. — 1996. — 37, № 11. — S. 26–39.
5. Wieschemann A. Entwicklung des Hybrid- und Hydraschwe-
iβverfahrens am Beispiel des Schiffbaus: Dissertation. —
Aachen, 2001.
6. Stand und Perspektiven der Strahltechnik / U. Dilthey, M.
Dobner, A. Ghandehari et al. // Konferenz Strahltechnik,
Halle, 1996. — S. 1–13.
7. Aluminium-Strangpressprofile im Schienenfahrzeugbau, ges-
chweiβt mit dem Hybridverfahren Nd:YAG-Laser/MIG /
Ch. Maier, P. Reinhold, H. Maly et al. — Duesseldorf: DVS-
Verlag, 1996. — S. 198–202.
8. Keller A. CO2-Laserstrahl-MSG Hybridschweiβen von Ba-
ustuehlen im Blechdickenbereich von 12 bis 25 mm: Disser-
tation. — Aachen, 2001.
9. Behler K., Maier Ch., Wieschemann A. Kombiniertes Laser-
Lichtbogenschweiβen — Erweiterungspotential fuer die Lic-
htbogentechnik, Aachener Schweiβtechnik Kolloquium,
(ASTK’97), Shaker Verlag, Aachen, 1997. — S. 151–172.
10. Untersuchungen zum Laserstrahlschweiβen hochkohlenstof-
fhaltiger Stahle unter Einsatz von Zusatzwerkstoff: (Absch-
lussbericht) / DFG-Forschungsvorhabens; U. Dilthey, F.
Luder. — № 434/18-4. — 1997.
11. Untersuchung der Randbedingungen fuer die Bildung von
«acicular ferrite» in Schweiβgutern bei schneller: (Abkueh-
lung): Abschlussbericht) / AiF-Forschungsvorhabens;
U. Dilthey, M. Biesenbach. — 2000. — № 11. — S. 377.
12. Kutsuna M., Chen L. Research on laser-MAG hybrid wel-
ding of carbon steel // 7th Intern. welding symp. of Japan
Welding Society, Kobe, Japan, 2001. — Kobe, 2001. — P.
403–408.
13. Yoneda M., Katsumura M. Laser hybrid processing // J. of
Japan Welding Soc. — 1989. — 58, № 6. — P. 427–434.
14. Pat. JP 59-66991 Japan. Welding method taking laser with
MIG / M. Hamasaki. — Publ. 1984.
15. Pat. US 4507540 Japan. Welding method combining laser
welding and MIG welding / M. Hamasaki. — Publ. 1985.
16. Makino Y., Shiihara K., Asai S. Combination welding be-
tween CO2 laser beam and MIG arc // Welding Intern. —
2002. — 16, № 2. — P. 99–103.
17. Maier Ch. Laserstrahl-Lichbogen Hybridschweiβen von
Aluminiumwerkstoffen: Dissertation. — Aachen, 1999.
18. Dilthey U., Woeste K., Olschok S. Modern beam-welding
technologies in advanced pipe manufacturing // Konferenz-
Einzelbericht EuroSteel–2005.
19. Combination of laser beam and submerged arc processes for
the longitudinal welding of large welded pipes / J. C. Coiffi-
er, J. P. Jansen, G. Peru, J. Claeys // Intern. symp. of high
strength steels, Trondheim, Norway, 1997. — Trondheim,
1997.
20. Krivstun I., Seyffarth P. Laser arc processes and their appli-
cations in welding and material treatment. — London: Tay-
lor & Francis, 2002.
21. Deutsche Patentanmeldung N 20 2005 024 457.2. Verfahren
und Vorrichtung zum Schweiβen von Werkstuеcken /
RWTH Aachen. — Publ. 2005.
The new hybrid welding method for manufacture of thick-walled parts, e.g. pipes, in construction of pipelines or marine
parts, i.e. hybrid laser + submerged arc welding, is presented. Advantages and disadvantages of this process are shown,
and compliance of the welds made by this method with industrial requirements is considered.
Поступила в редакцию 06.10.2008
ПОРОШКОВАЯ ПРОВОЛОКА ППР-АН3
ДЛЯ ПОДВОДНОЙ РЕЗКИ
Предназначена для механизированной подводной резки без подачи кислорода в зону горения дуги
углеродистых и легированных сталей, алюминия, титана и их сплавов толщиной до 40 мм на
глубине до 60 м. Скорость резки малоуглеродистой стали толщиной 20 мм составляет 15 м/ч при
расходе проволоки 0,6 кг/п.м реза.
Применение. Для расчистки русел рек от затонувших кораблей, при ремонте шпунтовых сте-
нок, судоподъеме, выполнении аварийно-спасательных операций и других работ.
Контакты: Институт электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины
03680, Украина, Киев-150, ул. Боженко, 11.
Отд. № 18, Максимов Сергей Юрьевич
Тел./факс: (38044) 287 31 84
E-mail: maksimov@paton.kiev.ua
4/2009 51
|