Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий

Разработана математическая модель термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений титана и алюминия, в рамках которой осуществлен анализ этих процессов и даны рекомендации по оптимизации производства направляющих кресел пассажирских авиалайнеров с разнородными соединениями....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2007
Hauptverfasser: Махненко, В.И., Миленин, А.С., Семенов, А.П.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України 2007
Schriftenreihe:Автоматическая сварка
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/102069
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий / В.И. Махненко, А.С. Миленин, А.П. Семенов // Автоматическая сварка. — 2007. — № 11 (655). — С. 5-9. — Бібліогр.: 10 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-102069
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1020692025-02-23T20:04:14Z Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий Mathematical modeling of thermodeformational processes in braze welding of butt joints of titanium-aluminium type Махненко, В.И. Миленин, А.С. Семенов, А.П. Научно-технический раздел Разработана математическая модель термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений титана и алюминия, в рамках которой осуществлен анализ этих процессов и даны рекомендации по оптимизации производства направляющих кресел пассажирских авиалайнеров с разнородными соединениями. Mathematical model of thermal-deformation processes occurring in braze-welding of butt joints between titanium and aluminium was developed. Analysis of these processes was conducted within the frames of this model, and recommendations were worked out for optimisation of production of passenger aircraft seat guides comprising dissimilar welded joints. Авторы исследования признательны доктору Томасу Преториусу и его коллегам из BIAS (Германия) за плодотворное сотрудничество, благодаря которому проведена корректная валидация полученных результатов 2007 Article Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий / В.И. Махненко, А.С. Миленин, А.П. Семенов // Автоматическая сварка. — 2007. — № 11 (655). — С. 5-9. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/102069 621.791:069.71:669.295 ru Автоматическая сварка application/pdf Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Научно-технический раздел
Научно-технический раздел
spellingShingle Научно-технический раздел
Научно-технический раздел
Махненко, В.И.
Миленин, А.С.
Семенов, А.П.
Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
Автоматическая сварка
description Разработана математическая модель термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений титана и алюминия, в рамках которой осуществлен анализ этих процессов и даны рекомендации по оптимизации производства направляющих кресел пассажирских авиалайнеров с разнородными соединениями.
format Article
author Махненко, В.И.
Миленин, А.С.
Семенов, А.П.
author_facet Махненко, В.И.
Миленин, А.С.
Семенов, А.П.
author_sort Махненко, В.И.
title Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
title_short Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
title_full Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
title_fullStr Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
title_full_unstemmed Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
title_sort математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий
publisher Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
publishDate 2007
topic_facet Научно-технический раздел
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/102069
citation_txt Математическое моделирование термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений типа титан-алюминий / В.И. Махненко, А.С. Миленин, А.П. Семенов // Автоматическая сварка. — 2007. — № 11 (655). — С. 5-9. — Бібліогр.: 10 назв. — рос.
series Автоматическая сварка
work_keys_str_mv AT mahnenkovi matematičeskoemodelirovanietermodeformacionnyhprocessovprisvarkopajkestykovyhsoedinenijtipatitanalûminij
AT mileninas matematičeskoemodelirovanietermodeformacionnyhprocessovprisvarkopajkestykovyhsoedinenijtipatitanalûminij
AT semenovap matematičeskoemodelirovanietermodeformacionnyhprocessovprisvarkopajkestykovyhsoedinenijtipatitanalûminij
AT mahnenkovi mathematicalmodelingofthermodeformationalprocessesinbrazeweldingofbuttjointsoftitaniumaluminiumtype
AT mileninas mathematicalmodelingofthermodeformationalprocessesinbrazeweldingofbuttjointsoftitaniumaluminiumtype
AT semenovap mathematicalmodelingofthermodeformationalprocessesinbrazeweldingofbuttjointsoftitaniumaluminiumtype
first_indexed 2025-11-24T21:20:48Z
last_indexed 2025-11-24T21:20:48Z
_version_ 1849708247996432384
fulltext УДК 621.791:069.71:669.295 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕРМОДЕФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СВАРКОПАЙКЕ СТЫКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТИПА ТИТАН–АЛЮМИНИЙ Академик НАН Украины В. И. МАХНЕНКО, А. С. МИЛЕНИН, А. П. СЕМЕНОВ, инженеры (Ин-т электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины) Разработана математическая модель термодеформационных процессов при сваркопайке стыковых соединений титана и алюминия, в рамках которой осуществлен анализ этих процессов и даны рекомендации по оптимизации производ- ства направляющих кресел пассажирских авиалайнеров с разнородными соединениями. К л ю ч е в ы е с л о в а : математическое моделирование, сваркопайка, титан, алюминий, термодеформирование, ос- таточное напряженно-деформированное состояние В настоящее время применение сварки для по- лучения неразъемных соединений металлических деталей находит все большее распространение, в частности в такой достаточно консервативной с точки зрения внедрения сварочных технологий отрасли, как авиастроение [1, 2]. Наиболее распространенными конструкцион- ными материалами в авиастроении являются алю- миний, титан и их сплавы [3]. С этой точки зрения определенный интерес представляют разнород- ные сварные соединения титана и алюминия. Сварка разнородных соединений нередко представляет собой комплекс сложных взаимос- вязанных физико-химических, термокинетичес- ких и металлургических процессов, которые в итоге определяют качество сварного соединения, что в свою очередь усложняет процесс оптими- зации соответствующей технологии сварки [4, 5]. Экспериментальные исследования в этой области являются сложными и дорогостоящими, а полу- ченные результаты не всегда однозначными, по- этому целесообразно использовать математичес- кое моделирование кинетики процессов, имею- щих место при получении разнородных сварных соединений, на базе соответствующих численных методов [6]. Качество и работоспособность разнородных сварных соединений определяются как процесса- ми реакционной диффузии, которые могут при- вести к образованию хрупких интерметаллидных прослоек, так и кинетикой полей деформаций, что определяет конечную форму изделия, и напря- жений, которые могут снизить работоспособность узла, стимулировать формирование горячих тре- щин, а также процессов стресс-коррозии. При сварке изделий большой длины изменение их формы может иметь существенное значение. В частности, проблема предварительной оценки сварочных деформаций стала актуальной при оп- тимизации разработанного в Институте приклад- ных лучевых технологий (BIAS, Бремен, Герма- ния) процесса производства титан-алюминиевых сварных направляющих кресел — элементов кон- струкции семейства пассажирских авиалайнеров А380 производства концерна «Airbus» [1]. Рассматриваемая конструкция — сварная нап- равляющая кресел (рис. 1, а) — представляет собой двутавровую балку переменного профиля, сварен- ную продольным швом, одна половина которой из- готовлена из титанового сплава Ti–6Al–4V (хими- ческий состав, мас. %: 5,3…6,8 Al; 3,5…5,3 V; 0,5 N; 0,1 C; 0,0125 H; 0,3 Fe), а вторая — из алюмини- евого сплава АА6056 (химический состав, мас. %: 0,7…1,3 Si; 0,5 Fe; 0,5…1,1 Cu; 0,4…0,1 Mn; 0,6…1,2 Mg; 0,25 Cr; 0,1…0,7 Zn). Экспериментальные исследования кинетики температурного поля и термодеформационного состояния балки проводили в процессе ее сварки из тех же материалов сходной, но несколько уп- рощенной конструкции, элементы которой пред- ставлены на рис. 1, б. Во избежание формиро- вания хрупких реактивных фаз в зоне разнород- ного контакта для получения неразъемного сое- динения титановой и алюминиевой части конс- трукции используется сваркопайка. Суть указан- ного сварочного процесса заключается в том, что технологические параметры подбираются таким образом, чтобы плавилась только алюминиевая часть изделия, а титановая оставалась твердой. При этом жидкий алюминий смачивает поверх- ность титана и образует с ним сварнопаяный кон- такт [1, 4–6]. Сварка титановой и алюминиевой частей из- делия выполнена двумя лазерными лучами с обе- их его сторон. При этом лучи одновременно пе-© В. И. Махненко, А. С. Миленин, А. П. Семенов, 2007 11/2007 5 ремещаются вдоль сварного шва, как показано на рис. 2 (двойной стрелкой обозначено направление движения лазерного источника нагрева вдоль сва- риваемого образца). Изделие находится в оснас- тке, обеспечивающей равномерное прижатие к опорному столу (прижимающее распределенное усилие Pq), осевое усилие Pz воздействует рав- номерно на плоскость торца свариваемого изде- лия посредством поршня, форма которого пов- торяет геометрию поперечного сечения балки, а перемещающаяся «каретка» с лазером, прижима- ющей силой P1 воздействует на верхнюю плос- кость — алюминиевую полку. Схема сварнопаяного соединения, представле- на на рис. 3, а геометрические параметры раз- нородной направляющей кресел, а также сварной балки упрощенной конструкции — в табл. 1. Технологические параметры процесса сварки стыкового соединения следующие: Скорость перемещения источника вдоль соединения направляющей кресел (балки упрощенной конструкции), мм/с ...............................................4,33 (3,67) Мощность каждого из источников, кВт .............1,75 Диаметр сварочного пятна, мм ............................5 Прижимающая сила на «каретке» P1, H .............754 Прижимающее распределенное усилие Pq, Н/мм .....................................................4,41 Осевое усилие Pz, H ..............................................376 Для описания термодеформационных процес- сов сваркопайки разнородной титан-алюминиевой балки типа направляющей кресел разработана и реализована математическая модель. Коэффициент полезного действия (КПД) ла- зерного источника нагрева зависит от таких па- Рис. 1. Внешний вид сваривае- мых деталей — направляющей кресел (а) и балки упрощенной конструкции для эксперимен- тальных исследований (б): 1, 2 — соответственно алюминиевая и титановая часть сварной балки Рис. 2. Схема процесса получе- ния лазерной сваркой соедине- ния титан–алюминий: а — вид сбоку; б — торец; 1, 2 — соответ- ственно титановая и алюминие- вая часть изделия; 3 — лазерный источник сварочного нагрева; 4 — поршень, обеспечивающий осевое усилие; 5 — опорный стол Рис. 3. Схема сварнопаяного соединения Т а б л и ц а 1. Геометрические параметры разнородной направляющей кресел и сварной балки упрощенной конструкции Конструкция Длина балки, мм Толщина части стенки балки, мм Толщина алюминиевой полки балки, мм Высота части стенки балки, мм Al Ti Al Ti Направляющая кресел 1000 2,0 1,8 3,2 38,4 42,6 Балка упрощенной конструкции 1000 2,0 1,9 5,0 42,0 48,0 6 11/2007 раметров, как распределение энергии в сварочном пятне, угол падения светового пучка на поверх- ность, состояние поверхности и др. В связи с этим целесообразно экспериментальным путем опреде- лить значения этого коэффициента отдельно для каждого конкретного случая сварки. В рассматриваемом случае КПД лазера при воздействии на каждую из частей разнородной поверхности находили путем сравнения темпера- турных циклов в различных точках изделия, эк- спериментально измеренных в процессе сварки с помощью набора термопар, с кинетикой тем- пературного поля, полученной численным реше- нием уравнения теплопроводности [7]. Используемые для расчета свойства титанового и алюминиевого сплавов приведены в табл. 2. Наилучшее соответствие численных и экспе- риментальных данных по температурным циклам, а также по форме проплавления наблюдается со значением коэффициента эффективности источ- ника сварочного нагрева 0,17 и 0,35 (соответст- венно при воздействии на поверхность алюминия и титана). Разница в значениях эффективности теплового воздействия лазера на эти металлы выз- вана в первую очередь большей по сравнению с титаном отражающей способностью поверхности алюминия. Полученные значения коэффициента эффек- тивности позволяют с достаточно высокой точ- ностью рассчитать кинетику температурного поля в изделии при сварочном процессе. Результаты этого расчета и их экспериментальные данные приведены на рис. 4. Методика численного определения полей нап- ряжений и деформаций, формирующихся в процес- се сварки, основана на решении соответствующих задач нестационарной термопластичности путем последовательного прослеживания развития упру- гопластических деформаций с исходного состо- яния (перед началом сварки) и вплоть до конеч- ного состояния (после полного охлаждения и сня- тия технологической оснастки [8]). Поскольку длина свариваемой разнородной балки значительно превос- ходит характерные размеры поперечного сечения, то для описания деформирования ее оси вследствие не- равномерного нагрева может быть использована дву- мерная модель кинетики напряженно-деформирован- ного состояния. При этом учитывался тот факт, что изделие является симметричным относительно плос- кости xОz (см. рис. 3). Как показано на рис. 5, а, экспериментальное значение максимального остаточного прогиба алюминиевой полки балки упрощенной конс- трукции при рассматриваемых технологических параметрах составляет 8 мм, что с хорошей сте- пенью точности соотносится с расчетными дан- ными, представленными на рис. 5, б. При сварке направляющей кресел численный анализ в рамках модели показал, что максимальное остаточное изгибное перемещение Uх алюминиевой полки составляет менее 10,5 мм (рис. 6, а). Для того чтобы исключить из технологичес- кого цикла последующую обработку изделия с целью уменьшения кривизны оси сварной балки, степень остаточного деформирования может быть снижена путем оптимизации сварочного процес- са. Это может быть сделано посредством изме- нения силового воздействия на изделие в оснастке при сварке или смещения положения линии свар- ного шва (т. е. изменением соотношения длины алюминиевой и титановой частей стенки сварной балки). Как показал численный расчет, изменение уси- лий в оснастке малоэффективно, поскольку даже жесткое закрепление (что означает равенство ну- лю текущих изгибных перемещений оси) умень- Т а б л и ц а 2. Физические свойства титанового и алюминиевого сплавов, используемые в математической модели [8–10] Физический параметр Температура, оС 20 100 200 300 400 500 600 700 Ti–6Al–4V Теплопроводность, Дж/(оС⋅см⋅с) 0,059 0,072 0,086 0,100 0,114 0,128 0,142 0,156 Теплоемкость, Дж/(см3⋅оС) 2,48 2,50 2,57 2,70 2,83 3,01 3,23 3,54 Предел текучести, МПа 1060 870 720 630 570 460 350 230 Модуль Юнга, ГПа 119 115 110 104 97 91 85 80 Коэффициент линейного расширения, 105⋅оС–1 0,71 0,80 0,89 0,92 0,94 0,96 0,97 0,98 AA6056 Теплопроводность, Дж/(оС⋅см⋅с) 1,1 1,2 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 5,0 Теплоемкость, Дж/(см3⋅оС) 2,50 2,60 2,70 2,80 2,90 2,95 3,00 3,00 Предел текучести, МПа 220 213 200 188 140 100 20 20 Модуль Юнга, ГПа 98 95 90 80 70 60 50 40 Коэффициент линейного расширения, 104⋅оС–1 0,23 0,23 0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,28 11/2007 7 шает остаточные максимальные перемещения на 2…3 мм. Наилучший эффект в данном случае дает сме- щение положения линии сварного шва в сторону титановой части изделия (что желательно с точки зрения снижения массы конструкции). Так, сме- щение линии шва на 26 мм в этом направлении влечет уменьшение остаточного изгиба направ- ляющей кресел более чем в 3 раза (рис. 6, б). Рис. 5. Остаточный изгиб сварной балки упрощенной конструкции, измеренной экспериментально, (а) и перемещения Uх ее оси по линии шва в различные моменты времени t согласно расчету (б) Рис. 6. Перемещения Uх оси сварнопаяной направляющей кресел в различные моменты времени t согласно численному расчету: а — исходная конфигурация; б — оптимизированное положение сварного шва (смещение на 26 мм в сторону титановой части) Рис. 4. Расчетные (кривые) и экспериментальные (точки) значения температурных циклов, полученные на различном расстоянии l от края титановой кромки в сторону титановой (а) и алюминиевой (б) частей изделия 8 11/2007 Выводы 1. На основе математического моделирования ки- нетики температурного поля при лазерной свар- копайке титан-алюминиевой конструкции (нап- равляющей кресел пассажирских авиалайнеров) путем сравнения экспериментальных и численных результатов получены значения коэффициента эффективности теплового воздействия лазера на поверхность алюминия и титана, составляющие соответственно 0,17 и 0,35. 2. Исследования термодеформационных про- цессов при сваркопайке встык титан-алюминие- вой направляющей кресел и модельной упрощен- ной конструкции показали, что остаточные из- гибные перемещения достигают соответственно 10,5 и 8,5 мм, что хорошо соотносится с экспе- риментальными данными. 3. Обнаружено, что уменьшение остаточных из- гибов путем варьирования усилий, прикладывае- мых к свариваемому изделию в оснастке, вплоть до жесткого закрепления малоэффективно. 4. Снижение степени остаточного деформиро- вания может быть достигнуто смещением поло- жения сварного шва в сторону титановой части балки: при изменении положения линии шва на 26 мм максимальный остаточный прогиб умень- шится в 3 раза по сравнению с первоначальной геометрией сварного соединения. Авторы исследования признательны доктору Томасу Преториусу и его коллегам из BIAS (Гер- мания) за плодотворное сотрудничество, благо- даря которому проведена корректная валидация полученных результатов. 1. Kreimer M., Vollertsen F. Processing titanium-aluminum hybrid joints for aircraft applications // Proc. of the Third in- tern. WLT-conf. on lasers in manufacturing, Munich, June, 2005. — Munich, 2005. — P. 238–243. 2. Light-weight structures produced by laser beam joining for future applications in automobile and aerospace industry / E. Schubert, M. Klassen, Y. Zernez et al. // J. of Materials Proc. Technology. — 2001. — 115, № 1. — P. 2–8. 3. Williams J. C., Starke Jr. E. A. Progress in structural materi- als for aerospace systems // Acta Materialia. — 2003. — № 51. — P. 5775–5799. 4. Металлургия и технология сварки титана и его сплавов / Под ред. В. Н. Замкова. — Киев: Наук. думка, 1986. — 240 с. 5. Рабкин Д. М., Рябов В. Р., Гуревич С. М. Сварка разно- родных материалов. — Киев: Техніка, 1975. — 206 с. 6. Рябов В. Р. Сварка алюминия и его сплавов с другими металлами. — Киев: Наук. думка, 1983. — 264 с. 7. Numerical methods of the predictions of welding stresses and distortions / V. I. Makhnenko, E. A. Velikoivanenko, V. E. Pochinok et al. — Amsterdam: Harwood Acad. publ., 1999. — Vol. 13, pt. 1. — 146 р. — (Welding and Surfacing Rev.). 8. Jordan A. Input data for Abaqus simulation LABRA: Theory manual. — Rhode Island: Hibbit, Karlsson & Sorensen Inc., 2006. — 68 p. 9. Wischhusen B.-M., Kreimeyer M. Second progress report of laser joining development for aluminum-titanium seat tracks at BIAS. — Bremen: BIAS-Verlag, 2006. — 44 p. 10. Boyer R., Welsch G., Collings E. W. Materials properties Handbook. Titanium alloys. — Miami: ASM International, 1994. — 1169 p. Mathematical model of thermal-deformation processes occurring in braze-welding of butt joints between titanium and aluminium was developed. Analysis of these processes was conducted within the frames of this model, and recommendations were worked out for optimisation of production of passenger aircraft seat guides comprising dissimilar welded joints. Поступила в редакцию 26.02.2007 Вышел в свет очередной (№ 18) выпуск журнала фирмы «Fronius» Weld+Vision на русском языке От редактора 3-6 Определенное звучание каждого покупаемого предмета Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 7-11 Процесс дизайна на примере свободной формы представления текста Плазменная сварка в эру цифровых технологий Компания 12-13 Открытие нового центра материально-технического обеспечения Кратко и по существу 14-15 Новости от «Fronius» Практические примеры 16-19 VarioSynergic соединяет границы Компания 20-21 Путь к совершенному дизайну Информация для путешественников 22-23 Мексика приглашает на крупное культурное событие По вопросам заказа просьба обращаться в редакцию журнала «Автоматическая сварка» Тел./факс: (38044) 528-34-84, 529-26-23, 528-04-86; E-mail: journal@paton.kiev.ua 11/2007 9