Национальный турпродукт в системе регионального планирования
В научной статье систематизированы приоритеты национального турпродукта в региональном планировании, рассмотрены условия и факторы, стимулирования создания национального турпродукта в зависимости от специализации туристских регионов. Определены признаки стихийного (экстенсивного) развития региона,...
Saved in:
| Date: | 2005 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2005
|
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10289 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Национальный турпродукт в системе регионального планирования / И.Ф. Карташевская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 85-87. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-10289 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-102892025-02-23T20:24:16Z Национальный турпродукт в системе регионального планирования Карташевская, И.Ф. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В научной статье систематизированы приоритеты национального турпродукта в региональном планировании, рассмотрены условия и факторы, стимулирования создания национального турпродукта в зависимости от специализации туристских регионов. Определены признаки стихийного (экстенсивного) развития региона, предложены организационные меры по переходу к плановому (интенсивному) развитию, целенаправленному созданию национального турпродукта в зависимости от специализации региона. Дано определение понятия "национальный турпродукт". У науковій статті систематизовані пріоритети національного турпродукта в регіональному плануванні, розглянуті умови і фактори, стимулювання створення національного турпродукта в залежності від спеціалізації туристських регіонів. Визначено ознаки стихійного (екстенсивного) розвитку регіону, запропоновані організаційні заходи для переходу до планового (інтенсивного) розвитку, цілеспрямованому створенню національного турпродукта в залежності від спеціалізації регіону. Дано визначення поняття "національний турпродукт". In this scientific paper the priorities of national tourist product in regional planning were systematized, conditions and factors for creation of national tourist product depending on the specialization of tourists regions were overviewed. Features of spontaneous (extensive) regional development were determined, organization means of the conversion to plan (intensive) development goal-oriented creation national tourists product in accordance with region's specialization were suggested. Notion of "tourists product" was given. 2005 Article Национальный турпродукт в системе регионального планирования / И.Ф. Карташевская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 85-87. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10289 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Карташевская, И.Ф. Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| description |
В научной статье систематизированы приоритеты национального турпродукта в региональном планировании, рассмотрены условия и факторы, стимулирования создания национального турпродукта в зависимости от специализации туристских регионов. Определены признаки стихийного (экстенсивного)
развития региона, предложены организационные меры по переходу к плановому (интенсивному) развитию, целенаправленному созданию национального
турпродукта в зависимости от специализации региона. Дано определение понятия "национальный турпродукт". |
| format |
Article |
| author |
Карташевская, И.Ф. |
| author_facet |
Карташевская, И.Ф. |
| author_sort |
Карташевская, И.Ф. |
| title |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| title_short |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| title_full |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| title_fullStr |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| title_full_unstemmed |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| title_sort |
национальный турпродукт в системе регионального планирования |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10289 |
| citation_txt |
Национальный турпродукт в системе регионального планирования / И.Ф. Карташевская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 85-87. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT kartaševskaâif nacionalʹnyjturproduktvsistemeregionalʹnogoplanirovaniâ |
| first_indexed |
2025-11-25T04:17:50Z |
| last_indexed |
2025-11-25T04:17:50Z |
| _version_ |
1849734500774313984 |
| fulltext |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
85
Карташевская И.Ф.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Введение. Региональная система управления в туризме привлекает внимание не только с научной
точки зрения - это скорее всего социальный заказ. Отрасль формируется быстрее, чем успевают создавать
регламентирующие законы. Местные органы управления все чаще сталкиваются с проблемой специализа-
ции региона, так как от этого зависит, что строить, для кого строить, как использовать имеющиеся еще ре-
зервы рекреационных земель. Порой судьба уникального города зависит от воли узкого круга лиц. В каче-
стве примера можно привести Керчь - город с именем которого связана история Античного Крыма, древ-
негреческого государства Боспор, русского княжества Тьмутаракань, турецкой крепости Еникале, немерк-
нущие страницы героев Аджимушкайских каменоломен периода Великой Отечественной войны. История
предопределила судьбу города в качестве уникального туристского центра, а мы его знаем как промыш-
ленный город, да еще экологически неблагополучный. Подобные уроки истории не должны повторяться.
Немалый интерес в формировании туристских регионов может представлять опыт Австрии, где пра-
вительство разработало 16 национальных программ. Суть каждой из них заключается в том, что одной
программой объединены все предприятия, оказывающие определенный вид туристских услуг, например,
«Зимний отдых», « Отдых в горах». Программы профинансированы из государственного бюджета, под-
креплены нормативно- правовыми документами.
Что же происходит в Крыму? Уникальный туристско-ресурсный потенциал используется не более чем
на 20%. В экологически перегруженных регионах продолжают вести интенсивное строительство. Развитие
курортно-рекреационного, туристского комплекса происходит стихийно…Местные органы самоуправле-
ния самостоятельно не в состоянии решить комплексные задачи, а Министерства, республиканские струк-
туры, к сожалению, за все эти годы не утвердили в Верховном совете ни одной государственной програм-
мы по развитию туризма.
Вместе с тем, туристские фирмы, связанные с разработкой национального продукта, предоставлены
сами себе. Малый туристский бизнес так и не получил государственной поддержки Усугубляет сложив-
шуюся ситуацию полное нежелание правительственных структур учитывать рекомендации ученых.
Цель исследования: определить особенности регионального планирования национального турпро-
дукта .
Задачи:
- систематизировать приоритеты национального турпродукта в региональном планировании;
- рассмотреть условия и факторы, стимулирования создания национального турпродукта в зависимо-
сти от специализации туристских регионов;
- определить признаки экстенсивного (стихийного) и интенсивного (планового) развития туристского
региона и создания национального турпродукта.
- обосновать определение термина « национальный турпродукт».
Актуальность исследуемой проблемы. В связи с тем, что идет стихийное формирование курортных
и туристских центров, назрела острая необходимость научно обосновать пути специализации рекреацион-
ных зон, туристских центров. Важная роль в этом процессе принадлежит фирмам - туроператорам и ту-
рагнтам, создающим национальный турподукт, продвигающим его на международный рынок. Как прави-
ло, эти вопросы традиционно рассматриваются с позиций туристского маркетинга. Мы предлагаем вос-
пользоваться методологией экономической, социальной географии, т.к. имеем дело с пространственными
проблемами регионов, управлением туристскими потоками.
Под туристским продуктом понимаем «..совокупность вещественных
( предметов потребления), невещественных ( в форме услуги) потребительских стоимостей, необхо-
димых для удовлетворения потребностей туриста. Возникших в период его путешествия» [ 6].
Четкой формулировки и определения «национальный турпродукт» не существует. Однако это понятие
логически можно сформулировать и обосновать, так как оно вытекает из специфических свойств турпро-
дукта, а именно, его неосязаемости, несохраняемоси, непостоянства качества и неотделимости от объекта.
Именно неотделимость от объекта позволяет назвать экспортной операцией реализацию турпродукта ино-
странным туристам, а сам турпродукт, реализованный иностранным туристам- национальным..
Результаты исследования. Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, спе-
циализированным видом управленческой деятельности и имеет собственные методы исследований:
1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изучение отношений планирования как процес-
сов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.
2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию количественных и качественных пара-
метров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных
позиций.
3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и
зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, поскольку реализуется с
помощью системного.
4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-
экономических явлений опытным путем.
5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого
процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены
второстепенные черты.[1c. 27 – 40]..
«Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов. Управленческий под-
ход, по мнению специалистов является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдель-
Карташевская И.Ф.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
86
ные туристские фирмы, т.е. имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие ви-
ды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как пла-
нирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обу-
словлены тем, что институционные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что
именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений навстречу переменам,
происходящим в туристской сфере»[5, с. 8]
Менеджмент туристского предприятия выполняет двойную задачу. С одной стороны, с его помощью
решаются управленческие проблемы и достигаются цели туристского предприятия, а с другой – он служит
целям развития туристского региона. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента в ту-
ризме.
Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое
развитие фирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурентоспособ-
ности) своего региона на рынке туристских услуг. Выполнить данную цель можно, сохранив конкуренто-
способность региона. С экономической точки зрения при определении специализации турфирмы учиты-
ваются следующие параметры:
- наличие туристских ресурсов, позволяющих создавать не просто турпродукт, а такой, который мо-
жет представлять национальную гордость;
- из всех возможных вариантов выбирают тот, который может пользоваться спросом на туристском
рынке у определенной категории туристов;
- согласно приоритетам, определенным законом Украины « О туризме» преимуществом должны поль-
зоваться турфирмы, создавшие национальный турпродукт, рассчитанный на молодежь, людей «
третьего поколения», туры сельского. зеленого туризма.
Если речь идет о возможностях Крыма и спросе иностранных туристов на национальный турпродукт.
то приоритеты будут выглядеть следующим образом. Для иностранной молодежи- нетрадиционные ви-
ды туризма: дайвинг, спелеотуризм, конные, горно-пешеходные, экстремальные туры. Для туристов
«третьего поколения»: винные, охотничьи, кулинарные, этнографические , познавательные туры. Пер-
спективным для полуострова является автомобильный, деловой и конгрессный туризм.
Создание туристского продукта начинается с изучения спроса. Однако этого мало, так как туристский
прдукт в значительной степени зависти от местных возможностей приема или от возможности органи-
зации обслуживания. Климат, материальная база, инфраструктура, туристские достопримечательности-
все это влияет на содержание и состав туристского продукта.
Проблема развития и полноценного функционирования туристского региона заключается в том, что при
увеличивающихся количествах предложений услуг гостиничного и ресторанного обслуживания, ту-
рист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полно-
ценно. Маркетинговые исследования подтверждают, что туристы значительные суммы денег расходуют
на досуг и развлекательные мероприятия. Кроме того, они не прочь заняться спортом, получить допол-
нительные курортные, бытовые и другие услуги. В настоящее время развитие туристских центров про-
исходит стихийно, а туры для клиентов формируется только силами фирм – туроператоров, персона-
лом, который, как правило, не имеет специальной профессиональной подготовки. Туристский регион
находится на экстенсивной ( стихийной) стадии развития.
Организационная работа регионального менеджмента должна состоять из следующих последова-
тельных операций:
1 Ревизия туристских ресурсов;
2 Определение специализации данного конкретного туристского (курортного) региона;
3 Ревизия индустрии туризма на соответствие специализации
4 Создание благоприятных условий ( налоговых, кредитно-финансовых) для развития необходимых
для региона предприятий : ресторанов, гостиниц соответствующих категорий, развлекательных цен-
тров, плавательных бассейнов, курортных поликлиник и т.д.
5 Ревизия туристской инфраструктуры и ее изменение в соответствии со специализацией региона (
обустройство дорог, подъездных путей к туристским объектам, реконструкция морских портов и тер-
миналов КПП, коммуникационные связи)
6 Стимулирование работы туроператоров, создающих национальный турпродукт обучение персонала,
предоставление льготных кредитов, централизованная реклама за счет бюджетных средств , участие в
международных ярмарках ). Такой комплекс мер обеспечит переход управления в регионе на интенсив-
ный ( плановый ) путь формирования туристского или курортного центра, развитие турфирм согласно
определенной программе, появлению необходимого национального продукта.
Согласно новой редакции закона Украины « О туризме» турфирмы разделены на 3 категории:
фирмы-туроператоры со специализацией выездного туризма и возможностью заниматься иностранным
( въездным) и внутренним туризмом, операторы иностранного и внутреннего туризма, фирмы- тураген-
ты. Если в мировой практике турфирмы занимаются комплектацией турпродукта, используя базу раз-
мещения, точки питания, транспортные предприятия, объекты шоу- бизнеса, музеи и так далее, то в Ав-
тономной Республикие эта работа выглядит несколько иначе. Туроператорская работа сведена к прода-
же путевок в пансионаты, санатории, дома отдыха. Фактически, так называемые, туроператоры, высту-
пают в качестве агентов – оптовиков по отношению к предприятиям санаторно- курортного комплекса.
По договору гарантируют загрузку санаториев, получают значительные ценовые скидки. Квоты мест
перепродают мелкооптовым фирмам - турагентам, делая уже небольшие скидки. Фитмы- турагенты в
свою очередь осуществляют реализацию путевок непосредственно клиентам. Таким образом, классиче-
ских туроператоров, создающих турпродукт в Крыму немного. Среди них
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
87
« Крымский горный клуб», « Танита», Крымская контрольно- спасательная служба, которые раз-
работали горно-пешеходные маршруты с отдыхом на лесных стоянках и у моря. Туроператор «Мида»,
комплектует группы за рубеж. В последние годы на туристском рынке появились предприятия, оказы-
вающие отдельные услуги, например, катание на лошадях, дегустацию вин, национальную кухню, экс-
курсии.
По своему содержанию новый закон « О туризме» не только не стимулирует появление форм – ту-
роператоров, имеющих возможность создавать турпродукт, а вовсе затормозил этот процесс. Следова-
тельно, для того, чтобы, действительно, на туристском рынке появился национальный турпродукт, не-
обходима комплексная программа. В ее логическую структуру необходимо включить следующие опе-
рации:
1 Исследование потенциала туристских ресурсов региона[2].
2 Определение главной специализации региона [3].
4 Разработка генерального плана развития и застройки туристского региона [4].
Особенностью данного плана будет являться то, что заказчиком этой работы должны выступать
существующая сейчас региональная структура управления, т.е. Министерство курортов и туризма АРК.
Выводы. Вопросы создания , продвижения турпродукта на рынок рассматривается традиционно в
рамках туристского маркетинга. Методология экономической, социальной географии позволяет смоде-
лировать процесс планирования национального турпродукта с учетом наличия туристских ресурсов и
специализации региона. В связи с тем, что идет стихийное – экстенсивное формирование курортных и
туристских центров, назрела острая необходимость научно обосновать пути специализации рекреаци-
онных зон, туристских центров.
Менеджмент туристского предприятия выполняет двойную задачу. С одной стороны, с его помо-
щью решаются управленческие проблемы и достигаются цели туристского предприятия, а с другой – он
служит целям развития туристского региона. Из этой особенности вытекают и двойные цели менедж-
мента в туризме.
Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчи-
вое развитие турфирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурен-
тоспособности) своего региона на рынке туристских услуг. Важное место в этом процессе занимает
управляемый на региональном уровне процесс создания национального турпродукта. Одно из главных
отличительных свойств турпродукта- неотделимость от объекта позволяет назвать экспортной операци-
ей реализацию турпродукта иностранным туристам, а сам турпродукт, реализованный иностранным ту-
ристам- национальным.
На туристском рынке Автономной Республики Крым сложилась угрожающая ситуация- норма-
тивно-правовая база в туризме стимулирует стратегию выживания и постепенного уход с рынка фирм-
турагентов. Деятельность существующих туроператоров сведена к оптовой реализации санаторно-
курортных путевок. Разработкой национального турпродукта занимается только несколько турфирм-
энтузиастов, в развитии и поддержке которых не заинтересованы местные, региональные органы госу-
дарственного управления.
Политика государства по отношению к стимулированию турфирм, занятых разработкой нацио-
нального турпродукта должна коренным образом изминится, что практически невозможно без измене-
ния самой системы управления и без подбора профессиональной управленческой команды .
Источники и литература
1. 1 Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М. Дело, 2000 – 149 с.
2. Карташевская И.Ф. Оптимизация процессов управления туристскими ресурсами на региональном
уровне // Культура народов Причерноморья. –№ 45. – Ноябрь 2003. – С. 49–53.
3. Карташевская И.Ф. Географические особенности регионального управления земельно- рекреацион-
ными ресурсами (на примере АРКрым) // Культура народов Причерноморья. –№ 55. – Т. 3. – Ноябрь
2004. – С. 86–91.
4. Карташевская И.Ф. Методические принципы формирования зон и территорий приоритетного разви-
тия в туристской отрасли (на примере Автономной республики Крым) // Культура народов Причер-
номорья. – № 59. – Март 2005. – 26-29.
5 . Папирян Г.А Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. – М.: Финансы и
статистика. – 2000. –160 с.
6 . Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес\ Авт.-
сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.; Афины: INFOGROUP. 1994. – С. 159.
Климчук С.В.
МЕТОДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИОННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Введение. Быстрая смена текущих задач и высокая степень неопределенности являются характерны-
ми чертами осуществления большинства проектов финансовой реструктуризации предприятий и компа-
ний. В данных условиях доступность точной и своевременной информации часто определяет успех проек-
та реструктуризации в целом. Многие авторы уделяют достаточное внимание методико-информационным
основам реструктуризационных мероприятий. Так Батенко Л.П, в своей монографии " Философия и мето-
дология реcтруктуризации", определяет основные направления по аксиологии и антропологии реструкту-
ризационных мероприятий в контексте информационного обеспечения [1], Бутник – Сиверский А. С. в
|