Типология субкультур
В данной статье исследователь выходит за пределы делинквентных и молодежных субкультур, выделяя социальные (обусловленные сложившейся структурой общества) и досугово-идеологические (возникшие как феномен XX века) субкультуры. Определяя понятие субкультуры, автор использует теорию психологии груп...
Saved in:
| Date: | 2005 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2005
|
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10369 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Типология субкультур / И.В. Чупахина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 68. — С. 38-41. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-10369 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-103692025-02-23T17:08:42Z Типология субкультур Чупахина, И.В. Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ В данной статье исследователь выходит за пределы делинквентных и молодежных субкультур, выделяя социальные (обусловленные сложившейся структурой общества) и досугово-идеологические (возникшие как феномен XX века) субкультуры. Определяя понятие субкультуры, автор использует теорию психологии групп, чего не было сделано другими философами и культурологами. Для классификации был использован широко применяемый в философии метод идеализации и метод анализа культурных феноменов. У даній статті автор виходить за межі делинквентных і молодіжних субкультур, виділяючи соціальні (обумовлені сформованою структурою суспільства) і досугово-идеологические (виниклі як феномен XX століття) субкультури. Визначаючи поняття субкультури, автор використовує теорію психології груп, чого не було зроблено іншими авторами. Для класифікації був використаний широко застосовуваний у філософії метод ідеалізації і метод аналізу культурних феноменів. In the article its author exceeds the bounds of delinquent and youth subcultures and singles out social (society-structure-specific) and hobby-ideological (formed in the XX century) subcultures. Unlike the other researchers of this topic the author uses group-psychology defining subculture. In the article popular philosophical method of idealization and method of cultural phenomena analysis were used. 2005 Article Типология субкультур / И.В. Чупахина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 68. — С. 38-41. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10369 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ Чупахина, И.В. Типология субкультур |
| description |
В данной статье исследователь выходит за пределы делинквентных и
молодежных субкультур, выделяя социальные (обусловленные сложившейся
структурой общества) и досугово-идеологические (возникшие как феномен XX
века) субкультуры. Определяя понятие субкультуры, автор использует теорию
психологии групп, чего не было сделано другими философами и культурологами. Для классификации был использован широко применяемый в философии
метод идеализации и метод анализа культурных феноменов. |
| format |
Article |
| author |
Чупахина, И.В. |
| author_facet |
Чупахина, И.В. |
| author_sort |
Чупахина, И.В. |
| title |
Типология субкультур |
| title_short |
Типология субкультур |
| title_full |
Типология субкультур |
| title_fullStr |
Типология субкультур |
| title_full_unstemmed |
Типология субкультур |
| title_sort |
типология субкультур |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10369 |
| citation_txt |
Типология субкультур / И.В. Чупахина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 68. — С. 38-41. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT čupahinaiv tipologiâsubkulʹtur |
| first_indexed |
2025-11-24T02:14:05Z |
| last_indexed |
2025-11-24T02:14:05Z |
| _version_ |
1849636102514671616 |
| fulltext |
Латышева Е.В.
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В АСПЕКТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ. (1991-2001гг.)
38
34. Асанова Е. ГлинЯнъый узор // Голос Крыма. – 2000. – 21 июля. – № 30 (349).
35. Раупова У. Золотые узоры старины // Авдет. – 2001. – 19 апреля. – № 8 (266).
36. Жизнь золотой нити // Авдет. – 1998. – 7 апреля. – № 7 (193).
37. Финогеев Б. Н., Люманов Э. М., Булкина Н. М., Алиева А. Ш. Проблемы и основные направления со-
циально-экономического возрождения крымских татар в Крыму // Кримські татари: істория и су-
часність (До 50 – річча депортації кримськотатарського народу). Матеріали міжнародної наукової
конференції (Киів 13 – 14 травня 1994 р.). – К.: 1995.
Чупахина И.В.
ТИПОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУР
Тема человека является магистральной темой философского дискурса, поскольку все те вопросы, ко-
торые ставит и решает философия, приобретают смысл только по отношению к человеку. Сам феномен
человека конструируется как антропологический феномен в культуре, поскольку культура представляет
собой способ праксиологического отношения человека к миру. Все сущностные характеристики человече-
ского бытия объективируются в контексте взаимосвязей человека и мира.
Субкультурный феномен был слабо освещен в литературе. Началом изучение этого вопроса можно
считать ряд работ, возникших в ответ на появление контркультурных течений в шестидесятых годах ХХ
века. Долгое время термин субкультура относился к делинквентным проявлениям в культуре, но такие ис-
следователи как П.С.Гуревич, М.С.Каган, А.Я.Флиер и др. обозначили это явление как, присущий культу-
ре феномен. Но на данный момент в понимании субкультур нет единства мнений.
Природа разночтений в понимании субкультуры заключается в том, что некоторые субкультуры за-
ложены в саму природу общества и обусловлены его структурой. Эти субкультуры мы обозначим как со-
циальные. Другие же возникают благодаря универсализации культуры. Они представляют собой широкий
спектр идеологий и интересов, к которым обращается человек, стараясь индивидуализировать себя. Дан-
ные субкультуры мы обозначим как «досугово-идеологические». Следует отметить, что среди этих групп
могут быть как контр – так и субкультурные.
В культуре различных регионов и различных эпох формируются определённые сообщества, посте-
пенно формируя свои установки и законы, ценности, стереотипы, вкусы и т.п. Но культура продолжает
оставаться целостным явлением, принимая те или иные влияния.
Субкультурные ориентации актуализируются в поведенческих стереотипах, в языковых конструкци-
ях, в настроениях, в доминирующих мотивациях, особенностях мышления и закрепляются в нормах, пра-
вилах, ценностях, оценках, поведенческих шаблонах, свойственных данной группе. Обычно субкультура
достаточно лояльна и не претендует на разрушение породившей её «большой культуры», хотя её носители
часто пугают или вызывают негативные реакции с её стороны. Каждой группе, в зависимости от социо-
культурных условий своего существования и многих других факторов, более доступно то или иное поле
культуры, которая выступает здесь как спектр потенций.
Проблема определения субкультуры связана с многомерностью данного явления. Ее сущность, наш
взгляд обнаруживается при разложении данного понятия на более простые.
Классификация является обычно результатом огрубления действительных граней между видами.
При разработке классификации, мы исходим из следующего определения: под субкультурой понима-
ется система норм и ценностей, мировоззрений и поведенческих кодов, не претендующая на замещение
господствующего течения культуры, отличающая стихийную или устойчивую большую естественную ре-
альную группу, которая должна обладать: включенностью в социальный контекст; иметь объединяющее
основание; общность участи, впечатлений и переживаний; достаточно длительное существование; быть
самоидентифицируемой и признаваемой обществом. Это определение разработано нами с учетом психо-
логии групп, чего не было сделано другими авторами. Любая указанная нами далее субкультура априори
отвечает этому определению.
К рассмотрению предлагаются следующие типы субкультур: родственно-семейный тип, этнический
тип, демографический тип, конфессиональный, профессиональный, социально-сословный, криминальный
и элитарный, а также досугово-идеологический. Таким образом, задачу данного исследования можно оп-
ределить как рассмотрение вышеозначенных типов субкультур в качестве систем.
Социальная типология субкультур.
1)Родственно-семейные субкультуры (иначе кровнородственные [1]),
Родственно-семейный тип субкультур является самым древним. Это первая форма социальной соли-
дарности человечества, известная еще со времен антропогенеза и доминировавшая как основная форма
социальной организации человеческих групп до их перехода к территориально-соседскому типу интегра-
ции. Субкультуры этого типа перешли в глубину приватной жизни людей. Хотя необходимо отметить, что
во многих современных обществах до сих пор сохраняется развитая родственно-клановая система.
Суть этого субкультурного типа очень проста: степень социальной солидарности, обязательств и
форм поведения одного человека по отношению к другому зависит от степени их кровного родства, кото-
рое, в свою очередь, регулируется традициями, существующими в той локальной (национальной) культу-
ре, к которой принадлежит данная человеческая группа. Наиболее доступной к рассмотрению субкультур-
ной систеой этого типа является семья. Социологи и социокультурологи рассматривают семью, прежде
всего, как первичную социально-хозяйственную ячейку общества. По мнению же современных исследова-
телей культуры (А. Я. Флиер, Э. А. Орлова и др [2]), семья рассматривается, прежде всего, как субкуль-
турная система. Присоединяясь к этому мнению, нам хочется отметить, что каждая отдельно взятая семья
обладает определенными специфическими, а иногда и уникальными чертами бытового уклада. И хотя эти
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
39
вопросы в современном мире играют менее значимую роль, нежели во времена ярко выраженных сослов-
ных различий, но, тем не менее, сам факт сохранения субкультурных систем, построенных на основе
кровного родства, свидетельствует о том, что в культуре ничего не пропадает, а только меняется метод
применения.
2) Этнический тип субкультур.
По мнению М. С. Кагана [3], этнический уровень является первым, потому что он фиксирует истори-
ческий переход от докультурного, биологического существования человечества к его социокультурному
бытию. Основной принцип формирования субкультур подобного типа связан с тем, что в основе социаль-
ной солидарности соответствующей группы людей лежит опыт совместного проживания на смежных тер-
риториях (т.е. соседство) и удобство совместной хозяйственной деятельности, а также защиты от внешне-
го фактора и т.д.
В заключение хочу отметить, что этнический тип субкультур является в большой степени мемориаль-
ным, так как основывается на памяти об общем происхождении и общей истории людей, входящих в дан-
ные субкультуры.
3) Демографический тип субкультур.
В основе данного типа лежат возрастные и половые различия, прослеживающиеся внутри совместно
проживающих групп людей. На базе этих различий внутри культуры формировались специфические суб-
культуры, ориентированные на физические и духовные особенности разных возрастных групп, особенно-
стей психологии различных полов. Основой социальной солидарности представителей демографических
субкультур является общность интересов, форм поведения, оценочных установок, социально-бытовых
элементов образа жизни отдельных возрастных и половых групп.
Среди демографических субкультур можно выделить мужскую, женскую, детскую, молодежные суб-
культуры, субкультуру пенсионеров и т.д.
Молодёжные субкультуры уникальны, и сочетают в себе черты не только различных типов субкуль-
тур, но и контркультурные черты.
4) Конфессиональный тип субкультур.
Субкультуры, объединенные в этой группе, являются одним из наиболее специфичных социокуль-
турных феноменов. Естественно, что в основе этого субкультурного типа лежит определенная религия или
религиозное течение со всем набором своих мировоззренческих и социальных установок. А. Я. Флиер [4],
утверждает, что, по мнению ряда исследователей, главной особенностью религии как типа субкультуры
является то, что она объединяет людей не столько проблемой образа жизни, хотя вопрос о "праведности"
жизни в большинстве религий предельно актуален, сколько проблемой смерти. А именно – психологиче-
ской адаптацией к ее неизбежности и возможным "воздаянием" за страдания, которые человек перенес
при жизни, перспективой некой идеальной формы счастья после смерти. Отсюда - и ее чрезвычайно эф-
фективная психико-компенсаторная функция.
Конфессиональные субкультуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем
своеобразным способом упорядочивания мира и представлений человека о нем, четким выделением зоны
сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом. И более того - зоны категориче-
ски запретной для рационального осмысливания и интерпретации для человека, не посвященного в спе-
цифические клерикальные таинства (например, христианское священство) или же не прошедшего специ-
ального обучения.
В заключение нужно отметить, что без учета фактора исторической динамики и конкретных социаль-
ных приоритетов конфессиональных субкультур анализ весьма затруднен, так как в разные эпохи для раз-
ных социальных слоев их культурное значение не было стабильным.
5) Профессиональный тип субкультур
Разделение культуры на профессиональные сегменты началось еще со времен неолита. Первоначаль-
но – разделение функций, а впоследствии и культуры бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем
выделение функций скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников и т.д. В основе профессиональ-
ной субкультуры не лежат социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнических субкультурах), а
принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностью технологий деятельности в той
или иной профессии, зафиксированных в учебниках и навыках профессиональной подготовки. Сюда же
можно отнести элементы социальной этики, целей и социальную ответственность за последствия данной
деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональные языки и т.д. Социально-
бытовые элементы образа жизни возникают как следствие специфичности профессии и профессионально-
го круга общения.
Можно отметить, что профессиональные субкультуры, как правило, не связаны с действием каких бы
то ни было централизованных органов управления (за исключением, пожалуй, «силовых» структур). Вне
зависимости от наличия неких государственных институций управления в профессиональных субкульту-
рах происходит процесс культурного самоуправления на основе общественного мнения, суждений экспер-
тов и других, причем иногда даже стихийных, факторов.
Следует отметить, что не все профессии выделяются в субкультурные феномены. Для этого, кроме
указанных в нашем определении признаков, необходимо наличие специальной профессиональной подго-
товки, определенной замкнутости, обусловленной специфичностью ее понимания, но большой значимо-
стью для человека. Так можно выделить субкультуру врачей, военных, летчиков, космонавтов, моряков и
др.
6) Социально-сословный тип субкультур.
Любое общество представляет собой некоторый социальный порядок, который поддерживается поли-
тически, экономически, социально и культурно. Описанные выше профессиональные группы могут по-
разному относиться к этому порядку. Для одних он является гарантом собственного высокого престижа,
Чупахина И.В.
ТИПОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУР
40
материальной обеспеченности и т.п. Такие группы всячески поддерживают этот порядок, служат ему.
Другие – практически индифферентны к этому порядку. Третьи относятся к нему резко отрицательно, так
как он препятствует реализации их амбиций. И если они не в состоянии свергнуть этот порядок, то, по
крайней мере, сознательно игнорируют его правила и законы. Разумеется, под словом «порядок» имеется
в виду не только политический строй и общее экономическое устройство страны, но и многие аспекты ее
духовной жизни (идеологии, гуманитарная культура и ее место в общественной жизни, степень уважения
к личности и т.д.).
Сословная структура общества меняется по ходу истории. Какие-то сословия, игравшие заметную
роль в прошлом (например, европейское духовенство), к настоящему времени уже утратили свой первона-
чальный статус, а иные, скажем, рабы вообще сошли с исторической арены.
7) Делинквентные субкультуры(или криминадьные).
Это субкультура целенаправленного нарушения социальных порядков и идеологии. Перечень специ-
фических специализаций в ней очень широк: от бродяжничества и мелкого хулиганства до революцион-
ной деятельности, политического терроризма и конфессионального еретичества. Интересующие нас пара-
метры очень противоречивы. Здесь встречаются и высокоспециализированные формы криминальности
(террористы, киллеры, профессиональные взломщики компьютерных систем), и совершенно неспециали-
зированные (хулиганство, пьянство). Социальные амбиции субъектов также варьируются от высочайших
(харизматичные лидеры преступного мира, руководители тоталитарных сект) до предельно низких (по-
прошайки, БОМЖи). Существуют и институты ее воспроизводства – места заключения, воровские прито-
ны, революционные подполья, тоталитарные секты.
8) Элитарные субкультуры.
Главная функция этой субкультуры – производство социального порядка в виде права, власти, орга-
нов легитимного насилия, структуры социальной организации общества; а также производство обосновы-
вающей социальный порядок идеологии (авторитета). Уровень специализации очень высокий. Уровень
социальных притязаний – высочайший. Разрыв между обыденной и специализированной составляющими
начал стремительно увеличиваться в Новое время. Начиная с середины XVIII века, элитарная субкультура
начинает сливаться с буржуазной субкультурой, и на сегодняшний день можно сказать, что она преврати-
лась в высший слой буржуазной субкультуры.
Постиндустриальные субкультуры
Прежде всего, надо отметить, что данное явление необычайно сложно для исследования, т.к. находит-
ся в одном с нами хронотопе (временном пространстве). Невозможно переоценить изменение человека в
новой эпохе, следовательно, приобрели иной характер субкультурные группы. Профессиональные суб-
культуры, с усовершенствованием технических средств, пополнились новыми профессиями. На границах
практически всех социальных типов субкультур можно говорить о появлении новых конфигураций. Мы
можем сейчас, когда спорт превратился в индустрию, с полной уверенностью говорить о футбольной суб-
культуре или субкультуре восточных единоборств. Практически все типы видоизменились, но ровно на-
столько, насколько изменилось само общество. Приведенная выше классификация справедлива и для со-
временных субкультур, но ими не ограничивается.
9) Досугово-идеологические субкультуры
Досугово-идеологические субкультуры резко отличаются по своей природе от социальных, так как, в
отличие от первых они не обусловлены природой общества и не заложены в его безусловную структуру,
но основываются, прежде всего, на индивидуальности человека. В городской среде, благодаря появлению
у человека свободного времени, возросла роль «хобби» (хобби приобрело практически планетарные мас-
штабы).
Данный тип характеризуется наличием у определенной общности специфической философии и дея-
тельностных стремлений. Отличаются они также определенным романтизмом, приобретая тенденции от-
рыва от господствующей культуры, не ради противопоставления, а следуя определенным стремлениям и
ценностям.
Не редко исследователи, говорящие о субкультурах, имеют в виду только субкультуры этого типа, не
учитывая наличие их в структуре общества.
Основным объединяющим фактором этого типа субкультур является совместное проведение времени,
хотя они нередко становятся для человека и идеологией и заработком, а иногда превращаются в смысл
жизни. Это такие группы как игроки в «что? где? когда?», КВН, индеасты, ролевики, реконструкторы,
барды, хиппи, готы, байкеры, компьюторщики (как их подгруппа–хакеры) и др.
Надо отметить, что все обозначенные типы пересекаются между собой. Так, жрецов мы идентифици-
руем как профессиональную, но вместе с тем и конфессиональную субкультуру.
Практически для всех типов характерно наличие разных уровней существования. Наравне с локализо-
ванными группами выступают более мощные образования, постепенно вбирающие в себя слабеющие суб-
культуры. Среди профессиональных можно выделять физиков, математиков и, например, радиоэлектрон-
щиков. Господствующим течением культуры они выделяются как «технари», то есть люди с техническим
складом ума.
Различные этносы, являясь малыми локальными группами, объединяются в нации, что обусловлено
региональным фактором, а также совместными целями и задачами (например, внешней угрозой). При
этом некоторые из них сохраняют свою самобытность.
Национальные идеи – воистину движущая сила народа на его пути к вершинам цивилизации. Однако
национальная ценность может, как и все ценности, извращаться и претендовать на верховное и абсолют-
ное значение. Тогда это может выразиться в национализм, эгоцентрический и ненавидящий все нацио-
нальности, кроме своей, стремится подчинить себе все ценности. Национальные и этнические субкульту-
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
41
ры как положительная ценность иерархически входят в конкретное единство человечества, объединяющее
все многообразие национальностей.
«Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных групп в обезличенном
«массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую идентичность людей, а на общество как много-
единство»[5]. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии
ее конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных культур-
ных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного демократического и правового
общежития.
Многие люди оказываются как бы между культурными обозначениями. В мире немало людей, кото-
рых называют полукровками. Многие не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурой. Они
оказываются между традиционной и современной культурами, между различными вероисповеданиями и
т.д. Именно это и степень развития коммуникаций, являются основной причиной универсализации и гло-
бализации культуры, что приводит к образованию специфических объединений.
Источники и литература
1. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, док-
торантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект; Екате-
ринбург: Деловая книга.–2002.–С. 157
2. Тамже.С .158
3. Каган М.С.. Философия культуры. Становление и развитие.–С-Пб.:– «Лань».1998. 448с.
4. Флиер А.Я. С.160
5. Гуревич П.С Культурология: экспериментальный курс: Учеб.пособие.М.:Гардарики 2003..286
Шевчук В.Г.
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО И ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ
М.ВОЛОШИНА В ЕГО СТИХАХ И АКВАРЕЛЯХ. (II СТАТЬЯ)
Знакомство Волошина с иконописью, изучение символики красок древнерусского искусства углу-
било и разнообразило цветовую картину мира художника. В его статье «Чему учат иконы?» [1914] напи-
сано, что «господствующими тонами иконной живописи являются красный и зеленый: все построено на
их противоположениях, на гармониях алой киновари с зеленоватыми и бледно-оливковыми». [5, с.232].
Волошин отметил полное отсутствие синих и темно-лиловых цветов в русской иконописи, характерных
для европейского средневековья. Отсутствие этих красок в русской иконописи указывает, по словам Во-
лошина, на очень простое, земное, радостное искусство, чуждое мистики и аскетизма. М.Алпатов, харак-
теризуя цветовое творчество русских иконописцев, указывал на колорит русской иконы как «нечто ис-
ключительное, небывалое, неповторимое. (…) В самих красках выражено, что здесь представлено всего
лишь светлое, как сон, видение, и вместе с тем в очертаниях, в чистоте их красок угадывается поэтическая
сущность вещей, истинная реальность мира». [1, с.12]. Краски в иконах выражают духовный подъем чело-
века. Глядя на русские иконы времен Рублева и Дионисия, можно мечтать о таких предметах, которые
доступны только возвышенному созерцанию. Известно, что Волошин был потрясен, когда увидел икону
«Владимирской Богоматери». Это была одна из самых прославленных икон Древней Руси, вывезенная из
Киева и Константинополя в начале ХII века. Весной 1924г. Волошин, увидев ее в Историческом музее в
Москве, приходил «на свидание с иконой» несколько дней подряд, любовался ею помногу часов. Вернув-
шись из поездки в Москву и Ленинград домой, поэт писал: « Лишь два момента подлинной жизни… я пе-
режил и унес с собой сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума» [3, с.243]. Волошин,
смотря на фоторепродукцию с этой иконы, стоящей на его рабочем столе, писал С.Федорченко (9апреля
1925): «Все эти дни живу в сиянии этого изумительного лица» [3, с.243]. Заметно влияние славянских ко-
лористических традиций на цветовое мировоззрение Волошина: преобладание гаммы желтого и красного,
замена черной или синей на зеленую. Сам он писал, что русская иконопись видит воздух зеленым. Кроме
фиолетового и красного тонов, о которых было рассказано в I статье «Цветовая картина мира в творчестве
М.Волошина, поэта и художника» [11], в своих стихах поэт часто прибегал к описанию желтой теплой
гаммы, обогащенной разнообразием ее валера и тона. Например: «Златыми пчелами расшитая порфира/
Струилась с плеч Ионии святой», «Горелый, ржавый, бурый цвет трав./ Полосы йода и пятна желчи; и
сбегают тени с гор обнаженных /Цвета роз и меда…» (выделено мной. В.Ш.). Обратим внимание на то,
что в некоторых стихах Волошина отсутствуют прилагательные, обозначающие цвет. «Наименования
многих цветов произошли, как известно, от названия объектов, окраска которых очень сильно выражена:
малиновый, розовый, изумрудный [7, с.290]. Использование существительных-названий сильно окрашен-
ных объектов, называется константностью цвета. Волошин часто опирался на данное явление, при мини-
муме средств достигая максимальной точности и глубины картины-стиха. Еще раз обратимся к стихам по-
эта, где воплощена желтая гамма, так изобилующая описаниями поэта разнообразия оттенков этого цвето-
вого спектра.
«Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл».
(Выделено мной. В.Ш.)
|