Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров

В статье автор раскрывает воспитательные возможности курса "История педагогики" в поликультурной подготовке будущих учителей.

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2005
1. Verfasser: Алимова, Л.У.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2005
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10465
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров / Л.У. Алимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 69. — С. 86-89. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-10465
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-104652025-02-09T17:49:22Z Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров Алимова, Л.У. Проблемы образования в полиэтничном мире В статье автор раскрывает воспитательные возможности курса "История педагогики" в поликультурной подготовке будущих учителей. У статті автор розкриває виховні можливості курсу "Історія педагогіки" в полікультурній підготовці вчителя. In this article the author depicts upbringing possibilities of the course "The History of Pedagogy" in the polycultural preparation of the future teachers. 2005 Article Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров / Л.У. Алимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 69. — С. 86-89. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10465 371.78 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы образования в полиэтничном мире
Проблемы образования в полиэтничном мире
spellingShingle Проблемы образования в полиэтничном мире
Проблемы образования в полиэтничном мире
Алимова, Л.У.
Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
description В статье автор раскрывает воспитательные возможности курса "История педагогики" в поликультурной подготовке будущих учителей.
format Article
author Алимова, Л.У.
author_facet Алимова, Л.У.
author_sort Алимова, Л.У.
title Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
title_short Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
title_full Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
title_fullStr Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
title_full_unstemmed Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
title_sort воспитательный потенциал курса «история педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2005
topic_facet Проблемы образования в полиэтничном мире
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10465
citation_txt Воспитательный потенциал курса «История педагогики» в поликультурной подготовке педагогических кадров / Л.У. Алимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 69. — С. 86-89. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT alimovalu vospitatelʹnyjpotencialkursaistoriâpedagogikivpolikulʹturnojpodgotovkepedagogičeskihkadrov
first_indexed 2025-11-28T23:59:40Z
last_indexed 2025-11-28T23:59:40Z
_version_ 1850080639951306752
fulltext 86 Алимова Л.У. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ» В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ еще не становятся истинным мотивом поведения детей и в случае, когда желания младшего школьника не совпадают с желаниями коллектива, ребенок без особенного внутреннего конфликта действует соответственно своим желаниям. В 3-4 классе ситуация изменяется, поскольку создается детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями и эмоциональное благополучие зависит от согласования собственных потребностей с потребностями одногодков. Именно эта потребность становится силой, которая способствует усвоению и принятию ребенком ценностей коллектива. Результаты исследований показывают, что в 3-4 классе интерес к ровесникам преобладает над интересом к взрослым. Так, если в 9 лет интерес к взрослым характерен для 46%, то до 10 лет он снижается к 29%. При этом значительно (с 19% к 6,7%) снижается интерес ребенка к родителям. Одновременно активно развивается интерес детей к одноклассникам – с 34% у 9-летних к 54% у 10-летних. Исходя из этого, наиболее важным качеством взаимоотношений ребенка с одноклассниками является их принципиальное равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего, что происходит в коллективе. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в условиях полиэтнического украинского общества исследование коммуникативной культуры личности может осуществляться через ее соотношение с общей культурой личности и коммуникативной культурой. Оно включает в себя: - коммуникативную компетентность как уровень сформированности коммуникативной культуры; - коммуникативную среду (пространство, поле) как социокультурные условия формирования культуры личности; - коммуникативные качества как интегральное личностное образование, что обеспечивает эффективность коммуникации. Источники и литература 1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – С. 48-49. 2. Крючков В.В. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» // Педагогика. – 2002. – №9. – С.27-32. 3. Соколов И.Н. Структурная модификация общественных связей (паблик рилейшнз) в системе социальной коммуникации: Автореф. дис. на соиск. учен. степь. канд. филол. наук. 10.01.10 / Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2002. – 22 с. 4. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека //Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С.40-56. 5. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. – 1997. – № 2. – С.43-50. Поступила в редакцию 12.05.2005 г. УДК 371.78 Алимова Л.У. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ» В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В статье автор раскрывает воспитательные возможности курса «История педагогики» в поликультурной подготовке будущих учителей. Ключевые слова: воспитательные возможности, поликультурная подготовка, педагогика У статті автор розкриває виховні можливості курсу “Історія педагогіки” в полікультурній підготовці вчителя. Ключові слова: виховні можливості, полікультурна підготовка, педагогіка In this article the author depicts upbringing possibilities of the course «The History of Pedagogy» in the polycultural preparation of the future teachers. Key words: upbringing possibilities, polycultural preparation, pedagogy Актуальность проблемы. Поликультурная подготовка будущего учителя должна формироваться в процессе обучения в вузе. Это может осуществляться при изучении всех учебных дисциплин, но наибольшими возможностями в поликультурной подготовке педагогических кадров располагает история педагогики. Воспитательный потенциал истории педагогики в поликультурной подготовке педагогических кадров отражен в данной статье. Цель работы. Раскрыть воспитательный потенциал истории педагогики в поликультурной подготовке педагогических кадров. История педагогики, на наш взгляд, является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования. История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики воспринимали известное положение философа Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять Раздел 3. Проблемы образования в полиэтничном мире 87 настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, − писал в начале XX в. историк педагогики М.И. Демков, − мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики и методики и те ценные приобретения, какие она сделала в течение веков» [2, с.4]. Диалектика как метод познания включает сформированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого – в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. Обращение к опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации предполагает выявление их преемственности с современностью, соотнесение культурного развития каждого народа с развитием всего человеческого сообщества. Среди множества проблем, которые стоят перед человечеством, одна из наиболее важных – проблема выживания, мира, жизни. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся уважать культурное наследие и современную культуру друг друга. Справедливо утверждение М.Н. Воскресенской о том, что трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы [1, с.105-107]. Социальная, образовательная, культурная политика различных меньшинств, прежде всего национальных, может строиться на фундаментах (принципах): терпимости или дискриминации, интеграции или ассимиляции и т.д. Вторая половина XX в. ознаменовалась значительным ростом интереса к вопросам, вызванным движением национальных и иных меньшинств за свои права. В тоталитарных государствах права меньшинств подавляются, в демократических же к ним относятся с уважением. Безусловно, в мире нет ни одного региона, где полностью соблюдались бы права всех групп населения (это бы было идеальным вариантом), однако демократия способствует их полному осуществлению. Не случайно поликультурная, или многокультурная, политика активно поддерживается в демократических государствах. Поликультурное образование в Украине является частью такой политики. В реализации этой политики значительна роль курса «История педагогики» и подготовка педагогических кадров с учетом возможностей данного курса. С целью объективного освещения истории и педагогики в нашем Отечестве, выявления ее глубоких связей с единым историко-педагогическим процессом в мире, осмысления педагогического наследия своего и других народов и государств, «История педагогики» призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач: изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху; выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности; раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи; на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики; в целом историко-педагогические знания должны активно влиять на формирование исторического сознания педагогов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию народного образования. Выдвижение человека на первый план социального развития требует, чтобы все звенья образования по своему содержанию и организации ориентировались на приоритет личности. Духовный наставник юношества в современной школе – не только и не столько носитель знаний, но в первую очередь – носитель культуры, персонифицирующий в своем общении и поведении дух общечеловеческих ценностей. Как не вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что влияние воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую ничем нельзя заменить. Поэтому и вызывает сомнение приоритет научно-предметной подготовки учителя, игнорирование важности целостной профессиональной и личностной культуры учителя. Значение историко-педагогического образования в этом смысле трудно переоценить. В силу особенностей своего содержания оно составляет базу гуманитарной образованности и профессиональной культуры учителя. История педагогики гуманистична по своей сущности, она нацелена на человека. В этом отношении историческое сознание учителя проявляется, прежде всего, в отзывчивости к постижению наработанных на всех этапах существования мировой цивилизации общепедагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовно-нравственное совершенствование личности. Поэтому 88 Алимова Л.У. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ» В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ историческое сознание связано с восприимчивостью учителя к интересам и потребностям подрастающего поколения, к гуманным средствам воспитания и обучения. Видимо, без преувеличения можно сказать, что ощущение и понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике – существенный компонент профессионального и нравственного совершенствования учителя. Проникновение в лучшие традиции мирового и отечественного опыта развивает педагогическое мышление, позволяет учителю найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися. В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, «патентованных» средств. «Самая прекрасная, самая тонкая методика, − писал В.А. Сухомлинский, − действенна лишь тогда, когда есть живая индивидуальность педагога, когда лучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнете свой ум, свою живую мысль». Эти профессиональные качества В.А. Сухомлинский справедливо считал основой для созревания педагогического мастерства. Можно утверждать, что историко-педагогические знания ориентируют в разнообразии вариантов общепедагогических подходов. Они дают педагогу «магический кристалл» исторического видения своей профессии, своей повседневной работы. Таким образом, историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности. Историко-педагогическая образованность позволяет учителю ориентироваться в сложной панораме современных подходов к педагогическому процессу, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического творчества и маневра. Историческое сознание как профессиональное качество учителя является историческим аспектом его мышления, и активное проявление этого качества относится к одной из закономерностей педагогической деятельности. «Сущность этой закономерности, − по мысли В.А. Сухомлинского, − сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления» [3, с.6-12]. Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в современном полиэтническом, многонациональном обществе. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой – создания условий для познания культуры других народов, других времен, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования будущих учителей привлекает все большее внимание ученых-педагогов. Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом, о чем свидетельствует история педагогики. Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная Я.А.Коменским в XVI в. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода [4, с.383]. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умениz жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. [4, c.395]. Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности для будущих учителей дает изучение наследия П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф. Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному» [5, с.4]. По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнять недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [5, с.4]. Формирование будущего учителя, отвечающего требованиям современного демократического общества, в значительной степени зависит от его поликультурной подготовки, которую призваны реализовать все учебные дисциплины вузовского плана. Особо велики возможности истории педагогики, изучающей развитие педагогической теории и практики воспитания, их связь и зависимость от условий материальной жизни общества, от той общественно-политической обстановки, в которой они развиваются. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру, содействует развитию педагогических способностей, помогает творчески использовать накопленные знания педагогической практики в современном многонациональном, поликультурном обществе. Раздел 3. Проблемы образования в полиэтничном мире 89 Источники и литература 1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразование культур // Педагогика. – 2000. − № 2. 2. Демков М.И. Кратская история педагогики. – М., 1917. – 366 с. 3. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. Ч.1. – М., 1998. – 191 с. 4. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. − Т2. 5. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. − № 4. Поступила в редакцию 18.07.2005 г. УДК 81.23:37.013 Аметова Э.Р. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В статье прослеживается разработка понятия языковой нормы как основного критерия культуры речи. Речевая культура рассматривается как компонент общей педагогической культуры учителя. Ключевые слова: культура речи, языковая норма, педагогическая культура, общение, профессиональная деятельность У статті простежується розробка поняття мовної норми як основного критерію культури мови. Мовна культура розглядається як компонент загальної педагогічної культури вчителя. Ключові слова: культура мовлення, педагогічна культура, спілкування, професійна діяльність In the article is the groundwork of the idea of the language standard as a main criterion of the speech ethic. The speech culture is examined as a component of the general pedagogical culture of the teacher. Key words: Language standard, speech ethic, pedagogical culture, communication Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций – обучения, образования и воспитания – является личная педагогическая культура. В специальной литературе педагогическая культура рассматривается как синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога. В.Я. Бондаревская, к примеру, в структуре педагогической культуры выделяет следующие уровни: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический и личностный. В социально-педагогическом плане педагогическая культура представлена как средство педагогизации окружающей среды, а в индивидуально-личностном плане – как проявление социальных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя [1]. Культура речи носителя языка предполагается на каждом уровне. В.А. Сухомлинский говорит о четырех признаках педагогической культуры: 1) чтобы у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т.д.); 3) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; 4) чтобы педагог обладал речевой культурой [3, с. 64]. Культура речи является обязательным компонентом коммуникативной и педагогической культуры преподавателя. Интерес к вопросам речевой культуры возрос в отечественной науке во второй половине 20-го столетия. Еще в 1956 г. Б.Н. Головин, один из теоретиков культуры речи, писал: «Необходимость борьбы за культуру речи, за доступный, правильный и яркий язык – это насущная общественная задача, вытекающая из потребностей общества в средстве общения» [4, с. 5]. Эта задача приобрела особую актуальность в наши дни в поликультурной среде в условиях многоязычия. В предлагаемой статье будет прослежена разработка в отечественном языкознании понятия языковой нормы как основного критерия культуры речи. Речевая культура рассматривается как компонент общей педагогической культуры учителя. Под культурой речи понимается владение нормами всех уровней языка, умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целью и содержанием общения: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка… Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам русского языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения свой мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)» [6]. В этом определении – непосредственная связь культуры речи со всеми разделами языкознания. Не может быть подлинной культуры речи без знания языка, без навыков употребления этих знаний в определенной речевой ситуации, без знания предмета речи. Речь правильная, т.е. соответствующая нормам литературного языка, – первое и необходимое условие культуры речи. Норма литературного языка – основное понятие теории культуры речи. Это одна