Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор"
В статье доказывается, что драматург сознательно в 19701980-е годы деконструировала устаревшую систему соцреализма, при этом писательница использовала общие установки «новой волны», модифицировала чеховские традиции, экспериментировала с содержанием и формой, что обеспечило своеобразие и новаторский...
Saved in:
| Date: | 2011 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
2011
|
| Series: | Русская литература. Исследования |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/105435 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" / В. Климова // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2011. — Вип. XV. — С. 176-188. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-105435 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1054352025-02-09T17:17:53Z Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" Деконструкція канону соцреалізму у драмі Л. Петрушевської «Московський хор» Климова, В. Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века В статье доказывается, что драматург сознательно в 19701980-е годы деконструировала устаревшую систему соцреализма, при этом писательница использовала общие установки «новой волны», модифицировала чеховские традиции, экспериментировала с содержанием и формой, что обеспечило своеобразие и новаторский характер произведений. В статті доводиться, що письменниця свідомо в 1970-1980-ті роки руйнувала застарілу систему соцреалізму, драматург використовувала спільні настанови «нової хвилі», модифікувала традиції Чехова, проводила сміливий експеримент у галузі змісту та форми, що забезпечило своєрідність та новаторський характер творів. 2011 Article Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" / В. Климова // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2011. — Вип. XV. — С. 176-188. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. 2218-7472 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/105435 821.161.1: 82-2 / Петрушевская ru Русская литература. Исследования application/pdf Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века |
| spellingShingle |
Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века Климова, В. Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" Русская литература. Исследования |
| description |
В статье доказывается, что драматург сознательно в 19701980-е годы деконструировала устаревшую систему соцреализма, при этом писательница использовала общие установки «новой волны», модифицировала чеховские традиции, экспериментировала с содержанием и формой, что обеспечило своеобразие и новаторский характер произведений. |
| format |
Article |
| author |
Климова, В. |
| author_facet |
Климова, В. |
| author_sort |
Климова, В. |
| title |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" |
| title_short |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" |
| title_full |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" |
| title_fullStr |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" |
| title_full_unstemmed |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" |
| title_sort |
деконструкция канона соцреализма в пьесе л. петрушевской "московский хор" |
| publisher |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Эстетическое своеобразие литературы ХХ – начала XXI века |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/105435 |
| citation_txt |
Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской "Московский хор" / В. Климова // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2011. — Вип. XV. — С. 176-188. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
| series |
Русская литература. Исследования |
| work_keys_str_mv |
AT klimovav dekonstrukciâkanonasocrealizmavpʹeselpetruševskojmoskovskijhor AT klimovav dekonstrukcíâkanonusocrealízmuudramílpetruševsʹkoímoskovsʹkijhor |
| first_indexed |
2025-11-28T13:18:00Z |
| last_indexed |
2025-11-28T13:18:00Z |
| _version_ |
1850040271897624576 |
| fulltext |
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
176
УДК 821.161.1: 82-2 / Петрушевская
В. КЛИМОВА
(Херсон)
ДЕКОНСТРУКЦИЯ КАНОНА СОЦРЕАЛИЗМА
В ПЬЕСЕ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ «МОСКОВСКИЙ ХОР»
Аннотация
Климова В. Деконструкция канона соцреализма в пьесе Л. Петрушевской
«Московский хор». В статье доказывается, что драматург сознательно в 1970-
1980-е годы деконструировала устаревшую систему соцреализма, при этом пи-
сательница использовала общие установки «новой волны», модифицировала
чеховские традиции, экспериментировала с содержанием и формой, что обеспе-
чило своеобразие и новаторский характер произведений.
Ключевые слова: современная драматургия, «новая волна», традиция, соц-
реализм.
Анотація
Клімова В. Деконструкція канону соцреалізму у драмі Л. Петрушевської
«Московський хор». В статті доводиться, що письменниця свідомо в 1970-1980-
ті роки руйнувала застарілу систему соцреалізму, драматург використовувала
спільні настанови «нової хвилі», модифікувала традиції Чехова, проводила смі-
ливий експеримент у галузі змісту та форми, що забезпечило своєрідність та но-
ваторський характер творів.
Ключові слова: сучасна драматургія, «нова хвиля», традиція, соцреалізм.
Научная и критическая рецепция творчества Л. Петрушевской прошла
путь от бурных дискуссий вокруг ее эстетических экспериментов, порой
полного их отрицания к признанию несомненной важности художест-
венных открытий писательницы, восприятию ее как абсолютного нова-
тора. Л. Петрушевскую называют первым, самым видным драматургом
«поствампиловского призыва» [Громова, 2007, 152], признают, что она
играет значительную роль в развитии литературы для театра, в частно-
сти, в расширении ее постмодернистского спектра [Богданова, 2004, 615].
Петрушевскую оценивают, независимо от судьбы отдельных направле-
ний и стилей, как самого авторитетного драматурга последних десятиле-
тий [Злобина, 1998, 240].
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
177
Полярность интерпретаций, драматическая судьба пьес (запрещав-
шихся в 1970-е – начале 1980-х и всегда вызывавших споры) может быть
объяснена постоянной нацеленностью писательницы на эксперимент, на
обновление художественного арсенала драматургии (эту особенность
Р. Тименчик остроумно обозначил как «этический экстремизм» Петру-
шевской [Тименчик, 1989, 394]), на деконструкцию отживших идейных и
художественных установок, а также связать с особой творческой свобо-
дой писательницы. По словам Т. Марковой, Петрушевская создает «стиль
максимальной свободы [...], обретающей форму парадокса» [Маркова,
2003, 52].
Подобный творческий настрой оказался актульным и востребованным
искусством слова как в 1970– е (время вхождения Петрушевской в лите-
ратуру), так и в последние десятилетия ХХ века и в начале XXI столетия.
В 1970-1980-е годы новаторские и преобразовательные интенции Пет-
рушевской проявились в деконструкции канонов соцреализма и участии
в формировании альтернативной художественной системы, что нашло
сове выражение в развитии «поствампиловской драматургии», возникно-
вении «новой драмы». Именно разрушение установок соцреализма, по
мнению Н. Лейдермана и М. Липовецкого, является целью эксперимен-
тов Петрушевской на определенном этапе ее творчества и во многом оп-
ределяет художественную специфику произведений [Лейдерман, Липо-
вецкий, 2003, 610].
Целью настоящей статьи является исследование авторских путей де-
конструкции отжившей художественной системы соцреализма в пьесе
Л. Петрушевской «Московский хор», выявление своеобразия интерпре-
тации антитоталитарной темы и отражения в произведении установок
«новой драмы».
Л. Петрушевская расшатывала устаревшие принципы соцреализма,
как и многие другие писатели ее поколения, вошедшие в литературу в
1970-е. В этом ряду находятся драматурги А. Галин, В. Славкин, В. Арро,
Л. Разумовская, В. Малягин, А. Казанцев, прозаики В. Пьецух, Вик. Еро-
феев, Е. Попов и др. Они ставили перед собой задачу создания альтерна-
тивной литературы, которая впоследствии получила название «новой
волны» в прозе и драматургии», а в последнем случае употребляется
также термин «новая драма». Именно, оппозиция официозу играла веду-
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
178
щую роль в формировании новой художественной системы. В ней, по
замечанию А. Зорина, многое создавалось именно по контрасту с кано-
ном соцреализма: это и сосредоточенность на «ранее табуированной про-
блематике», и широкое использование бытового материала, которого из-
бегала утопически окрашенная официальная литература; изображение
«ужаса повседневности»; и высвечивание антитезы идеологической лжи
и неприглядной реальности, замена оптимистического модуса трагиче-
ским, сгущение отчаяния [Зорин]. Наконец, вместо героя соцреализма –
человека с активной жизненной позицией, успешного и победителя пред-
лагался новый тип – «намеренные несчастливцы», по определению
Н. Ивановой [Иванова]. Г. Нефагина так характеризует это феномен, об-
ращаясь к прозе и опираясь на широкий ряд писателей, к которым отно-
сится и Петрушевская. Отметим, что писательница реализует себя как
прозаик и драматург, создавая средствами эпоса и драмы единый худо-
жественный мир, поэтому сказанное исследовательницей о прозе акту-
ально для изучения пьес Петрушевской. «Натуральная проза осваивает
прежде тематически табуированное пространство. С. Каледин, Ю. Сте-
фанович, М. Палей, с. Василенко, Л. Габышев, О. Хандусь, описывая
кладбища и стройбаты, ретритивные слои общества – бичей и лимитчиц,
алкоголиков и зэков, открывают и нового героя, человека, которого
прежняя литература числила как бы не существующим. «Натуралисты»
передают жизнь в ее неочищенном, нерафинированном состоянии, они
вторгаются в такие области жизни, которые не принято было вводить в
сферу литературы. Предметом их пристального, даже детального, до ме-
лочей, внимания становятся неуставные отношения («Стройбат» С. Ка-
ледина), звериные законы колонии («Одлян, или Воздух свободы» Л. Га-
бышева), сделки и коммерция могильщиков («Смиренное кладбище»
С. Каледина), обесчеловечивающая афганская война («Крещение»
О. Ермакова), цинизм, агрессивность, вседозволенность обыденной жиз-
ни («Свой круг» Л. Петрушевской)» [Нефагина, 2005, 183-184].
Действительно, именно в это время «застоя» и именно в таком ключе
Петрушевская, расшатывая устои соцреализма, пишет ряд пьес, эпатиро-
вавших критику. Среди них: «Уроки музыки» (1973), «Любовь» (1979),
«Стакан воды» (1983), «Три девушки в голубом» (1983), «Скамейка-
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
179
премия» (1983), «Московский хор» (1984), «Квартира Коломбины» (1985)
и др.
Заметим, что, как правило, в пьесах Л. Петрушевской противостояние
советской идеологии и жестокой правды уходит в подтекст (в отличие от
диссидентской литературы и опытов постмодернистов), а ужасы тотали-
таризма, рассказ о его жертвах заслоняются сферой быта. В этом иссле-
дователи усматривают тенденцию и существенное отличие творчества
Петрушевской от авторитетных векторов деконструкции соцреализма,
сложившихся в произведениях современников. Так, Н. Лейдерман и
М. Липовецкий дают такой комментарий этой особенности без подроб-
ного сопоставительного анализа: «Проза и драматургия Петрушевской,
бесспорно, замешаны на абсурдных коллизиях. Но ее абсурдизм не по-
хож на приемы Евг. Попова или Сорокина. Петрушевская не пародирует
соцреализм. Хотя нельзя сказать, что она совершенно не «замечает» соц-
реализм, соцреалистический миф. Петрушевская, минуя собственно соц-
реалистическую эстетику, как будто бы напрямую обращается к «жиз-
ни», сформированной этой эстетикой» [Лейдерман, Липовецкий, 2003,
610]. В плане дискуссии заметим, что обозначенный исследователями
вектор не является всеобъемлющим в творчестве Петрушевской, оно
вмещает и такие произведения, в которых резко противопоставляется
идеология, питавшая соцреализм и реальность, то есть используется ти-
пичный для «новой волны», творчества диссидентов и постмодернист-
ской литературы принцип изображения, что дает возможность говорить о
поливекторности поисков писательницы. К такому ряду пьес относим
«Московский хор», «Скамейку-премию» и в определенной мере «Квар-
тиру Коломбины». Однако и реализация этой общей для альтернативных
направлений установки приобретает в творчестве Петрушевской свою
специфику, которую мы попытаемся выявить.
Пьеса «Московский хор» написана в 1984 году. В произведении, в со-
ответствии с выработанной Петрушевской манерой, соединяются раз-
личные модусы: трагический, комический, гротескный – что проявляется
в трактовке и недавнего тоталитарного прошлого, и его последствий
(действие происходит в 1956–1957 гг.). Трагический модус проявляется в
рассказах о репрессиях, коснувшихся разных ветвей семьи и знакомых,
то есть наиболее значимый исторически, идеологически материал уво-
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
180
дится во внесценический план. И в этом видится не столько боязнь его
интерпретировать, сколько следование чеховской драматургической тра-
диции: это стремление в коротком по времени эпизоде «охватить содер-
жание всей жизни героев» [Полоцкая, 2000], а также углубить не внеш-
ний, а внутренний конфликт. Отметим также, что наличие мощной че-
ховской традиции в пьесах Петрушевской считается доказанным фактом,
тем или иным аспектам этого явления посвящен рад диссертационных
исследований (Г. Корольковой, Т. Мищенко, с. Васильевой, Г.Вербицкой,
Т. Прохоровой и др.). Названные особенности (уведение эффектных эпи-
зодов во внесценический план и превалирование внутреннего конфлик-
та), унаследованные Петрушевской от Чехова, Э.А. Полоцкая в своей ра-
боте, посвященной поэтике классика, характеризует следующим образом:
«Внутренний характер конфликта оттеснил внешние события, интригу в
собственном смысле слова. О значительных событиях в жизни героев,
которым по традиции место в центре фабулы, зритель узнает только из
разговоров действующих лиц. Он не получает возможности наблюдать
их на сцене. Это характерно для всего творчества писателя, но как драма-
тург Чехов в этом отношении особенно дерзок: его пренебрежение к
драматургически выигрышным эпизодам растет от пьесы к пьесе. В
«Иванове» от не дает зрителю плакать от жалости над умирающей на
сцене Саррой; в «Чайке» не выводит на сцену первое покушение Трепле-
ва на свою жизнь, и его самоубийство зритель воспринимает только «на
слух» (выстрел за сценой, последняя реплика пьесы); в «Трех сестрах»
дуэль Соленого с Тузенбахом, как и предшествующая ей ссора, происхо-
дит тоже за сценой. Наконец, центральное событие «Вишневого сада» –
продажа имения – совершается тоже не на сцене. Переносить же дейст-
вие в город, где происходит аукцион, автор не стал, как это сделал позже
Дж. Голсуорси в «Мертвой схватке» (1920) [...] В прежних драматургиче-
ских системах такие пропуски могли рассматриваться как просчет авто-
ра. У Чехова же это – необходимое условие для того, чтобы действие со-
средоточивалось на духовной жизни героев» [Полоцкая, 2000, 426],
По этой же модели Л. Петрушевская в «Московском хоре» не показы-
вает, а устами героев передает истории разрушения и уничтожения семей
тоталитарным террором (семьи Лики, Неты, Эры). Автор видит в этом
истоки психологических деформаций, вывихов в отношениях родных
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
181
людей, их взаимного недоверия, подозрений и претензий, то есть писа-
тельницу интересуют психологические деформации, нарушение нормы и
гармонии, что в целом характерно для ее творчества и органично вписы-
вает «Московский хор» в общую систему художественных поисков дра-
матурга. Однако социальный момент не является, в понимании Петру-
шевской, единственным корнем зла. В отличие от диссидентской антито-
талитарной литературы, писательница не склонна давать однозначные
рецепты исцеления (уничтожение режима, которое должно исправить
искаженные испытаниями характеры). Петрушевская задумывается о по-
роках человеческой натуры в целом, проявляющихся независимо от со-
циальных условий, то есть она склонна к более широким философским и
психологическим обобщениям. Тем не менее, антитоталитарный дискурс
остается для нее актуальным, он лишь поставлен в системные отношения
с более широкими уровнями обобщения. Об этом свидетельствует ряд
художественных установок пьесы и особенности характеров героев.
К таким установкам относим моделирование яркого контраста идео-
логической лжи и правды жизни. Противопоставлены друг другу показ-
ное мероприятие (готовящееся выступление хора на Московском фести-
вале, показательная идеологическая акция – встреча двух хоров – Мос-
ковского и Дрезденского как знак дружбы между народами) и страшные
эпизоды семейного краха, невыносимых тягот повседневного бытия, пре-
вратившегося в выживание для всех, в том числе и для участниц хора.
Это и отсутствие угла, удручающая стесненность всех поколений семьи
на ограниченных квадратных метрах, трудность добывания пропитания,
болезни, беспомощность, безответственность родных, тягловый труд и
др. В подтексте контрастируют бравурное показательное пение и скры-
тый хоровой, коллективный стон, жалоба, проявляющиеся в отдельных
рассказах («ариях») героев. Дискурсы идеологической показухи и бес-
просветной реальности на протяжении пьесы перемежаются, создают
гротеск и сходятся в финале пьесы, рождая трагикомический эффект. На
фоне показного праздничного апофеоза разворачивается поистине траги-
ческая сцена из реальной жизни. Московский хор на вокзале встречает
хор Дрезденский, звучит призыв «обнимитесь миллионы», Девятая сим-
фония Бетховена, поднимаются руки в антифашистском приветствии. И
на этом фоне бежит к новой семье неверный муж Саша, оставляя на про-
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
182
извол судьбы и без средств старуху мать, жену, непутевых детей. Они же,
тоже готовые бежать куда угодно от своей жестокой и непонятной жиз-
ни, самым абсурдным образом за Сашей увязываются. Моделируется
эффект полной безвыходности. Он усиливается нагнетанием экзистенци-
ального ужаса перед невозможностью дать самому себе ответы на вопро-
сы, почему так живем, зачем живем вообще, в чем смысл трудного суще-
ствования. Но и этот ужас абсурдирован и остранен, лишен высокого па-
фоса. Так, Саша, сам плохой отец и неверный муж, пытается «по-
отечески « отругать молодую заблудшую особу (одну из участниц пока-
зушного хора). Все дежурные, идеологические правильные фразы полу-
чают веский циничный отпор, основанный на реальном знании жизни и
тяжелом опыте бездомной, полуголодной, тысячу раз обманутой девуш-
ки. Ее ответы полностью нивелируют «поучения», разрушают созданную
ими картину мира и заодно ставят Сашу перед экзистенциальными во-
просами о смысле его личного существования.
Саша. Ты ведь будущая мать. У тебя будут дети.
Галя. Ты что, дяденька. Пугаешь.
Саша. Что ты расскажешь им о своем прошлом?
Галя. То же, что и ты.
Саша. Я воевал! Всю жизнь работал! У меня трое детей, одна как ты. Восем-
надцать лет. Даже четверо (Пауза) Четверо детей.
Галя. Я тоже работала, это-то я понарасскажу много» [Петрушевская, 2007,
85-86].
Заметим, что столь смелая абсурдизация общепринятого часто порож-
дала упреки писательнице в цинизме, хотя Петрушевская на самом деле
стремилась к другому – к обнажению реальных проблем, их максималь-
ному заострению, активизации читателя и зрителя.
Ярким примером контрастного столкновения абстрактного идеологи-
ческого мифа и живой жестокой правды жизни может также служить
сцена несостоявшегося разговора Саши и бросаемых им жены и дочери
(обманутая девушка оставляется в тяжелейших обстоятельствах – без
средств, без мужа, с ребенком на руках). Женщины готовятся выживать
сами, жена учится стенографировать. Саша начинает свой разговор в мо-
мент стенографических тренировок, которые становятся после этого на-
меренно тщательными – преданные им женщины не отвечают, напоказ
полностью погружаясь в работу: дочь диктует тексты, мать стенографи-
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
183
рует. Заметим, что демонстрация самого процесса разрыва коммуника-
ции является типичной чертой мужественной системы Петрушевской.
Однако в данном случае показателен выбор текстов, под аккомпанемент
которых звучат Сашины призывы поговорить, оправдания и все прочее,
сулящее всеобщее несчастье (заметим, что Петрушевская, следуя своей
манере сгущать ужас повседневности, рисует несчастным и Сашу, он
возвращается в глухую провинцию, в барак, к больной сожительнице и
слабому младенцу, то есть в столь же невыносимые условия бытия). Под
диктовку дочери в атмосферу ужаса повседневности, выживания и непо-
нимания врывается идеологическая абстракция: «Социалистический реа-
лизм, социалистическая литература, литературоведение, нанесли сокру-
шительный удар рецидив, буржуазный национализм, космополитизм,
незыблемый, великая традиция, активные строители...» [Петрушевская,
2007, 77]. Драматург таким образом уничтожает высокую риторику
идеологического мифа, саркастически осмеивает его претензию изменить
человеческую жизнь сущностно, объяснить ее логику и смысл. Показа-
тельна намеренная языковая эклектика идеологического текста (здесь и
ссылки на конституцию, и прославление открытий советских ученых,
преобразующих мир и человека; и описание вида Красной площади в дни
народных тожеств; и невиданные урожаи, и бдительность советских лю-
дей и др.). Эта эклектика, как нам представляется, призвана создать эф-
фект бреда, а также собрать и развенчать идеологические знаки эпохи,
чем в 1980–1990-е годы с успехом занимались русские постмодернисты –
писатели (Т. Кибиров, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, В. Сорокин, В. Тучков)
и художники. Так что и в этом отношении Петрушевская оказывается в
русле актуальных художественных поисков.
Однако наиболее беспощадно идеологический миф дискредитируется
в гротескных образах героев, являющих собой идеологические обломки
прошлого. Это Нета, старая коммунистка, пораженная в правах в связи с
репрессией мужа, пятнадцать лет скитавшаяся, но оставшаяся верной ре-
волюционным идеалам. Ее образ удваивает и абсурдизирует дочь Люба,
она активно поддерживает миф о себе и матери как о единственных вер-
ных идейных борцах в условиях общего шатания и разложения «оттепе-
ли». Сущность их характеров и судеб передает символ, приобретающий
яркий экзистенциальный смысл: единственным имуществом «револю-
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
184
ционерок» является потрепанная черная сумка с партийными документа-
ми и их письмами Сталину. Она совмещает семантику нищенской сумы,
черной дыры, мусорника, ложного богатства. Эта семантика подтвержда-
ется действием: сумка во время семейного скандала выбрасывается род-
ственниками (чтобы освободить от двух идейных дам, не желающих по-
кидать семью и возвращаться на свою жилплощадь) на лестницу без вся-
кого пиетета к содержимому, и только это заставляет тунеядствующих
«революционерок» подняться с дивана. Знаменательно, что содержимое
сумки пополняется новыми безумными письмами, на сей раз Хрущеву, и
содержат они доносы на родственников, которых необходимо воспитать
и идейно образумить. Писание бумаг может трактоваться как ритуальное
действие служения «идеалам», сконцентрированном в этом вместилище
«сокровищ» и «святынь».
Идеологический миф у Петрушевской редуцируется до идеологиче-
ской риторики. «Мы будем бороться!» – восклицают «революционерки»,
на сей раз воюющие с родственниками и со всем изменившимся миром,
требующие от других служения, признания и ухода. «Они нас преследу-
ют за правду!» – так Люба объясняет неподчинение родственников их
сценарию, явно смешивая два контрастных дискурса – идейный и быто-
вого скандала. «За правду сжигали на кострах»– это комментарий к соб-
ственным претензиям. И, наконец, звучат мотивы Божьего суда, оформ-
ленные в непритязательные строки идейной поэзии: «Вся наша жизнь
тяжелый труд. Слезами залит мир безбрежный. Но день настанет неиз-
бежный, неумолимый, страшный суд!» Усиливается болезненный пафос
перманентной борьбы. А риторика и пафос, в свою очередь, абсурдизи-
руются благодаря совмещению с неподобающим контекстом – семейны-
ми, бытовыми неурядицами, тем низким материалом, который в пьесах
писательницы обретает экзистенциальный смысл. В этом плане очень
показательна сцена взаимных разбирательств (составляющих, по мнению
исследователей, основу внешнего действия всех пьес Петрушевской).
«Революционерки» раздражены теснотой в доме Лики, где их приютили,
нервированы бытовой стесненностью, невозможностью уединиться, па-
ром от стирки пеленок, суетой вокруг младенца и др., то есть всем тем,
чего они не заслуживают за былые страдания и верность идеалам Стали-
на. Эту свою неудовлетворенность они кодируют знаками идеологиче-
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
185
ской борьбы. Лика же понимает всю нелепость революционной риторики
в контексте реальной сложности жизни, экзистенциальных проблем и
противопоставляет этому программу прощения, примирения и любви.
«Люба. [...] У тебя, Лика, отсталое сознание. И что получается? Бытовое раз-
ложение перешло и на детей! От кого Оля родила ребенка? А? И у кого она на-
бралась цинизма? Дети взяли пример и выросли хамы.
Лика. О детях не беспокойся, о детях не беспокойся (Начинает плакать) [...]
Нета (Приподнимаясь на локте) Не плачь, мы отомстим. Ты большой челове-
чище, Лика. Мы отомстим за тебя.
Люба. Мы не оставим борьбы, ведущейся всю жизнь. Мы не опустим рук.
Мы отомстим.
Лика. Кому? Кому? Типичная мания у вас у всех в роду мания преследова-
ния. Саша уже вернулся [...] Оля раздражена, потому что кормит грудью и не
спит. Эра раздражена, потому что Саше некуда воткнуться. Эра спит с детьми,
Оля с Лялькой, и если он вернется, им с Эрой некуда вдвоем деться. Я целыми
днями на кухне.
[...] Люба. Придет время, за нас отомстят.
Лика. Да ну, кому мстить? Нашли тоже. Все поставлены жизнью в условия.
Вы мстили когда-то, потом вам отомстили, дальше опять вы, сколько можно?
Заколдованный круг [...] Успокойтесь, в этом доме я больше мстить не позволю»
[Петрушевская, 2007, 52-53, 54].
Думается, что эта программа возвращения к общечеловеческим цен-
ностям в противовес идеологическим мифам, абстрактным (но опасным)
ориентирам видения мира и поведения в полной мере разделяется самой
Петрушевской. Но при этом писательница создает сложную и трагиче-
скую картину мира, отошедшего от идеалов гармонии и справедливости,
в полной мере осознает проблематичность возвращения к этим идеалам,
переживает экзистенциальную заброшенность человека, не гарантиро-
ванность не только его счастья, но и самого существования. Поэтому
драматург не сглаживает острых углов и не создает счастливых финалов.
Как и в чеховских пьесах, в ее произведениях нет счастливых людей, да-
же среди тех, кто ориентирован на идеалы любви и добра.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что Петрушевская в
период «застоя» целенаправленно разрушала канон соцреализма, исполь-
зуя традиционные для «новой волны» и собственные способы демонтажа
устаревшей системы. В противовес устоявшемуся мнению о погруженно-
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
186
сти драматурга исключительно в сферу быта, анализ «Московского хора»
показывает, что идеологический дискурс в пьесе присутствует и актуали-
зирован, как и в других текстах «новой волны». Используется схожий
комплекс приемов деконструкции соцреализма: противопоставление
идеологической лжи и правды жизни; противостояния оптимистического
модуса официальной пропаганды и трагического пафоса; использование
ранее табуированного материала. Этот комплекс в произведениях Пет-
рушевской трансформируется и дополняется. Как показывает анализ
«Московского хора», писательница максимально драматизирует назван-
ные оппозиции и использует прием абсурдизации. Пересматриваются не
только идеологические догмы, но и абстрактные клише интерпретации
мира и поведения, а также готовые ответы на экзистенциальные вопросы.
В произведениях доминирует не трагическое, а трагикомическое начало.
Образ советского «маленького» человека (традиционно занижаемый до
модели жертвы и неудачника во многих произведениях «новой волны»)
существенно повышается за счет введения экзистенциальной проблема-
тики, стремления к максимальному уровню обобщения, рассуждениям о
не гарантированности судьбы и счастья вообще в неправильном, утра-
тившем гармонию, правила, норму мире. Критика советского дискурса
производится с использованием концептуалистских принципов отбора
основных концептов идеологии (к таковым относятся: «коллективизм»,
«классовая борьба», «верность революционным идеалам», «моральная
чистота», «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет»,
«всюду враги» и др.). Осмеяние осуществляется в процессе помещения
концептов в низкий, не соответствующий их пафосу бытовой контекст.
Сатирический эффект достигается также карикатурным изображением
адептов этой идеологии. «Революционеры» противопоставлены людям,
сохранившим представления об общечеловеческих нормах. С названны-
ми концептами ярко контрастируют многозначные символы, имеющие
архетипические основы (дом / бездомность, вокзал, сума, странствие,
младенец). Деконструкция идеологического мифа оказывается подчи-
ненной решению более глобальных философских проблем, в особенности
экзистенциальных. Это, с одной стороны, также является способом де-
конструкции соцреализма, обладавшего онтологической глухотой, раз и
навсегда решившего проблемы смысла жизни человека и устройства ми-
Выпуск XV (2011)
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
187
ра, закономерностей его динамики. Заново поставив комплекс проблем и
заострив их, Петрушевская разрушает картину мира соцреализма. С дру-
гой стороны, именно эта философская нацеленность обеспечивает акту-
альность пьес 1970-1980-х годов даже сейчас, когда злободневность
борьбы с тоталитаризмом утрачена, произведения писательницы сохра-
няют свою ценность и в изменившемся социальном контексте. Разруше-
ние канона соцреализма происходит и на уровне формы благодаря ис-
пользованию широко спектра художественных приемов, в частности, аб-
сурдизации. Особое значение приобретает обращение к драматургиче-
скому опыту Чехова, в особенности использование подтекста, многоге-
ройности, уведения внешне динамичных ситуаций во внесценический
план, соединения трагического и фарсового начал, изображения тоталь-
ной несчастливости всех героев. Модификация чеховской традиции со-
единяется с открытиями «новой волны» и авторским экспериментом, что
определяет своеобразие и новаторство пьес Петрушевской.
ЛИТЕРАТУРА
1. Громова М. Драматургия Людмилы Петрушевской // Громова М. Русская
драматургия конца ХХ–начала XXI века: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука,
2007.
2. Богданова О. «Диалоги для театра» Людмилы Петрушевской // Богданова
О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы
ХХ века – начало XXI века). – СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. Гос. ун-та, 2004.
3. Злобина А. Драма драматургии: В пяти явлениях, с прологом, интермедией
и эпилогом // Новый мир. – 1998. – №3.
4. Тименчик Р. Ты – что? или Введение в театр Петрушевской // Петрушев-
ская Л. Три девушки в голубом. М.: Искусство, 1989.
5. Маркова Т. Повествовательный контрапункт в прозе Л. Петрушевской //
Маркова Т. Современная проза: конструкция и смысл (В. Маканин, Л. Петру-
шевская, В. Пелевин): Монография. – М.: Изд-во Моск. Гос. обл. ун-та, 2003.
6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–
1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т.– Т. 2: 1968–
1990. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Зорин А. Круче, круче, круче... История победы: чернуха в культуре по-
следних лет // Знамя. – 1992. –№10.
8. Иванова Н. Намеренные несчастливцы? // Дружба народов. – 1989. – № 7.
Русская литература. Исследования
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
188
9. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ в.: Учебное пособие. – М.: Флинта:
Наука, 2005.
10. Полоцкая Э.А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е –
начало 1920-х годов). – Кн. 1. – М.: Наследие, 2000.
11. Петрушевская Л. Московский хор. – СПб: Амфора, 2007.
УДК 821.161.1 – 82.1:06 / Мамонов
Н.П. ДИДЕНКО
(Киев)
СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
В ЛИРИКЕ ПЕТРА МАМОНОВА
Аннотация
Статья посвящена изучению специфики лирического героя в песенном твор-
честве современного рок-музыканта и актера Петра Николаевича Мамонова. В
статье рассматривается специфическая картина мира героя, а также его связь с
русской традицией шутовства.
Ключевые слова: лирический герой, современная рок-поэзия, психоделика,
юродивый, миф, вертикальная парадигма.
Анотація
Статтю присвячено вивченню специфіки ліричного героя у пісенній творчос-
ті сучасного рок-музиканта и актора Петра Миколайовича Мамонова. У статті
розглядається специфічна картина світу героя, а також його зв’язок з російською
традицією блазенства.
Ключові слова: ліричний герой, сучасна рок-поезія, психоделіка, блазень,
миф, вертикальна парадигма.
Summary
This work studies the specific of lyric hero in song work of modern rock-musician
and actor Peter Nikolaevich Mamonov. The specific of space which a hero is in, the
world which he exists in, and also his connection with Russian tradition of buffoonery
are also examined.
Key words: lyric hero, modern rock-poetry, psychedelic, buffoonery, myth, vertical
paradigm.
|