Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.)
В статье исследована роль администрации градоначальств в развитии образования и культуры Крыма XIX - начала ХХ в.
Збережено в:
| Дата: | 2005 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2005
|
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10703 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) / В.В. Дмитриев // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 73. — С. 181-184. — Бібліогр.: 35 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-10703 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-107032025-02-23T17:53:07Z Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) Дмитриев, В.В. Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье исследована роль администрации градоначальств в развитии образования и культуры Крыма XIX - начала ХХ в. У статті досліджена роль адміністрації градоначальств у розвитку освіти та культури Криму XIX - початку ХХ ст. The role of the administration of the boroughs in the development of education and culture of the Crimea in the 19 th - the beginning of the 20th centuries has been investigated in this article. 2005 Article Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) / В.В. Дмитриев // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 73. — С. 181-184. — Бібліогр.: 35 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10703 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Дмитриев, В.В. Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| description |
В статье исследована роль администрации градоначальств в развитии
образования и культуры Крыма XIX - начала ХХ в. |
| format |
Article |
| author |
Дмитриев, В.В. |
| author_facet |
Дмитриев, В.В. |
| author_sort |
Дмитриев, В.В. |
| title |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| title_short |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| title_full |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| title_fullStr |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| title_full_unstemmed |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) |
| title_sort |
влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в крыму (xix – начало xx в.) |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10703 |
| citation_txt |
Влияние института градоначальств на развитие образования и культуры в Крыму (XIX – начало XX в.) / В.В. Дмитриев // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 73. — С. 181-184. — Бібліогр.: 35 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT dmitrievvv vliânieinstitutagradonačalʹstvnarazvitieobrazovaniâikulʹturyvkrymuxixnačaloxxv |
| first_indexed |
2025-11-24T04:10:07Z |
| last_indexed |
2025-11-24T04:10:07Z |
| _version_ |
1849643402053812224 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
181
Вывод. Таким образом, 80-90-е годы стали для Иордании судьбоносными. В этот период монарх осу-
ществил ряд либеральных преобразований. В частности, отказался от претензий на Западный берег р.
Иордан, дав возможность палестинцам самостоятельно строить независимое государство. Принял новые
законы о выборах, о партиях, о печати, которые стали решающим шагом на пути формирования Иордании
как демократического, либерального государства.
Источники и литература
1. Аганин А.Р.,Соловьева З.А. Современная Иордания.- М.:Ин-тут изуч. Израиля и Ближнего Востока,
2003. – 410 с.
2. Арабские страны: политика и экономика. Вып. 3 / отв. ред. Филоних А. – М.: Ин-тут востоковедения,
1997. – 710 с.
3. Гаврилин В.В., Корешков В.В. Иордания: Пути развития. – М.: «Знание», 1985. – 64 с.
4. Джаварне С. Иордания: опыт общественно-политического развития. – М., 1997. – 83 с.
5. Камзин К.З. Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо-израильский конфликт. – М.: Ин-тут изу-
чения Израиля и Ближнего Востока, 1998. – 185 с.
6. Королевский режим в Иордании на службе стратегии империализма. – Дамаск :ПАСВ. – 1981. – 200 с.
7. Нойбергер Б. Арабское меньшинство: национальная обособленность и политическая интеграция //
Власть и политика в Государстве Израиль / Пер. с иврита С.Фролова, под ред. В.Ханина. Кн. 11. -
Тель-Авив: Открытый ун-тет Израиля, – 1997. – 264 с.
8. Difference Theory: Success or Failure in Arab-Israeli Wars? By Elli Lieberman, National Defense University,
1995.
9. The Israeli-Palestinian Conflict: Historical and Prospective Intervention Analyses, The Carter Center, 2003.
10. Civil Democratic Islam: Partners, Resources, and Strategies by Cheryl Benard, Santa Monica: RAND Corpo-
ration, 2003.
Дмитриев В.В.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ГРАДОНАЧАЛЬСТВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И КУЛЬТУРЫ В КРЫМУ (XIX – НАЧАЛО XX В.)
До последнего времени недостаточно исследованным в системе органов местного управления Крыма
оставался институт градоначальств.
На протяжение XIX – начала XX в. градоначальства в Крыму существовали в Феодосии, Керчи, Сева-
стополе и Ялте. Институт градоначальств оказывал существенное влияние на культурное развитие Крым-
ского полуострова.
Целью данной статьи стало рассмотрение основных направлений деятельности администрации
градоначальств в сфере развития образования и культуры в Крыму.
В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
– осуществить анализ исследований, затрагивающих данную тему;
– показать вклад градоначальников и подотчетных им органов в развитие системы образования и
культуры Крыма.
Большинство исследований на данную тему были опубликованы в XIX – начале ХХ в. В этих работах
мы находим сведения, касающиеся появления и деятельности первых учебных заведений и учреждений
культуры на территории градоначальств Крыма. Это работы А. Скальковского [1–2], В.К. Виноградова [3],
Х.Х. Зенкевича [4,8], Е.К. Яблонского [5], А. Ашика [6], А.Половецкого [7], М.П. Федотова [9], Д. Говоро-
ва [10]. Но данные исследования не дают полного представления о развитии системы образования и куль-
туры в Крыму.
В советское время, как и на предыдущем этапе, не появилось обобщающих, специальных работ, по-
священных роли градоначальств в развитии культурной сферы Крымского региона. Отдельные упомина-
ния о культурной жизни градоначальств Крыма содержатся в работах Ф.Т. Гусарова и Л.И. Чуистовой
[11], Н.С. Барсамова [12], П.Н. Надинского [13], Г.И. Семина [14], в коллективном исследовании «История
города-героя Севастополя 1783 – 1917» [15].
В последние годы возрос интерес исследователей к изучению истории Крыма XIХ – начала XX в.
Появился ряд научных работ, посвященных жизнеописанию отдельных градоначальников, в которых
фрагментарно отражена их деятельность в сфере образования и культуры Крымского полуострова. В ча-
стности, это работы А.А. Непомнящего [16], Л.А. Ореховой [17], И.К. Павловой [18], Е. Алтабаева и В.
Коваленко [19].
Анализ историографии позволяет сделать вывод, что роль градоначальств в становлении и развитии
образования и культуры Крыма до последнего времени комплексно в науке не исследовалась.
Автором статьи в 2003 году была защищена диссертация «Градоначальства юга Украины в XIX – на-
чале ХХ века» [20]. Диссертация стала первым комплексным исследованием истории развития градона-
чальств в XIX – начале ХХ века на юге Украины. Ввиду широких географических рамок, ограниченности
объема работы, исследователь не смог подробно показать вклад администрации градоначальств и органов
городского самоуправления в развитие системы образования и учреждений культуры в Крыму.
В связи с этим возникла необходимость написания данной статьи.
Вклад администрации градоначальств и органов городского самоуправления в развитие культурной
сферы Крыма проявился в создании и функционировании учебных заведений, музеев, театров, библиотек,
периодических изданий.
Дмитриев В.В.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ГРАДОНАЧАЛЬСТВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
В КРЫМУ (XIX – НАЧАЛО XX В.)
182
Так, многие градоначальники были инициаторами открытия на территории градоначальств новых уч-
реждений образования. Например, в 1811 г. в Феодосии и в 1829 г. в Керчи благодаря стараниям
градоначальников С .М . Броневского и И .А . Стемпковского были открыты первые учебные за-
ведения – уездные училища. Во время переписки с генерал-губернатором Новороссийского края М.С. Во-
ронцовым градоначальник И.А. Стемпковский отмечал, что видит своей главной задачей не только разви-
тие градоначальства в экономическом плане, но и в просвещении его населения [3, c.378].
Значительное внимание уделял делу образования Керчь-Еникальский градоначальник З.С. Херхеулид-
зе; по свидетельству современников, он был инициатором открытия в 1835 г. Девичьего института, пере-
именованного в 1845 г. в Кушниковский в честь мецената, завещавшего на его нужды 300 тысяч рублей [9,
c.12].
Градоначальник П.А. Спицын оказывал существенную поддержку учебным заведениям этого же гра-
доначальства. На протяжении трех лет он вел активную переписку с вышестоящими инстанциями в Одес-
се и Петербурге и убеждал руководство в необходимости открытия в градоначальстве гимназии. Благода-
ря его стараниям, по повелению царя в августе 1863 г. Керченское уездное училище было преобразовано в
Александровскую гимназию [21, л.10,128].
Вышеназванный градоначальник П.А. Спицын считал, что для успешного развития подчиненной ему
территории в торговом отношении необходимо учебное заведение, которое готовило бы кадры для граж-
данского флота. Его усилиями на территории Керчи в 1875 г. был открыт мореходный класс [22, л.48- 49].
Градоначальники не только содействовали в открытии новых учебных заведений, но и принимали ак-
тивное участие в их внутренней жизни. В Феодосии, в начале XIX в., вся административная, учебно-
воспитательная и хозяйственная сфера уездного училища, основанного градоначальником С.М. Бронев-
ским, находилась непосредственно под его контролем. Училище получило в дар от градоначальника кол-
лекцию минералов в количестве 400 экземпляров как наглядное пособие для занятий. При содействии гра-
доначальника училище было обеспечено необходимой учебной литературой, издаваемой при Харьковском
университете [7, c.282–283].
Значительное внимание системе образования в Феодосии уделял градоначальник А .И.
Казначеев. Благодаря его деятельности, значительно улучшились материальное обеспечение и учебно-
воспитательная база Феодосийского училища. Градоначальник обращал внимание на качество преподава-
ния, приказал составить реестр книг и учебных пособий училища, требовал от общественного самоуправ-
ления строгого отношения к исполнению своих обязанностей перед учебными заведениями .
А .И . Казначеев добился повышения статуса училища, что привело к улучшению учебно-воспитательного
процесса [7, c.282–283].
Несмотря на ограниченность материальных средств, городское общественное управление и админист-
рация градоначальств стремились к увеличению числа учебных заведений на подведомственной им терри-
тории, повышению уровня знаний, получаемых учащимися. При содействии градоначальника П .А .
Перелешина только в 1875 г . в Севастополе открылись : 6-классное реальное училище, женская
прогимназия, вскоре преобразованная в гимназию, мореходный класс. В этом же году увеличилось коли-
чество средств, выделяемых на финансирование просвещения со стороны городского общественного
управления и земств; на его нужды городское управление выделило 15232 руб. (при городском доходе 65670 руб.), а
Ялтинское земство – 4933 руб. [23, л.12].
В связи с развитием торговой деятельности и увеличением доходной части городского бюджета Сева-
стополя в 80 – 90-х гг. XIX в. городское управление начинает выделять дополнительные средства на
строительство новых учебных заведений, увеличивает средства на финансирование уже существующих .
Так , в 1891 г . в градоначальстве существовало уже 27 учебных заведений, в которых обучалось
1606 учащихся. На их содержание было выделено 61.874 руб. При этом из городских средств – 22006 руб.,
из земских – 6807 руб., из казны – 27604 руб., 5456 руб. получены от сбора за право учения, пожертвова-
ний обществ и учреждений разного рода [24, л.5].
Администрация градоначальств и органы городского самоуправления в других градоначальствах так-
же уделяли достаточно внимания вопросам организации и финансирования учреждений просвещения.
Так, в Керчь-Еникальском градоначальстве в 1898 г. на народное образование было ассигновано 89249
руб., что составляло четвертую часть городских расходов [25, л.5], а в 1908 – 67000 руб. [26, л.4]. Финан-
совая помощь, оказываемая учебным заведениям, зависела от экономического положения градоначальства
в тот или иной период.
В градоначальствах Крыма по инициативе местных органов власти при части школ проводились на-
родные чтения, вводились классы ручного труда, вечерние классы, занятия по садоводству и пчеловодству
[27, л.15].
В Керчь-Еникале забота об обучении детей со стороны городского общественного управления и ад-
министрации градоначальства проявлялась не только в городах, но и в селениях. Так, например, в 1898 г.
на кредит, взятый городом Керчью у частного лица, на льготных условиях, было построено в поселках
градоначальства 4 школы [25, л.5].
Создание благоприятных условий для обучения населения приносило желаемые результаты. Так, ес-
ли в Севастополе, в 1866 г. грамотность населения составляла 34%, то в 1897 г. уже 53% [5, c.44]. Для
сравнения, по переписи 1897г. грамотность населения Одессы составляла – 57,7% [28, c.234], в Керчь-
Еникале – 43 % [29, c.101].
Однако на территории градоначальств существовало и достаточно проблем в сфере народного про-
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
183
свещения, о которых в своих отчетах сообщали в МВД градоначальники.
Так, севастопольский градоначальник А.М. Спицкий в своем отчете за 1901 год сообщал, что в связи с
ухудшением экономического положения градоначальств постепенно возникали проблемы с образованием,
не хватало мест в учебных заведениях, и часть детей школьного возраста не могла получить образование в
Севастополе [30, л.110].
Керчь-Еникальский градоначальник Н.П. Вейс в своем отчете за 1881 г. отмечал, что назрела острая необходи-
мость произвести преобразования в системе просвещения на территории градоначальств и открыть для де-
тей неимущих бесплатные учебные заведения [31, л.5]. Пожелания градоначальника воплотились в жизнь
только в 1908 г., когда было введено бесплатное обучение в народных училищах, где дети от 8 до 11 лет
получали начальное образование.
Администрация градоначальств и городское общественное управление также занимались проблемами
ликвидации неграмотности среди взрослого населения. С этой целью в градоначальствах, начиная с 80-х
гг. XIX в., по инициативе городской управы в воскресенье и праздничные дни проводились публичные
народные чтения.
Институт градоначальств имел положительное влияние не только на просвещение, но и на развитие
учреждений культуры. Это проявилось, в частности, в увеличении количества библиотек в Крыму. Так,
если в Севастополе в 1879 г. существовало 3 библиотеки [32, л.39], то в конце XIX в. их было уже 8. В конце XIX
в. по количеству библиотек Севастополь занимал одно из первых мест на юге Российской империи [15,
c.266].
Градоначальства были центрами развития местной печати на полуострове. Среди инициаторов созда-
ния первых газет были и градоначальники. В Керчи в 1858г. по инициативе градоначальника А .П .
Спицына появилась первая газета «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства». Севасто-
польский градоначальник М.Н. Кумани ходатайствовал перед правительством о разрешении издавать в
Севастополе первую местную газету «Севастопольский справочный листок», впоследствии переимено-
ванную в «Крымский вестник». С началом издания газеты градоначальник оказывал ей всяческую под-
держку [33, c.1].
Данные периодические издания являлись по существу органами печати администрации градоначаль-
ства. Их главной задачей было ознакомление населения с новыми законами и распоряжениями правитель-
ства, мероприятиями по управлению и благоустройству на территории градоначальств, информирование о
событиях в государстве и за границей.
Значительное влияние на культурную жизнь Севастополя, Керчи, Ялты оказывало развитие театраль-
ного искусства. Градоначальники были среди инициаторов создания театров на подведомственной им тер-
ритории и содействовали их постройке.
Усилиями администрации градоначальства и городского самоуправления в Севастополе в 1884 г. по-
является деревянное, а в 1910 г. еще и каменное здания театров. Небольшое помещение для выступления
актеров находились и в Керчи [34, л.3].
На сценах театров градоначальств выступали в конце XIX - начале XX в. Московский художествен-
ный театр под руководством К. Станиславского и В. Немировича-Данченка, Московский малый театр,
Московская частная опера, украинские театральные коллективы Н. Садовского, М. Кропивницкого, П.
Саксаганского [19, c.262].
Существенное влияние на развитие культуры и науки в Крыму оказало появление музеев. Среди ини-
циаторов создания первых музеев были и градоначальники. В 1810 г. Феодосийский градоначальник С.М.
Броневский обратился к правительству с ходатайством о разрешении открыть музей в Феодосии. К хода-
тайству присовокуплялся архитектурный проект будущего музея. Александр I разрешил его открытие ука-
зом от 8 ноября 1810 г. Феодосийский музей был открыт в 1811 г. и помещался в древней турецкой мече-
ти. По ходатайству С.М. Броневского на устройство музея городской думой было выделено 1000 рублей
из средств города [18, c.59]. По просьбе градоначальника предметы старины, находимые в Керчи, Еника-
ле, Тамани, отправлялись в Феодосию и пополняли коллекцию музея [1, c.174–175].
Керчь-Еникальский градоначальник И.А. Стемпковский первым предложил Новороссийскому гене-
рал-губернатору М.С. Воронцову устроить историко-археологический музей на юге Российской империи,
что было осуществлено в Одессе в 1825 г. и в Керчи в 1826 г. Их открытие положило начало археологиче-
ским изысканиям. Заслугой градоначальника И.А. Стемпковского было и то, что он первым поднял вопрос
об основании общества древностей, которое занималось бы историческими исследованиями. Такое обще-
ство появилось спустя 7 лет после его смерти, в 1839 г. [35, c.379]. Сам градоначальник был известен не
только как хороший администратор, но и как археолог.
Влияние института градоначальств на развитие городов Крыма в XIX – начале ХХ веков было значи-
тельным. Это проявилось в активном участии администрации градоначальств и органов городского само-
управления в развитии образования и культуры полуострова, о чем свидетельствует их непосредственное
участие в создании, функционировании и материальном обеспечении учебных заведений, библиотек, му-
зеев, театров.
Источники и литература
1. Скальковский А.А. Первое тридцатилетие города Одессы: 1793 – 1823 . – Одесса, – 1837. – 296 с.
2. Скальковский А.А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края. – Одесса, – 1838. ч. 2.
– 349 с.
3. Виноградов В.К. Феодосия: Исторический очерк. – Екатеринодар, – 1902. – 149 с.
Дмитриев В.В.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ГРАДОНАЧАЛЬСТВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
В КРЫМУ (XIX – НАЧАЛО XX В.)
184
4. Зенкевич Х.Х. Керчь в прошлом и настоящем. – Керчь, 1894. – 116с.
5. Яблонский Е.К. Севастополь в медико-топографическом отношении: докторская диссертация в воен-
но-медицинской академии №5. – СПб.,1908. – 209 с.
6. Ашик А. Некролог И.А. Стемпковского // ЗООИД . – Одесса, 1863. – Т.5. – с. 907 – 914.
7. Половецкий А. Исторический очерк феодосийского уездного училища // ИТУАК. – Симферополь, –
1918. – №55. – с. 281 – 320.
8. Тридцатилетие Керченской Александровской гимназии (1863 – 1893). Краткая историческая записка
составлена Х.Х. Зенкевичем. – Керчь, – 1894. – 44 с.
9. Федотов П.М. Пятидесятилетие Керченской Александровской гимназии (1863 – 1913). Историческая
записка. – Керчь, – 1914. – 118 с.
10. Историческая записка о Керченском Кушниковском девичьем институте с основания в 1835 до 1885
года. Составил священник Д. Говоров – Керчь , – 1886. – 35 с.
11. Гусаров Ф., Чистова Л. Керчь: Историко-краеведческий очерк. – Симферополь: Крымиздат, – 1965. –
126 с.
12. Барсамов Н.С. Феодосия. – Симферополь: Крымиздат, – 1957. – 196 с.
13. Надинский П.Н. Очерки истории Крыма: В 2 частях. – Симферополь: Крымиздат, 1951. – Ч. 1. – 230 с.
14. Семин Г.И. Севастополь. – М.: Военное издательство, – 1955. – 552 с.
15. История города-героя Севастополя 1783 – 1917 гг. – К.: Изд-во АН УССР, 1960. – Ч.1 – 363 с.
16. Непомнящий А.А Музейное дело в Крыму и его старатели, (XIX – начало ХХ века): Биобиблиографи-
ческое исследование / Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского. – Симферо-
поль, – 2000. – 360 с.
17. Орехова Л.А. «Сунгуровец» П. Антонович в Крыму // Библиотечное дело и краеведение: Сборник
научных трудов. - Киев; Симферополь, 2001. – Вып. 3. – с. 35–46.
18. Павлова И.К. Семен Михайлович Броневский// Крымские пенаты. Альманах литературных музеев. –
Симферополь , – 1994. – №1 . – с. 57 – 63.
19. Алтабаева Е., Коваленко В. Потомству в пример: Учебное пособие. – Симферополь: Таврида, – 1999. –
286 с.
20. Дмитрієв В.В. Градоначальства півдня України в XIX на поч. ХХ ст. : Дис. ... кан. іст. наук. – Дніпро-
перовськ, –2003. – 219 с. –У ДНУ. Історичний факультет.
21. ГААРК. Ф. 162. Оп.2. Д. 140.
22. ГААРК. Ф. 162. Оп. 2. Д. 229.
23. РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 385.
24. РГИА. Ф. 1284. Оп. 23. Д. 187.
25. РГИА. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 265.
26. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 74.
27. РГИА. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 535.
28. Герлігі П.Одеса: Історія міста 1794 – 1914 рр. – К. : Критика, – 1999. – 382 с.
29. Обзор Керчь-Еникальского градоначальства за 1910 г. // Памятная книжка Керчь-Еникальского градо-
начальства. – Керчь, – 1912. – с. 7– 101.
30. РГИА. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 545.
31. РГИА. Ф. 1284. Оп. 70. Д. 452.
32. РГИА. Ф. 1284. Оп. 70. Д. 361.
33. [Некролог М.Н. Кумани] // Крымский вестник . – 1889. – 20 декабря.
34. ГААРК. Ф. 162. Оп 2, Д. 279.
35. Стемпковский Иван Александрович// Русский биографический словарь СПб., 1909 . – Смелов-
Суворин – с. 377 – 380.
Змерзлый Б.В.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКОЙ
АССР (1920-1941 гг.)
С возвращением крымских татар в Крым и активизацией исторических исследований прошлого этого
этноса в 1990-х гг., стараниями историков удалось раскрыть многие страницы их прошлого. Многочис-
ленные монографии статьи рассматривают различные аспекты духовного и материального наследия
крымских татар. Однако, на сегодняшний день, все еще остается нераскрытой проблема медицинского об-
служивания крымскотатарского населения в Крымской АССР. К сожалению, научных исследований, по-
священных данной проблеме нет. В то же время, состояние медицинского обслуживания того или иного
народа, в том или другом государстве, является одним из определяющих факторов влияющих на сохране-
ние и создание условий для нормального развития любого этноса.
Важнейшим, можно даже сказать, определяющим условием для создания широкой сети медицинского
обслуживания населения являются профильные учебные заведения, призванные создать широкий слой, в
том числе и национальных медицинских работников. Цель данной работы: рассмотреть особенности при-
|