Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым

Автор исследует тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым с 2003 г. по 2006 г. и делает прогноз методом экстраполяции на 2007-2008 гг. В статье выявлены главные причины, сдерживающие позитивные сдвиги в оптовой торговле, а также определено значение оптовой торговли в современных рыноч...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2007
Main Author: Данильченко, В.А.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2007
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107270
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым / В.А. Данильченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 112. — С. 29-32. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-107270
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1072702025-02-09T17:25:25Z Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым Данильченко, В.А. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Автор исследует тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым с 2003 г. по 2006 г. и делает прогноз методом экстраполяции на 2007-2008 гг. В статье выявлены главные причины, сдерживающие позитивные сдвиги в оптовой торговле, а также определено значение оптовой торговли в современных рыночных условиях. Автор досліджує тенденції розвитку оптової ланки в АР Крим з 2003 р. по 2006 р. і робить прогноз на 2007-2008 рр. У статті виявлені головні причини, які здержують позитивні зрушення в оптової торгівлі, а також визначено значення оптової торгівлі у сучасних ринкових умовах. The author investigates tendencies of development branch of wholesale trade in Crimea from 2003 to 2006 and does prognosis on the 2007-2008. In the article there are revealed chief of causes, which restrain of positive displacements in the wholesale trade, so also defined the meaning of wholesale trade in the modern market conditions. 2007 Article Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым / В.А. Данильченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 112. — С. 29-32. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107270 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Данильченко, В.А.
Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
Культура народов Причерноморья
description Автор исследует тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым с 2003 г. по 2006 г. и делает прогноз методом экстраполяции на 2007-2008 гг. В статье выявлены главные причины, сдерживающие позитивные сдвиги в оптовой торговле, а также определено значение оптовой торговли в современных рыночных условиях.
format Article
author Данильченко, В.А.
author_facet Данильченко, В.А.
author_sort Данильченко, В.А.
title Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
title_short Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
title_full Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
title_fullStr Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
title_full_unstemmed Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым
title_sort основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в ар крым
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2007
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107270
citation_txt Основные тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым / В.А. Данильченко // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 112. — С. 29-32. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT danilʹčenkova osnovnyetendenciirazvitiâotraslioptovojtorgovlivarkrym
first_indexed 2025-11-28T15:42:50Z
last_indexed 2025-11-28T15:42:50Z
_version_ 1850049380237705216
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 29 • активизация механизмов страхования рекреационной деятельности; • разработка обоснованных механизмов по снижению ставок налогов, выплачиваемых МРП и их диффе- ренциации, а также внедрение «плавающих» ставок налога как средства реагирования на постоянные изменения внешнего окружения МРП в зависимости от их специализации, местонахождения и социаль- ной значимости. Источники и литература 1. Діяльність малих підприємств Автономної Республіки Крим у 2005 році. /Статистичний збірник. – Сімферополь: Головне управління статистики в Автономній Республіці Крим, 2006, – 75 с. 2. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие /Под ред. засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. А.П. Градова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 589 с. 3. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебно-практ. пособие. – М: Акамес, 1996. – 207 с. 4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательство «Маркетинг», 2002. – 892 с. 5. Ткаченко Т.І. Сталий розвиток туризму: теорія, методологія, реалії бізнесу: Монографія. – К.: Київ. Нац. Торг.-екон. Ун-т, 2006. – 537 с. 6. Василенко В.А. Менеджмент устойчивого развития предприятий. Монография. – К.: ЦУЛ, 2005. – 644 с. 7. Гаврилюк С.П. Оцінка конкурентоспроможності туристичного продукту // Маркетинг в Україні. – №4 (спецвипуск). – 2000. – С. 11 – 13. 8. Иванов Ю.Б. Конкурентоспособность предприятий в условиях формирования рыночных отношений. – Харьков: ХГЭУ, 1997. – 248 с. 9. Мазаракі А.А., Лігоненко Л.О., Ушакова Н.М. Економіка торговельного підприємства: Підручник / Під ред. Н.М.Ушакової.– К: Хрещатик, 1999. – 800 с. Данильченко В.А. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В АР КРЫМ Постановка проблемы В настоящее время актуальной является проблема устойчивого развития отрасли оптовой торговли в Крыму, так как оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющих- ся как средствами производства, так и предметами потребления. Закупки оптом осуществляют крупные оп- товики с целью последующей перепродажи мелким оптовым организациям, предприятиям розничной тор- говли. В большинство случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конеч- ным потребителям, то есть она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с мини- мальными непосредственными контактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля пред- ставляет собой активную часть сферы обращения. Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефици- та, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. В настоящее время в Украине наряду с положительными тенденциями в деятельности оптовых пред- приятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров. Анализ исследований и публикаций В современной литературе постановка проблемы связана с именами многих авторов, в том числе Пи- роженко О., Михайленко Е., Витковская О., которые рассмотрели организацию деятельности и ведения бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли [1, с. 6]. Голошубова Н.О., Торопков В.М. опреде- лили роль, факторы развития оптовой торговли, рассмотрели этапы и современное состояние ее развития в Украине, уделили особое внимание вопросам организации оптовых закупок товаров и их оптовой продажи [2, с. 105]. Каплина С.А. также посвятила работы вопросам организации и технологиям оптовой торговли на современном этапе развития [3, с. 74]. Хованов А.А. изучил вопросы управления каналами распределе- ния в оптовой торговле [4] и другие. Таким образом, актуально будет определить тенденции развития, что позволит улучшить деятельность отрасли оптовой торговли в АР Крым. Постановка цели Целью данной статьи является прогнозирование тенденции развития отрасли оптовой торговли в АР Крым с 2003 г. по 2008 г. Объектом исследования выступает оптовая торговля в АР Крым. Предметом исследования является прогнозирование развития оптовой торговли в АР Крым. Основной материал На современном этапе оптовая торговля в АР Крым успешно развивается наряду с розничной торгов- лей. Об этом свидетельствуют рост объемов оптового товарооборота и рост численности работников, заня- тых в отрасли. Одна из крупнейших в АР Крым сетей оптовой торговли (более половины общей сети АРК) Данильченко В.А. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В АР КРЫМ 30 расположена в г. Симферополе. Согласно данным Главного управления статистики Украины по итогам 2006 года деятельность в сфере оптовой торговли в Автономной Республике Крым осуществлял 1581 субъект хо- зяйствования – юридическое лицо (в 2005 г. – 1579, в 2004г. – 874), где работало 19712 человек (в 2005 г. – 18083, в 2004г. – 10058). Их оптовый товарооборот по сравнению с предыдущим годом он вырос на 25,1% и составил 6622,9 млн. грн. По данным Главного управления статистики за 2005 год в Крыму оптовый това- рооборот составил 5294,8 млн. гривен (без НДС), что почти на 20% выше уровня предыдущего года. За 2004 год в Крыму оптовый товарооборот составил 4417 млн. грн. (без НДС), что почти на 7% выше уровня про- шлого года [5, с.4]. Оптовая торговля в АР Крым носит сезонный характер. Данные, представленные на рис.1 свидетельст- вуют о том, что наиболее результативным является III квартал. В 2004 году на долю Симферопольских предприятий пришлось 62% общего объема оптового товарооборота, что на 11% выше уровня прошлого го- да (рис.2). Из остальных регионов наибольший удельный вес заняли предприятия Феодосии (13%) и Ялты (4%) [6, с.12]. В 2006 году на долю симферопольских предприятий пришлось 64,3% общего объема оптово- го товарооборота. Среди оставшихся регионов наибольший удельный вес заняли предприятия г. Феодосии (12,0%), и Симферопольского района (4,6%) [7, с.7]. 1465,8 1027,6 906,6 745,3 1179,31332,8 1108,1797,2 975,9 1216,9 1610 1492 1830,5 1990,7 1297,3 1504,3 0 500 1000 1500 2000 2500 I квартал II квартал III квартал IV квартал 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год Рис.1. Динамика оптового товарооборота в Крыму за 2003 по 2006 год (млн.грн.) Источник: Построено автором по материалам [7, c. 7; 8, с.4; 9, c.7] Товарная структура оптового товарооборота достаточно стабильная. Наибольший удельный вес в струк- туре оптового товарооборота пришелся на топливо и горюче–смазочные материалы, табачные изделия, ал- когольные напитки, кондитерские изделия, медикаменты, медико–фармацевтические товары и зерновые культуры. В ассортименте предприятий оптовой торговли преобладает продукция отечественных производителей. Данная тенденция обусловлена, прежде всего, увеличением посредников при перепродажах товаров. По данным статистических наблюдений за 2006 год площадь собственных складских помещений предприятий оптовой торговли по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 17% и составила 505,7 тыс.кв.м, из них 319,1 тыс.кв.м – закрытые склады. Кроме того, 84,5 тыс.кв.м из общей площади складских строений и сооружений, находящихся в собственности предприятий оптовой торговли, сданы в аренду. Однако материально–техническая база оптовых предприятий Крыма остается недостаточно развитой. Лишь 12 процентов из общего количества предприятий имеют собственные складские помещения и обору- дование для хранения товаров. Таким образом, основное количество оптовых предприятий АРК для хране- ния товарных запасов вынуждено арендовать склады либо хранить товар в условно приспособленных для этого помещениях. Следует отметить некоторое замедление прироста оптового товарооборота. Данный показатель за 2004 год составил 6,6%, что на 14,6 процентного пункта ниже среднегодового уровня (за последние 5 лет) и на 3,5 процентных пункта ниже уровня предыдущего года [5, с.22]. Таким образом, главным фактором, сдерживающим позитивные сдвиги в оптовой торговле, является недостаток оборотных средств у предприятий для создания достаточного резерва соотношения широкого ассортимента и приобретения быстро-распродаваемых товаров для оптовой и розничной торговли в АР Крым. Наибольшими рисками являются возможные изменения в законодательстве и налогообложении, так как на эти факторы не могут быть предприняты воздействия по их предотвращению или изменению со сто- роны предприятий оптовой торговли, поднятие цен на продукцию поставщиками, изменение положитель- ных тенденций в росте продаж товаров, различные форс-мажорные обстоятельства, однако эти риски могут быть устранены заблаговременным реагированием по их устранению или минимизации по их влиянию (из- менить специфику деятельности, усовершенствовать инфраструктуру, сотрудничать со страховыми компаниями). Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 31 Сделав прогноз методом экстраполяции на 2007–2008гг., используя данные за период 2003–2006гг., можно графически увидеть тенденцию развития оптовой торговли квартально за данный промежуток вре- мени (с 2003 по 2008 гг.) (рис.2). Рассмотрим локальный максимум и минимум, связанный с сезонным фактором, на динамике оптового товарооборота, представленный на рис.2. Оптовая торговля в АР Крым носит сезонный характер. Согласно данным Главного управления статистики наиболее результативным является III квартал. А сам сезон начи- нается в июне и заканчивается в конце августа. Об этом свидетельствует пик торговли в III квартале 2003 года, который составил 1465,8 тыс.грн., в III и IV кварталах 2004 года – 1332,8 тыс.грн, в III квартале 2005 года – 1610 тыс.грн., в 2006 году – 1990,7 тыс.грн. Это связано с тем, что предприятия закупают товар на сезон и в последнее время наблюдается тенденция к увеличению продолжительности курортного сезона. Значительный спад в I квартале 2003 года (745,3 тыс.грн.), 2004 года (797,2 тыс.грн.), 2005 года (975,9 тыс. грн.) и 2006 года (1297,3 тыс.грн.) характеризуется основными факторами, сдерживающие товарооборот: нерентабельность, низкая оборачиваемость средств в сфере оптовой торговли и невысокий спрос на реали- зуемые товары. y = 2,9939x2 + 7,7664x + 943,67 R2 = 0,924 0 500 1000 1500 2000 2500 3000 I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Рис. 2. Динамика оптового товарооборота, тыс. грн Источник: Рассчитано автором по материалам [6, с.12–13; 9, с.13] Данный метод представляет собой построение последовательности значений некоторого признака, упо- рядоченных по возрастанию или убыванию значений некоторого второго признака, то есть построение ди- намического ряда, при помощи которого осуществляется графический метод и строится тренд. Для того чтобы определить тренд развития оптовой торговли на 2007–2008гг., необходимо построить динамику оп- тового товарооборота за вычетом сезонного компонента, то есть, убрав локальный максимум и минимум (см. рис. 2). При этом различают следующие линии тренда: линейная; степенная; логарифмическая; поли- номиальная; экспоненциальная; линейная фильтрация. В данном случае подходит полиномиальный тренд, характеризующий сезонные колебания оптовой торговли. Анализ полученной тенденции позволяет сделать вывод о том, что тенденция роста будет продолжать- ся в 2007–2008 гг. и будет наблюдаться с 1830,5 тыс.грн. до 2854,55 тыс.грн., то есть увеличится на 60 %. При этом пик торговли будет наблюдаться в III квартале (в 2007 году составит 2172,031 тыс.грн., в 2008 го- ду – 2706,07 тыс.грн.), что может привести к увеличению потребности в краткосрочных кредитах на попол- нение оборотных средств. С другой стороны – спад в I квартале может привести к наличию избыточных финансовых ресурсов, как следствие возможности предоставления свободных данных ресурсов для других сфер деятельности (в 2007 году составит 1940,943 тыс.грн., в 2008 году – 2427,074 тыс.грн.). С 2007 года наблюдается постепенный подъем развития оптовой торговли, означая, что предприятия смогут успешно решить задачи, связанные с реализацией и с закупками товаров и услуг. Выводы В результате данного исследования можно сделать следующие выводы: 1. В рыночных условиях оптовая торговля наиболее активно решает задачи организатора рынка, по- скольку непосредственно связана и с производителем, и с потребителем. Именно она располагает реальной информацией о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит, имеет возможность реально оценивать конъюнктуру рынка, формировать товарное предложение на потребительском рынке в соответ- ствии с объемом и структурой спроса. То есть, от динамики развития оптовой торговли, которая является важнейшей составляющей инфраструктуры рынка, зависит развитие рыночных отношений в регионах Ук- раины, в том числе АР Крым. Проблема развития современной инфраструктуры торговли связана с многи- ми причинами объективного и субъективного характера: недостаток финансовых ресурсов, отсутствие со- пряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей, отсутствие в регионах четких стратегий формирования структуры розничной и оптовой торговли и др. 2. Согласно данным Главного управления статистики Украины на современном этапе в Автономной Республике Крым наблюдается успешное развитие как оптовой, так и розничной торговли. Об этом свиде- Данильченко В.А. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В АР КРЫМ 32 тельствует рост объемов оптового товарооборота в действующих ценах на 25,1%, оборота розничной тор- говли в сопоставимых ценах – на 29,4%. Наиболее развитый оптовый рынок по продаже как продовольст- венных, так и непродовольственных товаров сформирован предприятиями г. Симферополя. Именно здесь осуществляют деятельность 911 оптовых предприятий (57,6% от общего числа оптовых предприятий), ко- торые обеспечили более 64% оптового товарооборота предприятий республики. В ассортименте предпри- ятий оптовой торговли преобладает продукция отечественных производителей. Некоторое замедление прироста оптового товарооборота в 2004г. (6,6%), что на 14,6 процентного пунк- та ниже среднегодового уровня (за последние 5 лет) и на 3,5 процентных пункта ниже уровня предыдущего года объясняется следующими факторами: − недостаток оборотных средств у предприятий для создания достаточного резерва соотношения широ- кого ассортимента и приобретения быстро-распродаваемых товаров для оптовой и розничной торговли в АР Крым; − возможные изменения в законодательстве и налогообложении; − поднятие цен на продукцию поставщиками; − изменение положительных тенденций в росте продаж товаров; − различные форс–мажорные обстоятельства. Однако эти риски могут быть устранены заблаговремен- ным реагированием по их устранению или минимизации по их влиянию (изменить специфику деятель- ности, усовершенствовать инфраструктуру, сотрудничать со страховыми компаниями). 3. Согласно прогнозу методом экстраполяции на 2007–2008гг., используя данные за период 2003– 2006гг., на сегодняшний день наблюдается тенденция к росту объема оптовой торговли (см. рис.2). Данная тенденция может сохраняться и в последующие годы, при этом пик торговли будет наблюдаться в III квар- тале (в 2003 году составил 1465,8 тыс.грн., в 2006 году – 1990,7 тыс.грн. и к 2008 году увеличится до 2706,07 тыс.грн.), что может привести к увеличению потребности в краткосрочных кредитах на пополнение оборотных средств. Это связано с тем, что предприятие закупает товар на сезон. А сам сезон начинается в июне и заканчивается в конце августа. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению продолжи- тельности курортного сезона. С другой стороны – спад в I квартале может привести к наличию избыточных финансовых ресурсов, как следствие возможности предоставления свободных данных ресурсов для других сфер деятельности (в 2003 году – 745,3 тыс.грн., в 2006 году – 1297,3 тыс.грн., и к 2008 году составит 2427,074 тыс.грн.). С 2007 года наблюдается постепенный подъем развития оптовой торговли, означая, что предприятия смогут успешно решить задачи, связанные с реализацией и с закупками товаров и услуг. Со- гласно экономико-математическому методу с января 2007 и 2008 гг. в связи с сезонностью снижение реали- зации товаров сменяется ростом, и рост будет больше, чем в предыдущем периоде. В дальнейшем автором будут рассмотрены проблемы развития деятельности предприятий оптовой тор- говли в АР Крым. Источники и литература 1. Піроженко О., Михайленко О., Вітковська О. Усе про облік та організацію оптової торгівлі. – 2-ге вид., перероб. і доп. – Х.: Фактор, 2006.– 206с. 2. Голошубова Н.О., Торопков В.М. Оптова торгівля: організація та технологія: Навч. посібник.–К.: Київ.нац.торг.екон. ун-т, 2005. – 265с. 3. Технология торговли / С.А. Каплина. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 441с. 4. Хованов А.А. Управление каналами распределения в оптовой торговле // Маркетинг в России и за ру- бежом. – 2004. – № 3 (41). – С.52–60. 5. Госкомстат Украины Главное управление статистики АРК. Экономический доклад. О деятельности предприятий оптовой торговли АР Крым в 2004 году. – Симферополь, 2005. – 22с. 6. Держкомстат України Головне управління статистики в АРК. Статистичний збірник. Оптова та біржова торгівля підприємств (організацій) АРК у 2002 – 2004 роках. – Сімферополь – 2005. – С.12–13. 7. Госкомстат Украины Главное управление статистики АРК. О деятельности предприятий оптовой торговли в Автономной республике Крым за 2006 год. – Симферополь, 2007. – 29с. 8. Госкомстат Украины Главное управление статистики АРК. О деятельности предприятий оптовой торговли в Автономной республике Крым за январь–декабрь 2005 года. – Симферополь, 2006. – 26с. 9. Держкомстат України Головне управління статистики в АРК. Статистичний збірник. Оптова та біржова торгівля підприємств (організацій) АРК у 2004 – 2006 роках. – Сімферополь – 2007. – С.12–17. Дейнека Т.А. МІЖДЕРЖАВНИЙ РУХ КАПІТАЛУ ТА НЕОБХІДНІСТЬ ЙОГО РЕГУЛЮВАННЯ Вступ. Інтеграція України у світову господарську систему повинна відбуватися комплексно і одночас- но у всіх напрямках та сферах бізнесу. Світовий економічний простір є середовищем конкурентним і вима- гає від вітчизняних підприємців використання максимуму знань, ресурсів, зусиль для досягнення постійно- го зростання потенціалу підприємств та просування їх на нові ринки збуту. Участь країни в глобалізованому економічному просторі потребує усвідомлення того, що набуття гід- ного місця в системі світового господарства можливе тільки через створення потужних транснаціональних структур, заснованих як на приватному, так і на державному капіталі, на підтримці транскордонної діяльно- сті малих та середніх підприємств.