Роль экономики образования в развитии современного украинского общества
Целью статьи явилось исследование взаимосвязи экономики и образования и их синергического влияния на развитие современного общества Украины.
Збережено в:
| Дата: | 2012 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2012
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107314 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Роль экономики образования в развитии современного украинского общества / Н.Ю. Анисимова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 236. — С. 13-17. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-107314 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1073142025-06-03T16:27:02Z Роль экономики образования в развитии современного украинского общества Роль економіки освіти у розвитку сучасного українського суспільства Role of economy of education in development of modern Ukrainian society Анисимова, Н.Ю. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью статьи явилось исследование взаимосвязи экономики и образования и их синергического влияния на развитие современного общества Украины. 2012 Article Роль экономики образования в развитии современного украинского общества / Н.Ю. Анисимова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 236. — С. 13-17. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107314 338 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Анисимова, Н.Ю. Роль экономики образования в развитии современного украинского общества Культура народов Причерноморья |
| description |
Целью статьи явилось исследование взаимосвязи экономики и образования и их синергического влияния на развитие современного общества Украины. |
| format |
Article |
| author |
Анисимова, Н.Ю. |
| author_facet |
Анисимова, Н.Ю. |
| author_sort |
Анисимова, Н.Ю. |
| title |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| title_short |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| title_full |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| title_fullStr |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| title_full_unstemmed |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| title_sort |
роль экономики образования в развитии современного украинского общества |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2012 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107314 |
| citation_txt |
Роль экономики образования в развитии современного украинского общества
/ Н.Ю. Анисимова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 236. — С. 13-17. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT anisimovanû rolʹékonomikiobrazovaniâvrazvitiisovremennogoukrainskogoobŝestva AT anisimovanû rolʹekonomíkiosvítiurozvitkusučasnogoukraínsʹkogosuspílʹstva AT anisimovanû roleofeconomyofeducationindevelopmentofmodernukrainiansociety |
| first_indexed |
2025-11-24T23:37:02Z |
| last_indexed |
2025-11-24T23:37:02Z |
| _version_ |
1849716818151735296 |
| fulltext |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
13
Анисимова Н.Ю. УДК 338
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО
УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Постановка проблемы. Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни,
значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся
интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и
навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса,
поэтому современное образование неразрывно связано с экономикой, образуя такую специфическую
отрасль знаний как экономика образования.
Экономика образования как наука исследует, во-первых, материальные отношения людей, вовлеченных
в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности образовательных учреждений, и, в-
третьих, взаимоотношения образования со всеми другими отраслями экономики. Предметом изучения
экономики образования является экономическая сторона материальных условий, необходимых в каждый
данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества [1].
Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии предмета ее
изучения, то есть экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент
для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с
учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды
образования, а не исходя из опыта, пусть и положительного, других государств и образовательных систем.
Анализ последних исследований. Экономика образования сложилась как научная система в 1960-1970
гг., когда серьезные работы в области общественного эффекта и экономики образования велись в СССР
академиком С.Г. Струмилиным. Вместе с тем, вопросы взаимоотношений образования и экономики
ставились многими известными экономистами еще задолго до этого времени: Мальтус увязывал
образование с законами роста народонаселения, Ж. Сэй – с источниками производительности факторов
производства, Дж. Маккуллох – с теорией производства и распределения, а Дж. Милль рассматривал
образование в качестве панацеи от дегенерации рабочих вследствие губительного процесса разделения
труда [2].
Со своей стороны, педагоги во все времена высоко ценили роль экономической составляющей в
деятельности человека и в его воспитании. Так, главной задачей подготовки человека к жизни
Я.А. Коменский считал подготовку к труду, производственной и экономической деятельности [3];
К.Д. Ушинский, обосновывая необходимость открытия ремесленных школ, указывал, что их создание
позволит решить экономические (приведение ремесла в соответствие с требованиями технического
процесса), социальные (обеспечение промышленности отечественными специалистами), нравственные и
воспитательные (ликвидация системы ученичества и образование детей рабочих) задачи [6].
Идеи симбиоза экономики и науки получили свое развитие и в дальнейшем, в частности, в трудах
В.В. Давыдова, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, В.А. Полякова, В.В. Клочкова,
С.А. Белякова и ряда других ученых. В 70-е годы 20 века в различных статьях обсуждались даже
примерные цифры, отражающие прямое влияние качественного образования на производительность труда:
начальное образование - на 50 %, среднее образование - на 110 %, высшее - на 315 %. Разумеется, к этим
цифрам много вопросов было и тогда, и сейчас, например, профессиональное образование рассматривается
как более важное, чем начальное, показатели производительности труда оцениваются только в
производственных отраслях и т.п. Но такая связь, вне всяких сомнений, есть, и сегодня в экономике
образования, как никогда, требуются целенаправленные исследования.
Целью статьи явилось исследование взаимосвязи экономики и образования и их синергического
влияния на развитие современного общества Украины.
Изложение основного материала. За годы независимости в Украине возрос интерес к получению
высшего образования, что проявилось как в росте численности студентов высших учебных заведений, так и
в увеличении числа самих ВУЗов. Этот процесс порожден растущим пониманием того, что в новой
социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по себе, но и
все более важным условием социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение науки,
производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач
деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим
фактором возможности прогрессивного развития общества.
Анисимова Н.Ю.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
14
Однако на практике последствия этого процесса в нашей стране оказались, к сожалению, весьма и
весьма плачевными: низкий уровень качества образования, потеря престижа работы преподавателей,
дисбаланс рынка труда, отсутствие стабильного трудоустройства, коррупция и многое другое. Эти
проблемы лежат на поверхности и в отношении многих предпринимаются различные меры как на
национальном, так и на региональных уровнях. Эффект же этих мероприятий на сегодняшний день –
практически нулевой, так как система образования в Украине – это не единый конгломерат процесса
обучения и воспитания на всех этапах развития личности, а отдельные социальные институты
дошкольного, среднего и высшего образования, каждый из которых развивается по своим законам.
Рассмотрим их с точки зрения экономики.
Первый этап – дошкольное обучение. Для многих детей этот этап связан с посещением детских
образовательных учреждений, причем функция образования здесь настолько важна, что даже вынесена в
аббревиатуру ДОУ. Вместе с тем, как начальная ступень экономики образования дошкольное образование
не рассматривается практически в принципе. А зря. Ведь именно на этом этапе большинство родителей
(особенно в последнее время, в соответствии с модными тенденциями раннего развития) вкладывает
огромное количество средств в обучение малышей, приобретение развивающих игр, посещение
развлекательных мероприятий, наконец, подготовку к школе. С точки зрения экономики образования – это
база для дальнейшего развития человеческого, интеллектуального капитала, это, к тому же, огромный вклад
в бюджет государства от продаж детских товаров, однако фактически таковым по непонятным причинам не
считающийся.
Среднее школьное образование. Интерес большинства родителей к обучению детей имеет в нашей
стране два четких всплеска: начальные классы (что идентично интересу к дошкольному образованию) и
классы выпускные (когда остро встает вопрос о дальнейшем поступлении в ВУЗы и трудоустройстве). На
подростковый возраст приходятся в основном другие проблемы и интересы, которые, в своем большинстве
никак не связаны с образованием и его экономической стороной. Первоначальные навыки (чтение, письмо,
счет) получены, остальное – не столь важно и в жизни вряд ли пригодится.
Среднее специальное и высшее образование. Это – огромный социальный и экономический парадокс
современного украинского общества, что немудрено, ибо вытекает из отношения к предыдущим ступеням
образовательного процесса. Большинство родителей уверено, что высшее образование в Украине отнюдь не
залог будущего профессионализма и хорошего места работы, однако также твердо они уверены в
необходимости получения высшего образования для своих детей. С одной стороны, это объясняется
менталитетом советского человека, согласно которому высшее образование давало определенный
социальный статус и профессиональные перспективы, с другой – вера в то, что рано или поздно этот статус
вернется и высшее образование обязательно пригодится. Отдельные родители связывают будущее своих
детей с работой и жизнью за границей, или в компаниях с иностранными инвестициями, где высшее
образование – это реальная возможность карьерного роста и приличных заработков. Еще одна категория
всячески способствует поступлению своих детей в ВУЗ по принципу: «лучше пусть учится, чем болтается
по улицам, идет служить в армию, выходит замуж и т.д.». Однако, независимо от мотивов, практически все
родители готовы идти на определенные траты по обучению детей в виде оплаты всего процесса
образования или его отдельных составляющих, включая репетиторов, компенсации пропусков,
вознаграждений за оценки и т.д.
Таким образом, образование в Украине считается подавляющим большинством родителей некоей
обязательной экономической повинностью, которая никаким образом не связана с дальнейшей
профессиональной деятельностью их детей. Какой же мотивации к обучению тогда можно требовать от
школьников и студентов? При этом, рассматривая проблемы образования в Украине, большинство
исследователей рассматривает их в одностороннем порядке – со стороны обучаемых, а не обучающих, как
например, представлено на рис.1. Исходя из данных проведенного исследования, низкая мотивация
студентов вообще не входит в топ-перечень проблемных вопросов высшего образования в Украине, а это в
корне не верно.
Насколько не велика была бы роль других факторов общественной жизни в становлении ребенка как
личности, важнейшим социальным институтом для него все равно остается семья. Например, исследования
нобелевского лауреата Амитаи Этциони, изучающего вопросы экономического вклада в общественное
развитие умной родительской заботы о детях, позволили ему сделать справедливый вывод о необходимости
выделения в системе базовых отраслей экономики «родительской промышленности или индустрии», под
которой понимается не семейный бизнес, не семейное предприятие, а именно семейное воспитание [7].
Отсюда следует, что экономика образования в Украине, как, впрочем, и само образование, никогда не будут
эффективными без мощного фундамента семейных ценностей и соответствующего мировоззрения.
Отрицание важности и роли «родительской индустрии» в экономике образования Украины ведет к
следующей проблеме, которой не уделяется должного внимания. Если существует такая отрасль, как
экономика образования, то она должна развиваться по общим экономическим законам, прежде всего,
спроса и предложения и рыночного равновесия на рынке трудоустройства. Для этого в системе образования
Украины (и не только) существуют понятия «государственный заказ» и «бюджетное обучение», благодаря
которым выпускается то количество специалистов и того профиля, которое востребовано в данный момент
на рынке труда. Однако менталитет украинских родителей далек от этого понимания: несмотря на всю
очевидность избытка менеджеров, экономистов, бухгалтеров и юристов в современной экономике, именно
ими хотят видеть своих детей большинство украинцев, если судить по конкурсу на данные специальности в
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
15
последние годы в ВУЗах страны. Причем именно в ВУЗах, желательно IV уровня аккредитации, а никак не
в училищах, колледжах или техникумах. И это несмотря на то, что многие студенты явно не дотягивают до
вузовского уровня, а их способности гораздо больше соответствуют так необходимым сейчас профессиям
строителей, инженеров, плотников, швей, воспитателей. То есть налицо явное отсутствие рыночного
равновесия на рынке труда молодежи, и это один из главных социальных и экономических парадоксов
современного образования Украины, его основная внутренняя проблема на уровне общества.
Рис. 1. Структура наиболее весомых проблем высшего образования в Украине, 2011 г. [5].
На уровне государства экономика образования до сих пор рассматривается как затратная отрасль,
точнее, даже не отрасль, а социальная сфера. С одной стороны – это необходимый подход, так как
образование не может функционировать как некая коммерческая структура, это та сфера деятельности, где
социальный эффект для будущего государства превалирует над текущей экономической выгодой. С другой
стороны, такая парадигма не соответствует реальности, так как образование в Украине априори не является
бюджетообразующей отраслью.
Переход на рыночную экономику был воспринят в нашей стране как полное отрицание других форм
экономических отношений на уровне общества. Но ведь, по сути, практически ни в одной стране мира
сейчас нет и не может быть какого-либо типа экономических отношений в чистом виде, они тесно
взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И в Украине, и в США, и в Японии присутствуют и
натуральное хозяйство, и государственный сектор, и рыночная экономика, просто в различной степени.
Невозможно все экономические проблемы любой страны в условиях современной глобализации решить
только через рыночные механизмы, а интегральную совокупность общественных и производственных
отношений редуцировать к рыночным отношениям. Масштабность решаемых сегодня глобальных,
транснациональных, крупных национальных проблем способствует повышению роли организационно-
управленческих средств стимулирования развития экономики, возрастанию роли общественно-
государственного регулирования. Существовавшая в практике социализма система стратегических и
капитальных вложений, определяемых долгосрочными программами военно-политического и
хозяйственного характера, свойственна сегодня и экономике развитых стран. Такого типа вложения
совершенно невозможно без потери смысла и содержания описать в терминах инвестирования, и касаются
они различных сфер деятельности – от освоения космического пространства до оказания образовательных
услуг.
Можно сказать, что основания современной действенной экономики лежат вне самой экономики, в
проблеме наращивания качества жизни, а экономика качества жизни и входящая в нее экономика
образования должны быть инструментами реализации долгосрочных стратегий и программ общественного
воспроизводства и развития.
Все это вполне согласуется с современным пониманием роли образования в повышении качества жизни
человека. Специалистами ЮНЕСКО дается предельно обобщенное определение качества образования, где
находят отражение трансцендентные функции образования, выводящие его далеко за рамки собственной
компетенции. В итоге был получен интегральный показатель гуманитарного состояния и возможностей
Анисимова Н.Ю.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
16
социально-экономического развития стран - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный
показатель учитывает не только уровень образования, но и ожидаемую продолжительность жизни и
реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Этим подтверждается решающая роль
образования не только непосредственно в развитии отдельного индивида, но и общества в целом. Из данной
характеристики следует также неразрывность педагогических и экономических задач при решении проблем
развития современного человека и общества [4].
И, наконец, обратимся к основной внутренней проблеме самого национального образования в Украине,
которое развивается по восточноевропейской модели. Не секрет, что сегодня система западного высшего
образования является более эффективной по сравнению с восточноевропейской, хотя и имеет свои
проблемы, а в некоторых моментах уступает нашей системе. Истоки данных отличий носят исторически
сложившийся характер, однако в современных условиях глобализации и интеграции отечественному
образованию просто необходимо международное признание, как на уровне выпускников и преподавателей,
так и ВУЗов и науки в целом.
Западная модель высшего образования сформировалась таким образом, что ее образовательные
учреждения являются автономными, способными реагировать на общественные вызовы и самостоятельно
изменяться. Рассматриваются они как корпорации преподавателей и студентов, где каждая сторона -
партнер. Поэтому в западной модели большое внимание уделено индивидуальному общению
«преподаватель - студент», и, соответственно, ставка делается на самостоятельную работу учащихся.
Контроль за деятельностью образовательных учреждений осуществляет не столько государство, сколько
общественность. В целом, образовательные учреждения Западной Европы в определенном смысле можно
рассматривать как элементы гражданского общества.
Если же взять восточноевропейскую модель, которая сформировалась еще во времена царской России,
а потом была закреплена и усовершенствована во времена СССР, то можно увидеть, что она строилась
на других принципах. Учебные заведения при данной модели – это государственные учреждения,
подчиненные бюрократическим структурам, в ней не заложен принцип партнерства, а действует принцип
выраженной иерархичности, ставка делается преимущественно на обучение студентов, а не на
сотрудничество. Поэтому на первом плане в учебных заведениях восточноевропейской модели – это
аудиторный учебный процесс, а не самостоятельная работа, при этом контроль за их деятельностью
осуществляется преимущественно государством, а не общественностью. Конечно, восточноевропейская
модель высшей школы может демонстрировать свою эффективность, особенно в условиях тоталитарного
общества, но не более того.
Если охарактеризовать ситуацию с образованием в современной Украине, то она представляется очень
проблемной. Объективно уже пошел процесс сближения отечественной системы образования
с западноевропейской. Этому способствует не только реальная финансовая автономизация ВУЗов, их
приспособление к рыночным условиям, но и расширение контактов со странами Евросоюза и Северной
Америки и, наконец, участие в Болонском процессе. Однако, на практике это реформирование носит
несистемный характер, ибо не учитывает ни ментальность украинских студентов и их родителей, ни
отсутствие эффективного общественного контроля за образованием. Разве каждый отечественный студент,
которому в соответствии с принципами Болонского процесса увеличат время на самостоятельную работу,
будет сидеть над учебниками в библиотеке? Разве каждый родитель в Украине видит реальные
перспективы и трудовое будущее своего ребенка? И, наконец, о какой отмене государственного контроля
может идти речь, если мнение общественных организаций в сфере образования не имеет никакой ценности?
Ведь не зря при возможности выбора и студенты, и их родители выберут в Украине именно национальный,
а не частный ВУЗ, даже при разнице в качестве обучения. Таким образом, пока не будут решены проблемы
экономики на уровне общества и государства, реформы в образовании Украины будут носить только
популистский характер.
Выводы:
1. Экономика образования представляет собой особую сферу общественных отношений, в которой
тесно взаимосвязаны материальные условия функционирования системы образования и социальные
условия воспитательно-педагогического процесса. Внутренним противоречием современной экономики
образования в Украине является то, что в ней наблюдается существенный перекос в сторону
коммерциализации без реальной взаимосвязи с образовательным уровнем членов общества.
2. Неэффективность экономики образования Украины, равно как и несовершенство самой системы
образования, вызваны многими причинами, однако первоначальной из них является пренебрежение к
основам семейного воспитания и родительской индустрии как важнейшего социального института. Выбор
будущей профессии и учебного заведения, отношение к процессу обучения и преподавателям,
представление своего будущего рабочего места и положения в социуме закладываются у студентов именно
в семье и отрицание этого факта – фатальная ошибка современной украинской педагогики.
3. Решение проблем образования Украины должно базироваться на общеэкономических законах спроса
и предложения на рынке труда, однако из затратной отрасли для государства сфера образования должна
стать бюджетообразующей в долгосрочной перспективе, с учетом того экономического и социального
эффекта, который будет получен в результате более высокой производительности всех членов общества.
4. Переход системы образования Украины от восточноевропейской модели к модели стран Западной
Европы в условиях отечественной ментальности и отношения к процессу обучения может быть
эффективным только в случае симбиоза этих двух систем, так как в чистом виде западноевропейская
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
17
система образования, как и принципы Болонского процесса, не соответствуют социально-экономическим
отношениям в обществе и сложившейся культуре обучения в нашей стране. Приобретение учебными
заведениями Украины статуса элементов гражданского общества – это вопрос будущего, пусть недалекого,
но все-таки будущего.
Источники и литература:
1. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы : учеб. пособие / О. В. Заяц. – Владивосток :
ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 344 с.
2. Клочков В. В. Экономика образования: иллюзии и факты / В. В. Клочков. – М. : Мысль, 1985. – 176 с.
3. Коменский Я. А. Избранные сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1. – 655
с.
4. Крупнов Ю. В. Экономика образования или экономия на образовании : [Электронный ресурс] /
Ю. В. Крупнов // Русский Переплет : Интернет-журнал. – Режим доступа :
http://www.pereplet.ru/text/krupnov23coct02. html
5. Топ-10 проблем украинского высшего образования : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
www.delo.ua
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М. : Учпедгиз, 1945. – 567 с.
7. Etzioni A. Investing in parenting / A. Etzioni. – N. Y., 1998. – 266 р.
http://www.pereplet.ru/text/krupnov23coct02.%20html
http://www.delo.ua/
|